Научная статья на тему 'Принцип уважения в праве через призму правосознания общества'

Принцип уважения в праве через призму правосознания общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уважение / правосознание / правовая культура / личность / достоинство / уважительные причины / respect / legal awareness / legal culture / personality / dignity / valid reasons

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дарья Алексеевна Гогитидзе

Рассматривается проблематика принципов права как отправных начал регулирования общественных отношений, среди которых значимое место отводится идее уважения. Выдвигается гипотеза о возможности позиционирования уважения не только в качестве руководящего требования в деятельности органов публичной власти, но и ценностного феномена, проявляющегося на уровне личности. Применяя многообразие средств и способов познания, опираясь на положения нормативных правовых актов, правоприменительных документов и юридической доктрины, аргументируется универсальная природа феномена уважения в праве, его морально-этическая сторона и формально-юридическое содержание. Делается вывод о необходимости соизмерения с принципом уважения государственно-правовых преобразований, что позволит максимально учитывать потребности и интересы человека, стимулировать его социально-активное правомерное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principle of respect in law through the prism of legal consciousness of society

The problems of the principles of law as the starting points of the regulation of public relations, among which a significant place is given to the idea of respect, are being considered. The hypothesis is put forward about the possibility of positioning respect not only as a guiding requirement in the activities of public authorities, but also as a value phenomenon that manifests itself at the level of legal consciousness of the individual. Applying a variety of means and methods of cognition, relying on the provisions of normative legal acts, law enforcement documents and legal doctrine, the universal nature of the phenomenon of respect in law, its moral and ethical side and formal legal content are argued. The conclusion is made about the need to be commensurate with the principle of respect for statelegal transformations, which will allow to take into account the needs and interests of a person as much as possible, to stimulate his socially active lawful behavior.

Текст научной работы на тему «Принцип уважения в праве через призму правосознания общества»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 340.114.5

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-71-74 EDN: https://elibrary.ru/fahoyn NIION: 2003-0059-6/23-838 MOSURED: 77/27-003-2023-06-037

Принцип уважения в праве через призму правосознания общества

Дарья Алексеевна Гогитидзе

Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону, Россия, dawa.98@mail.ru

Аннотация. Рассматривается проблематика принципов права как отправных начал регулирования общественных отношений, среди которых значимое место отводится идее уважения. Выдвигается гипотеза о возможности позиционирования уважения не только в качестве руководящего требования в деятельности органов публичной власти, но и ценностного феномена, проявляющегося на уровне личности. Применяя многообразие средств и способов познания, опираясь на положения нормативных правовых актов, правоприменительных документов и юридической доктрины, аргументируется универсальная природа феномена уважения в праве, его морально-этическая сторона и формально-юридическое содержание. Делается вывод о необходимости соизмерения с принципом уважения государственно-правовых преобразований, что позволит максимально учитывать потребности и интересы человека, стимулировать его социально-активное правомерное поведение.

Ключевые слова: уважение, правосознание, правовая культура, личность, достоинство, уважительные причины

Для цитирования: Гогитидзе Д. А. Принцип уважения в праве через призму правосознания общества // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 71-74. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-71-74. ЕАНОт

Original article

The principle of respect in law through the prism of legal consciousness of society

Daria A. Gogitidze

Rostov State University ofEconomics, Rostov-on-Don, Russia, dawa.98@mail.ru

Abstract. The problems of the principles of law as the starting points of the regulation of public relations, among which a significant place is given to the idea of respect, are being considered. The hypothesis is put forward about the possibility of positioning respect not only as a guiding requirement in the activities of public authorities, but also as a value phenomenon that manifests itself at the level of legal consciousness of the individual. Applying a variety of means and methods of cognition, relying on the provisions of normative legal acts, law enforcement documents and legal doctrine, the universal nature of the phenomenon of respect in law, its moral and ethical side and formal legal content are argued. The conclusion is made about the need to be commensurate with the principle of respect for statelegal transformations, which will allow to take into account the needs and interests of a person as much as possible, to stimulate his socially active lawful behavior.

Keywords: respect, legal awareness, legal culture, personality, dignity, valid reasons

For citation: Gogitidze D. A. The principle of respect in law through the prism of legal consciousness of society. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):71-74. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-6-71-74. EDN: FAHOYN.

С течением времени ученое сообщество все больше обращается к анализу соответствия проводимой правовой политики Российской Федерации провозглашаемым принципам права, отправным идеям и концептам, формируемым соответствующее восприятие юридической реальности личностью. Это абсолютно

обосновано, поскольку основополагающие требования равенства, справедливости, гуманизма и многие другие, определяют смысловое и содержательное наполнение не только законодательства, но и непосредственно деятельности различных ветвей власти, а также осознание права гражданским обществом. По-

© Гогитидзе Д. А., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

следнее, в свою очередь, отражается в таком феномене, как правосознание.

Позитивистское восприятие правосознания, на что обращал внимание профессор В. Н. Синюков, несколько исказило его сущностное, духовно-культурное наполнение [10, с. 221]. Мы солидарны с таким тезисом, и в свою очередь полагаем, что отчасти это обусловлено затушевыванием в числе основополагающих принципов права (а ведь именно им отведена роль по формированию руководящих требований, начал для всей юридической деятельности) - принципа уважения.

Подтверждением сказанному служит фрагментарное ознакомление с нормами законодательства, регламентирующими деятельность органов публичной власти и управления. В качестве фундаментальных основ обеспечения их эффективного функционирования законодатель, как правило, определяет такие, как: законность, равенство, гласность, справедливость [15; 16]. Однако содержание правовой доктрины, системный анализ законодательства Российской Федерации, практики его применения, показывает, что в данном ряду четко прослеживается потребность в закреплении и реализации универсального правового принципа уважения. Его нравственная сущность открывает иные возможности для прочтения права, в том числе, устанавливает необходимую скрепу с правосознанием общества, позволяет формировать его на высоком уровне. Приведем на этот счет некоторые доводы.

Как известно, правосознание может восприниматься не только как совокупность идей, взглядов, эмоций по поводу права, но и в качестве отражения чувствования правового мира, что впоследствии выражается в позиционировании соответствующего мировоззрения, иллюстрирующего юридический облик государства и общества [2, с. 3]. Полагаем, что демократически устроенное государство, а также общество, позиционирующее себя в качестве цивилизованного гражданского союза, при духовно-культурном восприятии права не может игнорировать идею уважения. Это, на наш взгляд, феномен, сочетающий в себе симбиоз духа и чувства права, формируемый на основе нравственной устойчивости, психологической и ментальной развитости индивида и позволяющий познать истинный смысл права.

Согласно толковым словарям русского языка «уважение» - это «чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинства, высоких качеств кого-либо, его заслуг» [4, с. 599; 14, с. 1090]. На законодательном уровне этот посыл проявляется в следующем. К примеру, в 2018 г. утверждены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации, при этом поставлен приоритет по созданию комфортных условий для жизни граждан, возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека [13]. Полагаем, что данный посыл может быть интерпретирован как требование проявления со стороны органов государственной власти и публичного управления уважения к правам, свободам, законным интересам личности, что создаст необходи-

мую основу для восприятия каждым человеком права в качестве регулятора, обеспечивающего его достойное существование. Необходимость прибегнуть к подобному авторскому варианту толкования нормы законодательства отчасти обусловлена тем, что в юридической и иной специальной литературе термин «уважение» понимается неоднозначно.

Без преувеличения можно сказать, что в числе инициаторов современной дискуссии относительно понимания сущности уважения, форм его проявления, можно выделить представителей Саратовской юридической школы: А. С. Мордовец, О. И. Цыбулевская и их ученики (А. Г. Репьев, О. Б. Власова и другие) [3].

Так, А. С. Мордовец заложил не только основу понимания уважения через связь с достоинством личности, но и акцентировал внимание на его восприятии в качестве неотделимой составляющей правосознания [7, с. 100]. Мы солидарны с такой позицией, полагая, что наиболее полная характеристика феномена «уважение» может быть раскрыта исключительно через призму нравственной составляющей социальных отношений. Уважение - одно из важнейших требований этики, нравственности, такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности.

Именно в таком ключе и в неразрывной связи с достоинством личности сегодня развивает в своих работках теорию уважения А. Г. Репьев [8, с. 109-113]. Автор воспринимает уважение не только как идею, какое-либо начало, а возводит его в ранг неукоснительного нормативного предписания, и пишет, что уважение должно быть рассмотрено как «требование максимально почтительного отношения к личности, в котором признается и обеспечивается его честь и достоинство» [9, с. 78].

Весьма органично связала уважение, достоинство личности в конструкции феномена правосознания профессор О. И. Цыбулевская. Отмечая взаимообусловленный характер уважения и достоинства, автор на первый план поставила отношение конкретного индивида к этим благам, что «характеризует его духовный мир и интеллектуальныйуровень» [17, с. 115].

В этом контексте уважение - значимая категория юридической науки. Социум, постепенно развиваясь, переживал эволюцию объектов уважения. Речь идет об уважении религиозных культов, уважении к старшим, уважении обычаев, уважении к власти, уважении к собственности (коллективной, частной) и т. д. Иными словами, уважение - важнейший, исторически сложившийся нравственный, религиозный и правовой регулятор общественных отношений.

Закономерно, что сегодня законодательство и правоприменительная практика содержат в своих текстах такие конструкты, как «уважительные причины», «уважительные обстоятельства» и др. На основе включения данных положений в правоотношения изменяется их характер, например, за счет установления послаблений для отдельных участников общественных отношений с общерегулятивных требований на

JURISPRUDENCE

^JÊÊ*^

дозволительные предписания, либо, напротив - путем исключения юридических фактов из числа уважительных, отношения с общерегулятивных трансформируются в ограничительные. Так, пропущенный по уважительным причинам срок подачи заявления по вопросу «о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций», «может быть восстановлен судом» [1].

Примером второго выступает положение Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что в случае если гражданин, проживающий в помещении на основании решения суда использует его не по назначению, нарушает права соседей, при этом игнорирует соответствующие предупреждения, при этом продолжает «использовать жилое помещение не по назначению и без уважительных причин не проведет капитальный ремонт», данный гражданин подлежит выселению по решению суда [5].

Однако, интерпретация и применение властными органами норм-изъятий и норм-дополнений, конструируемых на основе учета «уважительных причин» существенно разнятся, детерминируя правовые ошибки. Это становится возможным не только в силу их оценочного свойства, но и ввиду различия в уровне правосознания субъектов. Показательным является пример проявления почтительного отношения к субъекту, поведение которого, в свою очередь, подобным уважительным отношением не характеризуется. Речь может идти о лицах, преступивших закон, показавших свое неуважение обществу в виде игнорирования правил поведения, норм морали и пр. Однако к подобному субъекту, даже в условиях изоляции от общества, что является следствием его наказания за совершенное преступление, отношение должно быть максимально почтительным. Это следует из положений как норм международного права [6], так и отечественного законодательства [12]. Уголовно-исполнительный кодекс РФ если и не перенасыщен нормами об уважительном отношении к осужденным, то по крайней мере прибегает к ним более десяти раз, на наш взгляд, не всегда соизмеряя подобное почтительное отношение с уровнем правосознания осужденного. Так, «при наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов» [11], чем установлено нормативами.

Тезисно изложенный материал позволяет очертить некоторые положения, претендующие на постановку проблемы:

• во-первых, власть вынуждена соизмерять с принципом уважения цели и задачи не только существующих отношений, но и социальных преобразований, учитывать потребности и интересы человека, стимулировать его социально-активное правомерное поведение. Пренебрежение названной закономерностью приводит к трудноразрешимым социальным последствиям;

• во-вторых, вместе с тем, универсальность принципа уважения, рассматриваемого и через призму прав и обязанностей личности, обеспечения ее правового положения, формирования правосознания и правовой культуры, рассматриваемого с позиции территориального мирового признания, далеко не всегда совпадает с оценкой его сущностных, содержательных и ценностных свойств;

• в-третьих, обозначенная проблема актуализирует потребность комплексного исследования проблематики уважения, с различных позиций: и как правового принципа, и в качестве компонента формирования правового сознания общества, и в качестве нравственно-этического ценза для государственно-правового реформирования в целом.

Список источников

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.

2. Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России / 2-е изд., перераб. Саратов : СЮИ МВД России, 2008.

3. Власова О. Б. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность : общетеоретическое исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011.

4. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. / под ред. Т. Ф. Ефремовой. М. : ACT: Астрель, 2006. Т. 1: А-Л.

5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1. Ст. 14.

6. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

7. Мордовец А. С., Магомедов А. А., Силантьева Л. В., Чинчиков А. А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов : СВШ МВД РФ, 1994.

8. Репьев А. Г. Человеческое достоинство и правовое преимущество : диалектика взаимосвязи категорий // Государство и право. 2017. № 6. С. 109-113.

9. Репьев А. Г., Репьева А. М. Нравственно-правовые категории «уважение» и «достоинство» с позиции ценностного подхода (на примере уголовно-исполнительного права) // Алтайский юридический вестник. 2018. № 3 (23). С. 77-81.

10. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию / под ред. В. Н. Си-нюкова. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2010.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

13. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 № 204 (ред. от 21 июля 2020 г.) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.

14. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М. : «Альта-Принт», 2008.

15. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

16. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 16 апреля 2022 г.) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.

17. Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н. И. Матузова. Саратов : ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.

References

1. Arbitration Procedural Code of the Russian Federation of July 24, 2002 № 95-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. № 30. Art. 3012.

2. Bainiyazov R. C. Legal consciousness and legal mentality in Russia / 2nd ed., revis. Saratov : SJUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008.

3. Vlasova О. B. Dignity of a person as a moral and legal value : general theoretical study : abstract dis. ... Dr.jurid. sciences. Saratov, 2011.

4. Efremova T. F. Modern explanatory dictionary of the Russian language. In 3 volumes / Ed. T. F. Efremova. M. : AST: Astrel, 2006. Т. 1 : A-L.

5. Housing Code of the Russian Federation of December 29, 2004 № 188-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2005. № 1. Art. 14.

6. International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted on December 16, 1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary session of the UN General Assembly) // Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR. 1976. № 17. Art. 291.

7. Mordovets A. S., Magomedov A. A., Silantieva L. V., Chinchikov A. A. Human rights and activities of internal affairs bodies / Saratov : SHS MVD RF, 1994.

8. Repiev A. G. Human dignity and legal advantage : the dialectic of the relationship of categories // State and Law. 2017. № 6. P. 109-113.

9. Repiev A. G., Repeva A. M. Moral and legal categories of «respect» and «dignity» from the standpoint of the value approach (on the example of penal law) // Altai Legal Bulletin. 2018. № 3 (23). P. 77-81.

10. Sinyukov V. N. Russian legal system. Introduction to General Theory / Ed. V. N. Sinyukov. 2nd ed., add. M. : Norma, 2010.

11. Penal Enforcement Code of the Russian Federation of 08.01.1997 № 1-FZ //Collection of Legislation ofthe Russian Federation. 1997. № 2. Art. 198.

12. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ // Collection of Legislation ofthe Russian Federation. 1996. № 25. Art. 2954.

13. Decree ofthe President ofthe Russian Federation of May 7, 2018 № 204 (ed. July 21, 2020) «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2018. № 20. Art. 2817.

14. Ushakov D. N. Big explanatory dictionary of the modern Russian language / Ed. D. N. Ushakova. M. : «Alta-Print», 2008.

15. Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» dated January 17, 1992 № 2202-1 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. № 47. Art. 4472.

16. Federal constitutional law of December 31, 1996 № 1-FKZ (as amended on April 16, 2022) «On the judicial system of the Russian Federation» // Collection of legislation ofthe Russian Federation. 1997. № 1. Art. 1.

17. Tsybulevskaya O. I. Moral foundations of modern Russian law / Ed. N. I. Matuzova. Saratov : GOU VPO «Saratov State Academy ofLaw», 2004.

Информация об авторе

Д. А. Гогитидзе - аспирант кафедры теории и истории государства и права Ростовский государственный экономический университет.

Information about the author D. A. Gogitidze - Postgraduate student ofthe Department of Theory and History of State and Law ofthe Rostov State University of Economics.

Статья поступилав редакцию 04.04.2023; одобрена после рецензирования 01.06.2023; принята к публикации 01.08.2023. The article was submitted 04.04.2023; approved after reviewing 01.06.2023; accepted for publication 01.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.