Научная статья на тему 'ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ'

ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
636
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
публичная власть / государственная власть / организация государственной власти / принцип профессионализма / public power / state power / organization of state power / the principle of professionalism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макеева Юлия Касимовна

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам содержания и практики реализации принципа профессионализма в организации государственной власти. Автор рассматривает два подхода к определению содержания данного принципа, анализирует каждый из них, определяет возможные тенденции в развитии данного принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF PROFESSIONALISM IN THE ORGANIZATION OF PUBLIC POWER

Тhe article is devoted to theoretical and practical issues of the content and practice of implementing the principle of professionalism in the organization of state power. The author considers two approaches to determining the content of this principle, analyzes each of them, and determines possible trends in the development of this principle.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11007 МАКЕЕВА Юлия Касимовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

е-mail: mail@law-books.ru

ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам содержания и практики реализации принципа профессионализма в организации государственной власти. Автор рассматривает два подхода к определению содержания данного принципа, анализирует каждый из них, определяет возможные тенденции в развитии данного принципа.

Ключевые слова: публичная власть, государственная власть, организация государственной власти, принцип профессионализма.

MAKEEVA Yulia Kasimovna,

PhD in Law,

Associate Professor of Vitruk Department of Constitutional Law,

Russian State University of Justice

THE PRINCIPLE OF PROFESSIONALISM IN THE ORGANIZATION

OF PUBLIC POWER

Annotation. We article is devoted to theoretical and practical issues of the content and practice of implementing the principle of professionalism in the organization of state power. The author considers two approaches to determining the content of this principle, analyzes each of them, and determines possible trends in the development of this principle.

Key words: public power, state power, organization of state power, the principle of professionalism.

Принцип профессионализма отдельных лиц, замещающих государственные должности, а также государственных и муниципальных служащих признается большинством ученых как элемент их конституционно-правового статуса. Однако следует признать, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к определению его понятия, природы и содержания. Соответственно, и практика его реализации оценивается не одинаково.

С точки зрения лексикологии профессионализм - высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение [1]; систематическое овладение определенной субкультурой, соответствующей форме деятельности. Включает квалификацию, ответственность, этику, этикет, навыки, личностное знание и т.д., стремление к поддержанию на определенном уровне эффективности деятельности, ее повышение1.

Приведенное определение свидетельствует о том, что профессионализм определяется через

1 См.: Национальный философский словарь URL: https://terme.ru/termin/professionalizm.html

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

содержательные характеристики качественной деятельности субъекта. Однако к определению содержания принципа профессионализма в организации публичной власти в России, исходя из практики правовой регламентации и с точки зрения теоретического анализа, возможно выделить два сложившихся подхода:

- согласно первому - под принципом профессионализма понимается осуществление полномочий на постоянной, возмездной основе, а также отсутствие возможности заниматься какой-либо иной деятельностью за исключением педагогиче-ской,творческой и научной;

- согласно второму - под принципом профессионализма понимается совокупность требований к образованию и стажу работы субъекта, осуществляющего публичную власть, к его компетентности и качественной характеристики деятельности в целом.

Первый из указанных подходов на прямую отражен в законодательстве РФ в отношении лиц, замещающих отдельные государственные должности. Так, например, ч. 3 ст. 97 Конституции РФ закрепляет, что депутаты Государственной Думы

ФС РФ работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Данная норма фактически дублируется и в Регламенте Государственной Думы1.

Данный подход в практике правовой регламентации отражен и в отношении формирования законодательного органа субъекта РФ. Так, в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отражено, что число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации2.

Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Дополнительно в Законе устанавливается, что в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по граж-

данскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Следует также отметить, что факт работы именно на основе принципа профессионализма может являться в т.ч. основанием для приобретения дополнительных гарантий. Так, в указанном Федеральном законе определено, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта РФ, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в т.ч. досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации.

При этом, как отметил Верховный Суд РФ, при осуществлении депутатских полномочий как в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, так и вне его (например, во взаимоотношениях с избирателями), все депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности, однако на тех из них, кто осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, налагаются дополнительные ограничения, в частности они не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации3.

Конституционный Суд РФ также признает, что принцип профессионализма лежит в основе требования о несовместимости депутатской деятельности с иными видами деятельности, и отмечает, что «ограничения на занятие другой, помимо депутатской, оплачиваемой деятельностью (так называемое требование о несовместимости) общеприняты в правовых государствах с развитыми традициями демократии и парламентаризма, для которого в современных условиях типичным является профессиональный характер

1 См.: постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 г. № 2134-11 «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Росс. газ. - 1998. - № 37. - 25 февр.

2 См.: Федеральный закон от 06.10.1999 г. №

184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Росс. газ. - 1999. - № 206. - 19 окт.

3 См.: апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 20.12.2019 г. № 38-АПА19-15 «Об оставлении без изменения решения Тульского областного суда от 14.08.2019, которым был признан недействующим абзац первый статьи 2 Закона Тульской области от 28.04.2016 № 27-ЗТО "О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области"».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

депутатской деятельности, обеспечивающий ее эффективность и надлежащее качество»1. Вместе с тем, установление подобных ограничений предполагает предоставление депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе и реализующим таким образом конституционное право на использование своих способностей к труду, гарантий, соответствующих их специальному конституционно-правовому статусу2.

Аналогичный подход к определению принципа профессионализма законодатель использует и в отношении судей. Федеральным конституционным законом предусмотрено, что судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации» полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе3.

То же возможно увидеть и в отношении муниципальных служащих. Так, ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)4.

Представляется, что теоретическое определение принципа профессионализма в качестве требования работать на постоянной основе и не заниматься иной деятельностью не вполне обоснован. В данном контексте возможно говорить о принципе несовместимости, обоснованном и признанным в науке и практике.

Второй подход к принципу профессионализма с точки зрения именно качества деятельности представляется наиболее аргументированным и верным.

В данной связи, интересным представляется опыт обращения в рассмотрении вопроса о профессионализме, к науке психологии, в рамках которой получила активное развитие акмеологи-ческая концепция развития профессионала [2].

В акмеологических исследованиях обоснован психологоакмеологический подход, ориентированный на комплексный, системный, субъектный подходы к сопровождению профессиональной деятельности с целью оптимизации профессионализма в единстве двух его подструктур:

профессионализма личности и профессионализма деятельности [3].

А.А. Деркач и В.Г. Задыкин с точки зрения акмеологической концепции развития профессионала в данном процессе выделяют две плоскости: содержательную и структурно-процессуальную [4].

Используя подход, разработанный в акмео-логии, представляется возможным к содержательному аспекту профессионализма отнести такие элементы как: юридическое закрепление особых квалификационных требований для кандидатов на замещение государственной должности или назначения в качестве государственного или муниципального служащего; контролируемый государством допуск к профессии (т.е. формально-закрепленная процедура отбора кандидатов специально уполномоченными органами); профессиональную переподготовку и (или) периодическое повышение квалификации; развитие института специализации.

К структурно-процессуальному аспекту -институт «карьеры» или последовательного повышения по служебной лестнице и механизм ответственности за непрофессиональное поведение или решения, выраженный в профессиональной дисквалификации.

Следует отметить, что принцип профессионализма как требование к качественным характеристикам лица, замещающему должность Президента РФ, члена Правительства РФ, и к парламентарию, в РФ не установлен.

Как подчеркивается учеными, демократический строй нашего государства, его избирательные принципы не предполагают наличия требований к образованию или стажу практической деятельности, предъявляемых к кандидатам. Такие требования практически не предъявляются к избираемым должностям и в других странах, полагаем, во избежание установления дополнительных цензов, способных ограничительно повлиять на реализацию гражданами пассивного избирательного права [5].

Так, следует отметить, что ограничение права быть избранным гражданину исключительно с определенным уровнем образования в законодательстве большинства стран нет. Однако в некоторых странах указанный ценз закреплен законом5. Например, согласно законодательству некоторых государств, пассивным избирательным

1 См.: Постановление КС РФ от 27.12.2012 г. № 34-П // Росс. газ. - 2013. - № 6. - 16 янв.

2 См.

3 См.

4 См.

там же.

Росс. газ. - 1997. - № 3. - 6 янв. Росс. газ. - 2007. - № 47. - 7 марта.

5 Подробнее см.: Обзор российского общественного института избирательного права «Избирательные цензы на выборах глав государств: сравнительное исследование». М., 2018. URL: http://www.roiip.ru/ images/data/gallery/0_1096_Obzor_ROIIP_-_izbiratel_ nie_tsenzi.pdf

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

правом обладают лица, имеющие высшее образование (Азербайджан1, Казахстан2, Турция3).

Обращает на себя внимание, что некое обоснование профессиональных критериев для законодателя обосновывалось отдельными учеными. Так, Г. Спенсер в своем труде «Грехи законодателей» (одной из частей его работы «Личность против государства», 1884 г.) поставил вопрос о профессиональной подготовке законодателей. Приведя многочисленные примеры того, как юридические законы наносили значительный ущерб интересам отдельных граждан и обществу, он заметил, что «ответственность же законодателей за зло, которое они могут причинить, мы определяем с большим снисхождением» [6]. Он был убежден, что среди суммы знаний, которые необходимы законодателю для плодотворной и ответственной работы, обязательно нужны знания по социальным наукам, социологии, знания о «строении и закономерностях» общества, которые сформулированы и накоплены наукой [7].

Д.А. Керимов предполагает, что законотворчество предполагает наличие у законодателя специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов [8].

Следует отметить, что предпринимаются отдельные попытки изменения подходов к принципам формирования депутатского корпуса Государственной Думы. Так, в 2016 г. на портале Российской общественной инициативы было высказано предложение: установить образовательный ценз для кандидатов в депутаты Государственной Думы в виде обязательного наличия высшего юридического образования. Обратную силу этого закона не устанавливать. Автор, отмечает, что Государственная Дума - законодательный орган. Весьма странно, что к такому ответственному делу, как законотворчество, Конституция РФ допускает, по сути, любых граждан, достигших возраста 21 года. Последствия этого мы изо дня в день наблюдаем в нашей повседневной жизни -нелепые законы, коллизии в законодательстве, отказ в принятии действительно необходимых правовых норм. Законотворчеством должны заниматься специалисты, владеющие юридическими знаниями и никак иначе4. В голосовании приняло участие немного более 1000 участников: за - 551, против - 587.

1 См.: ст. 100 Конституции Азербайджана от 12.11.1995 г URL: https://worldconstitutions.ru/?p=133

2 См.: ст. 51 Конституции Республики Казахстан от 30.08.1995 г. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=129

3 См.: Конституция Турецкой Республики от 07.11.1982 г. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=84

4 См.: Инициатива № 51Ф17800. URL: https:// www.roi.ru/17800/

В настоящее время в научной литературе обсуждаются подходы к повышению профессионализма депутатов. Среди них идея законодательного Суда и предъявление внутрипалатных цензов при занятии должностей внутри Государственной Думы ФС РФ [9].

В частности, С.И. Архипов считает, что одним существенным недостатком института народного представительства является его непрофессионализм. Ученый отмечает, что сложнейший вид социальной деятельности, от которого зависят судьбы, благополучие и процветание миллионов людей, в современном демократическом обществе избиратели доверяют самым неподготовленным, не обладающим необходимыми для правотворческой деятельности знаниями и опытом людям. В обществе, где признаются ценность образования, важная роль науки, существует разделение труда, без специальной профессиональной подготовки не допускается осуществление врачебной, инженерной, строительной, а также некоторых других видов деятельности. Но особое исключение при этом делается для законодателя. Предполагается, что каждый народный избранник способен творить законы, определять вектор развития государства и общества. Автор указывает, что сложноорганизованное общество требует государственной мудрости и высочайшего профессионализма при принятии правотворческих решений [10].

Схожей позиции придерживается и А.В. Ачкасов, который подчеркивает, что особую актуальность приобретает процесс повышения уровня профессионализма депутатов как основных функциональных единиц в организационной структуре, чем выше уровень профессионализма каждого депутата, тем эффективнее деятельность законодательного органа власти в целом [11].

А.В. Ачкасов выдвигает предложение, согласно которому для эффективности управленческой деятельности законодательных органов власти необходимо формирование системы повышения уровня профессионализма депутатского корпуса. С одной стороны, деятельность по систематическому повышению уровня профессионального развития должна осуществляться на постоянной основе. С другой - должны быть введены профессиональные цензы для замещения отдельных должностей в структуре управления органа законодательной власти. Реализация указанных мер позволит повысить качество законодательного процесса и эффективность органов законодательной власти в целом, что, в свою очередь, позволит укрепить доверие населения страны к ключевым институтам государственной власти [12].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

В целом, следует сказать, что проблемы и некий кризис в институте народного представительства признается многими учеными и практиками во всем мире [13].

Так, по мнению В.Д. Зорькина, нынешняя модель либеральной представительной демократии уже не справляется с современными вызовами. Поэтому необходим поиск новой, эффективной модели народовластия, причем общего для всех рецепта здесь нет [14].

С.И. Архипов подчеркивает, что в глобальном плане кризис института народного представительства, системы демократического правотворчества - это отнюдь не частная проблема, речь идет об основном элементе современного политического мироустройства. Эволюционирующее общественное сознание постепенно отторгает исходные принципы власти и подчинения в отношениях между государством и гражданином, стремясь найти другой способ связи, разумного и справедливого взаимодействия между ними. Для современного человека все более привлекательными становятся идеалы социальной коммуникации правового типа [15].

Таким образом, можно предположить, что в рамках происходящих процессов трансформации классической идеи представительной демократии, подходы, связанные в т.ч. и с установлениями образовательных или профессиональных цензов к парламентариям, в том или ином виде, в недалеком будущем все же найдут свое отражение в правовом регулировании.

Далее предлагается обратиться к вопросу о реализации принципа профессионализма в его качественном аспекте в отношении судей. Данный принцип не формулируется в Конституции РФ непосредственно, а выводится доктриной и практикой из смысла ст. 119 Конституции РФ и ряда норм Закона РФ «О статусе судей в РФ», где закрепляются требования, согласно которым судьей может быть лишь гражданин с юридическим образованием и стажем работы по юридической специальности.

В отношении судей в Российской Федерации принцип профессионализма в его качественном ракурсе реализуется наиболее полно с точки зрения как содержательного аспекта профессионализма (юридическое закрепление особых квалификационных требований для кандидатов на замещение государственной должности судьи; контролируемый государством допуск к профессии (т.е. формально-закрепленная процедура отбора кандидатов специально уполномоченными органами); профессиональную переподготовку и (или) периодическое повышение квалификации; развитие института специализации), так и также структурно-процессуального аспекта (инсти-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

тута «карьеры» и механизм ответственности за непрофессиональное поведение или решения, выраженный в профессиональной дисквалификации).

Наиболее полную и последовательную и правовую регламентацию, и реализацию принципа профессионализма возможно наблюдать в отношении государственных служащих. Одним из базовых принципов государственной гражданской службы, согласно ст. 4 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является принцип профессионализма и компетентности.

К.В. Востриков подчеркивает, что требования профессионализма и компетентности государственных служащих вытекают из существа государственной службы как особого вида профессиональной деятельности. Госслужащий -основное связующе звено между государством и обществом. Граждане, взаимодействуя с тем или иным государственным органом, делают это непосредственно через его служащих. Поэтому так важно, чтобы они имели соответствующие знания и навыки [16].

Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

В Законе также закреплено, что гражданский служащий имеет право на профессиональное развитие в порядке, установленном законодательством РФ.

Принцип профессионализма и компетентности, согласно действующему законодательству, отражает сущность и муниципальной службы в РФ, как профессиональной деятельности1.

Таким образом, возможно сделать ряд выводов.

В настоящее время отсутствует единый обоснованный подход как в науке, так и в практике правовой регламентации и реализации принципа профессионализма в организации публичной власти. В действующих нормативных правовых актах

См.: Росс. газ. 2007. - № 47. - 7 марта.

возможно увидеть два подхода к определению содержания данного принципа. В первом случае принцип профессионализма определяется как требование к постоянству работы и несовместимость с иной деятельностью (в отношении депутатов Государственной Думы ФС РФ, депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, судей, муниципальных служащих); во втором -совокупность требований к образованию и стажу работы субъекта, осуществляющего публичную власть, к его компетентности и качественной характеристики деятельности в целом (судьи, государственные и муниципальные служащие). При этом второй подход представляется наиболее верным.

Формально закрепленного определения принципа профессионализма в настоящее время нет. Однако сформулировать понятие данного принципа представляется важным как с теоретической, так и с практической точек зрения. Под принципом профессионализма в организации публичной власти предлагается понимать регулятор общественных отношений, связанных с организаций качества деятельности отдельных лиц, замещающих государственные должности и государственных, муниципальных служащих, согласно которому устанавливаются особые квалификационные требования для кандидатов на замещение указанных должностей; существует контролируемый государством допуск к профессии (т.е. формально-закрепленная процедура отбора кандидатов специально уполномоченными органами); обязательна профессиональная переподготовка и (или) периодическое повышение квалификации; развитие институтов специализации и «карьеры»; а также механизм ответственности за непрофессиональное поведение или решения, выраженный в профессиональной дисквалификации.

Список литературы:

[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2 е изд., испр. - М.: ИНФРА-М., 1999. URL: https:// terme.ru/termin/professionalizm.html

[2] Сачков А.Н., Коблева М.М. Профессиональное качество правосудия мировых судей: организационно-управленческие проблемы повышения квалификации // Мировой судья. - 2018. - № 5. - С. 29 - 32.

[3] Психология развития человека как субъекта деятельности / под ред. П.А. Кислякова: монография - М., 2018. - 224 с.

[4] Акмеология: учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003. - С. 54, 55.

[5] Мархгейм М.В., Минасян А.А. Принципы взаимодействия палат Федерального Собрания: конституционно-правовые ключи к пониманию //

Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2018. - № 3 (94). - С. 46 - 48.

[6] Спенсер Г. Социология как предмет изучения // Западноевропейская социология XIX века. - М., 1996. - С. 129 - 136.

[7] Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. - 1992. - № 2. - С. 340, 341.

[8] Керимов Д.А. Законодательная техника. -М., 2000.

[9] Архипов С.И. Идея законодательного суда и правового представительства как альтернатива народному представительству // Российское право: образование, практика, наука. - 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 6. - С. 45 - 51.

[10] Архипов С.И. Идея законодательного суда и правового представительства как альтернатива народному представительству // Российское право: образование, практика, наука. - 2017.

- № 6. - С. 47.

[11] Ачкасов А.В. Профессионализм как принцип эффективности органов законодательной власти // Государственная служба. - 2017. - Т. 19. - № 2 (106). - С. 89 - 92.

[12] Ачкасов А.В. Профессионализм как принцип эффективности органов законодательной власти // Государственная служба. - 2017. - Т. 19. - № 2 (106). - С. 90.

[13] Умнова И.А. Конституционное право в XXI столетии и трансформация современного права // Современное конституционное право: отечественные и зарубежные исследования: сб. науч. тр. Сер. «Правоведение» / отв. ред. Е.В. Алферова, И.А. Умнова (Конюхова). - М., 2019; К. Крауч. Постдемократия / пер. с англ. Н.В. Эдель-мана. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — ВША, 2010. — 192 с.

[14] Зорькин В.Д. Конституция РФ - правовая основа интеграции российского общества // Государство и право. - 2018. - № 12. - С. 5 - 17.

[15] Архипов С.И. Идея законодательного суда и правового представительства как альтернатива народному представительству // Российское право: образование, практика, наука. - 2017.

- № 6. - С. 48.

[16] Востриков К.В. Профессионализм и компетентность государственных служащих в РФ // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции, перспективы: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Э.И. Забнева. 2019. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41523714

Spisok literatury:

[1] Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodub-ceva E.B. Sovremennyj ekonomicheskij slovar'. - 2 e

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

izd., ispr. - M.: INFRA-M., 1999. URL: https://terme. ru/termin/professionalizm.html

[2] Sachkov A.N., Kobleva M.M. Profession-al'noe kachestvo pravosudiya mirovyh sudej: organ-izacionno-upravlencheskie problemy povysheniya kvalifikacii // Mirovoj sud'ya. - 2018. - № 5. - S. 29 -32.

[3] Psihologiya razvitiya cheloveka kak sub-"ekta deyatel'nosti / pod red. P.A. Kislyakova: mono-grafiya - M., 2018. - 224 s.

[4] Akmeologiya: ucheb. posobie / A. Derkach, V. Zazykin. — SPb.: Piter, 2003. - S. 54, 55.

[5] Marhgejm M.V., Minasyan A.A. Principy vzaimodejstviya palat Federal'nogo Sobraniya: kon-stitucionno-pravovye klyuchi k ponimaniyu // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinima-tel'stvo; pravo i upravlenie. - 2018. - № 3 (94). - S. 46 - 48.

[6] Spenser G. Sociologiya kak predmet izucheniya // Zapadnoevropejskaya sociologiya XIX veka. - M., 1996. - S. 129 - 136.

[7] Spenser G. Grekhi zakonodatelej // Socio-logicheskie issledovaniya. - 1992. - № 2. - S. 340, 341.

[8] Kerimov D.A. Zakonodatel'naya tekhnika. -M., 2000.

[9] Arhipov S.I. Ideya zakonodatel'nogo suda i pravovogo predstavitel'stva kak al'ternativa narod-nomu predstavitel'stvu // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. - 2017. - № 6. - S. 45 - 51.

[10] Arhipov S.I. Ideya zakonodatel'nogo suda i pravovogo predstavitel'stva kak al'ternativa narod-

nomu predstavitel'stvu // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. - 2017. - № 6. - S. 47.

[11] Achkasov A.V. Professionalizm kak princip effektivnosti organov zakonodatel'noj vlasti // Gosu-darstvennaya sluzhba. - 2017. - T. 19. - № 2 (106). -S. 89 - 92.

[12] Achkasov A.V. Professionalizm kak princip effektivnosti organov zakonodatel'noj vlasti // Gosu-darstvennaya sluzhba. - 2017. - T. 19. - № 2 (106). -S. 90.

[13] Umnova I.A. Konstitucionnoe pravo v XXI stoletii i transformaciya sovremennogo prava // Sovremennoe konstitucionnoe pravo: otechestven-nye i zarubezhnye issledovaniya: sb. nauch. tr. Ser. «Pravovedenie» / otv. red. E.V. Alferova, I.A. Umnova (Konyuhova). - M., 2019; K. Krauch. Postdemokra-tiya / per. s angl. N.V. Edel'mana. — M.: Izd. dom Gos. un-ta — VShA, 2010. — 192 s.

[14] Zor'kin V.D. Konstituciya RF - pravovaya osnova integracii rossijskogo obshchestva // Gosu-darstvo i pravo. - 2018. - № 12. - S. 5 - 17.

[15] Arhipov S.I. Ideya zakonodatel'nogo suda i pravovogo predstavitel'stva kak al'ternativa narod-nomu predstavitel'stvu // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. - 2017. - № 6. -S. 48.

[16] Vostrikov K.V. Professionalizm i kompe-tentnost' gosudarstvennyh sluzhashchih v RF // Voprosy sovremennoj nauki: problemy, tendencii, perspektivy: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. E.I. Zabneva. 2019. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=41523714

\

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.