Научная статья на тему 'ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
486
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
PRESIDENT / JUDICIAL BRANCH / PARLIAMENT / PUBLIC AUTHORITY / PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS / GOVERNMENT / ПРЕЗИДЕНТ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демченко Иван Александрович

В этой статье исследуются фундаментальные вопросы строения государственного управления, одной из основ которой служит принцип разделения ветвей власти. Цель работы заключена в анализе действующих конституционных норм. В данной статье используются аналитический и системный методы исследования. Актуальность работы подтверждается текущими поправками в Основной Закон. В работе приводятся исторические предпосылки развития теории разделения власти и фактическая конъюнктура в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.33

Юридические науки

Демченко Иван Александрович, студент Российский государственный университет правосудия

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ И

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация:В этой статье исследуются фундаментальные вопросы строения государственного управления, одной из основ которой служит принцип разделения ветвей власти. Цель работы заключена в анализе действующихконституционных норм. В данной статьеиспользуются аналитический и системный методы исследования.

АктуальностьработыподтверждаетсятекущимипоправкамивОсновнойЗакон. В работе приводятся исторические предпосылки развития теории разделения власти и фактическая конъюнктура в современной России.

Ключевые слова: Президент, Судебная власть, Законодательная власть, Публичная власть, принцип разделения властей, Исполнительная власть.

Abstract:Thisarticleanalyzed the fundamental issues of public administration, one of the foundations of which is the principle of separation of branches of power. The purpose of the work is analyzing the current constitutional norms.Analytical and systems research methods are used. The relevance of the work is confirmed by the current amendments to the Basic Law.The articlepresents the historical background of the development of the theory of separation of powers and the actual situation in Russia.

Keywords :The President, Judicial branch,Parliament, Public authority, principle of separation of powers,Government.

Принцип разделения властей - это фундаментальный принцип, закладывающий основу для построения демократии в государстве. Политическая карта мира формируетсястановлением государств.И именно внутренний баланс ветвей власти вместе с Основным Законом, в котором сформулированы основы функционирования страны, являются залогом успешного формирования социальных отношений. В России действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленный в ст. 10 Конституции, где отмечается самостоятельность ветвей.[1]. Известно, что Россия некоторые политические институты переняла из опыта европейских стран. Можно отметить относительное сходство главных законов нашей страны и Франции, где в основе лежит полупрезидентская республика приколлаборации всех ветвей иравновесии компетенций.

Автор первой Всемирной Теории, античный греческий историк Полибий одним из первых задокументировал разумность и обоснованность принципа разделения властей, которую еще в 175 г. до н.э. можно было наблюдать в Древнем Риме. Однако в 27 году до н.э. на смену республики приходит империя в форме единоличного правления с сохранением внешних атрибутов республиканизма и привлечением к управлению государством элиты, которая получила название «принципат».Схожие модели мы можем наблюдать и сейчас в некоторых странах.

Безусловно, отцами классической теории разделения властей принято считать философа-материалиста Джона Локка и философа-просветителяШарля Монтескье. Локк опирался на приоритет законодательной власти, не отдавая ей при этом абсолютное преимущество. Барон Монтескье сделал вывод, что баланс интересов различных социальных групп обеспечивает стабильность государства.

Эти вопросы открыты для диспутов и являются актуальными среди ученых-правоведов нашего времени.

Как утверждает Быстрянцев А.Ф.:«Проблема осуществления власти включает в себя три аспекта — структурный, процессуальный и

функциональный» [2, с. 189].Автор отмечает самостоятельность и взаимную ответственность каждой из ветвей. В своей работе он опирается на горизонталь единства между органами субъектов федерации и федеральными органами власти, одновременно отмечая вертикаль управления. Функциональный аспект заключается в конкретных полномочиях каждой ветви власти. А процессуальный - это способ выражения компетенции и правоприменения издаваемых нормативных актов.

При этом Президент обособлен и имеет частичные компетенции каждой ветви. Со стороны судебной власти - это назначение судей на должности и право на помилование. Как законодатель, Президент издает Указы. А признаки исполнительной власти наблюдаются в полномочиях Президентаобеспечить субординацию и взаимную ответственность всех ветвей. В.А. Чирикин указывает на право прямого управления Президентом силовым блоком,право роспуска нижней палаты Парламента. А также на его компетенциюучастия в нормотворческой деятельности Правительства,на расширенный круг полномочий в каждой сфере, что ставит под сомнение демократические основы государственного строя [3, с. 349].

Нельзя не согласиться частично с этим мнением, поскольку сейчас идут горячие дебаты по поводу поправок в Конституцию.Особенно по поводу субординации международных норм и Основного Закона.В частности верховенство имеют международные договоренности, ратифицированные в РФ, что отмечается в ст. 15 ч. 4 Конституции: «...Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Однако поправки в Конституцию предполагают отказ от примата международного права. Так мы видим, что в законопроекте, одобренном на дату 6 мая 2020 года, статья 79 Конституции РФ принимает расширенную трактовку: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат

исполнению в Российской Федерации» [4]. Разработчики поправок объясняют эту новеллу тем, что развитие суверенитета государственности должно соответствовать международной правовой практике, отмечая аналогию в Конституциях Албании и Грузии. Но при этом не вносят поправки в ст. 15, так как для изменения первой главы Конституции требуется Конституционное Собрание, законопроект о котором внесен в Государственную Думу 6 марта 2020 [5].

Демченко И.А. отмечает, что грядущие поправки предполагают значительные изменения для всех слоев общества[6, с. 3]. Изменения затронут и Публичную власть. Статья 67 Конституции будет расширена следующей редакцией:«...На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом». Политологи строят прогнозы о появлении Концепции развития единой Публичной власти в России, а корни можно искать в принципах народовластия начала прошлого века. Категория Публичная власть не нова и имплицитно следует из многих конституционных норм.

Пьянкова В.М. задает вопрос в своей работе о соответствии Конституции реалиям и предлагает в качестве решения повысить роль и значение Парламента, а не Президента и Правительства^, с. 312]. Автор формируетпредположение на основе исследования работ правоведов о появлении новых ветвей власти, таких как контрольная, гражданская, банковская и другихнехарактерных институтов государственного управления.

Айбатов М.М. отмечает, что нарушения принципа разделения власти часто в России выражаются в приоритете актов исполнительной власти над нормами законодательной власти [8, с.10].

На основании исследованных выше фактов и мнений можно предположить, что наблюдается тенденция формирования сильной исполнительной власти. Баланс сдвигается именно в эту сторону. Но при

правильном моделировании политики развития государства на ближайшие 20 лет, мы можем наблюдать позитивную картину коллаборации ветвей власти.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//[Электронный ресурс] - Режим доступа. -URLhttp://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/54dd4e1f61 e0b8fa4 7bff695f0c08b192a95f7a3/ (дата обращения 07.05.2020).

2. Быстрянцев А.Ф. К вопросу об обеспечении единства государственной власти при реализации принципа разделения властей. NovaUm.Ru. 2018. № 12. С. 189-191.

3. Чирикин В.А. Особенности правового принципа "разделения властей".Юридическая техника. 2020. № 14. С. 348-349.

4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"// [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URLhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/ (дата обращения 06.05.2020).

5. Законопроект № 916140-7 «О Конституционном Собрании Российской Федерации» // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URLhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/916140-7(дата обращения 07.05.2020).

6. Демченко И.А. Особенности формирования российской модели полупрезидентской республики в соответствии с принципом разделения властей.Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 8 (42). С. 231-233.

7. Пьянкова В.М.«Принцип разделения властей в контексте российской правовой действительности». Вопросы российской юстиции. 2020. № 5. С. 303-318.

8. Айбатов М.М. Принцип разделения властей в государственно-политической системе России: историко-правовой анализ. Юридический вестник ДГУ. 2020. Т. 33. № 1. С. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.