УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10308
совет федерации федерального собрания
V V _ _
российской федерации
в системе разделения властей
Наталья Михайловна ЧЕПУРНОВА, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации E-mail: [email protected]
Сона Артуровна СТЕПАНЯН, магистрант отделения «Высшая школа правоведения» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследование места Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в системе разделения властей имеет теоретическую значимость, что обусловлено его ролью в качестве верхней палаты парламента как в контексте функциональной организации государственной власти, так и развития федеративных отношений.
В статье рассматриваются различные философские подходы к определению понятия «теория разделения властей», раскрываются сущность и содержание данного принципа в устройстве государственной власти современного Российского государства, определяются направления парламентской и дипломатической деятельности Совета Федерации, анализируются принципы самостоятельности и независимости в выполнении законодательных функций.
Анализируется практика реализации принципа разделения властей в комплексе с взаимодополняющей его системой «сдержек» и «противовесов» на основе положений Конституции Российской Федерации 1993 года и изменение статуса Совета Федерации в контексте поправки к Конституции от 14 марта 2020 г.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации 1993 г., принцип разделения властей, система сдержек и противовесов, государственная власть, теория разделения властей, законодательная власть, Федеральное Собрание Российской Федерации, парламент, палаты, Совет Федерации, Государственная Дума, парламентская дипломатическая деятельность.
Annotation. The study of the place of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation in the system of separation of powers has a theoretical importance, has a role as the upper house of parliament, like in the context of the functional organization of state power and the development of federal relations.
They are looking for the various philosophical approaches to the definition of the concept of «theory separation of powers», reveals the essence and content of this principle in the structure of state power of the modern Russian states Determining the direction of parliamentary and diplomatic activities of the Federation Council, analyzes the principles of autonomy and independence in carrying out legislative funktsiy.
Its analyzing the practice of separation of powers principle in conjunction with its complementary system of «checks» and «balances» on the basis of the provisions of the Constitution in 1993, and changes in the status of the Federation Council in the context of the constitutional amendment of March 14, 2020
Keywords: 1993 Constitution of the Russian Federation, principle of separation of powers, system of checks and balances, state power, theory of separation of powers, legislative power, Federal Assembly of the Russian Federation, parliament, chambers, Federation Council, State Duma, parliamentary diplomatic activity.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
Говет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации занимает особое -^■■✓•место среди высших органов государственной власти России. Статус, место и роль верхней палаты парламента — Совета Федерации с момента его создания постоянно привлекает внимание и вызывает интерес у ученых и практиков.
В современных условиях актуальность данной темы не снижается, это связано с проведением конституционного изменения полномочий верхней палаты парламента и необходимостью теоретического исследования новых аспектов статуса Совета Федерации, определяющих его место в системе разделения властей в России. Одним из таких аспектов является принятая Законом от 14 марта 2020 г. поправка в Конституцию Российской Федерации 1993 г.1, положения которой предусматривают расширение круга вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.
При исследовании места Совета Федерации и его роли в механизме государства следует исходить из конституционных установок о принципе разделения властей. Согласно конституционным положениям, закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Исследуя истоки современного принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ 1993.) как основы организации и функционирования государственной власти в современной России, необходимо отметить, что теория разделения властей возникла еще в античности. Данный принцип был сформулирован древнегреческим философом Аристотелем. В своем трактате «Политика» Аристотель подробно рассматривал различные формы государственного строя, сохраняющие свою актуальность и по сей день.
В последующем в большинстве философских исследований, посвященных организации власти в государстве, было уделено основное внимание идеям Аристотеля о сущности государства и права, формам государственного строя и иным постулатам, изложенным в его труде «Политика». Так, в «Политике» Аристотель рассматривает вопрос о трех основных частях, присущих любому устройству государственной власти.
По мнению философа, любой здравомыслящий законодатель должен учитывать их, извлекая тем самым пользу для каждого из видов го-
сударственного устройства. Чем превосходнее состояние этих частей, тем прекраснее состояние государственного строя. Кроме того, само различие отдельных видов государственного строя обусловлено различным устройством каждой из этих частей2.
Таким образом, Аристотелем были перечислены такие категории государственных органов, как законосовещательный, исполнительный и судебный.
В дальнейшем принцип разделения властей развивали в своих работах Дж. Локк, Ш. Монтескье и ряд других авторов.
Ученые неоднократно пытались выработать и обосновать идею о необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, и тем самым положили начало классической теории разделения властей.
По замыслу Ш. Монтескье присутствие в государстве принципа разделения властей должно препятствовать злоупотреблению государственной властью, присвоению ее одним органом или одним лицом, что может неизбежно привести к произволу. В этом и заключалась главная цель разделения властей, по мнению Монтескье. Он также разрабатывал понятие о системе сдержек различных властей, без наличия которой их разделение было бы не эффективным, а при существовании данного положения различные власти могли бы обоюдно сдерживать друг друга.
Так, Ш.Л. Монтескье в трактате «О духе законов» утверждал, что «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем»3.
Система сдержек и противовесов — это одна из важных составляющих концепции разделения властей, ввиду которой ветви государственной власти уравниваются между собой и уравновешивают и координируют друг друга.
Каждая из них выполняет только присущие ей задачи и не имеет права вмешиваться в деятельность другого органа. Цель данного принци-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
па заключается в пресечении возникновения абсолютного контроля в руках одного государственного органа.
Так, в компетенцию законодательной власти входит принятие законов, тем самым гарантируя верховенство закона в обществе и обеспечивая соблюдение, защиту прав и свобод граждан.
В свою очередь, исполнительная власть призвана приводить в исполнение правовые нормы, принятые законодателем.
К полномочиям судебной власти относится разрешение на основе закона различного рода конфликтов и предотвращение любых нарушений гражданских прав посредством осуществление правосудия.
По сути, принцип разделения властей предполагает исключение возможности сосредоточения государственной власти в полном объеме у государственных органов, тем самым обеспечивая их независимое функционирование и в то же время сотрудничество. Например, процедура реализации законодательной деятельности не даст желаемых результатов без участия исполнительной и судебной власти. Иное утрачивает суть законодательного процесса, если некому будет приводить в исполнение и применять законы. Аналогичная ситуация складывается и с осуществлением правосудия, которое невозможно без законодательной и исполнительной власти.
Представляется, что содержание принципа разделения властей характеризуется тем, что он не ограничивается указанием на организацию власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, действующих на основе самостоятельности их органов, он предполагает единство власти по ее источнику — многонациональному народу России и систему мер их взаимодействия и контроля, обеспечивающих единство целеполагания и целей его достижения.
Принцип разделения властей, по сути, имеет сложную структуру. Конституционно-правовая регламентация сущности и содержания принципа разделения властей предусматривает целостную систему конституционных принципов организации и функционирования законодательной, исполнительной и судебной власти. В систему принципов, определяющих сущность и содержание принципа разделения властей, входят такие принципы, как:
Г& народовластия и принадлежности государственной власти многонациональному наро -ду России (ст. 3 Конституции), обеспечивающий единство публичной власти по ее источнику; ■ функционального разделения государственной власти на законодательную, ис-
полнительную и судебную и самостоятельности их в пределах полномочий (ст. 10 Конституции);
■ системы сдержек и противовесов, заключающийся в определенных полномочиях органов законодательной, исполнительной власти и Президента Российской Федерации, обеспечивающих их взаимосвязь и взаимозависимость;
■ федерализма;
■ единства системы государственной власти;
■ разграничения предметов ведения и полно -мочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции)4.
Конституция Российской Федерации 1993 г., как мы уже упоминали, установила принцип разделения властей и определила за каждой ветвью власти круг вопросов, относящихся к ее ведению. Современное состояние устройства государственной власти России характеризуется новым этапом развития устройства государственной власти, основанным на данном принципе.
Федеральное Собрание Российской Федерации — это представительный и законодательный орган, действующий на постоянной основе и осуществляющий государственную власть наряду с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации.
Парламент (анг. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший выборный орган представительной и законодательной власти в странах с демократическим политическим режимом.
Представительная ветвь государственной власти — это главный элемент в системе разделения властей. В соответствии с данной концепцией главенствующее место занимает представительная (законодательная) ветвь власти, а исполнительная и судебная ветви власти действуют от имени и во исполнение закона. В системе разделения властей парламент является неким центром, который вырабатывает государственную политику посредством принятия общеобязательных норм, отражающих волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования — путем всеобщих выборов или делегирования представителей легитимными государственными органами.
Еще одной важной чертой Совета Федерации как палаты законодательного органа в системе
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
разделения властей является его самостоятельность в выполнении функций и принятии решений, т.е. отсутствие какого бы то ни было влияния на его позиции и принимаемые решения в пределах его полномочий со стороны иных органов и должностных лиц. Однако необходимо отметить, что в процессе законодательной деятельности Федеральное Собрание взаимодействует с другими государственными органами, тем самым создается баланс интересов между остальными органами иных ветвей власти.
Статус Совета Федерации определяется положениями ст. 94 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации, что с учетом порядка формирования Совета Федерации из представителей субъектов Федерации является формой реализации принципа народовластия многонационального народа России и отражением идеи народного суверенитета в контексте федеративного устройства государства.
В соответствии со ст. 95 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы; они осуществляют свои функции раздельно.
Государственная Дума представляет интересы всех граждан Российской Федерации, а члены верхней палаты — Совета Федерации — представляют субъекты Федерации и, соответственно, представляют интересы субъектов.
Наряду с этим Совет Федерации является федеральным органом представительной власти России. В Конституции Российской Федерации отсутствуют понятия «верхняя» и «нижняя» палаты, однако на практике такое определение имеется, что обусловлено разными формами представительства Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Такой подход обусловлен сложившейся мировой практикой, исходя из которой Совет Федерации считается верхней палатой, а Государственная Дума — нижней.
Это отражает значение палат парламента в законодательном процессе, где нижняя палата сама является субъектом законодательной инициативы и непосредственно рассматривает законодательную инициативу других субъектов, выступает инициатором законодательного процесса и является органом, принимающим законодательные акты, тогда как верхняя палата парламента последовательно развивает законода-
тельный процесс и одобряет принятые нижней палатой законы.
Заседания обеих палат являются открытыми, регламентами палат предусмотрено при определенных обстоятельствах право проводить закрытые заседания.
Статьей 100 Конституции Российской Федерации установлено, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств.
В соответствии со ст. 102 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Согласно ст. 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы относится:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Как отмечает по этому поводу М.В. Баглай, «Двухпалатность Федерального Собрания выступает фундаментальной основой реального федерализма, призванного расширить права и самостоятельность народа»5.
Подобное разделение парламента на две самостоятельно действующие палаты, обладающие самостоятельными полномочиями, обеспечивает равные возможности разных по порядку формированию и форме представительства органов законодательной власти на участие в законодательном процессе, тем самым реализуется возможность неоднократных чтений и обсуждений законопроектов, и это во многом способствует демократичности обсуждения и принятия законов.
В законодательном процессе Совет Федерации выполняет определенную контрольную функцию , которая является элементом системы сдер-жек и противовесов законодательной деятельности Государственной Думы, тем самым обеспечивается учет интересов субъектов Федерации и взвешенность в принятии законодательных актов.
Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. У каждой из палат, соответственно, приняты свои регламенты, которые регулируют внутреннюю организацию и порядок их деятельности.
Согласно Конституции все ветви государственной власти Российской Федерации принимают то или иное участие в международных дипломатических отношениях. В свою очередь, наряду с законотворческой деятельностью Совет Федерации активно взаимодействует с парламентами иностранных государств и иными международными организациями. Для этого в Совете Федерации образованы специализированные группы по взаимодействию с парламентами иностранных государств.
Основными задачами групп по сотрудничеству являются:
■ осуществление постоянных контактов с группами парламентов иностранных госу-
дарств по сотрудничеству с Советом Федерации, обмен информацией по вопросам законотворческой деятельности и правоприменительной практики;
■ подготовка предложений и рекомендаций Совета Федерации по ключевым проблемам развития и укрепления двустороннего сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в политической, экономической, культурной и других областях;
■ содействие расширению экономического и культурного сотрудничества субъектов Российской Федерации с регионами иностранных государств;
■ информирование парламентариев иностранных государств о деятельности Совета Федерации и его постоянных органов;
■ создание совместно с группами парламентов иностранных государств по сотрудничеству с Советом Федерации рабочих групп для изучения проблем, представляющих взаимный интерес;
■ проведение «круглых столов», конференций, семинаров и других мероприятий;
■ участие в переговорах с парламентскими делегациями иностранных государств, находящимися в Российской Федерации с официальными и рабочими визитами по приглашению Совета Федерации, а также во встречах и беседах с представителями международных парламентских организаций, международных организаций, дипломатического корпуса, проводимых в Совете Федерации;
■ обмен делегациями с группами парламентов иностранных государств по сотрудничеству с Советом Федерации в соответствии с планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации6.
Необходимо отметить, что Совет Федерации довольно часто заключает новые соглашения о межпарламентском сотрудничестве, тем самым принимая принципиально важные решения в интересах нашей страны.
Можно сделать вывод, что парламентская дипломатическая деятельность Совета Федерации значительно повышает авторитет России на мировой арене. Международные контакты дают большие возможности для принятия ключевых политических решений в целях укрепления внешней политики страны.
Представляет интерес также анализ поправки Конституции РФ «О Совете Федерации Фе-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
дерального Собрания Российской Федерации» от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, которая закрепила новую процедуру формирования состава данной палаты, согласно которой предусмотрена возможность входить представителям от Российской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции «В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»7.
В соответствии со ст. 65 Конституции Российская Федерация состоит из 85 равноправных субъектов, следовательно, Совет Федерации состоит из 170 членов. Соответственно, Президент имеет право назначать 17 дополнительных сенаторов.
Данная процедура получила свое развитие в поправке от 14 марта 2020 г. в Конституцию Российской Федерации 1993 г., согласно которой введен институт пожизненных сенаторов и увеличена президентская квота; в частности, согласно поправке в Совет Федерации входят8:
а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;
б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;
в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Есть основания полагать, что это предоставляет возможность президентам и иным высшим должностным лицам государства после оконча-
ния срока их полномочий входить в состав Совета Федерации на постоянной основе пожизненными сенаторами. При этом они также имеют право отказаться от статуса члена Совета Федерации. Представляется, что это позволяет обеспечить определенную преемственность в осуществлении государственной политики в Совете Федерации, который представляет как интересы субъектов Федерации, так и Федерации в целом. Помимо этого, поправка в ст. 95 Конституции РФ устанавливает, что члены верхней палаты Федерального Собрания именуются «сенаторами».
Анализ содержания поправки от 14 марта 2020 г. Конституции 1993 г. дает основания для вывода об усилении кадровых полномочий Совета Федерации; предусмотрено, что руководители федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающие вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также прокуроры субъектов РФ будут назначаться Президентом РФ по итогам консультаций с Советом Федерации. Это является существенным элементом системы сдержек кадровых полномочий Президента РФ и совершенствует конституционно установленную систему сдержек и противовесов как элемента принципа разделения властей.
Очевидно и то, что новые контрольные согласительные кадровые полномочия представительного органа государственной власти Совета Федерации позволяют при формировании органов исполнительной власти по вопросам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и формирования системы прокуратуры, осуществляющей надзор за соблюдением федерального законодательства и обеспечивающей режим конституционной законности, учитывать позиции органа, представляющего интересы субъектов Федерации, делает более значимой роль Совета Федерации в механизме государственной власти России.
Поправкой также предусмотрено предоставление Совету Федерации права по представлению Президента РФ, рассматривать вопросы о прекращении полномочий судей Конституционного Суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов — в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи.
Данные полномочия, направлены, с одной стороны, на обеспечение высокого авторитета судебной власти, с другой — на обеспечение не-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
зависимости судей как должностных лиц, имеющих особый конституционно-правовой статус.
Судья — это должностное лицо государства, он является носителем судебной власти, осуществляющим правосудие. Судьи выносят приговоры и решения по спорам, вытекающим из различного рода правоотношений от имени государства, тем самым персонифицируют судебную власть. Судейская деятельность неразрывно связана с соблюдением специальных требований, имеющих как профессиональные и квалификационные требования, так и требования морально-этического характера. Именно уровень квалификации и морально-нравственных качеств судьи в большинстве случаев определяет его авторитет и предопределяет в целом авторитет судебной власти, уважение и доверие к судье как должностному лицу государства, качеству его работы и выносимых им решений в процессе осуществления правосудия от имени государства.
Принятие данной нормы создает механизм привлечения к ответственности судей за несоблюдение требований закона при осуществлении судейской деятельности.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в системе взаимодействия органов государственной власти Совет Федерации занимает особое положение, он играет важную роль в обеспечении единого правового пространства в Российской Федерации.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти и механизме государственного управления. Следует также отметить, что положения поправки в Конституцию меняют круг полномочий верхней палаты парламента, усиливая его роль и значение в укреплении основ федерализма и место в обеспечении реализации государственной политики, направленной на развитие страны и улучшение правовых основ российской государственности в целом.
Значение Совета Федерации Федерального Собрания в системе разделения властей обусловлено, с одной стороны, его особым представительным характером и представительством в нем сенаторов от субъектов Федерации и Федерации в целом, что обеспечивает демократизм парламента в контексте федеративного устройства Российской Федерации, а с другой стороны, его самостоятельностью в законотворческом процессе и механизме осуществления законодательной власти, правом одобрения принятых Госу-
дарственной Думой федеральных законов, кадровыми полномочиями при формировании высших органов судебной власти Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации и их руководителей, правом по представлению Президента России в случае совершения проступка, подрывающего авторитет судебной власти, применять меры ответственности и отправлять в отставку судей высших федеральных судов, а также апелляционных кассационных федеральных судов, возможностью согласовывать представленные Президентом РФ кандидатуры руководителей силовых министерств.
Ключевым принципом, определяющим место и роль Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, его статус, является принцип разделения властей, который позволяет данному органу в равной степени участвовать и противостоять в осуществлении и усилении контроля одной ветви власти над другой. Представляется, что расширение объема его полномочий позитивно скажется на устройстве системы государственной власти России и на стратегии развития государства в целом, обеспечении режима законности и правопорядка в жизнедеятельности государства и общества.
1 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» //СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2 Шаханин В.А. Взгляды Аристотеля на организацию государственной власти // Актуальные проблемы права: Матер. II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). М.: Буки-Веди, 2013. С. 5—13 // ИЯЬ Шр8:// moluch.ru/conf/law/archive/112/4247/ (Дата обращения: 31.03.2020)
3 Монтескье Ш.Л. Избр. произв. М., 1995. С. 290.
4 Чепурнова Н.М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2019. № 2. С. 86—94.
5 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 449.
6 http://council.gov.ru/services/reference/9956/
7 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Рос. газ. 2019. 27 мая.
8 Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Рос. газ. Федер. вып. 2020. № 55 (8109). 16 марта.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020