Научная статья на тему 'Принцип нейтралитета в современной мировой политике (на примере австрийской республики)'

Принцип нейтралитета в современной мировой политике (на примере австрийской республики) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3294
1130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хрулёва Т. В.

Статья посвящена актуальной проблеме института нейтралитета во внешней политике. На примере Австрийской республики автор рассматривает факторы, влияющие на изменение политики нейтралитета в условиях современных международных отношений, а также анализирует перспективы сохранения нейтрального статуса как основы внешней политики и политики безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neutrality in contemporary world policy (on the example of Austrian Republic)

The article is devoted to the burning issue of neutrality in the world policy. On the example of Austrian Republic the author examines factors which influence the change of neutrality policy under the conditions of modern international relations and also analyzes prospects of neutrality in contemporary foreign and security policy.

Текст научной работы на тему «Принцип нейтралитета в современной мировой политике (на примере австрийской республики)»

Т. В. Хрулёва

ПРИНЦИП НЕЙТРАЛИТЕТА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ АВСТРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Институт нейтралитета является одной из старейших форм внешнеполитической стратегии отдельных государств. В течение столетий нейтралитет выполнял функцию дипломатического инструмента для обеспечения безопасности в условиях международных кризисов и войн. Значимость нейтральной политики особенно возросла в период «холодной войны», когда нейтральные страны стали своего рода «буфером» между западным и восточным военными блоками. Они играли роль связующего звена между этими блоками, вносили значительный вклад в процесс урегулирования разногласий между противоборствующими сторонами, являясь неотъемлемой частью мирового политического ландшафта. Однако в условиях современных международных отношений, когда глобализация не позволяет ни одной из стран мира оставаться в стороне от многочисленных международных проблем, нейтральная политика подвергается жесткой критике. Тем не менее политика нейтралитета остается в международной практике и доказывает свою жизнеспособность. Принцип нейтралитета продолжает играть значительную роль в формировании внешней политики целого ряда государств в Европе и Азии. Разумеется, в каждой из этих стран нейтралитет имеет свою историю и специфику.

На разных этапах мирового развития содержание принципа нейтралитета претерпело ряд серьезных изменений. На протяжении веков разрабатывались различные способы самозащиты, формировалась политико-правовая база, главным предназначением которой было ограждение интересов нейтрального государства от возникавших новых угроз. Историческая практика породила множество вариантов нейтралитета и нейтральной политики в зависимости от конкретных задач, стоявших перед практикующими их странами, и от геополитической ситуации, определявшейся великими державами. Таким образом, нейтралитет и политические методы придерживающихся данного принципа государств эволюционировали в соответствии с историческим опытом, приобретаемым мировым сообществом. В условиях изменений международно-политической ситуации нейтральные страны вынуждены были корректировать свою политику, расширяя набор внешнеполитических методов, позволявших обеспечивать безопасность.

Принцип нейтралитета продолжает оставаться существенным элементом современных международных отношений. Однако потенциал политики нейтралитета во многом воспринимается сегодня по-новому. Особенно востребованной является традиционная для стран с нейтральным статусом миссия посредничества с целью обеспечения стабильной обстановки в странах с высоким уровнем конфликтного внутриполитического потенциала. Кроме того, большая часть современных вызовов и угроз безопасности требует новых, прежде всего невоенных подходов к разрешению международных проблем. В современной мировой политике ценятся способность нейтральных стран подходить к проблеме с более или менее независимых позиций, предсказуемость нейтралов как партнеров на международной арене.

© Т. В. Хрулёва, 2008

Вместе с тем, в настоящее время в ряде нейтральных стран обсуждается целесообразность проведения политики традиционного нейтралитета. Окончание «холодной войны» и эпоха глобализации актуализировали вопрос о целесообразности нейтральной политики в XXI в. Все более возрастающая взаимозависимость государств, стирание национальных барьеров в политической, экономической, культурной и других сферах, становление транснациональной среды мировой политики ставят под сомнение концепцию нейтралитета, которая на протяжении веков понималась как инструмент обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета. Особенно остро этот вопрос обсуждается среди европейских нейтральных государств, которые за последние пятнадцать лет стали активными участниками интеграционных процессов. В частности, Австрия принадлежит к тем государствам, где споры о роли нейтралитета в формировании внешней политики и политики безопасности не утихают в течение многих лет.

В российской научной литературе тема австрийского нейтралитета освещена достаточно слабо, в основном в рамках изучения истории Второй Австрийской республики или эволюции внешней политики страны1. В статье предпринята попытка восполнить существующий пробел и рассмотреть проблему сохранения австрийского нейтралитета в контексте современной внутриполитической борьбы в Австрийской республике.

Принцип постоянного нейтралитета уже полвека играет определяющую роль в формировании политики безопасности Второй Австрийской республики. С учетом сложившегося вокруг нее соотношения сил капиталистического и социалистического лагерей именно неприсоединение ни к одному из противостоявших блоков обеспечило Австрии суверенитет и территориальную целостность после Второй мировой войны. В то время перед Австрией стояли, казалось бы, неразрешимые проблемы. Экономика страны находилась в состоянии упадка. Кроме того, на государство легло бремя оккупационных расходов. Согласно Московской декларации 1943 г. Австрия должна была нести определенную ответственность за участие в войне на стороне фашистской Германии2. Так, в 1945 г. оккупационные расходы составили 30 %, а в 1946 г. — 23 % бюджета страны3. Но все же важнейшими задачами послевоенного австрийского правительства стали сохранение единства государства, вывод оккупационных войск и восстановление полного государственного суверенитета. По итогам встречи И. Сталина и У. Черчилля в Москве в ноябре 1944 г., а также Ялтинской конференции 1945 г., Австрия превратилась в сферу непосредственного влияния четырех держав: США, СССР, Великобритании и Франции, — которые разделили страну на четыре оккупационные зоны. Возникла угроза разделения страны на занятую советскими войсками восточную часть и западную, занятую западными державами. Ввиду того, что Австрия никогда не находилась в состоянии войны с оккупационными державами, в ходе послевоенного урегулирования речь шла не о подписании мирного договора с антигитлеровской коалицией, а о заключении Государственного договора, который должен был создать базу для полного суверенитета страны. Главным элементом, с помощью которого был развязан «австрийский узел», стала формула нейтралитета Австрии.

Государственный договор о восстановлении свободной, независимой и демократической Австрии, открывавший стране путь действительно свободного развития, был подписан лишь 15 мая 1955 г., т. е. спустя 10 лет после окончания Второй мировой войны. В соответствии с договором 25 октября 1955 г. территорию Австрии покинул последний иностранный солдат. На следующий день парламент принял конституционный закон о нейтралитете, и с тех пор эта дата отмечается в Австрии как национальный праздник.

Закон состоит из двух статей. В первой говорится, что «в целях прочного утверждения своей внешней независимости и обеспечения неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете»4, который будет «поддерживать и защищать... всеми имеющимися в ее распоряжении средствами»5. «Для обеспечения этих целей, — отмечается далее в статье, — Австрия никогда в будущем не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания на своей территории военных опорных пунктов иностранных государств»6. Во второй статье задача осуществления положений закона возлагается на федеральное правительство Австрии.

6 декабря 1955 г. правительства СССР, США, Великобритании и Франции сообщили о признании постоянного нейтралитета Австрии7. Позднее австрийский нейтралитет был признан и большинством других государств международного сообщества. В период «холодной войны» политика нейтралитета сыграла важную роль для Австрийской республики. Образно говоря, если Австро-Венгерская империя периода К. Меттерниха усиливала свои позиции за счет ловкой игры на противоречиях различных государств, то Австрия Б. Крайского и Ф. Враницкого «делала политику» на умелом посредничестве между государствами противостоящих военно-политических блоков, внеся свой собственный вклад в недопущение между ними даже в самые острые периоды открытой конфронтации8. Австрия сыграла незаменимую роль в решении таких серьезных проблем, как нераспространение ядерного оружия, ограничение вооруженных сил и вооружений в Европе, а также в урегулировании целого ряда региональных и локальных кризисов. На протяжении «холодной войны» Австрия осознавала себя в качестве моста между Востоком и Западом, нейтрального связующего звена между политическими блоками и нередко выполняла функции посредничества. Свидетельством внешнеполитического авторитета нейтральной Австрии является превращение ее столицы в своеобразный мировой политический центр, месторасположение важных учреждений ООН (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию ЮНИДО — UNIDO), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ — IAEA); ОБСЕ (Постоянный Парламентский Совет), ОПЕК (Секретариат ОПЕК) и других международных организаций.

Однако в последние 15 лет в Австрии развернулась острая дискуссия по поводу будущей внешнеполитической ориентации страны. На повестку дня встал вопрос, может ли нейтралитет в «постконфронтационной» Европе оставаться таким же эффективным способом обеспечения внешнеполитических интересов страны, каким он был в годы «холодной войны», или наступило время, когда Вене следует изменить внешнеполитический курс. За всю историю своего существования австрийский нейтралитет еще никогда не находился под такой серьезной и реальной угрозой, как в период после вступления Австрии в Европейский Союз (ЕС). В ходе «холодной войны» вопрос о членстве в Европейском Экономическом сообществе (ЕЭС) неизменно решался отрицательно. Влиятельные круги промышленников и финансистов страны неоднократно высказывались за вхождение Австрии в «Общий рынок», однако политики отдавали себе отчет в негативных последствиях подобного шага, способного вызвать недовольство СССР9.

Положение изменилось в конце 80-х гг. 17 июля 1989 г. Австрия подала заявку на вступление в ЕЭС. Однако в заявке указывалось, что сохранение нейтрального статуса является обязательным условием присоединения к сообществу10. В итоге, в 1994 г. большинство граждан Австрии посчитало, что включение в европейскую интеграцию не приведет к ущемлению принципа нейтралитета11. Однако уже в то время был заключен Маастрихтский договор, который закладывал основы для превращения экономического

союза в военно-политический. После присоединения к Евросоюзу, австрийский парламент решил внести специальное положение в Федеральную Конституцию (ст. 231), которое оговаривает участие Австрии в Общей внешней политике и политике безопасности ЕС (ОВППБ)12. После ратификации Амстердамского договора парламент внес еще одну статью в конституцию, которая позволяет Австрии в полной мере участвовать в Петерберг-ских задачах (миссии гуманитарного и спасательного характера, операции по поддержанию мира и «управлению кризисами», включая силовое умиротворение, получившие свое название по Петербергскому заявлению Совета министров Западноевропейского союза на его заседании 19 июня 1992 г. в Бонне)13. Таким образом, хотя закон о нейтралитете остается в силе, он в значительной мере «ослаблен». По мнению многих аналитиков, после этих поправок от нейтралитета Австрии остались только две его составляющие, хотя и самые основные: Австрия до сих пор не является членом военного альянса, и на ее территории не расположены военные базы других государств14. Следовательно, Австрийская республика на сегодняшний день является скорее страной, проводящей политику военного неприсоединения, а вовсе не следует строго политике нейтралитета. Принцип нейтралитета и политика военного неприсоединения во многом схожи. В обязанности государства, проводящего политику военного неприсоединения, входит недопущение размещения иностранных войск и баз на его территории, а также отказ от формального вхождения в военный союз15. Тем не менее страны, сделавшие свой выбор в пользу политики военного неприсоединения, не ограничены довольно жесткими рамками политики традиционного нейтралитета. «Неприсоединившиеся» государства сами решают, какую смысловую нагрузку вкладывать в концепцию неприсоединения, и поэтому в любой подходящий момент они без каких-либо затруднений могут отказаться от статуса нейтральной страны. Так, например, подобная страна может заявить, что не имеет твердого намерения соблюдать нейтралитет в возможной войне; вместо этого декларировалась всего лишь его вероятность16.

В Австрии идут дискуссии по поводу того, насколько реально сохранять нейтральный статус и полноправно участвовать в построении европейской системы безопасности и обороны в рамках Европейского союза. Так, у сторонников нейтралитета вызывают опасения тот факт, что ЕС все более усиливает свою военную составляющую, а также наблюдающаяся тенденция к сближению ЕС и НАТО.

Проблема австрийского нейтралитета стала еще более актуальной с приходом к власти коалиции Австрийской народной партии (АНП) и Австрийской партии свободы (АПС) в 2000 г., которая оставалась у власти вплоть до января 2007 г. Вена все более стремилась осуществлять политику безопасности в пределах структур ЕС. В доктрине безопасности и обороны от 12 декабря 2001 г., которая до сих пор является ключевым документом в области австрийской политики безопасности, отмечается, что Австрия начала с НАТО «двусторонний диалог по вопросу политики безопасности и усилила... сотрудничество с НАТО в гражданской и военной областях»17, т. к. нестабильность в Европе и в мире угрожает безопасности всех европейских государств. В документе подчеркивается, что политика безопасности не может быть делом только одного государства, эта проблема «может решаться только через международное сотрудничество в духе солидарности»18. Отмечается и важность развития отношений ЕС и НАТО с Россией в целях укрепления безопасности на континенте19. В доктрине указывается, что вопрос о присоединении Австрии к НАТО будет решен только при условии предварительного согласия австрийских граждан (через референдум)20. Ключевым моментом, на наш взгляд, является положение,

согласно которому статус Австрии больше соответствует статусу государства, проводящего политику военного неприсоединения, чем нейтрального государства21.

В течение семи лет, когда АНП находилась у власти, ее лидер канцлер Вольфганг Шюссель неоднократно делал заявления о стремлении правящей коалиции внести изменения в основы внешней политики и политики безопасности страны. Так, в парламентском докладе Шюсселя от 6 марта 2003 г. явно заметно желание отойти от политики нейтралитета. Во-первых, в нем акцентируется, что правительство будет стремиться поддерживать сотрудничество ЕС и НАТО, а вероятность вступления в альянс будет оцениваться исходя из развития политики безопасности. При этом подчеркивалось, что «вступление в НАТО будет возможным только с согласия народа»22. Во-вторых, канцлер отметил, что Австрия намерена и дальше активно участвовать в общей внешней политике и политике безопасности ЕС. Так, было принято решение об участии в составе военного контингента ЕС 1500 австрийских солдат23.

Необходимо отметить, что в области внешней политики и политики безопасности среди парламентских партий Австрии существуют заметные разногласия. Социалистическая партия Австрии (СПА) решительно выступает против вступления страны в НАТО и отказа от нейтралитета. Социалисты утверждают, что нет никакой «уважительной причины вступать в военный блок и отказываться от австрийского нейтралитета»24, благодаря которому и «в сочетании с международной кооперативной солидарностью, Австрия располагает надежной концепцией безопасности»25. СПА не соглашается с тем, что Австрия может участвовать в принятии решений по вопросам, касающимся европейской политики безопасности, только при условии вступления в НАТО, где, по мнению социалистов, доминирующую роль играют США и их великодержавные интересы. Прежде всего, в Североатлантическом договоре для СПА неприемлема статья 5, обязывающая оказывать содействие в случае агрессии против одного из членов блока26. СПА готова сотрудничать в системе европейской обороны, но не в качестве, как образно утверждают социалисты, «филиала НАТО». Такова позиция партии в настоящее время, такой она, очевидно, останется и в обозримом будущем, принимая во внимание отрицательное отношение к НАТО на протяжении многих лет.

Еще одна крупная партия страны, «Зеленая альтернатива», протестует против каждого шага в направлении отказа от нейтральной политики. В программе партии говорится, что нейтралитет «принадлежит государственно-политическому фундаменту Второй республики и стал важной частью самоидентификации общества»27. Сегодня значение нейтралитета не уменьшилось, и Австрия как нейтральная страна может вносить «эффективный вклад в... общую безопасность»28. Также в программе упоминается, что в связи с расширением НАТО на восток Европа нуждается в малых государствах, от которых не исходит никакой угрозы и которые могут выступать как посредники при урегулировании кризисов29.

В отличие от социалистов и «Зеленой альтернативы», Австрийская народная партия в последнее время все более склоняется к тому, что в связи с распадом биполярной системы и окончанием «холодной войны» статус постоянного нейтралитета потерял свое значение. Представители партии неоднократно выступали с утверждением, что Австрийская республика должна стремиться к «полному включению в евроатлантические структуры»30. Активное участие в ОВППБ и тесное сотрудничество с НАТО, по мнению партии, должны являться краеугольным камнем австрийской внешней политики и политики безопасности.

В партийной программе АНП в разделе «Международная безопасность» содержатся общие положения, допускающие различные интерпретации, в том числе и возможность вступления в НАТО. Например, утверждается, что Австрия не может исходить из того, что в случае угрозы ее оборона будет обеспечена членами Европейского союза, несмотря на то, что ее взнос в обеспечение совместной безопасности невелик, поэтому «Австрия также должна вносить [больший] вклад в европейскую безопасность»31. Еще более дорогостоящей стала бы для нее «оборона собственными силами против любой угрозы при отказе от безопасности, которую обеспечивало бы членство в союзе»32. Однако в последние два-три года позиция АНП по этому вопросу несколько изменилась, возможно, потому, что принцип нейтралитета пользуется популярностью среди жителей Австрии. Новый партийный лидер Вильгельм Мольтерер, в отличие от своего предшественника Вольфганга Шюсселя, не только не выступает за отмену нейтралитета, но разделяет точку зрения, согласно которой нейтралитет дополняет политику солидарности, проводимую Австрией в рамках таких организаций, как ООН, ЕС и ОБСЕ33.

Наиболее последовательной сторонницей отмены австрийского нейтралитета является Австрийская партия свободы. Согласно программе партии, нейтралитет как доминирующий принцип действия австрийской внешней политики потерял свое значение с крушением восточного блока и окончанием «холодной войны», он подорван вступлением Австрии в ЕС34. Основой политики безопасности должно стать активное участие страны в общей внешней политике и политике безопасности ЕС.

Итак, дебаты вокруг сохранения или отмены нейтралитета продолжаются. Сторонники его сохранения утверждают, что в современных условиях значение политики нейтралитета не уменьшается, а, напротив, возрастает. Так, канцлер Альфред Гузенбауэр, возглавляющий австрийское правительство с января 2007 г., уверен, что «как рациональный инструмент австрийской внешней политики. нейтралитет не потерял свою функ-цию»35, хотя его содержание заметно изменяется. Сегодня «речь не идет о нейтралитете между двумя блоками»36, но, как и прежде, в Европе и мире продолжают сталкиваться интересы различных государств и групп государств. Как утверждают защитники нейтралитета, для Австрии «наилучшим выходом будет проведение миролюбивой политики невмешательства в дела других субъектов международного права и неучастие в силовых операциях»37. Это тем более актуально, что опасность акций возмездия против гражданского населения западных государств, в том числе с использованием оружия массового уничтожения, усиливается, т. к. число государств, способных производить ядерное и ракетное оружие, возрастает. Еще одним важным аргументом в пользу нейтралитета является значительно меньшая для нейтральных стран вероятность послужить целью для террористических атак, чем у стран-членов альянса, во главе которого стоят Соединенные Штаты. Естественно, сам по себе нейтралитет не гарантирует Австрии защиту от военного нападения, однако его неукоснительное соблюдение сводит вероятность нападения или террористического акта к минимуму38. К тому же, ни один оборонительный альянс не в состоянии дать полную гарантию от ракетно-ядерного нападения. Кроме того, Австрия как государство с нейтральным статусом является предсказуемым партнером. Способность нейтрального государства подходить к проблеме с более или менее независимых позиций укрепляет и повышает его авторитет и вес в международной политике. Благодаря этому нейтральные государства способны играть роль посредника при налаживании диалога по урегулированию существенных разногласий, а также исполнять функции наблюдения и контроля. Оставаясь нейтральной, Австрия сможет лучше

«учитывать специфику своих собственных интересов и озабоченностей и суверенно принимать по ним адекватные решения»39.

В то же время совершенно очевидно, что в связи с изменившимся после окончания «холодной войны» положением в Европе содержание нейтралитета существенным образом модифицируется. Сторонники пересмотра австрийской политики безопасности считают, что «безопасность Австрии и Европейского союза неразрывно связаны друг с другом»40 и что политика солидарности является ведущим фактором в области безопасности и обороны Австрии (а не политика постоянного нейтралитета).

Один из аспектов отмены нейтрального статуса, вокруг которого ведутся ожесточенные споры, — это предполагаемые затраты в случае вступления в НАТО. По расходам на оборону (0,9 % от ВВП)41 Австрия находится на одном из последних мест среди стран ЕС. Она тратит на армию значительно меньше средств, чем другие нейтральные и неприсоединившиеся страны — Швейцария, Швеция, Финляндия и Ирландия. Противники вступления в НАТО, в частности СПА и «Зеленая альтернатива», утверждают, что в таком случае расходы на оборону страны значительно возрастут. По приблизительным расчетам, они возрастут более, чем в два раза (расходы на оборону стран-членов НАТО составляют около 2 % ВВП). Тем не менее существует точка зрения, согласно которой экономия в результате вступления в блок, если брать в расчет более длительный период времени, превзойдет первоначальные затраты. К тому же, вступление в НАТО, по мнению ряда политиков, «позволило бы стране принимать непосредственное участие в формировании ключевых направлений европейской политики и, кроме того, дало бы возможность сэкономить на оборонных расходах»42.

Следует отметить, что уже в начале 90-х гг. Австрия несколько отошла от политики классического нейтралитета. В частности, она была единственным нейтральным государством, разрешившим пролет над своей территорией самолетов союзников США во время войны в Персидском заливе в 1991 г.43 Однако в 1999 г. Австрийская республика закрыла свое воздушное пространство для полетов самолетов стран альянса в Югославию, ссылаясь на свое законодательство, в первую очередь на закон о грузах военного назначения. В других вооруженных конфликтах государство также соблюдает нейтралитет, ограничиваясь миротворческой деятельностью, гуманитарной и финансовой помощью на послевоенной стадии. Перед началом войны в Ираке Вена объявила, что, учитывая нейтральный статус страны, ее воздушное пространство будет закрыто для военных самолетов, если военная операция будет проводиться без резолюции ООН44. МИД Австрии также выступил с заявлением, что в случае войны Австрия остается нейтральной, и ни один австрийский солдат не примет участие в военных действиях против Ирака45.

Австрия вносит значительный вклад в урегулирование вооруженных конфликтов в различных частях Европы и мира. Однако в последнее время в связи со стремлением Австрийской республики полноправно участвовать в общеевропейской системе безопасности и обороны в рамках Европейского союза, который постепенно сближается с НАТО, высказывается мнение, что уже в ближайшем будущем участие Австрии в урегулировании конфликтов не будет ограничиваться наблюдательской деятельностью, гуманитарными миссиями и посредничеством в переговорах. На сегодняшний день нет оснований утверждать, что подобные предположения оправдаются, т. к. вопрос об отмене нейтралитета еще не выносился на референдум, но и окончательно сбрасывать их со счетов тоже нельзя.

Следует вспомнить и о правовом аспекте проблемы. Закон о нейтралитете 1955 г. имеет статус конституционного и, таким образом, может быть отменен только двумя третями

депутатов Национального совета. Только после этого возможно проведение всенародного референдума, который также назначается Национальным советом. Прямая отмена закона о нейтралитете с позиции законодательства легитимна, но политически невозможна. Что же касается результатов референдума (если он произойдет в ближайшее время), то население, очевидно, будет высказываться за сохранение нейтралитета. Подавляющее большинство австрийских граждан в настоящее время выступает против отмены нейтралитета, причем во время таких международных кризисов, как военные действия НАТО в Косово и война в Ираке, процент сторонников нейтралитета увеличивался. Среди населения, разумеется, нет полного согласия. По различным опросам последних лет, за сохранение нейтрального статуса выступают от 60 до 70 % граждан страны46. По некоторым же данным, это число составляет даже 79 %47. Таким образом, поддержка нейтралитета остается важным фактором коллективной идентичности австрийцев. При этом большинство австрийцев, 62 % населения, являются сторонниками строительства ОВППБ и активного участия в ней Австрии48. Интересно также отметить, что около 58 % населения полагает, что их страна рано или поздно все же присоединится к Североатлантическому альянсу49.

Позиции сторонников нейтралитета в стране укрепились, когда в начале января 2007 г. к власти пришло коалиционное правительство во главе с социалистами. СПА последовательно выступает за проведение нейтральной политики, и перемены данной позиции ждать не стоит. Как отметил в интервью «Российской газете» в мае 2007 г. нынешний канцлер Австрийской республики Альфред Гузенбауэр, «нейтралитет Австрии — фактор стабильности в быстро меняющемся мире. Он гарантирует надежную, предсказуемую позицию Австрии в международном сообществе»50. В программе австрийского правительства на 2007-2010 гг. указывается, что внешняя политика государства строится на основе постоянного нейтралитета51.

Таким образом, несмотря на то, что часть австрийского населения придерживается точки зрения, что с разрушением биполярной системы и развитием европейской интеграции «нейтралитет — в самом деле, концепция прошлого»52, результаты референдума, если он состоится в ближайшее время, скорее всего, приведут к сохранению Австрией нейтрального статуса.

Подведем итог. За последние десять-пятнадцать лет австрийский нейтралитет претерпел серьезные изменения, наблюдается тенденция перехода от политики традиционного нейтралитета к более гибкому курсу. Нельзя не согласиться с точкой зрения, что de facto Австрия проводит скорее политику военного неприсоединения, т. к. является активным членом ЕС, участвует во всех его начинаниях, касающихся ОВППБ, активизирует партнерские отношения с Североатлантическим альянсом. Тем не менее, учитывая большую популярность политики нейтралитета среди населения и тот факт, что нейтралитет продолжает оставаться важным фактором коллективной идентичности австрийцев, следует ожидать, что официально изменения во внешнеполитическом курсе страны произойдут нескоро. На наш взгляд, институт нейтралитета является вполне жизнеспособным и по сей день и может служить эффективным инструментом мировой политики. Благодаря нейтральному курсу Вена может активно участвовать в решении тех глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на современном этапе.

1 Ворошилов С. И. Рождение Второй республики в Австрии. Л., 1968; Ватлин А. Ю. Австрия в ХХ веке. М., 2006; Вальдхайм К. Австрийский путь. М., 1976; Дорохин В. Австрийский нейтралитет не вечен? // Международная жизнь. 1998. № 6; Кружков В. Нейтралитет в европейском политическом поле // Там же.

2 Moskauer Erklärung über Österreich vom 30. Oktober 1943, veröffentlicht am 1. November 1943 // http://www.schule. at/dl/Moskauer-Deklaration-1943.pdf. S. 1.

3 Ворошилов С.И. Указ. соч. С. 168.

4 Bundesverfassungsgesetz vom 26.Oktober 1955 über die Neutralität Österreichs // http://host.uniroma3.it/progetti/cedir/ cedir/Lex-doc/At_l-c55.pdf. S. 1.

5 Ibid.

6 Ibid.

7 Вальдхайм К. Указ. соч. С. 79.

8 Дорохин В. Указ. соч. С. 59-60.

9 Ватлин А. Ю. Указ. соч. С. 159.

10Lahodinsky O. The Changing Face of Austrian Neutrality // http://www.nato.int/docu/review/1992/9206-5.htm P. 6.

11 Юданов Ю. Австрия и Евросоюз: противостояние // Мировая экономика и международные отношения. 2001.

№ 2. C. 89.

12 Bundes-Verfassungsgesetz von Österreich // http://www.verfassungen.de/at/indexheute.htm S. 21.

13 Ibid.

14 Krüger M. Austria // Neutrality and Non-alignment in Europe Today / Ed. H. Ojanen; Helsinky, 2003. P. 10.

15 Penttilä R. E. J. Non-Alignment — Obsolete in Today’s Europe? // European Security Integration: Implications for Non-Alignment and Alliances / Ed. M. Jopp, H. Ojanen. Helsinki, 2000. Р. 171.

16 Ojanen H. Sweden and Finland: what difference does it mean to be non-aligned. Helsinki, 2002. P. 165.

17 Security and Defence Doctrine. Resolution by the Austrian Parliament // http://www.bka.gv.at/2004/4/18/doktrin_e.pdf P. 6.

18 Ibid. P. 1.

19 Ibid. P. 2.

20 Ibid. P. 9.

21 Ibid. P. 7.

22 Regierungserklärung von Bundeskanzler Dr. Wolfgang Schüssel. 6. März 2003 // http://www.bka.gv.at/2004/4Z7/ Regierungserklär6.3.03.pdf. P. 6.

23 Ibid. P. 5.

24 SPÖ. Das Grundsatzprogramm // http://www.spoe.at/bilder/d251/spoe_partei_programm.pdf. S. 27.

25 Ibid.

26 The North Atlantic Treaty 1949 // http://www.nato.int/docu/basictxt/treaty.htm. P. 2.

27 Grundsatzprogramm der Grünen. Österreich in internationalen Beziehungen // http://www.gruene.at/docs/ grundsatzprogramm2001.doc. S. 93.

28 Ibid. S. 94.

29 Ibid.

30 Куранов А. Австрийскому канцлеру надоел нейтралитет // Независимая газета. 24.01.2001. С. 5.

31 Grundsatzprogramm der Österreichen Volkspartei. Internationale Sicherheit // www.oevp.at/download/000298.pdf. S. 28.

32 Ibid.

33 Äußere Sicherheit. Dialog fördern. Frieden sichern // http://www.oevp.at/inhalte/index.aspx?pageid=7061. S. 1.

34 Das Programm der Freiheitliche Partei Österreichs. Kapitel 7 Selbsbewußte Außenpolitik — gemeinsame Sicherheitspolitik // http://www.fpoe.or.at/index.php?id=6606. S. 1.

35 Gusenbauer A. Op. cit. S. 13.

36 Ibid. S. 14.

37 Кружков В. Нейтралитет в европейском политическом поле // Международная жизнь. № 6. 2000. С. 67.

38 Krüger M. Op. cit. P. 15.

39 Дорохин В. Д. Указ. Соч. С. 60.

40 Sicherheitspolitik des Bundeskanzleramts der Republik Österreich // http://www.bka.gv.at/bka/sicherheitspolitik/ english_version.html. S. 1.

41 The World Factbook. CIA. Austria // https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/au.html#Military.

P. 5.

42 Дорохин В. Указ. соч. С. 57.

43 Австрия в XX веке. События // www.hronos.km.ru/land/1900avst.html. С. 3.

44 Schuessel backs new UN resolution // Die Presse. 19. März 2003 // http://www.diepresse.at/Artikel.aspx?channel=e&-ressort=ee&id=343311&archiv=false P. 1.

45 Ibid.

46 Mayer-EdoloeyiA. Österreich auf dem Weg in die europäische Normalität? // http://www.servus.at/ame/texte/tuebingen. html. S. 2.

47 Große Mehrheit der Österreicher für Neutralität // www.readers-digest.de/presse/magazin/ libs/oesterreich_nato.rtf.

S. 1.

48 Eurobarometer 64. Public Opinion in the European Union // http://www.europa.eu.int/comm/public_opinion/archives/ eb/eb64/eb64_first_en.pdf. P. 34.

49 The Meaning of “Neutrality” beyond the Cold War // http://www.fas.org/man/crs/crs2.htm#meaning P. 1.

50 Паклин Н. Солдат-Освободитель с места не сойдет. Эксклюзивное интервью с австрийским канцлером А. Гузен-бауэром // Российская газета. 23.05.2007. С. 2.

51 Regierungsprogramm 2007-2010 // http://www.bka.gv.at/DocView.axd?CobId=19542. S. 16.

52 Куранов А. Указ. соч. C. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.