Научная статья на тему 'Разделение властей и институты власти'

Разделение властей и институты власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2785
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ВЕТВИ ВЛАСТИ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СВОБОДА / НОРМОТВОРЧЕСТВО / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СУДЬЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СВОБОДНАЯ ЖИЗНЬ / ОТРАСЛИ ВЛАСТИ / НЕЗАВИСИМЫЕ ОТРАСЛИ / РАВНОВЕСИЕ ВЛАСТЕЙ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / INSTITUTIONS OF POWER / EXECUTIVE POWER / LEGISLATIVE POWER / BRANCHES OF POWER / JUDICIAL POWER / FREEDOM / RULE-MAKING / INDEPENDENCE / JUDGE / SUPPORT / FREE LIFE / INDEPENDENT BRANCHES / BALANCE OF POWER INDEPENDENCE / PRINCIPLES OF SEPARATION OF POWERS / THE STATE APPARATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаськов Денис Витальевич

В работе анализируются институты власти, приводятся примеры властей, их разделение, а также принципы разделения трех ветвей власти. Рассмотрены актуальные вопросы общей теории государства и права, связанные с властью и властными отношениями, исследуется содержание, история формирования доктрины разделения властей. Общетеоретический анализ власти дополнен необходимыми методическими рекомендациями, что позволяет сформировать концептуальные представления и необходимые профессиональные навыки в области практической реализации принципа разделения властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVISION OF AUTHORITIES AND INSTITUTES OF AUTHORITY

The paper analyzes the institutions of power, gives examples of the authorities, their separation, as well as the principles of separation of the three branches of government. Actual issues of the general theory of state and law related to power and power relations are examined, the content and history of the formation of the doctrine of separation of powers is investigated. The general theoretical analysis of power has been supplemented with the necessary methodological recommendations, which makes it possible to form conceptual ideas and the necessary professional skills in the practical implementation of the principle of separation of powers.

Текст научной работы на тему «Разделение властей и институты власти»

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ Гаськов Д.В. Email: Gaskov665@scientifictext.ru

Гаськов Денис Витальевич - студент магистратуры, юридический факультет, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в работе анализируются институты власти, приводятся примеры властей, их разделение, а также принципы разделения трех ветвей власти. Рассмотрены актуальные вопросы общей теории государства и права, связанные с властью и властными отношениями, исследуется содержание, история формирования доктрины разделения властей. Общетеоретический анализ власти дополнен необходимыми методическими рекомендациями, что позволяет сформировать концептуальные представления и необходимые профессиональные навыки в области практической реализации принципа разделения властей. Ключевые слова: институты власти, исполнительная власть, законодательная власть, ветви власти, судебная власть, свобода, нормотворчество, самостоятельность, судья, обеспечение, свободная жизнь, отрасли власти, независимые отрасли, равновесие властей независимость, принципы разделения власти, государственный аппарат.

DIVISION OF AUTHORITIES AND INSTITUTES OF AUTHORITY

Gaskov D.V.

Gaskov Denis Vitalyevich - Graduate Student, LEGAL FACULTY, DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON

Abstract: the paper analyzes the institutions of power, gives examples of the authorities, their separation, as well as the principles of separation of the three branches of government. Actual issues of the general theory of state and law related to power and power relations are examined, the content and history of the formation of the doctrine of separation of powers is investigated. The general theoretical analysis of power has been supplemented with the necessary methodological recommendations, which makes it possible to form conceptual ideas and the necessary professional skills in the practical implementation of the principle of separation ofpowers.

Keywords: institutions of power, executive power, legislative power, branches of power, judicial power, freedom, rule-making, independence, judge, support, free life, branches of power, independent branches, balance of power independence, principles of separation of powers, the state apparatus.

УДК 321.01

Принцип разделения властей - это рассредоточение госвласти на отдельные, независимые друг от друга политические институты, имеющих свои права и обязанности в определенной отрасли права, власти. Которые имеют свои издержки, противовесы. Разделение властей. Своего рода «турникет» для политической деятельности государственного аппарата. Принцип разделения властей позволяет увеличить скоростной режим во времени в преобразованиях во всех сферах общества нашей страны.

Как мы знаем, в каждом, разумном, государстве, существует и действует 3 ветви власти, а именно: исполнительная, законодательная и судебная. Каждая ветвь власти осуществляет свою природу деятельности, одни издают законы, другие на основании этих законов осуществляют управление, третьи же контролируют соблюдение данных

законов и вершат правосудие. Каждая из ветвей власти - самостоятельна. Это и обеспечивает деспозитизм властей (независимость одной ветви от другой).

Свободы не будет, если исполнительная и законодательная власти будут соединены в одном учреждении (лице): «Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем».

Суть принципа разделения властей заключается в том, что демократический политический режим устанавливается в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными госорганами. Так, как существуют 3 основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.

Определенный принцип взаимоотношений и кооперации органов исполнительной, законодательной и судебной властей, который называется разделением властей.

Законодательная власть обладает верховенством, это она устанавливает правовые начала и функционирование общества, также определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главное положение законодательных органов в механизме правового государства выражено высшей юридической силой принимаемых ими законов. Но, верховенство законодательной власти не имеет абсолютного характера. Пределы действия законодательной власти ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Законодательная власть является выражением общей воли государства, то исполнительная - механизмом реализации этой воли. Главная цель законодательной власти заключается в том, чтобы обеспечить своему народу нормальную, спокойную, социально справедливую жизнь. Законодательная власть должна рассматривать и создавать законы.

Исполнительная власть занимается самой реализацией правовых норм, которые приняты законодателем. Деятельность её основывается на законе, ровно так, как и осуществляется в его рамках. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан или организаций. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительной власти в судебном порядке.

Исполнительно власть в сравнении с законодательной, отличается большим динамизмом и восприимчивостью к общественной жизни. Высшим органом исполнительной власти является правительство, оно решает многие вопросы, в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, нужд населения и прочее. Особенность исполнительной власти в том, что оно не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой. Исполнительная власть должна быть в руках одного лица или немногих, так как эта сторона правления, почти всегда требует действия быстрого и лучше исполняется одним или немногими, чем многими. Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим, так как, имея возможность предоставить себе любую власть, какую она только пожелает, оно уничтожит все прочие власти.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершат. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами и судом. По словам Цицерона, судья - это говорящий закон, а закон - это немой судья. Судебная

власть - воздействует на законодательную и исполнительную власти. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд). Государственную власть осуществляют:

- Президент Российской Федерации;

- Совет Федерации и Государственная Дума (Федеральное Собрание);

- Правительство России( исполнительная власть);

- Суды (судебная власть).

Сама специфика разделения властей в России обусловлена тем, что Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти. Но одновременно, он должен обеспечивать функционирование всех трех ветвей. В России существует «Вертикалное» и «Горизонтальное» разделение властей, это закреплено в Конституции РФ статьями 10, 3, 1. Конституция олицетворяет единство государственной власти, выполняет координационную и интеграционную функции, обеспечивает согласованное функционирование всех трёх ветвей власти. Принцип разделения властей предполагает взаимодействие Российской Федерации и её субъектов, в лице соответствующих органов и организацию госвласти в субъектах России.

Таким образом, закрепленная концепция разделения властей в Конституции 1993 года, поставила перед РФ новые цели и задачи, приоритеты, а также вывела Россию на новый этап государственно-правового развития. Принцип разделения властей является основным в организации власти демократического государства. И это является важнейшим принципом в построении демократического государства, гарантии законности и справедливости, это фундаментальная основа нашего государства, в котором самой большой ценностью являются права и свободы человека и гражданина.

Список литературы /References

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Юрхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология. М., 2015. С. 75.

3. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.ru/5_33973_entm-lm-razdelenie-vlastey-opit-sovremennih-gosudarstv-m-.html/ (дата обращения: 13.06.2019)

4. Цицерон. Диалоги. М., 1996. С. 21-23.

5. Вилков А.А., Кузнецов И.И. Опыт ретроспективного анализа теории разделения властей в Россию. Саратов, 2001. С. 11.

6. Масликов И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: Автореф. Дисс... на соис. канд. юрид. наук. М., 1997. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.