Научная статья на тему 'Нейтралитет Австрии в контексте сотрудничества с международными организациями'

Нейтралитет Австрии в контексте сотрудничества с международными организациями Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2198
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ / PERMANENT NEUTRALITY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / АВСТРИЯ / AUSTRIA / НАТО / NATO / ОБСЕ / OSCE / ОЭСР / ООН / UN / OESD

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Русанов М.С., Шарапова Н.В.

Рассматривается вопрос трансформации постоянного нейтралитета Австрии на примере сотрудничества страны с такими международными организациями как НАТО, ОБСЕ, ОЭСР, а также членства ее в ООН. При этом такая трансформация статуса мировым сообществом допускается и не рассматривается как его нарушение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neutrality of Austria in the context of cooperation with the international organizations

The article focuses on the transformation of the permanent neutrality of Austria using cooperation with international organizations such as NATO, the OSCE, the OECD and Austrian membership in the US as an example of this transformation. At the same time the international community does not see anything illegal in this transformation and allows its existence.

Текст научной работы на тему «Нейтралитет Австрии в контексте сотрудничества с международными организациями»

УДК 34С4 ББК 67.401

НЕЙТРАЛИТЕТ АВСТРИИ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ РУСАНОВ,

доцент кафедры мировой политики и международных отношений Российского государственного гуманитарного университета,

кандидат юридических наук. E-mail: rusanov.mixail@gmail.com НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ШАРАПОВА, главный специалист-эксперт отдела международного сотрудничества Федерального фонда обязательного медицинского страхования Научная специальность 12.00.10 — международное право;

европейское право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается вопрос трансформации постоянного нейтралитета Австрии на примере сотрудничества страны с такими международными организациями как НАТО, ОБСЕ, ОЭСР, а также членства ее в ООН. При этом такая трансформация статуса мировым сообществом допускается и не рассматривается как его нарушение.

Ключевые слова: постоянный нейтралитет, международные организации, Австрия, НАТО, ОБСЕ, ОЭСР, ООН.

Annotation. The article focuses on the transformation of the permanent neutrality of Austria using cooperation with international organizations such as NATO, the OSCE, the OECD and Austrian membership in the US as an example of this transformation. At the same time the international community does not see anything illegal in this transformation and allows its existence.

Keywords: permanent neutrality, international organizations, Austria, NATO, OSCE, OESD, UN.

Австрийская Республика приняла статус постоянного нейтралитета в 1955 году. До этого она была частью Третьего рейха, а затем, в 1945 году, после Второй мировой войны была оккупирована войсками союзников. Постоянный нейтралитет, принятый в начале холодной войны, стал не только залогом возвращения стране ее суверенитета и обеспечения ее безопасности, но и позволил ей стать «мостом» между двумя противоборствующими блоками, не присоединяясь, ни к одному из них. Довольно быстро внешнеполитический вектор развития Австрии развернулся в сторону Запада, что обусловлено территориальной близостью, общей историей, приверженностью западноевропейским ценностям.

Сотрудничество Австрии с международными организациями является примером трансформации нейтралитета страны. Фактически переходит перемещение статуса из правовой плоскости понимания в политическую, в связи, с чем понижается его важность и, по сути, происходит его нарушение. В современном мире страны стремятся к непрерывному сотрудничеству и взаимодействию друг с другом в различных сферах, что также обуславливается основными принципами международного права, а статус постоянного

нейтралитета, который должен накладывать определенные ограничение на сотрудничество, не действует.

Предполагалось, что Австрия будет проводить политику нейтралитета по швейцарскому образцу. Это прописано в Московском меморандуме от 15 апреля 1955 года, подписанном Австрией и Советским Союзом и носящим декларативный характер. Больше нигде данная формулировка не встречается, в том числе в Федеральном конституционном законе о нейтралитете от 26 октября 1955 года также ничего не сказано о «швейцарском примере постоянного нейтралитета». Непонятно, в чем именно заключается данный образец, который считают классическим, ведь институт нейтралитета меняется в зависимости от вызовов времени. Если рассмотреть швейцарский нейтралитет на 1955 год, то есть на момент принятия Московского меморандума, то можно выделить следующие признаки нейтралитета Швейцарии того времени: неучастие в войнах (кроме случаев самообороны) и в военно-политических союзах, неучастие ни в каких союзах, в частности, в начале европейской интеграции (Европейское объединение угля и стали, Совет Европы), не участие даже в ООН). Если за данные параметры считать «образцом», то Австрия отошла от него сразу же после

принятия постоянно нейтрального статуса, вступив в декабре 1955 года в Организацию Объединенных Наций. Далее изменение статуса постоянного нейтралитета продолжилось.

26 октября 1955 года Национальный совет Австрийской Республики принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете, таким образом, постоянный нейтралитет был принят в одностороннем порядке внутренним государственно-правовым актом, соответственно, сам статус не имеет гарантов, хоть и признан международным сообществом.

Закон о нейтралитете Австрии состоит из двух статей, в которых сказано:

Статья I

1) В целях прочного утверждения своей внешней независимости и обеспечения неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своей постоянном нейтралитете. Австрия будет поддерживать и защищать его всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.

2) Для обеспечения этой цели Австрия никогда в будущем не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет создавать на своей территории военных опорных пунктов иностранных государств.

Статья II

Осуществление этого федерального конституционного закона возлагается на Федеральное правительство.

Не смотря на статус постоянного нейтралитета Австрия сотрудничает с такими организациями как НАТО, ОБСЕ, ОЭСР, является членом ООН. Данное сотрудничество можно рассматривать как отклонение страны от «нейтрального вектора», так как некоторые из перечисленных организаций имеют военную направленность, таким образом, поднимается вопрос о законности этого сотрудничества.

10 февраля 1995 года Австрия подписала рамочный договор программа НАТО «Партнерство ради мира», но фактическое сотрудничество страны с организацией началось еще в 1991 году в момент создания Совета Североатлантического сотрудничества (позже Совет Евроатлантического сотрудничества)1. Отметим, что Организация Североатлантического договора или НАТО — это военно-политический блок, в который входят всего 28 государств. Эта страны европейского региона, а также США и Канада.

Австрия не имеет права входить в данную организацию, так как членство в НАТО противоречит статусу постоянного нейтралитета и нарушает статью 1 федерального конституционного закона о нейтралитете от 26 октября 1955 года, а именно пункт о невступлении в военные союзы. Тем не мене Австрия в рамках своего нейтралитета допускает участие в программе НАТО «Партнерство ради мира». Данная программа является военным сотрудничеством Североатлантического альянса со странами, не входящими в него. Число государств-участников программы время от времени меняется, но преимущественно это европейские страны и бывшие советские страны. Сегодня программа

насчитывает 24 участника, 22 из которых не являются членами НАТО. Отметим, что Швейцария в 1996 году также присоединилась к данной программе.

Программа «Партнерство ради мира» возникла в январе 1994 принятием рамочного документа, в котором описываются цели и условия программы: «Данное партнерство создается как выражение совместной убежденности в том, что стабильность и безопасность в Евро-Атлантическом регионе могут быть достигнута только путем сотрудничества и совместных действий. Основу программы партнерства составляют защита и продвижение основных свобод и прав человека, защита свободы, справедливости и мира демократическим путем, основанным на общих ценностях стран-участников программы»2.

Рамочный документ Совета Североатлантического сотрудничества «Партнерство ради мира» от 10-11 января 1994 года выделяет следующие направления программы:

• содействие прозрачности в процессах национального военного планирования и военного бюджета;

• обеспечение демократического контроля над вооруженными силами;

• поддержание способности и готовности вносить вклад, в соответствии с конституционными соображениями, в операции под руководством ООН и / или под ответственностью СБСЕ;

• развитие военных отношений сотрудничества с НАТО в целях совместного планирования, обучения и подготовки учений, с тем чтобы укрепить способность проводить операции в области поддержания мира, поиска и спасения, гуманитарных и других операций, которые могут быть согласованы впоследствии;

• развитие, в долгосрочной перспективе, сил, которые могли бы лучше взаимодействовать с силами государств-членов Североатлантического альянса3.

Для реализации данных направлений НАТО предлагает участникам данного партнерства совместные мероприятия, например, программу учений. Надо отметить, что в рамках данного партнерства альянс стремиться развивать с каждым отдельным государством индивидуальную партнерскую программу.

Сотрудничество происходит на трех уровнях: программа индивидуального партнерство — участие в маневрах организации, участие в совместных учениях и тренингах — это первый этап партнерства в рамках программы. Второй уровень (этап) — программа планирования процессов и анализа, которое включает оценку военной сфер государства с целью планирования в дальнейшем учений и миссий уже на многонациональном уровне. Логичным будет предположить, что оценка военной сферы проводить для дальнейшей стандартизации вооруженных сил страны по критериям альянса. Третий уровень — план действий индиви-

дуального партнерства — планирования мероприятий для интеграции государства в организацию. Таким образом, можно сделать вывод, что конечной идеальной целью программы «Партнерство ради мира» является членство в НАТО.

У Австрии существует индивидуальный партнерский план отношений с Организацией Североатлантического договора. Сотрудничество по данному плану происходит лишь на первом уровне, то есть страна может сама выбирать действия, которые она будет реали-зовывать в рамках программы. Как правило, такое сотрудничество заключается в участии военнослужащих Австрии в операциях, проводимых НАТО4.

В 1991 году Австрия открыла свое воздушное пространство для полетов самолетов альянса, задействованных в войне в Персидском заливе.

В 1996 году австрийские войска приняли участие в военных действиях НАТО в Боснии и Герцеговине, по итогам, которых было заключено Дейтонское соглашение о прекращении огня.

В 1997 году открывается дипломатическая миссия Австрии при штаб-квартире НАТО.

В 1999 году Австрия участвовала в операции НАТО против Сербии — Косовская война.

В 2001 году Австрийская Республика предоставила целый батальон для участия в миротворческой операции в Боснии.

В 2002 году страна стала членом Международных сил содействия безопасности в Афганистане в сфере экспертизы и логистики, а также обеспечивала порядок и безопасность во время парламентских выборов в Афганистане в том же году.

Австрия увеличивает численность своих военнослужащих в составе войск НАТО, а также участвует в гражданский инициативах организации.

Надо заметить, что в рамках программы «Партнерство ради мира» каждое государство самостоятельно финансирует свое участие в программе, при этом Австрийская республика финансирует и другие целевые программы альянса, например, по уничтожению военных боеприпасов и мин в Албании, Казахстане, Сербии, Черногории и в некоторых других странах.

В 2008 году Австрийская Республика взяла на себя командование над Южной оперативной рабочей группой в операции в Косово5.

Министр иностранных дел Австрии Михаэль Шпинделеггер говорил о партнерстве Австрии с НАТО как о логическом следствии членства страны в ЕС. Приводился следующий довод: «участие Австрии в «Партнерстве ради мира» принципиально важно для того, чтобы страна была полностью вовлечена в военные аспекты Европейской политики безопасности и обороны, поскольку 21 страна участвует и в том, и в другом процессе»6.

В 1996 году усилились дискуссии по поводу вступления Австрийской Республики в Североатлантический альянс, что привело к кризису нейтралитета 20002004 годов. Австрия могла бы стать членом НАТО, от

вступления в альянс ее удерживает позиция ведущих политических партий страны (в частности, Социал-демократической партии Австрии), которая имеет преимущество в Национальном совете Австрии и выступает против отказа от статуса постоянного нейтралитета.

Во время Югославского конфликта Австрия, сославшись на свой постоянно нейтральный статус, не пропустила американские войска через свою территорию, что говорит, о том, что статус постоянного нейтралитета дает Австрии большую маневренность во внешнеполитических действиях.

Помимо сотрудничества с НАТО, Австрия участвует в миротворческих операциях ООН и ОБСЕ, предоставляя им свои войска.

Согласно статье 26 Устава Организации Объединенных Наций: «В целях содействия установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения, Совет Безопасности несет ответственность за формулирование, при помощи Военно-Штабного Комитета, <...> планов создания системы регулирования вооружений для представления их Членам Организации»7. Статья 43 Устава ООН гласит, что все члены ООН обязаны предоставить по требованию Совета Безопасности ООН свои вооруженные силы в распоряжение организации, а также помощь или права прохода8. Что противоречит положениям о постоянном нейтралитете. С другой стороны, надо заметить, что, например, войска Совету Безопасности предоставляются на основании соглашения между СБ и государством или группой государств по каждому конкретному случаю. Данные соглашения подлежат ратификации подписавшими их государствами9. Таким образом, предоставленные вооруженные силы участвуют в операциях ООН в качестве войск ООН — «голубых касок» — и подчиняются юрисдикции ООН, а не своего государства.

В 1961 году Австрия вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития. В основополагающем документе организации — Конвенции — установлены следующие цели: обеспечение наиболее высокого и устойчивого экономического роста, занятости, уровня жизни в странах-членах, поддержания финансовой стабильности, необходимых для развития мировой экономики; содействие существенному экономическому вкладу как стран-членов так и стран-не-членов в процесс экономического развития; содействие развитию мировой торговли на многосторонней, не-дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами10.

Миссия ОЭСР заключается в продвижении политики, ориентированной на экономический рост и социальное благополучие людей во всем мире11. В рамках организации происходит двустороннее и многостороннее сотрудничество между ее странами-участниками.

Сегодня организация имеет уже не региональный, а глобальный характер. Согласно Экспертному отчету ОЭСР относительно сотрудничества Австрии, госу-

дарство участвует в программах поддержки экономик разных стран. Помощь касается как частного сектора экономики, так и разработки стратегий по улучшению диверсификации экономической сферы. Конкретно, Австрия участвует в Трехлетней программе 2013-2015 по улучшению экономической ситуации в Молдове. Программа включает в себя как работу с бизнес-партнерами, так на уровне правительства, с целю помочь в выстраивании прогрессивной экономической стратегии государ-ства12. Помощь через различным неправительственные организации оказывается африканским странам, к примеру, Уганде. Существует Австрийский банк развития, занимающийся инвестиции подобных проектов13.

Австрия является активным участником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Данная региональная организация главной своей целью ставит обеспечение и поддержание безопасности и бесконфликтности в Европе. Австрия была одним из первых государств, поддержавших инициативу создания такой структуры. Надо отметить, что именно нейтральные государства были инициаторами проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1973 году.

В 1986 году встреча СБСЕ проходила в Вене. Сейчас в Вене находится штаб-квартира ОБСЕ. И еженедельно собирается Форум организации по сотрудничеству в области обеспечения безопасности, поскольку в настоящее время появляются новые угрозы безопасности14.

В 2000 году представитель Австрии был председателем ОБСЕ. Сегодня страна вновь подает заявку на председательство в организации уже на 2017 год15.

Важным инструментом ОБСЕ по поддержанию безопасности являются миссии организации, в которых Австрия принимает непосредственное участие. К тому же она намерена увеличить количество своих наблюдателей в организации, а именно, в мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, о чем заявил Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц16. Помимо этого страна готова предоставить свои беспилотники для контроля над конфликтом на юго-востоке Украины, а также она постоянно усиливает медицинскую и медикаментозную помощь пострадавшим17, что говорит о стремлении государства вносить свой вклад в урегулирование конфликтных ситуаций и поддержание мира в европейском регионе, что вполне соответствует статуса постоянного нейтралитета.

Рассмотренное выше сотрудничество Австрии с НАТО, ее членство в ООН и ОБСЕ, в частности участие в миротворческих миссиях организаций, являются особенностями постоянного нейтралитета страны. На наш взгляд это скорее нарушение с ее стороны своего постоянного нейтралитета. Сегодня они называются «трансформацией постоянно нейтрального статуса». По сути, происходит его пересмотр в зависимости от требований времени, а также политической и экономической необходимости. Австрийская Республика сознательно пошла на такую трансформацию, опасаясь остаться «изгоем» среди развитых европейских стран.

Столь вольная трактовка статуса своего постоянного нейтралитета дозволена Австрии потому, что ее статус основан на принятии внутреннего очень лаконичного закона, конкретно в котором прописан лишь пункт о неприсоединении к военным союзам и о не размещении на своей территории военных опорных пунктов других стран. Эти два пункта государство не нарушает. Таким образом, в западном мире сложилось мнение о том, что понимание своего постоянно нейтрального статус непосредственно внутреннее дело самой Австрии18. Это доказывает, что одностороннее принятие государством статуса постоянного нейтралитета является правовой проблемой института нейтралитета в целом, так как государство, не имеющее гарантов как ограничителей своих действий, вправе интерпретировать свой статус как ему выгодно, что приходит к фактическому несоблюдению взятых обязательств по проведению нейтральной политики.

1 Lahodynsky O. The changing face of the Austrian neutrality [Electronic data]. Access mode: http://www.nato.int/docu/ review/1992/9206-5.htm (дата обращения: 06.05.2015).

2 Partnership for Peace: Framework Document. 10/11 January, 1994 [Electronic data]. Access mode: http://www.nato.int/docu/ comm/49-95/c940110b.htm (дата обращения: 27.04.2015).

3 Partnership for Peace: Framework Document. 10/11 January, 1994 [Electronic data]. Access mode: http://www.nato.int/docu/ comm/49-95/c940110b.htm (дата обращения: 27.04.2015).

4 The Partnership for Peace programme // NATO [Electronic data]. Access mode: http://www.nato.int/cps/en/SID-565D5090-DD5AAF7F/natolive/topics_50349.htm (дата обращения: 24.04.2015).

5 NATO // NATO's relations with Austria [Electronic data]. Access mode: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_48901. htm?selectedLocale=ru#framework (дата обращения: 25.04.2015).

6 Слоан С. Р. «Нейтральные» европейские партнеры НАТО: ценные участники или любители пожить за чужой счет? // Вестник НАТО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nato. int/docu/review/2013/Partnerships-NATO-2013/NATOs-neutral-European-partners/RU/index.htm (дата обращения: 27.04.2015).

7 Устав Организации Объединенных Наций. 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ charter/chapter5.shtml (дата обращения: 27.04.2015).

8 Устав Организации Объединенных Наций. 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ charter/chapter7.shtml (дата обращения: 27.04.2015).

9 Там же.

10 Информационно-координационный центр по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: http:// oecdcentre.hse.ru/tasks (дата обращения: 05.05.2015).

11 Там же.

12 OECD Development Co-operation Peer Reviews: Austria 2015 // OECD [Electronic data]. Access mode: http://www.keepeek.com/ Digital-Asset-Management/oecd/development/oecd-development-co-operation-peer-reviews-austria-2015_9789264227958-en#page61 (дата обращения: 05.05.2015).

13 Там же.

14 Осокин Р.Б. Уголовно-правовая охрана общественной

нравственности: история и зарубежный опыт про-тиводействия:

монография. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2013. С. 112;

Осокин Р. Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответ-

ственности за преступления против общественной нравственности : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 127; Осокин Р.Б. Общественная безопасность как составной элемент родового объекта изготовления и оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних // Труды Тамбовского филиала Московского университета МВД России за 2004 г. / Под ред. И.Ф. Амельчакова, М.В. Воропаева, Р.Б. Осокина, А.А. Сафонова. Тамбов, 2005. С. 52-59; Осокин Р.Б., Здольник А.В. Роль государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы юридической науки в России в XX-XXI вв.: Материалы межвузовской заочной научной конференции. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. С. 169-173; Осокин Р.Б. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы юридической науки в России в XX-XXI вв.: Материалы межвузовской заочной научной конференции. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. С. 177-179; Осокин Р.Б Опыт уголовно-правового противодействия преступлениям против общественной нравственности в Великобритании // Общественная безопасность как уголовно-правовая и криминологическая категория : материалы Международной научно-практической конференции 3 марта 2015 г. Тамбов : Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2015. С. 144-147; Осокин Р.Б. Правоохранительные органы в системе безопасности России. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. С. 25 и др.

15 Австрия выдвинула себя в председатели ОБСЕ // Информационный портал «24 Мир» [Электронный ресурс]. URL: http:// mir24.tv/news/world/11535831(дата обращения: 05.05.2015).

16 Там же.

17 Австрия предоставит ОБСЕ беспилотники для контроля ситуации в Донбассе // Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20140915/1024190928. html (дата обращения: 05.05.2015).

18 Вальдхайм К. Австрийский путь. М.: Прогресс, 1976. С. 120.

Литература

1. Австрия выдвинула себя в председатели ОБСЕ // Информационный портал «24 Мир» [Электронный ресурс]. URL: http://mir24.tv/news/world/11535831

2. Австрия предоставит ОБСЕ беспилотники для контроля ситуации в Донбассе // Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс]. URL: http://ria. ru/world/20140915/1024190928.html

3. Конституция Австрии. 10 ноября 1920 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// worldconstitutions.ru/?p=160

4. Устав Организации Объединенных Наций. 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.un.org/ru/documents/charter (дата обращения: 27.04.2015).

5. Moskauer Memorandum über die Ergebnisse der Besprechung zwischen der Regierungsdelegation der Republik Österreich und der Regierungsdelegation der Sowjetunion. 8 Mai 1955. [Electronic data]. Access code: http://www.erinnerungsort.at/dokumente/moskau_mem.htm

6. NATO // NATO's relations with Austria [Electronic data]. Access mode: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/ topics_48901.htm?selectedLocale=ru#framework

7. OECD Development Co-operation Peer Reviews: Austria 2015 // OECD [Electronic data]. Access mode: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/ oecd/development/oecd-development-co-operation-peer-reviews-austria-2015_9789264227958-en#page61

8. The Partnership for Peace programme // NATO [Electronic data]. Access mode: http://www.nato.int/cps/en/ Sro-565D5090-DD5AAF7F/natolive/topics_50349.htm

9. Вальдхайм К. Австрийский путь. М.: Прогресс, 1976. 237 c.

10. Информационно-координационный центр по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: http://oecdcentre.hse.ru/tasks

11. Осокин Р. Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 581 с.

12. Осокин Р.Б. Уголовно-правовая охрана общественной нравственности: история и зарубежный опыт противодействия: монография. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2013. 156 с.

13. Осокин Р.Б. Общественная безопасность как составной элемент родового объекта изготовления и оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних // Труды Тамбовского филиала Московского университета МВД России за 2004 г. / Под ред. И.Ф. Амельчакова, М.В. Воропаева, Р.Б. Осокина, А.А. Сафонова. Тамбов, 2005. С. 52-59.

14. Осокин Р.Б., Здольник А.В. Роль государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы юридической науки в России в XX-XXI вв.: Материалы межвузовской заочной научной конференции. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. С. 169-173.

15. Осокин Р.Б. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы юридической науки в России в XX-XXI вв.: Материалы межвузовской заочной научной конференции. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. С. 177-179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Осокин Р.Б Опыт уголовно-правового противодействия преступлениям против общественной нравственности в Великобритании // Общественная безопасность как уголовно-правовая и криминологическая категория : материалы Международной научно-практической конференции 3 марта 2015 г. Тамбов : Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2015. С. 144-147.

17. Осокин Р.Б. Правоохранительные органы в системе безопасности России. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 56 с.

18. Слоан С. Р. «Нейтральные» европейские партнеры НАТО: ценные участники или любители пожить за чужой счет? // Вестник НАТО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nato.int/docu/review/2013/ Partnerships-NAT0-2013/NATOs-neutral-European-partners/RU/index.htm

19. Lahodynsky O. The changing face of the Austrian neutrality [Electronic data]. Access mode: http://www. nato.int/docu/review/1992/9206-5.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.