Научная статья на тему 'Совершенствование конституционных основ системы и деятельности федеральных органов Государственной власти: анализ современого законодательства'

Совершенствование конституционных основ системы и деятельности федеральных органов Государственной власти: анализ современого законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1295
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / БАЛАНС РАЗЛИЧНЫХ ВЕТВЕЙ И СТРУКТУР ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамитова Наталия Викторовна

Статья посвящена анализу тенденций развития конституционных основ системы и деятельности федеральных органов государственной власти, а именно Федеральному Собранию Российской Федерации. С учетом последних законодательных изменений и новелл, автор анализирует все нормативные изменения в организации органов государственной власти, порядок формирования членов Совета Федерации, статус депутатов Государственной Думы РФ. Главная идея статьи заключается в том, что основная цель современных изменений в законодательстве, регулирующем систему и деятельность федеральных органов государственной власти, должна быть связана не просто с созданием демократического режима, но и с формированием более эффективной модели власти, основанной не просто на соблюдении принципа разделения властей, но и на балансе различных ветвей и структур власти, именно такой характер власти позволит обеспечить успешное решение политических и социально-экономических проблем государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the constitutional foundations of the system and the activities of federal government: Analysis of modern legislation

This article analyzes trends in the development of the constitutional foundations of the system and the activities of the federal authorities, namely the Federal Assembly of the Russian Federation. In view of recent legislative changes and short stories, the author analyzes all regulatory changes in the organization of public authorities, the procedure for forming the Federation Council, the status of the State Duma of the Russian Federation. The main idea of ​​the article is that the primary purpose of contemporary changes in the legislation governing the system and the activities of the federal authorities, should be linked not only to the establishment of a democratic regime, but also with the development of more efficient models of power based not simply on the principle of separation authorities, but also on the balance of the various branches and structures of power, this is the nature of power will ensure the successful resolution of the political and socio-economic problems of the state and society.

Текст научной работы на тему «Совершенствование конституционных основ системы и деятельности федеральных органов Государственной власти: анализ современого законодательства»

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

1.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ СИСТЕМЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Мамитова Наталия Викторовна, д-р юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Подразделение: кафедра государствоведения. E-mail: nvmamitova@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу тенденций развития конституционных основ системы и деятельности федеральных органов государственной власти, а именно Федеральному Собранию Российской Федерации. С учетом последних законодательных изменений и новелл, автор анализирует все нормативные изменения в организации органов государственной власти, порядок формирования членов Совета Федерации, статус депутатов Государственной Думы РФ. Главная идея статьи заключается в том, что основная цель современных изменений в законодательстве, регулирующем систему и деятельность федеральных органов государственной власти, должна быть связана не просто с созданием демократического режима, но и с формированием более эффективной модели власти, основанной не просто на соблюдении принципа разделения властей, но и на балансе различных ветвей и структур власти, именно такой характер власти позволит обеспечить успешное решение политических и социально-экономических проблем государства и общества.

IMPROVEMENT OF THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE SYSTEM AND THE ACTIVITIES OF FEDERAL GOVERNMENT: ANALYSIS OF MODERN LEGISLATION

Mamitova Natalia Victorovna, Dr of Law. Position: Professor. Place of employment: Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation. Department: gosudarstvovedeniya. E-mail: nvmamitova@mail.ru

Annotation: This article analyzes trends in the development of the constitutional foundations of the system and the activities of the federal authorities, namely the Federal Assembly of the Russian Federation. In view of recent legislative changes and short stories, the author analyzes all regulatory changes in the organization of public authorities, the procedure for forming the Federation Council, the status of the State Duma of the Russian Federation. The main idea of the article is that the primary purpose of contemporary changes in the legislation governing the system and the activities of the federal authorities, should be linked not only to the establishment of a democratic regime, but also with the development of more efficient models of power based not simply on the principle of separation authorities, but also on the balance of the various

branches and structures of power, this is the nature of power will ensure the successful resolution of the political and socio-economic problems of the state and society.

Наиболее важным признаком устойчивого, стабильного и цивилизованного государства является стабильная институциональная организация его государственной власти. Цивилизованное, сильное государство должно осуществлять поиск оптимальной модели государственности, реализации принципа разделения властей, построенного на конституционно-правовой основе.

Законодательная власть в РФ на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации. Исследуя вопрос сущности парламента, следует провести анализ содержания понятия «парламентаризм». Парламентаризм можно рассматривать в трех аспектах:

Во-первых, парламентаризм как реальный политикоправовой институт, воплощающий в себе единство представительной и законодательной власти в обществе, где существует разделение властей.

Во-вторых, парламентаризм как особый случай расширения власти парламента и образования парламентского правительства, т.е. фактически это понятие используется к определенному виду исполнительной власти. Эта ситуация характерна для парламентской республики.

В-третьих, парламентаризм как идейно-

теоретическая концепции, служащая научным обоснованием необходимости парламента как института и его общественных функций.

Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением, что «парламентаризм существует лишь в государствах, где имеется парламент, наделенный не только законодательными, но и органообразующими и контрольными полномочиями».1 Другими словами, парламентаризм возникает и существует лишь тогда, когда парламент наделен полномочиями законодательства, избрания правительства, контроля за его деятельностью и другими органами исполнительной власти, их отставки, а также отставки президента (или монарха в случаях парламентской формы монархии, когда монарх занимает престол не по наследованию, а путем избрания зачастую тем же парламентом). Согласно этой точки зрения, главный критерий парламентаризма, отличающий его от любого иного вида государственного строя - верховенство парламента. Лишь при верховенстве парламента может существовать парламентаризм. Только в этом случае исключается извечное соперничество между законодательной и исполнительной ветвями власти. Только тогда может быть обеспечено единство народного представительства на общегосударственным уровне.1 2

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году.

1 Гранкин И. В. Парламент России. М., 2001. С. 19.

2 Булаков О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб., 2003. С. 9-10.

10

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Мамитова Н.В.

В Российской Федерации статья 94 Конституции РФ указывает, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Государственная Дума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. По Конституции РФ 1993 г. Государственная Дума формируется на основе прямых выборов и представляет население страны в целом.

Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

«Правовой статус депутата - это обусловленные социально-политической сущностью общества его права и обязанности, закрепленные нормами права и обеспеченные соответствующими гарантиями»3.

Элементами правового статуса являются: депутатский мандат; права, обязанности и ответственность депутатов; гарантии депутатской деятельности.

Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г.№3-ФЗ (с изменениями и дополнениями) 4 и другими федеральными законами.

Срок полномочий члена Совета Федерации начинается со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ5. Депутат Государственной Думы начинает исполнение своих полномочий со дня избрания или перехода к нему освободившегося мандата. При этом полномочия парламентария могут быть прекращены досрочно в случае письменного заявления о сложении полномочий, смерти, вступления в силу обвинительного приговора суда и по ряду других оснований.

Положение члена парламента. Депутаты и сенаторы обладают депутатским иммунитетом и депутатским индемнитетом. Первый означает невозможность задержания, ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции палаты парламента, в

3 Зиновьев А. В. Конституционное право России. М.; 2002. С. 78.

4 Собрание Законодательства РФ1994. №2

5 Федеральный Закон от 3 декабря 2012 г. №229-ФЗ «О порядке

формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федераци»// Собрание законодательства РФ 2012 (ч.4). Ст.6952

состав которой входит ее член. Исключение из этого правила допускается, если депутат, застигнут на месте совершения преступления. Однако иммунитет не является безусловным. В Великобритании член Палаты общин может быть лишен иммунитета распоряжением председателя палаты (спикера). В целом, в современных условиях наблюдается тенденция ограничения депутатского иммунитета. В России по постановлению Конституционного Суда депутат может быть допрошен, если это не касается вопросов его профессиональной депутатской деятельности, однако в отношении предания суду действует указанные выше правила.6

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в Российской Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом. Лишение парламентария неприкосновенности возможно по решению соответствующей палаты Федерального Собрания по представлению Генеральной прокуратуры РФ.

Индемнитет означает, что депутат не несет ответственности за свои выступления в парламенте и за те меры, которые он поддерживал своим голосованием. Однако депутат не может употреблять оскорбительные выражения, вести себя неподобающим образом. В этих случаях он может получить предупреждение от председательствующего, быть лишенным слова, ему может быть запрещено посещать следующее заседание или несколько заседаний палаты. В случае оскорбления депутатом других членов парламента может быть возбужден судебный процесс по делам частного обвинения.

Индемнитет имеет также второе значение: депутатское вознаграждение (обязанность государства оплачивать из казны работу депутата). В России депутатское вознаграждение равно окладу министра, есть дополнительные выплаты и льготы.

Конституция 1993 г. внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждается теперь не как обязательный признак формального федеративного устройства, а как

фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права и самодеятельность народа и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания, их различная компетенция. Отсюда специальная неповторимая роль каждой палаты, которые в совокупности обеспечивают выражение разнообразных интересов народа и в то же время - единство Российской Федерации. Двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к признанию того, что одна палата признается первой, а другая — второй или одна — нижней, а другая — верхней. Такое деление обычно связывают с тем, что первая, или нижняя, палата играет более значимую роль в законодательном процессе. Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента, и в этом

6 Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С.273-274.

11

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы. В то же время нельзя не заметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (именно с нее начинается законодательный процесс), которая поэтому (а еще вследствие того, что является ареной активной межпартийной борьбы) более заметна в общественной жизни. Это очевидное обстоятельство привело к тому, что как в неофициальных, так порой и в официальных кругах Совет Федерации стали называть второй палатой, или сенатом. Широко признано также, что Совет Федерации как орган менее политизированный и к тому же отражающий официальное мнение субъектов РФ олицетворяет более спокойный, непартийный подход к законотворчеству, нейтрализует возможность принятия законов без учета интересов всех регионов нашей обширной страны. Конституция РФ делит между палатами функцию назначения ряда высших должностных лиц в государстве, устанавливает особые полномочия каждой палаты в определенных областях. Двухпалатная структура Федерального Собрания эффективно помогает разрешению разногласий между различными социальными группами населения. Будучи представлены в палатах, эти группы получают возможность достижения компромисса между собой и властью, не прибегая к «улице», т. е. внепарламентской оппозиции. Палаты снимают остроту как политических, так и межрегиональных противоречий, содействуя устойчивости государственного корабля. Федеральное Собрание состоит из палат, взаимно уравновешивающих друг друга и в своей совокупности уравновешивающих исполнительную и судебную власть.

Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации. Новеллы федерального законодательства.

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 3 декабря 2012 года ФЗ №229 вносит новый порядок формирования членов Совета Федерации. Как и ранее, в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого региона: один от законодательного органа власти субъекта Федерации, другой - от исполнительного. Для них предусматриваются различные процедуры наделения полномочиями. В отношении первого в основном сохранен прежний порядок (решение о наделении полномочиями принимает законодательный орган). Причем кандидатом в представители от регионального парламента может быть только его депутат (ранее -также и депутат муниципального органа).

Представителя от исполнительного органа власти региона будут определять следующим образом. При проведении выборов главы субъекта Федерации каждый претендент на этот пост должен представить 3 кандидатуры в Совет Федерации, одна из которых в случае избрания и будет наделена соответствующими полномочиями. Сведения об этих кандидатурах размещают в помещениях для голосования на выборах глав регионов. Тем самым реализуется идея о формировании Совета Федерации на основе волеизъявления избирателей.

Пересмотрены требования к кандидатам в сенаторы. Их минимальный возраст оставлен на уровне 30 лет. Кандидат должен иметь безупречную репутацию и постоянно проживать в соответствующем регионе не менее 5 предшествующих лет. Ценз оседлости не распространяется на кандидатов из числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Не касается он и лиц, занимавших в регионе госдолжности или нахо-

дившихся на гражданской государственной службе не менее 5 предыдущих лет.

Не могут стать кандидатами в Совет Федерации лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, осужденные к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления (даже если судимость снята или погашена) либо деяния экстремистской направленности (если судимость не снята или не погашена), а также привлеченные к административной ответственности за экстремизм.

Закрепляется непартийный принцип формирования и структурирования Совета Федерации. Его членам запрещено создавать фракции и партийные объединения, как депутатам Госдумы.

Члены Совета Федерации исполняют свои функции в течение срока полномочий назначившего их органа. При этом глава субъекта Федерации и региональный парламент не могут досрочно отзывать их по собственной инициативе. Для членов Совета Федерации предусмотрены те же основания досрочного прекращения полномочий, что и для депутатов Госдумы (личное заявление, получение иностранного гражданства, поступление на госслужбу и др.). При досрочном прекращении полномочий представителя от исполнительного органа его место занимает другой кандидат из губернаторского списка. Если же ни один кандидат не отвечает предъявляемым требованиям, глава региона назначает представителем в Совет Федерации депутата регионального парламента.

Новый порядок формирования Совета Федерации был веден с 1 января 2013 г. При этом члены палаты, избранные (назначенные) до этого момента, продолжают исполнять свои полномочия до очередных выборов в соответствующие региональные органы власти. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2013 г7.

Федеральный закон от 28 июня 2014 года №196-ФЗ "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"8 откорректировал требования, предъявляемые к кандидатам в члены Совета Федерации и порядке формирования Совета Федерации, а именно одно из требований к кандидату для наделения полномочиями члена Совета Федерации - постоянное проживание на территории соответствующего региона в течение 5 лет, предшествующих выдвижению кандидатом.

Установлено, что речь идет о проживании в течение 5 лет, непосредственно предшествующих выдвижению, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих выдвижению.

Данное требование не распространяется на кандидатов, которые на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти региона являются членами Совета или депутатами Государственной Думы. Также оно не касается тех, кто замещает или замещал государственные, муниципальные должности или должности государственной, муниципальной службы соответствующего региона в совокупности в течение 5 лет, предшествующих выдвижению. Еще одно исключение - те, кто в совокупности в течение 5 лет, предшествующих выдвижению, проходит или проходил военную службу, службу в ОВД, учреждениях и органах УИС, органах наркоконтроля, таможенных органах, налоговых органах, СК РФ, органах

7 Собрание законодательства РФ 2012 №50 (ч.4). Ст. 6952.

8 http://base.garant.rU/70684708/#block_1#ixzz3GD2QXWAK

12

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Мамитова Н.В.

прокуратуры на территории соответствующего региона.

Настоящий Федеральный Закон вступил в силу по истечении 10 дней после его опубликования.

Новеллы конституционно-правового статуса Совета Федерации нашли отражение и в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"9

Этим законодательным актом уточнен порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного органа государственной власти субъекта Федерации.

Если законодательный (представительный) орган власти региона сформирован по мажоритарной системе, то депутату этого органа в случае наделения его полномочиями члена Совета Федерации разрешено совмещать их с полномочиями депутата регионального парламента. Тем самым исключается необходимость проведения дополнительных выборов в законодательный орган власти региона.

Предусмотрено, что полномочия депутата осуществляются без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации. При этом депутат должен быть освобожден от всех руководящих должностей в региональном парламенте.

Ежемесячное денежное вознаграждение члена Совета Федерации выплачивается ему со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении).

Таким образом, новые законодательные изменения в порядок формирования Совета Федерации сделали процедуру назначения в члены Совета Федерации более демократичной и альтернативной, в то же время, не меняя в данном органе главный принцип его формирования - отражение федеративного характера Российского государства и специфику региональных интересов.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории; назначение выборов Президента, отрешение Президента от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц, определяется Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом Совета Федерации и решениями Совета Федерации. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Совет Федерации избирает из сво-

9 http://base.garant.ru/70684698/#block_1#ixzz3GD9SZwP1

его состава тайным голосованием Председателя Совета и его заместителей. Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации образуется Совет палаты, в состав которой входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам,рассматриваемым Советом палаты. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, Комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению. Обеспечение деятельности Совета Федерации осуществляет аппарат Совета Федерации, основными задачами которого являются правовое, информационное, организационное, аналитическое, документационное и финансовое, материальнотехническое и хозяйственное обеспечение палаты и его органов, правовое, организационное информационно-аналитическое, протокольное и паспортновизовое обеспечение членов Совета Федерации.

Организационно - правовая взаимосвязь Совета Федерации и Государственной Думы в контексте конституционных норм и положений регламентов палат Федерального Собрания РФ, нормативные и организационные проблемы функционирования палат, укрепление структурного единства Федерального Собрания России - это те проблемные вопросы, которые возникают при анализе взаимодействия и взаимосвязи палат российского парламента.

Нормативное регулирование взаимодействия обеих палат Федерального Собрания определяется, во-первых, Конституцией РФ; во-вторых, нормами регламентов Совета Федерации и Государственной Думы; в-третьих, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации; в-четвертых, законодательными актами федерального уровня.

Анализ вышеназванных актов позволяет выделить три основные формы взаимодействия палат парламента России:

1. Совместные собрания палат.

Частью 3 от. 100 Конституции установлено, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

2. Создание специальных органов.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату (ч. 5 от. 101). В соответствии со от. 102, 103 Конституции палаты осуществляют назначение на должность и освобождение от должности руководителей Счетной палаты (Председателя и его заместителя), а также по половине состава ее аудиторов.

3. Совместная деятельность палат в законодательном процессе (законодательная инициатива, дача заключений, создание специальных комиссий, проведение совместных мероприятий и т. д.). В соответствии с собственной компетенцией Совет Федерации и Государственная Дума участвуют в процедуре отрешения Президента России от должности (от. 93, 102, 103).

Обширное поле для взаимодействия палат наблюдается в законодательной сфере.

Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации

13

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

(ч. 3 ст. 105 Конституции). В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению нижней палатой парламента (ч. 4 от. 105). Дополнительная почва для контактов создается в ситуации, когда Государственная Дума преодолевает вето Совета Федерации при несогласии последнего с принятым нижней палатой федеральным законом (ч. 5 от. 105). Основанием взаимодействия палат парламента является процедура повторного рассмотрения федерального закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной Думой в порядке ч. 3 от. 107 и принятие федеральных конституционных законов (ч. 2 от. 108), рассмотрение и принятие закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ (от. 108, 136).

Развернутый перечень норм, реализующих взаимодействие палат в законотворческой области, содержит Регламент Государственной Думы.

Особое место наряду с иными способами взаимодействия палат занимают согласительные комиссии по преодолению разногласий по законопроектам. Так, согласно ч. 4 от. 105 Конституции в случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Подобная комиссия создается по инициативе обеих палат10 11.

Результатом работы согласительной комиссии является протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению возникших разногласий или обосновывается невозможность их преодоления этим составом согласительной комиссии.

В качестве основного направления взаимодействия должно рассматриваться повышение качества рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой.

Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы

В настоящее время действует Федеральный закон от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»11, (и изменениями и дополнениями), согласно которому депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года, глава государства предложил вернуться к смешанной системе выборов в Государственную Думу по партийным спискам и одномандатным округам

В 2008 году Президент РФ в соответствии со статьей 134 Конституции и статьей 3 Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" внес в Государственную Думу проекты законов о поправках к Конституции России "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" и "О контрольных полномочиях Государствен-

10 Кравцова Е.А., Максименко А.В., Шалайкин Р.Н. Вспомогательные органы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и особенности их функционирования// Пробелы в российском законодательстве 2014 №2, С.14-16.

11 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. №21. Ст. 1919.

ной Думы в отношении Правительства Российской Федерации".

30 декабря 2009 года в Основной закон были внесены поправки, предусмотренные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года. Был увеличен срок полномочий президента РФ и депутатов Государственной Думы. Согласно Основному закону глава государства стал избираться на шесть лет (ранее — на четыре года), а депутаты Госдумы — на пять лет (ранее — на четыре года). Кроме того, правительство стало обязано отчитываться перед Госдумой о своей работе12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует особо подчеркнуть, что Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, в течение шести месяцев до окончания полномочий Президента РФ, с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия решения по этому вопросу Советом Федерации, а также в период действия на территории страны военного или чрезвычайного положения.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что в новых условиях развития российского государства особым новым содержанием и смыслом наполняется его законодательная функция. Она должна включать в себя не только принятие законов по внутренним текущим вопросам, но и приспосабливаться к мировым стандартам. Обеспечить это может четкая система органов законодательной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне, расширение сферы регулирования, влияние на законодательные решения гражданского общества.

Таким образом, основная цель современных изменений в законодательстве, регулирующем систему и деятельность федеральных органов государственной власти, должна быть связана не просто с созданием демократического режима, но и с формированием более эффективной модели власти, основанной не просто на соблюдении принципа разделения властей, но и на балансе различных ветвей и структур власти, именно такой характер власти позволит обеспечить успешное решение политических и социальноэкономических проблем государства и общества.

Список литературы:

1. Гранкин И. В. Парламент России. М., 2001. С. 19.

2. Булаков О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб., 2003. С. 9-10.

3.Зиновьев А. В. Конституционное право России. М.; 2002. С. 78.

4.Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С.273-274.

5. Кравцова Е.А., Максименко А.В., Шалайкин Р.Н. Вспомогательные органы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и особенности их функционирования// Пробелы в российском законодательстве 2014 №2, С.14-16.

12 http://ria.ru/spravka/20130624/945376891 .html#ixzz3GCQ5cVsa

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.