ББК 321:347.9
О. В. Ковалевская СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Разделение властей - это политико-правовая доктрина, конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства и являющийся «одним из главных принципов, на которых основывается политическая демократия» [1, с. 43]; это теория о соотношении властей в государстве, согласно которой для эффективного функционирования государства необходимо существование независимых друг от друга ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Монополизация и проникновение государственной власти во все сферы общественной жизни зачастую выдаются за усиление власти, утверждение ее стабильности. Однако монополизация государственной власти не только отрицательно сказывается на жизни общества, но и не способствует самой власти, ее органам эффективно управлять общественной и государственной жизнью [2]. Именно теория разделения властей предлагает механизм, препятствующий узурпации власти. Данный механизм предусматривает разделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Назначение теории разделения властей - исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного правителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение, наказывающего за непослушание [3]. Реализация принципа разделения властей является «институциональным способом ограничения государственной власти во имя защиты народного суверенитета, сохранения прав и свобод граждан» [4, с. 423]. Разделение властей в государственном механизме должно служить гарантией от диктатуры произвола, обеспечивать баланс властных полномочий, т. е. такое «взаимное равновесие органов власти, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность» [5, с. 10]. При этом самостоятельность каждой ветви государственной власти не должна приравниваться к ее автономности в государственном механизме или к абсолютизации властных полномочий ее органов. Смысл принципа разделения властей не в обособленности, а во взаимодействии всех трех ветвей власти, поскольку «обеспечение интересов государства достигается ... не противостоянием ..., а тесным взаимным сотрудничеством, точным исполнением каждой из ветвей власти своих функций» [6, с. 3]. Специфика принципа разделения властей заключается в том, что самостоятельные (но не разрозненные) ветви власти «образуют законченное единство, именуемое государственной властью», и образуют они это единство «только своей совокупностью, только выступая как элементы единой системы» [6, с. 3].
Разделение властей является одной из важных составляющих правового государства, к достижению которого стремится современная Россия. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя нашего государства. Статья 10 Конституции [7] содержит положение о разграничении властных полномочий между различными ветвями власти, устанавливает самостоятельность их органов в осуществлении своей деятельности и недопустимость вмешательства в сферу ведения и компетенцию друг друга. Одной из главных целей демократизации современного общества была провозглашена идея создания правового государства, в котором судебная власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Без судебной власти правовое государство не может выполнять функции охраны правопорядка, защиты прав и свобод граждан, поэтому признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о самостоятельности последней означает, что государство признает необходимость самоограничения власти [8]. Такое самоограничение реализуется с помощью системы разделения властей. И выделение судебной власти в отдельную ветвь государственной власти в России - «весьма решительный шаг с точки зрения утверждения принципа разделения властей» [6, с. 3]. Принцип разделения властей в российском государстве признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов [6, с. 3], однако насколько конституционный постулат о самостоя-
тельности судебной ветви власти соответствует объективной действительности - вопрос дискуссионный и очень актуальный среди ученых, исследующих феномен судебной власти. Объективная действительность, состояние общества в настоящее время, - «сложное многоплановое явление во взаимодействии социальных и политических условий» [9, с. 5]. О судебной власти можно говорить как о «базовой характеристике любого человеческого общества» [10, с. 5], как о «необходимом элементе общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирование общества» [10, с. 5]. Судебная власть регулирует взаимоотношения между людьми, общественными и государственно-правовыми институтами [10, с. 5], поэтому современное общество и государство испытывают потребность в такой судебной власти, которая независимо от политических пристрастий, приоритетов других ветвей «государственного древа» могла бы осуществлять свою деятельность «в соответствии с сущностью и государственными целями достижения и сохранения социального мира правовыми методами, сдерживать другие ветви власти . и контролировать сохранение баланса власти и личности, нахождение самой государственной власти в правовом пространстве» [11, с. 15].
Современное развитие России открывает перспективу установления таких отношений между личностью, обществом и государством, в которых интересы личности, права и свободы граждан являются основной ценностью. Условием реализации таких отношений в правовом государстве является независимая судебная власть, эффективно выполняющая свою социальную роль. Судебная власть, которая реализует свой потенциал независимости и беспристрастности, заложенный в ней принципом разделения властей, дает обществу уверенность в том, что судебные решения будут основываться на Конституции и законах страны, а не являться результатом смены политической власти или влияния со стороны государственных структур. Облеченная такой независимостью судебная власть необходима для разрешения на основе норм права споров или конфликтов в ситуации посягательства на установленный в государстве порядок [8], но при этом «перед судебной властью не могут быть поставлены задачи судить о целесообразности, об идеях, пристрастиях или выгоде, о политических взглядах, если это не затрагивает правоотношений» [8, с. 53]. Это означает, что судебная власть «легитимно снимает возникающую социальную напряженность» [12, с. 21] с помощью превосходства в знании права и беспристрастности. В системе разделения властей судебная власть обеспечивает такие направления деятельности государственного механизм, как разрешение социального и правового конфликта, обеспечение социального мира, преодоление общественных противоречий, достижение социального компромисса на основе права [11].
В настоящее время основы организации и функционирования судебной власти в качестве независимой и самостоятельной ветви государственной власти закреплены в Российской Федерации на самом высоком - конституционном уровне, что свидетельствует о признании ее значения и потенциала, уникальной роли в жизни государства и общества. В процессе проводимой судебной реформы достигнуты определенные успехи в утверждении судебной власти как влиятельной самостоятельной силы. В свою очередь, независимая судебная власть позволяет обеспечивать практическую реализацию принципа разделения властей в Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нарлиев Т. Х. Взаимосвязь горизонтального и вертикального разделения властных полномочий // Власть. - 2006. - № 4. - С. 45-50.
2. Комутков С. В. От единовластия к разделению властей // Власть. - 2005. - № 1. - С. 17-23.
3. Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова [электронный ресурс]: Политология, политика. - Теории
государственной власти / С. Г. Паречина. - Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/parechina2.txt.
4. Социология. Основы общей теории: Учеб. для вузов / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др. - М.: Норма, 2005. - 912 с.
5. Дряхлов С. Принцип разделения властей и мировая юстиция // Российская юстиция. - 2007. - № 4. -С. 9-10.
6. Фоков А. Судебная власть в системе разделения властей // Российский судья. - 2007. - № 10. - С. 2-4.
7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.
8. Левин С. В. Судебный контроль над исполнительной властью в Российской Федерации // Российская юстиция. - 2007. - № 6. - С. 53-55.
9. Мархат П. М. Судебная власть и гражданское общество: взаимный диалог // Российский судья. -2007. - № 12. - С. 5-7.
10. Красюкова Е. В. Этос судебной власти // Российский судья. - 2007. - № 8. - С. 5-7.
11. Анишина В. И. Функции судов как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации // Российский судья. - 2006. - № 10. - С. 14-16.
12. Бородин С. В., Кудрявцев В. Н. О судебной власти в России // Государство и право. - 2001. - № 10. -С. 21-27.
Статья поступила в редакцию 20.06.2008
JUDICIAL POWER IN THE SYSTEM OF SEPARATION OF POWERS
O. V. ^valevskaya
The theory of separation of powers is the common democratic conception in which different state powers fulfill their duties thanks to their cooperation. According to this principle, all state power branches are independent but at the same time act as a common state power mechanism. Exercising the principle of separation of powers, the state bodies use their functions not by oneself but interacting with each other. The judicial power is considered to be a variety of the state authority together with the legislative and executive branches of powers. Constitutional ratification of the judicial power in the system of separation of powers helps to the mutual control and equal duties of all state bodies. The social role of the judicial power, on conditions that it is independent, is the protection of human rights and freedom of citizens, their legal interests with the help of disputes and arguments authorization. The judicial power, which realizes its potential of independence and impartiality, according to its principle of separation of powers, provides a balance and interaction fulfilling its functions by all the branches of the government.
Key words: principle of separation of powers, branches of powers, judicial power, protection of the rights and freedom of citizens, authoritative functions, equilibrium of powers.