Научная статья на тему 'Обеспечение экономически эффективного развития потенциала НАТО на современном этапе в рамках концепции «Умной обороны»'

Обеспечение экономически эффективного развития потенциала НАТО на современном этапе в рамках концепции «Умной обороны» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чижов Дмитрий

Современный этап трансформации Североатлантического альянса направлен на его адаптацию к новым, трансграничным угрозам. Для решения поставленных задач была выработана концепция «Умной обороны», которая будет определять и регламентировать процесс оптимизации имеющихся оборонных сил и средств в среднесрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономически эффективного развития потенциала НАТО на современном этапе в рамках концепции «Умной обороны»»

март 2014 г.

Выпуск 32(48)

ния доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения возникновения конфликтов в результате использования информационных и коммуникационных технологий». Российский МИД вполне справедливо отметил «прорывной характер документа». Действительно, в сфере укрепления доверия решение является беспрецедентным в истории Организации и охватывает уже все пространство от Ванкувера до Владивостока вместе со странами, которые ранее отстаивали более общие формулировки МИБ (например, Казахстан), либо делали акцент на «кибербезо-пасности». Определенный консенсус наконец-то найден, и теперь ОБСЕ будет (во всяком случае, пока) руководствоваться менее размытым термином «безопасность ИКТ и использования ИКТ».

Обратим внимание еще на один немаловажный акцент. В документе отмечается, что при дальнейшей разработке мер доверия ОБСЕ будет дополнять соответствующую деятельность ООН, а это подчеркивает значение, придаваемое центральной международной структуре. Раньше отсылки на нее в этой теме делались больше «для галочки». Но заметную активизацию ООН на данном направлении в последнее время стало труднее игнорировать.

По линии этой организации проводится действительно продуктивная работа. В ней заметна деятельность Группы правительственных экспертов, которая начинает играть ведущую роль в поисках компромиссов между крупными игроками с разными позициями. Собственно, она во многом помогла найти приемлемые формулировки и для Совместного российско-американского заявления, и для решений ОБСЕ. Накануне принятия заявления Группа выпустила свой второй доклад. В отличие от предыдущего, там говорится об «использовании ИКТ» -правда, в довольно ограниченном контексте предотвращения военно-политических конфликтов.

В этом отношении Совместное заявление пошло дальше доклада, ориентируя также на противодействие «криминальным угрозам» и «угрозам террористического

характера». Тем не менее отход от «киберпространства» и от МИБ в формулировках Группы, куда входят эксперты из «разных лагерей» и доклад которой к тому же был составлен под председательством представителя Австралии, представляется важным событием. Заметим, что работа Группы продолжается, и нас ожидает очередной ежегодный доклад, где авторы должны более конкретно определиться с понятиями.

Вернемся к документу ОБСЕ. Он предлагает следующий график: для начала государства-участники на добровольной основе предоставят свои определения, касающиеся «безопасности ИКТ и использования ИКТ», с нужными пояснениями и конкретизацией терминологии. А на будущее - они «приложат усилия для составления согласованного словаря». В октябре 2014 г. планируется сформировать пакет вопросов и позиций для более детального обсуждения.

Естественно, что в отличие от двусторонних переговоров, достижение компромиссов в такой крупной организации, как ОБСЕ, представляется более сложным делом. Тем более что многочисленные национальные подходы придется вписывать в общую позицию. Но сравнивая это решение с предшествующими спорами вокруг терминологии, которые фактически блокировали выработку конкретной повестки целей и задач сотрудничества в сфере безопасности в киберпространстве, можно надеяться, что механизм приведен в действие.

Следует также отметить, что российско-американские договоренности и, в случае существенных подвижек, реализация решений ОБСЕ будут способствовать началу диалога между Россией и НАТО по этим вопросам. Пока обе стороны воспринимают данное направление работы без особого энтузиазма. Но осознание общего характера многих угроз из киберпространства и вероятные неожиданные «сюрпризы» со стороны ИКТ вполне могут сдвинуть этот диалог с мертвой точки. К этому полезно подготовиться заранее - прежде всего экспертному сообществу.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА НАТО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «УМНОЙ ОБОРОНЫ»

Дмитрий Чижов,

научный сотрудник Отдела стратегических исследований ИМЭМО РАН

Современный этап трансформации Североатлантического альянса направлен на его адаптацию к новым, трансграничным угрозам. Для решения поставленных задач была выработана концепция «Умной обороны», которая будет определять и регламентировать процесс оптимизации имеющихся оборонных сил и средств в среднесрочной перспективе.

Проблематика оптимизации имеющегося потенциала и его дальнейшее развитие всегда были приоритетными для Североатлантического альянса. С момента

создания НАТО накоплен большой опыт по развитию многонациональных оборонных сил и средств, объединению ресурсов и развитию оборонного потенциала. На сегодняшний день Североатлантический альянс очередной раз ставит перед собой задачу оптимизировать и сбалансировать свой потенциал, с тем чтобы он максимально отвечал текущим военно-техническим, военно-политическим и экономическим реалиям.

Современный уровень военно-технического развития стран - участниц НАТО, старение парка большинства систем вооружения и военной техники (ВВТ), значитель-

Выпуск 32(48)

март 2014 г.

ный рост стоимости НИОКР и производства, усложнение производственной кооперации современных образцов -все это усугубляется значительным недофинансированием в условиях сокращений бюджетов государств-членов.

Мировой финансовый кризис привел к существенному сокращению военных бюджетов стран - участниц НАТО и возросшему дисбалансу военных расходов между США и другими участниками Североатлантического альянса. До начала кризиса (в 2007 г.) на долю США приходилось 68% и 32% - на другие страны Альянса, а в 2013 г. эти показатели составили 72% и 28% соответственно1.

Руководство НАТО стремится повысить экономическую эффективность путем усиления военно-промышленной кооперации между странами и концентрации средств на приоритетных направлениях военного строительства.

Возрастает разрыв в военно-технической, экономической, военной (на стратегическом и оперативном уровне) сферах между США и другими странами НАТО. Растущий дисбаланс представляет значительную угрозу для сохранения оперативной совместимости воинских формирований и поддержания готовности блока к проведению масштабных операций на удаленных ТВД. Внутриблоковая разобщенность способствует обострившейся конкуренции в вопросах продажи ВВТ на мировой и внутренний рынки.

Исходя из принципа оптимизации ресурсов, руководством Альянса была подготовлена концепция «Умная оборона» (Smart Defence), выдвинутая генеральным секретарем НАТО А. Расмуссеном в 2010 г. Активное продвижение и популяризация концепции среди стран блока начались в 2011 г., она была одобрена Советом НАТО на уровне министров обороны 2-3 февраля 2012 г. В основу Концепции заложен принцип «больше безопасности меньшими средствами».

Углубление военной и военно-технической интеграции в рамках новой концепции позволит более рационально использовать имеющиеся в распоряжении финансовые ресурсы и повысить конкурентоспособность европейских стран-участниц НАТО на мировом рынке ВВТ. «Умная оборона» призвана вовлечь «малые страны» Альянса в производственную и научно-исследовательскую кооперацию.

Основные положения инициативы:

■ определение приоритетных направлений совершенствования возможностей национальных ВС и ОВС НАТО;

■ специализация отдельных государств - членов Альянса в конкретных областях военного строительства, а также отраслях военной промышленности;

■ реализация многонациональных проектов заинтересованными странами Североатлантического альянса с привлечением государств-партнеров;

■ оптимизация организационно-штатной структуры рабочих органов Североатлантического альянса.

В интересах разработки соответствующей концепции на основе инициативы «Умная оборона» под руководством Командования стратегических исследований (КСИ) НАТО создана специальная рабочая группа, на которую возложены задачи по изучению возможности организации взаимодействия между странами-участницами и отбор наиболее перспективных совместных проектов. При этом основными направлениями сотрудничества названы:

1 The Secretary General's Annual Report 2013 - NATO 2014, P. 19 / http://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/stock_publications/ 20140123_SG_AnnualReport_2013_en.pdf

■ закупка, эксплуатация и обслуживание ВВТ;

■ оперативная и боевая подготовка войск (сил);

■ создание совместных воинских формирований;

■ инновационные разработки.

Всего в рамках пяти основных направлений кооперации в настоящее время рассматриваются около 200 отдельных программ.

В каждом проекте определяется конкретное государство, которое получает статус «ведущего». Для оптимизации механизмов управления проектами, определения степени участия стран и обеспечения максимального уровня результативности проекты можно разделить на три группы:

■ проекты в интересах всех государств-членов;

■ проекты в интересах большинства государств-членов;

■ проекты в интересах отдельных государств-членов.

Ключевыми критериями при окончательном выборе перспективных проектов является их соответствие первоочередным военным потребностям НАТО, наличие заинтересованности в их реализации как минимум у трех государств - членов блока и возможность подключения к ним других стран-партнеров. В спорной ситуации приоритет будет отдаваться программам, уже реализуемым в рамках организации.

Перечень утвержденных проектов и программ

1. NATO Universal Armaments Interface - Универсальный интерфейс вооружений НАТО. Техническая унификация систем вооружений самолетов ВВС стран -участниц НАТО с целью адаптации авиационной техники к использованию боеприпасов, производимых разными государствами.

2. Remotely controlled robots for clearing roadside bombs - Роботизированные системы дистанционного разминирования. Взаимодействие стран Альянса в области совместных закупок и использования роботизированных систем дистанционного разминирования.

3. Pooling Maritime Patrol Aircraft - Объединение патрульной морской авиации. Создание единого парка самолетов базовой патрульной авиации с целью их задействования в интересах стран НАТО и других государств по запросу.

4. Multinational Cooperation on Munitions (Munitions Life-Cycle Management) - Многонациональное сотрудничество в области использования боеприпасов. Программа по совместному использованию странами Североатлантического союза высокоточных боеприпасов, а также создание многонациональных арсеналов и складов оружия. Программа основана на выводах и уроках, сделанных по итогам операции НАТО в Ливии.

5. Multinational Aviation Training Centre - Многонациональный центр по подготовке летного состава. Проект по созданию специализированного центра по подготовке летного состава самолетов, вертолетов, технического персонала для ВВС стран - участниц НАТО, а также групп авиационных советников (Aviation Advisory Teams) для вооруженных сил Афганистана.

6. Pooling & Sharing Multinational Medical Treatment Facilities - Объединенный многонациональный медицинский центр. Программа создания многонационального медицинского лечебного учреждения модульного типа для задействования в интересах проведения операций по урегулированию кризисов.

7. Multinational Logistics Partnership for Fuel Handling -Многонациональное партнерство в сфере логистики по вопросам снабжения горюче-смазочными материалами. Программа оптимизации системы обеспечения группировок войск (сил) на различных театрах военных действий горюче-смазочными материалами.

март 2014 г.

Выпуск 32(48)

8. Multinational Logistics Partnership - Mine Résistant Ambush Vehicle (MRAP) maintenance - Многонациональное сотрудничество в сфере логистики - Машина с повышенным уровнем противоминной защиты. Программа совместного создания машин с повышенным уровнем противоминной защиты «МРАП».

9. Deployable Contract Specialist Group - Мобильная группа по контрактному обеспечению. Проект по формированию единой базы данных о специалистах из стран - членов НАТО с квалификацией, позволяющей осуществлять сопровождение контрактов для обеспечения группировок войск (сил), развернутых в районах проведения операций.

10. Multinational Logistics Partnership - Helicopter Maintenance - Многонациональное партнерство в сфере логистики - Техническое обслуживание вертолетов. Программа по объединению возможностей стран НАТО в сфере технического обслуживания вертолетной техники различного назначения.

11. Immersive Training Environments - Многовариантное обучающее пространство. Проект по привлечению стран НАТО к созданию компьютерного программного обеспечения, предназначенного для моделирования боевой обстановки с различными условиями в интересах подготовки военнослужащих всех видов ВС и родов войск.

12. Centres of Excellence as Hubs of Education and Training - Центры изучения передового опыта в качестве Центров по обучению и подготовке. Проект по использованию существующих центров изучения передового опыта НАТО в качестве центров по обучению и подготовке в интересах стран НАТО, обеспечивающих экспертную оценку национальных программ обучения и подготовки и предоставляющих профессиональных инструкторов.

13. Computer Information Services (CIS) E-Learning Training Centres Network - Сеть центров электронного обучения специалистов в области компьютерных информационных служб. Проект направлен на оказание содействия странам в обучении персонала, занятого в сфере разработки, внедрения и технического обслуживания компьютерных сетей с использованием компьютерных информационных служб.

14. Individual Training and Education Programmes -Индивидуальные программы обучения и подготовки. Проект создания эффективной системы подготовки личного состава ВС стран - участниц НАТО путем объединения в единую компьютерную обучающую сеть учебных заведений стран Альянса.

15. Multinational Joint Headquarters Ulm - Объединенное многонациональное командование «Ульм». Проект преобразования командования сил оперативного задействования СВ Германии (Ульм) в развертываемое (подвижное) Объединенное многонациональное командование «Ульм» в интересах руководства операциями под эгидой НАТО и Евросоюза.

16. Female Leaders in Security and Defence - Женское лидерство в сфере безопасности и обороны. Проект по совершенствованию кадровой политики и внедрению гендерного равноправия в сфере стратегического планирования и развития военных возможностей.

17. Joint Logistics Support Group (JLSG HQ) - Объединенная группа логистической поддержки. Проект по формированию объединенного многонационального командования логистической поддержки для обеспечения логистической поддержки на театре военных действий.

18. Pooling of Deployable Air Activation Modules (DAAM) - Развертываемые авиационные базы. Проект по объединению технических возможностей стран с целью оперативного развертывания на театре военных действий аэродрома и сопутствующей инфраструктуры («развер-

тываемый авиационный модуль»). В рамках проекта предполагается создание парка подобных «модулей».

19. Theatre Opening Capability - Потенциал по обеспечению развертывания войск (сил) на театре военных действий. Проект по объединению усилий в области создания потенциала по обеспечению высадки (переброски, развертывания) воинских подразделений на театре военных действий, налаживания линий снабжения и т. п.

20. Dismantling, Demilitarization and Disposal of Military Equipment - Снятие с вооружения, обезвреживание и уничтожение вооружения и военной техники. Проект по обеспечению безопасного снятия с вооружения и уничтожения вооружения и военной техники и недопущения последующего использования снимаемых с вооружения образцов ВВТ в оборонительных и наступательных целях.

21. Multinational Military Flight Crew Training - Международные курсы по обучению военного летного и летно-инженерного состава. Проект по совместному использованию возможностей стран НАТО в области обучения и подготовки пилотов и летно-инженерного состава с целью экономии финансовых средств на соответствующие нужды и обеспечения равномерной нагрузки на соответствующую учебную инфраструктуру.

22. Counter IED - Biometrics - Противодействие СВУ - Технологии биометрии. Проект по разработке всеобъемлющей стратегии, направленной на внедрение общих стандартов и системы международного обучения в области борьбы с самодельными взрывными устройствами с использованием криминалистических методов и технологий биометрии.

23. Establishment of a Multinational Geospatial Support Group (GSG) - Учреждение Многонациональной наземно-космической группы поддержки. Проект по формированию в НАТО специализированной Многонациональной наземно-космической группы поддержки с задачами обеспечения стран - участниц Альянса разведывательными данными и сведениями, полученными от космических средств ведения разведки (карты и изображения местности и т.п.).

24. Multinational Cyber Defence Capability Development (MNCD2) - Формирование многонациональных структур по обеспечению кибербезопасности. Проект, направленный на создание совместно с партнерами специализированных многонациональных структур по обеспечению кибербезопасности.

Реализуемые в настоящее время

многонациональные проекты и программы, построенные по принципам «Умной обороны»

1. NATO's Missile Defence capability - Создание системы противоракетной обороны НАТО.

2. Alliance Ground Surveillance programme (AGS) -Создание системы наблюдения за наземной обстановкой.

3. NATO Air Policing - Патрулирование воздушного пространства стран - участниц НАТО. Дальнейшее развитие программы в интересах обеспечения патрулирования воздушного пространства государств - членов Альянса на региональном уровне.

4. Joint Intelligence, Surveillance and Reconnaissance (JISR) - Объединенная система разведки и наблюдения. Программа по расширению возможностей стран - участниц НАТО и органов управления ОВС блока по обмену разведывательными данными, а также по совместной подготовке специалистов в области ведения разведки и обмена данными. Обеспечивает обмен данными в рамках существующих программ (AWACS, AGS), играет ключевую роль в оперативности принимаемых в НАТО решений.

Выпуск 32(48)

март 2014 г.

Реализованные и функционирующие

многонациональные проекты и программы

1. Патрулирование воздушного пространства стран Балтии - Air Policing in the Baltics. Программа по организации патрулирования воздушного пространства стран Балтии авиационными подразделениями других стран - членов НАТО на ротационной основе.

2. The Strategic Airlift Capability - Стратегические авиационные переброски. Программа по закупке и совместному использованию десятью странами - участницами НАТО и двумя партнерами Альянса самолетов ВТА C-17.

3. The Strategic Airlift Interim Solution (SALIS) - Программа НАТО по обеспечению стратегических воздушных перебросок. Программа по аренде 14 странами -участницами НАТО и двумя партнерами самолетов ВТА Ан-124-100.

4. AWACS NATO - Программа дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией. Программа по созданию совместных возможностей по обеспечению радиолокационного обнаружения и управления авиацией1.

Финансово-экономическое обеспечение развития военного потенциала НАТО в рамках концепции «Умной обороны» подразумевает принцип распределения расходов и обязанностей между странами-участницами. Расходы на оборону, измеряемые пропорционально ВВП, а также ассигнования на закупки ВВТ в процентах к общему военному бюджету отражают полноту вклада стран - участниц НАТО. Эти показатели являются важными индикаторами того бремени, которое взяла на себя страна-участница в целях обеспечения национальной и коалиционной безопасности. В соответствии с согласованными параметрами руководство Североатлантического альянса добивается, чтобы все союзники выделяли

1 Multinational Projects / Media Backgrounder, October 2013. http://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/pdf_2012_10/2012 1008_media-backgrounder_Multinational-Projects_en.pdf

на военные нужды не менее 2% ВВП2. В 2013 г. это требование выполнили только США, Великобритания, Франция, Турция3. Для повышения уровня оснащенности и темпов перевооружения современными образцами ВВТ предусмотрено выделять на закупку ВВТ до 20% от всех расходов государства на оборону, этим требованиям соответствуют военные бюджеты США, Франции, Норвегии, Испании, Турции, Великобритании4. В современных экономических условиях странам - членам Североатлантического альянса будет сложно поддерживать свои военные расходы на указанном уровне, что может затруднить обеспечение высокой боеготовности, боеспособности и оперативной совместимости ВС стран НАТО.

Дальнейшие действия по оптимизации потенциала НАТО будут направлены на разукрупнение больших воинских формирований и использование освободившихся ресурсов на повышение возможностей по оперативному развертыванию вооруженных сил, совершенствование военной инфраструктуры, проведение текущих и будущих операций по обеспечению коллективной обороны и урегулированию кризисов за пределами границ Североатлантического альянса.

Действия, направленные на оптимизацию имеющихся и создание новых сил и средств в рамках «Умной обороны», будут способствовать еще большей национальной специализации стран. В этой связи отзыв некоторыми странами своих соединений в условиях отсутствия политического консенсуса может иметь серьезные последствия для стратегического и оперативного потенциала НАТО.

2 Sub-Committee on transatlantic relations budget constraints: A challenge to alliance cohesion? / DRAFT REPORT. NATO Parliamentary Assembly International Secretariat, 7 May 2012, P. 3.

3 SIPRI Military Expenditure Database / http://www.sipri.org/ research/armaments/milex/milex_database.

4 Sub-Committee on transatlantic relations budget constraints: A challenge to alliance cohesion? / DRAFT REPORT. NATO Parliamentary Assembly, International Secretariat, 7 May 2012, P. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.