DOI 10.24411/2227-7315-2020-10100 УДК 347.6
М.В. Ульянова
УВАЖЕНИЕ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ И ПРИНЦИП ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Введение: уважение традиционно рассматривалось как морально-нравственная категория, в рамках данного исследования предложено иное видение уважения как правовой категории, принципа семейного права. Цель: выявить правовую природу уважения в семейных правоотношениях, основываясь на работах специалистов в различных областях права, исследуя нормативные правовые акты как международного, так и внутреннего уровней, где закреплена категория «уважение прав», «уважение достоинства», в целях осуществления семейных прав; выявлены формы проявления принципа уважения. Методологическая основа: анализ и синтез, индукция и дедукция, аргументация, обобщение, исторический, сравнительно-правовой анализ. Результаты: установлено содержание категории уважения, ее взаимосвязь с иными понятиями, в т.ч. любви, свидетельствует о том, что уважение — принцип семейного права, осуществления семейных прав, а также сделан ряд полезных выводов для развития науки семейного права. Выводы: внесены предложения по развитию семейного законодательства в направлении, способствующем уважению прав членов семьи.
Ключевые слова: понятие уважения, любовь, уважение в правовом регулировании семейных отношений, принцип уважения в международном и российском правовом е регулировании, уважение как правовая форма, проявление принципа уважения в нор- | мах Семейного кодекса РФ. С
ш
—I
О
M.V. Ulyanova о
RESPECT AS A LEGAL CATEGORY AND THE PRINCIPLE J
OF FAMILY RIGHTS AND RESPONSIBILITIES с
—
Background: respect has traditionally been regarded as a moral category; within the о
framework of the study, a different vision of respect as a legal category, the principle of р
family law has been proposed. Objective: to identify the legal nature of respect in family |
relations, based on the work of specialists in various fields of law, examining regulatory к
legal acts both at the international and domestic levels, which enshrines the category of а
respect for rights, respect for dignity, in order to exercise family rights; to reveal forms of J
manifestation of the principle of respect. Methodology: analysis and synthesis, induction и
and deduction, argumentation, generalization, historical, comparative legal analysis. •
Results: the author argues that the content of the category of respect, its relationship with (
other concepts, including love, indicates that respect is the principle of family law, exercis- 5
ing family rights, and a number of useful conclusions for the development of the science of 2
О
family law has also been made. Conclusions: proposals have been made to develop family 0 legislation in the direction that promotes respect for the rights of family members.
© Ульянова Марина Вячеславовна, 2020
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права (Российский государственный университет правосудия); e-mail: [email protected] © Ulyanova Marina Vyacheslavovna, 2020
Candidate of law, Associate Professor, Civil law department (Russian State University of Justice) 57
Key-words: concept of respect, love, respect in the legal regulation of family relations, the principle of respect in international and Russian legal regulation, respect as a legal form, manifestation of the principle of respect in the norms of the Family Code of the Russian Federation.
В ст. 1 Семейного кодекса РФ1 (далее — СК РФ) закреплены такие категории как «уважение», «любовь», являющиеся общечеловеческими моральными ценностями, на которых основаны семейные отношения, что выделяет эту отрасль среди прочих. Любовь и уважение являются основанием возникновения отношений, мотивом, который позволяет сохранять семейные правоотношения в течение жизни человека, а также осуществлять свои естественные права в добровольном порядке, не прибегая к гарантиям и принудительным мерам со стороны государства. Необходимо подробнее исследовать указанные понятия, выявить их природу, выяснить, являются ли они правовыми понятиями, относят ли в науке их к принципам права или они имеют иную природу. Авторы в работах по другим отраслям права обращают внимание на неопределенность понятия «уважение» в контексте семейных отношений [1, с. 19-20], что нашло отражение и в практике рассмотрения дел ЕСПЧ2.
Согласно лексическому толкованию, «уважение» — почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. «Достоинство» — это качество, совокупность моральных качеств, уважение этих качеств [2, с. 152]. В соответствии с лексическим значением «уважение» взаимосвязано с такими понятиями как интересы другого и любовь, «уважать — считаться с кем-нибудь, принимать во внимание, соблюдать чьи-нибудь интересы, любить» [2, с. 713]. Любовь — это чувство самоотверженной, сердечной привязанности [2, с. 286].
Одним из первых актов, в котором закреплен характер отношений между супругами, родителями и детьми — любить и уважать (почитать), является п. 22 Домостроя [3, с. 6], далее в ст. 106, 107 в Своде законов Российской империи3! Таким образом, личные отношения были подвергнуты регулированию правом, т.е. обладали признаком формальной определенности, присущим принципам права.
Категория «уважение» в теории права подвергнута исследованию, ее определяют как правовую форму [4, с. 8-15]. Традиционно в семейном праве уважение относят к моральным ценностям [5, с. 9], к «социальным регуляторам» [6, с. 8]. В ряде работ (например, О.Ю. Ильиной, Л.Б. Максимович), которые посвящены исследованиям различных институтов семейного права, упоминается об уважении, однако детальной проработки именно этого понятия не представлено [7, с. 34; 8, с. 4-6], но позиция авторов ясна и интересна.
Оригинальную мысль высказал П.А. Якушев. Автор определяет уважение как традиционную ценность, относят это к регуляторам семейных отношений [9, с. 58; 10]. Е.В. Гордеюк — уважение и любовь относит к нематериальным благам, к объектам брачных правоотношений [11, с. 4-6], принципу правового регулирования [12, с. 4]. Следует отметить значимый интерес авторов к осмысле-
1 См.: Семейный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (в ред. от 2 декабря 2019 г.) // Российская газета. 1996. 27 янв.
2 Постановление ЕСПЧ от 6 октября 2005 г. по делу «Морис против Франции» (жалоба № 11810/03). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.05.2020).
3 См.: Свод законов гражданских. Российской империи. Т. 10. Ч. 1. СПб., 1900. С. 17-18. К 58 1900 году личные отношения в семье стали предметом правового регулирования.
нию категории «уважения» в рамках научных работ по семейному праву. Исходя из лексического значения уважение — это отношение, поэтому сложно назвать отношение объектом. Следует согласиться, что «любовь и уважение» выступают как «содержание добрачного, брачного и послебрачного отношений» [12, с. 4].
О.Ю. Ильина в своей работе исследует категории «уважение прав», «уважение к правам и благополучию детей», однако далее не раскрывает содержание понятия подробнее [7, с. 34].
Л.Б. Максимович, исследуя право ребенка выражать свое мнение, описывая поведение родителей по отношению к ребенку, применительно к учету мнения детей пишет об «уважении их человеческого достоинства (п. 1 ст. 65 СК РФ)», заменяя тем самым негативную формулировку закрепленную законодателем об «унижении человеческого достоинства» [8, с. 4-6]. Полагаю, автор тонко и верно подметила, что именно выражение своего мнения и учет мнения ребенка и есть проявление уважения к нему, уважение достоинства ребенка. Такая позиция подтверждается и исследованиями, проведенными в Уэльсе, где усыновители, уважая мнение ребенка, его «предыдущие семейные связи», положительно относились к желанию ребенка общаться с его родственниками, братьями и сестрами, предоставляя такую возможность [13, с. 1-23].
П.А. Якушев в своих работах выделяет «уважение к старшим» [9, с. 14]. Подобная позиция требует уточнения, поскольку суживает значение этой категории. Безусловно, старшее поколение заслуживает уважения, но уважения заслуживают и другие лица, в т.ч. дети, братья, сестры и другие субъекты, иные лица, осуществляющие семейные права. В рамках исследований по иным отраслям права авторы, исследуя принцип уважения, пишут, что достоинство человека есть признание ценности и «уникальности каждого человека, создание надлежащих условий для достойного существования и всестороннего развития его как личности» [14, с. 15-20], независимо от возраста. Взаимная любовь и уважение, закрепленные в ст. 1 СК РФ, относятся ко всем «отношениям, регулируемым семейным законодательством» (ст. 2 СК РФ), что позволяет судить об их направленности относительно осуществления прав всеми субъектами этих отношений.
Таким образом, в результате анализа ряда работ можно выделить следующее: уважение — это не только общечеловеческая, моральная ценность, регулятор социальных отношений, является основой семейных отношений, но и правовая категория. Понятие «уважение» многогранно, и сводить его только к одному из его возможных проявлений значит обеднять его.
С позиции правового исследования вызывает интерес, являются ли семейные отношения, основанные на «взаимной любви и уважении», значимыми для общества; возможно ли урегулировать их в нормах объективного семейного права; если это правовая категория, то к чему следует ее относить.
В семейных отношениях уважение — один из столпов совместной жизни супругов. В XIX в. и ранее при отсутствии свободы брака и самостоятельности выбора спутника жизни, ряд авторов считают что основа прочных отношений внимание и уважение супругов друг к другу [15; 16; 17]. Г.Ф. Шершеневич, поддерживая настроение своей эпохи, писал что «к семейным правам не должны быть причислены установленные законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, — право имеет дело только с внешним миром, но не душевным» [18, с. 528-529]. Уважение и
любовь относили к душевной сфере человека, на которую сложно воздействовать посредством норм права.
Современные авторы также не имеют единого мнения. Е.В. Гордеюк полагает, что «взаимная любовь и уважение не поддаются правовому регулированию», имеют особый период существования. «Основания возникновения — определенные личностные явления, обстоятельства, качества, способствующие возникновению у человека определенных чувств», т.е. всецело категории, определяющие духовную жизнь человека. Защита, по ее мнению, таких нематериальных благ как уважение, «происходит опосредовано через защиту отдельных субъективных прав членов семьи» [11, с. 4-6]. С.Ю. Филиппова пишет, что «с позиции юриспруденции установление наличия или отсутствия любви и уважения не представляется возможным и необходимым» [19, с. 3-7]. Такая позиция действительно свидетельствует об оценочном характере этих категорий. Уважение относится к правам и ожидать санкций за их нарушение неверно, это скорее характеристика отношения к субъективным правам другого лица, к возможности их осуществления, т.е. критерия требования к субъекту, который определяет поведение человека. Логично говорить об уважении как о принципе осуществления семейных прав. Возведение уважения в ранг принципа послужит «гарантией охраны прав» [20, с. 4]. Именно проявление уважения, уважения к правам, является формой обратной злоупотреблению правом. Эта категория связанная с категорией «злоупотребление», служит обеспечению беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав. Таким образом, логично, что принцип уважения является бинарным принципу злоупотребления.
В Конвенции о правах ребенка4 употреблены термины «уважение прав» (ст. 13, 29), «уважение к правам» (ст. 40), «уважение человеческого достоинства ребенка» (ст. 28), «воспитание уважения к правам человека», к родителям ребенка и т.д. вплоть до того, что государства. подписавшие Конвенцию соглашаются, что образование ребенка должно быть направлено на «воспитание уважения к ...» (ст. 29), хотя единообразия в каких-то вопросах не обнаруживается, однако все сочетания подтверждают, что основополагающим фактором является почтительное отношение, основанное на признании качеств. Международные договоры, ратифицированные РФ, основаны на «уважении прав», «уважении достоинств человека», признании достоинств5, тем более что они имеют приоритет над нормами семейного законодательства (ст. 6 СК РФ).
Современные представления об уважении прав и достоинств нашли свое отражение в международном праве [21; 22; 23, с. 107-125], в конституционном и других отраслях права [14, с. 15-20; 1, с. 19-21]; проявление уважения имеет вполне материальные, правовые формы. Поэтому важно подвергнуть исследованию работы авторов относительно понимания содержания уважения в международном праве, а также в конституционном и других отраслях прав РФ.
й 4 См.: Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября
1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. ХЦУ1.
5 См.: Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 дек.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (подписан в Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбург 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (подписан в г. Страсбург 22 ноября 1984 г.)) 60 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163.
Принцип уважения прав человека впервые на международном уровне был закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций6. Согласно тексту Женевской Декларации прав ребенка, принятой Лигой нации на своей сессии V в 1924 г., «человечество должно давать детям лучшее из всего, что оно имеет», проявление уважения заключается в том, что «ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного...». Далее указывается, что «ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должен быть предоставлен уход; отсталому ребенку должна быть оказана помощь; порочные дети должны быть исправлены; сиротам и беспризорным детям должно быть дано убежище и все необходимое для их существования» [24, с. 37-38]. Таким образом, уважение сводится к необходимости обеспечить ребенку определенный набор жизненно важных потребностей, действиями «родителей, мужчин и женщин»7! Логично сделать вывод, что уважение к ребенку относится не только к обязательствам государства, а к действиям и поведению конкретных субъектов — мужчин и женщин.
Если обратиться к Конвенции о правах инвалидов, то там закреплено «поощрение уважения присущего им (инвалидам) достоинства»8.. Возможно, это особенности перевода или смыслового содержания слов в иностранном языке. В русском языке, слово «уважение» в одном из его значений и есть признание достоинств.
Авторы придерживаются позиции интегративного правопонимания, указывают, что «принцип уважения достоинства человека является основополагающей формой права»; это позволяет определить его сущность и «обеспечить его сбалансированное применение». Далее авторы пишут, что «сущность уважения достоинства состоит именно в том, что это неотъемлемое свойство человека как высшей ценности. ...это свойство рассматривается как основа признания и уважения всех его прав и свобод». Более того, «вне зависимости от того, обладает ли человек свойствами личности, способен ли он осознавать характер своих действий, является ли он порядочным гражданином или особо опасным преступником, он все равно обладает „достоинством"» [14, с. 15-20]. Несомненно, что уважение следует проявлять не только к «старшему поколению», но и к родившемуся ребенку, к супругу, к другим родственникам и иным лицам.
Поэтому конституционный принцип уважения достоинства человека является основой признания и осуществления прав и свобод человека во всех сферах его жизни [14, с. 15-20]. Наиболее разработана категория принципа уважения прав в уголовном праве и процессе [25, с. 200-205; 26, с. 17; 24, с. 107-125]. Логичен вывод о существовании принципа уважения в семейной сфере и в семейном праве, где конкретизирован порядок его реализации.
Следует согласиться с позицией тех авторов [1, с. 19-21; 27, с. 132], которые выделяют две формы «принципа уважения достоинства человека», т.к. он состоит из двух взаимозависимых и взаимосвязанных элементов. С одной стороны, в широком его понимании, данный принцип призывает всех субъектов права уважать человеческое достоинство. С другой стороны, содержание данного
6 См.: Устав Организации Объединенных Наций (принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 1956. Вып. XII. С. 14-47.
7 См.: Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. )// Российская газета. 1998. 10 дек.
8 См.: Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорк 13 декабря 2006 г.) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7, с. 45-67. 61
принципа подразумевает обязанность государства гарантировать достоинство личности, охранять его и защищать. В данном контексте можно говорить о принципе уважения как о «публично правовой ценности» [14, с. 15-20], так и о частном характере принципа уважения применительно к отдельным субъектам семейных отношений, осуществления их прав на основе уважения. Уважение относится к оценочной категории, которая сочетает в себе, помимо правовых, философские, духовные, нравственно-этические аспекты, что создает некоторые трудности в определении и в правоприменении.
Принцип «уважения достоинства человека» тесно соотносится со многими общепризнанными принципами права, и в первую очередь с такими, как уважение прав человека и охрана прав человека. Эта взаимосвязь четко просматривается во многих международно-правовых актах.
Таким образом, следует говорить о принципе уважения в семейном праве, о его отраслевом характере. Проявляясь в поведении субъектов семейных прав, этот принцип выступает критерием их поведения и соответственно принципом осуществления семейных прав и исполнения обязанностей.
Основой для подобного утверждения помимо норм международных договоров является и внутреннее национальное регулирование. В Конституции РФ закреплен конституционный принцип уважения чести и достоинства личности, который детализирован в отраслевом законодательстве (ст. 21 Конституции РФ, ст. 9 УПК РФ). Эта категория давно разрабатывается специалистами в области уголовного процесса, но не имеется специальных исследований в сфере семейного права.
Безусловно, можно опираться на высказывания патриархов права XIX в., но следует учитывать, что на тот момент теория защиты прав права личности и законодательное их регулирование в актах как Российской империи, так и мирового сообщества находились на ином уровне. Современные представления о правах человека, об уважении личности, ушли намного дальше, и актуальным является исследование проявления международного и конституционного принципа уважения в нормах семейного права.
На необходимость закрепления уважения в качестве принципа обращает внимание Н.Н. Петурова. Свои выводы она делает на основании сравнительного исследования современного права Швейцарии и Франции, которые базируются на принципах «уважения самоопределения» и «автономии воли лица» в сфере обеспечения защиты прав и интересов лиц с ментальными и психическими расстройствами. Автор аргументировано доказывает «необходимость применения этих принципов в российском праве для повышения уровня гарантий защиты прав лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве» [28, с. 10]. Основываясь на мнении автора, логично добавить, что опека взаимосвязана с семейными отношениями (воспитание, забота об опекаемом), поэтому проявлением принципа уважения являются закрепление в законе и реализация возможности выбора как способа закрепления воли, так и личности опекуна.
Представляется обоснованным выделение принципа уважения как самостоятельного принципа, который в своей основе имеет закрепление в нормах международного праве, выделен как принцип в национальных системах зарубежных стран, имеет свое проявление в ряде норм СК РФ, и возможно, осознание его как принципа позволит модернизировать правовое регулирование для беспре-
пятственного осуществления семейных прав и исполнения обязанностей, без принуждения со стороны государства и вмешательства в дела семьи.
В современном СК РФ в ст. 1 закреплено, что семейное законодательство «исходит из необходимости укрепления семьи и построения семейных отношений на чувствах взаимного... уважения». Представляется, что современное регулирование семейных отношений направлено именно на развитие уважения субъектов, осуществляющих семейные права. Проявлением этого является возможность супругов, хотя и в рамках допустимых законом, но самостоятельно определять формы и способы своего поведения.
Именно на это ориентируется законодатель, предоставляя возможность урегулировать имущественные отношения между супругами посредством заключения брачного договора, в личных неимущественных отношениях заключить соглашение об определении порядка общения с ребенком, соглашение об уплате алиментов и т.д. Проявлением уважения между супругами является решение вопросов по взаимному согласию. Стремление найти баланс прав, не пересекая границу прав другого лица. Думается, в целях совершенствования правового регулирования и правоприменения, исходя из уважения к участникам отношений, соглашение следует называть «соглашение о содержании...», т.к. стороны могут никогда и не дойти до суда и не взыскать алименты.
В отношении проявления уважения к детям, в т.ч. уважения их достоинств является норма, закрепленная в ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение при решении внутри семьи вопросу, затрагивающих его интересы, ранее приводилось, высказывание Л.Б Максимович, подтверждающее это.
Думается, именно необходимостью закрепить уважение ребенка в качестве нормы была направлена запретительная ст. 58 СК РФ. Общественность восприняла имена с нетрадиционным сочетанием букв и цифр, либо имена имеющие определенные отсылки к неприличным этапам в истории человечества, как явление умаляющее достоинство ребенка, проявление неуважения к личности.
Исходя из понимания уважения, следует обратить внимание и на отношения супругов друг к другу, некоторые авторы определяют «супружескую верность» [9, с. 16] как ценность, не поддающуюся правовому регулированию. Полагаю, супружеская верность — это оценочная категория, которая не может быть определена однозначно, но имеет прямое отношение к уважению. То, что одному благо, то для другого может быть оскорблением, неуважением, пренебрежительным отношением к его достоинствам9! В ст. 31 СК РФ закреплена обязанность супругов «строить свои отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи». Эти понятия не являются уже только нравственными, они получают вполне легальное, правовое наполнение. Наличие взаимности уважения, проявления почтения к супругу, признании его достоинств, проявляющиеся в конкретных волевых действиях, что видимо и позволяет браку существовать и осуществлять субъективные супружеские права и обязанности.
Таким образом, можно выделить несколько правовых форм проявления принципа уважения. Первая — относится к публичным отношениям — уважение со стороны государства к семейным правам субъектов отношений, что проявляется в правовом регулировании, в возможностях субъектов самостоятельно определять порядок, способ, поведения, заключать договоры, регулирующие отношения
9 Подобные семьи в истории известны: В. Маяковский и Л. Брик, А. Тарковский, Л.Д. Ландау.
63
внутри семьи, позволяющих осуществлять семейные права и исполнять обязанности. А вторая форма проявления принципа уважения — это почтительное отношение, признание достоинств другого человека — члена семьи, будь то ребенок или супруг, родственник или иное лицо, осуществляющее семейные права.
Уважение тесно связано с категорией «любовь», хотя и граничит с ним, но не совпадает в полном объеме. В то же время в правовой литературе выделяют «любовь», «уважение», «чувства» как однопорядковые категории, составляющие нематериальные блага в сфере нравственности как объекты брачных правоотношений [11, с. 4-6]. По-видимому, различия состоит в следующем: любовь относится к чувствам, которые испытывает человек, во внешнем проявлении они могут выступать и в виде действий, основанных на уважении прав, достоинства.
В международных договорах10» правах ребенка указано, что ребенок должен расти в «атмосфере любви». Думается, любовь — это чувство, состояние лица, мотивация действий и благо (возможно ожидаемое). Включив в правовое регулирование эту категорию, законодатель хотел подчеркнуть особенность семейных отношений, отрасли семейного права и значение эмоционального состояния. В отношениях супругов — любовь определяющий принцип семейного права, подразумевающий свободу заключения брака. Но так как ни одна из наук не дала всеобъемлющего толкования понятия любовь, то и возможность урегулировать правовыми средствами отношения пока не увенчались успехом.
Категория «любовь» не имеет правового содержания, не имеет эмоциональную природу, относится к категориям нравственным, является социальным регулятором межличностных отношений, связана с «уважением», но отличается от него.
Таким образом, есть основания считать, что любовь как явление неправового характера, при введении ее текст закона, будет находится во взаимосвязи с категорией уважения, что может быть подвергнута косвенному регулированию через нее, что подчеркивает особенности, показывает связь общечеловеческих ценностей и правового регулирования в семейных отношениях.
Уважение является правовой категорией. Принцип уважения в семейном праве — является детализированным общеправовым конституционным, порядок реализации его конкретизирован применительно к осуществлению семейных прав и исполнению обязанностей нормами СК РФ.
Библиографический список
1. Арутюнян Р.Т. Право на уважение семейной жизни в решениях суда по делам о депортации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 8. С. 19-21.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. 798 с.
3. Домострой / отв. ред. Л.А.Дмитриев. СПб.: Наука, 2007. 399 с.
4. Момотов В.В. Уважение к суду как правовая категория: реальность и перспективы в России // Судья. 2019. № 4. С. 8-15.
5. Нечаева А.М. Семья и закон. М.: Наука, 1980. 128 с.
6. Беспалов Ю.Ф. Некоторые проблемы осуществления, охраны и защиты прав ребенка в Российской Федерации // Права ребенка в РФ: законодательство, правоприменительная деятельность, российская наука: материалы Международной научно-практической конференции /отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М., 2018. 352 с.
10 См.: Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров 64 СССР. 1993. Вып. XLVI.
7. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2006. 267 с.
8. Максимович Л.Б. Право ребенка выражать свое мнение: содержание и границы // Семейное и жилищное право. 2018. № 6. С. 4-6.
9. Якушев ПА.. Институт брака: традиционное и правовое регулирование в России и странах Европы. Владимир: Атлас, 2017. 118 с.
10. Якушев ПА.. Споры о детях: традиционные семейные ценности и судебная практика: М.: Проспект, 2018. 124 с.
11. Гордеюк Е.В. Нематериальные блага в сфере нравственности как объекты брачных правоотношений // Семейное и жилищное право 2016. № 3. С. 4-6.
12. Гордеюк Е.В. Личные неимущественные права и иные нематериальные блага как объекты брачных прав по семейному законодательству Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017.
13. Rights and Relationships of Children who are Adopted from Care // International Journal of Law, Policy and the Family, Vol. 33. Issue 1. April 2019. P. 1-23.
14. Умнова ИА., Стальнова А.С. Конституционный принцип уважения достоинства человека: общие подходы в правопонимании и российская конституционная практика // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 15-20.
15. Полянский П.Л. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Российском обществе: историко-правовое исследование. М.: Зерцало-М, 2016. 400 с.
16. Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока (социально-демографический анализ). М.: Норма, 1985. 164 с.
17. Серебрякова М.Н. Семья и семейная обрядность в турецкой деревне (новейшее время). М.: Наука, 1979. 168 с.
18. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. 719 с.
19. Филиппова С.Ю. Гражданско-правовые средства достижения цели построения семьи путем фактических брачных отношений // Семейное и жилищное право. 2010. № 3. С. 3-7.
20. Закиров А.Ф. Уважение чести и достоинства личности — принцип Российского уголовного процесса: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск. 2004. 24 с.
21. Нешатаева Т.Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права // Вестник ВАС РФ. 2004. № 3.
22. Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Зерцало, 2000. 416 с.
23. Грачева СА, Рафалюк Е.Е. Обеспечение прав человека в рамках европейской и межамериканской интеграции (компаративистский анализ) // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 107-125.
24. Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А. Кар-ташкин, Е.А. Лукашева. М.: Инфра-М, 2002. 944 с.
25. Сильнов М.А., ВасиленкоАА. Реализация конституционного принципа уважения чести и достоинства личности при получении показаний // Обеспечение конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства: материалы круглого стола (19 декабря 2017 г.) / отв. ред. В.В. Ершов. М.: РГУП, 2018. 264 с.
26. Шатохин И.Д. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2018. 24 с.
27. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / под общ. ред. В.А. Туманова, Л.М. Энтина. М.: Норма, 2002. 336 с.
28. Петурова Н.Н. Правовое регулирование опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц в России, Франции и Швейцарии: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 208 с.
References
1. Harutyunyan R.T. the Right to respect for family life in court decisions on cases of deportation // Constitutional and municipal law. 2018. No. 8. P. 19-21.
2. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Moscow, 1987. 798 p.
3. Domostroy / ed. L. A. Dmitriev. SPb.: Nauka, 2007. 399 p.
4. Momotov V.V. Respect for the court as a legal category: reality and prospects in Russia. 2019. No. 4. P. 8-15.
5. Nechaeva A.M. Family and law. Moscow: Nauka, 1980, 128 p.
6. Bespalov Yu.F. Some problems of implementation, protection and protection of children's rights in the Russian Federation // Rights of the child in the Russian Federation: legislation, law enforcement, Russian science: materials of the International scientific and practical conference. M., 2018. 352 p.
7. Ilina O.Yu. Interests of the child in the family law of the Russian Federation. Moscow: Gorodets, 2006. 267 p.
8. Maksimovich L.B. The right of the child to Express his opinion: contents and borders / / Family and housing law. 2018. No. 6. P. 4-6.
9. Yakushev P.A. Institute of marriage: traditional and legal regulation in Russia and Europe. Vladimir: Atlas, 2017.118 p.
10. Yakushev P.A. Disputes about children: traditional family values and judicial practice: Moscow Prospect, 2018.
11. Gordeyuk E.V. Immaterial benefits in the sphere of morality as objects of marriage legal relations // Family and housing law 2016. No. 3. P. 4-6.
12. Gordeyuk E.V. Personal non-property rights and other non-material goods as objects of marriage rights under the family legislation of the Russian Federation: author. dis. ... kand. the faculty of law. Sciences. M., 2017.
° 13. Rights and Relationships of Children who are Adopted from Care // International
? Journal of Law, Policy and the Family, Vol. 33. Issue 1. April 2019. P. 1-23. a 14. Umnova IA, Stalnova A.S. the constitutional principle of respect for human dig-
nity: General approaches to legal understanding and Russian constitutional practice // | Constitutional and municipal law. 2016. No. 10. P. 15-20.
| 15. Polyansky P.L. Legal regulation of marriage and family relations in Russian society:
f historical and legal research. Moscow: Zertsalo-M, 2016. 400 p.
>g 16. Sivertseva T.F. Family in the developing countries of the East (socio-demographic
I analysis). Moscow: Norma, 1985. 164 p.
1 17. Serebryakova M.N. Family and family rites in the Turkish village (modern times).
2 Moscow: Nauka, 1979, 168 p.
1 18. Shershenevich G.F. Course of civil law. Tula: Autograph, 2001. 719 p.
£ 19. Filippova S.Yu. Civil-legal means of achieving the goal of building a family by actual
I marriage relations // Family and housing law. 2010. No. 3. P. 3-7.
g 20. Zakirov A.F. Respect for the honor and dignity of the individual-the principle of
'g the Russian criminal process: author. dis. ... Cand. the faculty of law. Sciences. Izhevsk, ¡ 2004.24 p.
S. 21. Neshatayeva T.N. the Court and generally recognized principles and norms of in-
^ ternational law // Vestnik VAS RF, 2004. No. 3. í 22. Tunkin G.I. Theory of international law. Moscow, 2000. 416 p.
m 23. Gracheva S.A., Rafalyuk E.E. Ensuring human rights in the framework of European
and inter-American integration (comparative analysis) // Journal of Russian law. 2014. No. 12. P. 107-125.
24. International acts on human rights: collection of documents / comp. V.A. Kartash-kin, E.A. Lukasheva. M., 2002. 944 p.
25. Silnov M.A., Vasilenko A.A. Implementation of the constitutional principle of re-66 spect for the honor and dignity of the individual when receiving evidence // Ensuring the
constitutional rights and freedoms of participants in criminal proceedings: materials of the round table (December 19, 2017) / ed. V.V. Yershov. M.: rsup, 2018. 264 p.
26. Shatokhin I.D. the Principle of respect for and observance of human and civil rights and freedoms in operational and investigative activities: author's abstract ... Cand. the faculty of law. Sciences. SPb., 2018. 24 p
27. Comment to the Convention on the protection of human rights and fundamental freedoms and the practice of its application / ed. by V.A. Tumanov, L.M. entina. M.: Norm, 2002. 336 p.
28. Peturova N.N. Legal regulation of guardianship and guardianship in relation to adults in Russia, France and Switzerland: dis. ... Cand. Moscow, 2019. 208 p.