БРЮССЕЛЬСКИЙ САММИТ НАТО 2018 г. И БУДУЩЕЕ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Анна Дырина,
младший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОНРАН
Ключевые слова: Брюссельский саммит; НАТО; евро-атлантическая безопасность и сотрудничество; оборона; контроль над вооружениями.
11-12 июля 2018 г. в Брюсселе состоялась очередная встреча на высшем уровне 29 государств -членов Североатлантического союза, а также государств-партнеров, разделяющих ценности и принципы организации. Итоги и решения саммита имеют ключевое значение в сфере безопасности, коллективной обороны и кризисного регулирования в странах Евро-Атлантического региона и за его пределами. Современные вызовы и угрозы формируют стратегическое направление деятельности Альянса, среди них: подрыв международного порядка, территориальные спорные конфликты, продолжающиеся кризисы на Ближнем Востоке и в Северной Африке, терроризм (во всех его формах и проявлениях), атаки в кибернетическом пространстве, распространение оружия массового уничтожения, стремительное развитие новейших инновационных технологий в военной сфере, оружие нового поколения, гонка вооружений, энергетическая безопасность.
В российском медиапространстве принято представлять Альянс как угрожающую России и в то же время малозначимую организацию. На Западе активно эксплуатируют образ России как страны-агрессора, страны недемократической, наделяя ее невероятной властью и влиянием. Условия информационной войны не способствуют взаимопониманию. А тем временем на саммите принимается дальнейшая стратегия развития Альянса не только в военной сфере, но и в политической, что впоследствии будет иметь значение и для России. Именно поэтому представляется важным проанализировать ряд моментов.
Одним из центральных внутренних вопросов организации остается следование Обязательству по оборонным инвестициям (принято в Уэльсе в 2014 г.). Две трети стран - участниц НАТО имеют национальные планы, предусматривающие расходовать 2% их ВВП на оборону к 2024 г. У значительного числа государств - членов НАТО более 20% оборонных расходов приходится на основные виды вооружений и техники, включая научно-исследовательские разра-
ботки, а по планам к 2024 г. 24 страны - участницы Альянса будут соответствовать рекомендованному показателю 20%1. Генеральный секретарь Йенс Сто-лтенберг обозначил, что в 2018 г. восемь государств-членов будут расходовать не менее 2% ВВП на оборону, по сравнению с тремя членами в 2014 г.2 Для примера: на данный момент США расходуют 4% своего ВВП на НАТО, Германия - 1%. Президент США Д. Трамп выразил свое негативное отношение к такому положению дел, подчеркнув необходимость других стран-участниц выполнять установленные обязательства, а также не упустил возможности упрекнуть Германию за «Северный поток-2» (70% поставок газа в Германию будут контролироваться Россией).
В отношении России Альянс продолжает намеченную политику сдерживания, считая действия российского государства агрессивными и подрывающими мировой порядок. Отсутствие необходимого взаимодействия оставляет взаимоотношения НАТО - РФ на низком уровне. Камнем преткновения остается конфликт в Украине. Союзники по НАТО обращают внимание на растущую военную деятельность России, развертывание современных ракет двойного назначения в Калининграде, наращивание военной мощи в Крыму, рост количества учений. Россию обвиняют во вмешательстве в избирательные процессы и внутренние дела стран -участниц Североатлантического альянса, агрессивное поведение в кибернетической сфере, применение нервно-паралитического вещества в Солсбери, однако все эти обвинения не имеют легитимных доказательств. Взаимоотношения сводятся к силе действия и противодействия, взаимных сдержек и противовесов.
Что касается предметного диалога, с 2016 г. состоялось семь заседаний Совета Россия - НАТО на уровне послов. Участники Альянса видят возмож-
1 Brussels Summit Declaration // https://www.nato.int/cps/en/ natohq/official_texts_156624.htm?selectedLocale=en
2 ''NATO Engages: The Brussels Summit Dialogue'' - Remarks by NATO Secretary General Jens Stoltenberg at the Security Conference held on the margins of the NATO Summit Brussels // https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_156731.htm?selected Locale=en
ность «разморозки» в отношениях только в соблюдении Минских соглашений, прекращении огня в Донецкой и Луганской областях, контроле над вооружениями (выполнение Венского документа, Договора об открытом небе, Договора об обычных вооруженных силах в Европе). Необходимо также решить проблему транспарентности в военных учениях. Одними из ключевых целей являются контроль над вооружениями и разоружение, ядерное сдерживание. Государства - члены НАТО отметили сокращение Соединенными Штатами и Россией стратегического ядерного оружия (согласно новому Договору о сокращении и ограничении стратегических вооружений). Подчеркивается необходимость соблюдения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Акцентируется роль России в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке, в частности в Афганистане. «Окно» для партнерства НАТО и России существует и представляет стратегическую ценность для поддержания безопасности в Евро-Атлантическом регионе и за его пределами, особенно при наличии прямых угроз, одной из которых является терроризм.
НАТО является частью Глобальной коалиции по борьбе с ИГИЛ / «Даиш» (организация, запрещенная в РФ). Альянс запускает новую небоевую миссию в Ираке по учебной подготовке и наращиванию потенциала в рамках стабилизации государства правительством Ирака и борьбе с терроризмом. Партнерами в данной миссии выступили Австралия, Финляндия и Швеция (две последние, как известно, не входят в Альянс).
Стратегическое значение для Ближнего Востока и Северной Африки имеет принятый Пакет мер по югу, преследующий цели укрепить оборонный потенциал от угроз, исходящих из южных регионов, внести вклад в международные усилия по кризисному регулированию, а также помощь региональным партнерам. Функциональный Хаб для юга будет размещаться на базе Командования ОВС НАТО в Неаполе. В рамках Средиземноморского диалога Альянс поддерживает партнерство с Иорданией (на территории которой проходят учебные мероприятия по линии укрепления оборонного потенциала Ирака) и Тунисом (пакет мер по укреплению оборонного потенциала страны посредством образования и подготовки).
Принципиально важным остается вопрос стабилизации Афганистана. Усиление афганских вооруженных сил будет повышать их способность бороться с террористическими группировками, представляющими угрозы для всего мирового порядка. Союзники НАТО и их партнеры по операции усилили свое присутствие в регионе. Продолжается миссия «Решительная поддержка», обеспечивающая обучение, консультации, содействие афганским национальным силам обороны и безопасно-
сти. Принято решение о продолжении финансирования афганских вооруженных сил до 2024 г.1
В целях укрепления способности Североатлантического союза к быстрому реагированию, оперативности сил и средств, страны - участницы НАТО выдвинули инициативу об усилении готовности «4 по 30». Данная мера направлена на сдерживание России. Из общего числа вооруженных сил государства-члены предоставят дополнительно 30 крупных военно-морских кораблей, 30 тяжелых и средних маневренных батальонов и 30 боевых воздушных эскадрилий, с вспомогательными подразделениями, находящимися в таком состоянии боевой готовности, которое позволит им в течение 30 дней или раньше приступить к выполнению задачи. Данное обязательство должно быть выполнено к 2020 г.
Что это значит для России? Альянс укрепляет свои позиции на территориях, расположенных вблизи российской границы, продолжая видеть в России потенциальную угрозу. Надо полагать, что ответные меры российской стороны не заставят себя долго ждать. Несмотря на то что представители экспертных кругов склоняются к тому, что такие решения НАТО едва ли могут угрожать национальной безопасности России, взаимное сдерживание и гонка вооружений продолжатся. Российская армия более мобильна и способна к быстрому реагированию, в отличие от войск Альянса, где сложным является процесс принятия решений. Поэтому последние пытаются компенсировать данный факт, предпринимая разные меры.
На саммите принято решение о необходимости повышения военной мобильности на суше, в воздухе и на море (не позднее 2024 г.) путем общеправительственного подхода, в том числе посредством национальных планов, при межведомственном сотрудничестве гражданских и военных структур. Министры обороны будут ежегодно анализировать достигнутый прогресс. Цели, которые ставят перед собой союзники по НАТО: сокращение времени пересечения границы, предоставление дипломатических разрешений на передвижения по суше, воздуху и морю в течение пяти дней к концу 2019 г., возможность сокращения этого срока для более быстрого подкрепления; определение к концу 2018 г. главных и альтернативных маршрутов доставки, пригодных для военного транспорта; участие в учениях для тренировки военной мобильности; создание сети между НАТО, национальными учреждениями, гражданскими и военными, в том числе единые национальные контактные пункты к концу 2019 г.2
1 Joint Statement on the Resolute Support Mission in Afghanistan // https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_ 156625.htm?selectedLocale=en
2 Brussels Summit Declaration // https://www.nato.int/cps/en/ natohq/official_texts_156624.htm?selectedLocale=en
В отношении военно-морских сил Альянс отмечает важность стратегической оценки ситуации в районах Балтийского, Черного и Средиземного морей, Северной Атлантики. Запланированы расширенные программы учений (противолодочные боевые действия, десантные операции, защита морских путей сообщения). Что касается воздушного пространства, согласована стратегия по объединенному военно-воздушному потенциалу (миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства, противоракетная оборона).
Новые угрозы, связанные с новыми военными технологиями, беспилотными летательными аппаратами, а также кибернетические угрозы могут повлиять на безопасность Североатлантического союза. В связи с этим Альянс принял решение укреплять основанную на разведданных осведомленность об обстановке, соблюдать Обязательства по кибернетической обороне. Также созданы группы поддержки по борьбе с гибридными действиями, предоставляющие адресную, целевую поддержку государствам-членам.
Принято решение об увеличении численности Сил реагирования НАТО, Объединенной оперативной группы повышенной готовности В соответствии с решением, принятым в Варшаве, усиленное присутствие четырех многонациональных, находящихся в боевой готовности, тактических групп численностью в батальон в Эстонии, Латвии, Литве и Польше задействует более 4500 военнослужащих из разных стран. Создан штаб многонациональной дивизии «Северо-Восток», который выйдет на полный уровень боеготовности к декабрю 2018 г. Обеспечено присутствие в регионе Черного моря. В Румынии создана многонациональная рамочная бригада для обучения сухопутных войск стран -участниц НАТО. Дания, Эстония и Латвия предложили в дальнейшем создать дополнительный многонациональный дивизионный штаб.
Данное решение - одна из мер системы взаимного сдерживания Альянса и России, что, вне всякого сомнения, препятствует нормализации двусторонних отношений. Постсоветское пространство остается сферой стратегических интересов России, и любое усиление присутствия там войск Североатлантического союза вызывает негативную реакцию.
Помимо перечисленных на саммите приняты решения по адаптации и усилению командной структуры НАТО, что позволит Верховным Главнокомандующим осуществлять управление вооруженными силами для любых задач на любом направлении. Намечено создание Центра киберопераций в Бельгии (для обеспечения осведомленности об об-
становке и координации оперативной деятельности в кибернетическом пространстве), Объединенный штаб командования ВС в Норфолке (США) для защиты трансатлантических линий связи и Объединенное командование по тыловому обеспечению логистики в Германии.
Ядерные силы США, Великобритании и Франции считаются гарантией безопасности стран НАТО. Противоракетная оборона дополняет роль ядерного оружия. В 2010 г. на Лисабонском саммите было принято решение о создании потенциала баллистической противоракетной обороны НАТО (БПРО), которая основана на добровольных вкладах государств (в основном средствах США) в рамках Европейского поэтапного адаптивного подхода в Румынии, Турции, Испании и Польше.
Угрозой международной безопасности остается распространение государственными и негосударственными субъектами ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (ОМУ), применение химического оружия. Страны - участницы НАТО подчеркивают необходимость борьбы с распространением ОМУ путем соблюдения соответствующих договоров, а именно Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенции о биологическом и токсичном оружии, ДНЯО, а также соблюдения обязательств странами, входящими в соответствующие международные программы (Инициатива по безопасности в борьбе с распространением ОМУ, инициативы по контролю за ядерным разоружением).
НАТО активно развивает партнерские отношения, продолжая политику «открытых дверей». На данном саммите бывшая югославская Республика Македония получила приглашение стать 30-м членом Альянса под ее новым названием - Республика Северная Македония.
Грузия имеет статус партнера с расширенными полномочиями и участника Ускоренного диалога, вносит вклад в Силы быстрого реагирования НАТО и операцию «Решительная поддержка», а также приняла на себя обязательство о выделении 2% ВВП на оборону Альянса. Пенс Столтенберг заявил, что Грузия станет членом НАТО1, согласно принятым решениям саммита в Бухаресте (2008), подразумевая неопределенное будущее. Из-за наличия спорных территорий Грузия вряд ли в ближайшее время вступит в Альянс (независимость Абхазии и Южной Осетии не признают ни Грузия, ни страны - участницы НАТО). На данный момент практическое сотрудничество проходит в рамках «Существенного пакета НАТО - Грузия» (Substantial NATO-Georgia Package SNGP), в реализа-
1 Remarks by NATO Secretary General Jens Stoltenberg at a press point with the President of Georgia, Giorgi Margvelashvili (NATO Summit Brussels) // https://www.nato.int/cps/en/natohq/ opinions_156735.htm? selectedLocale=en
цию которого вносят вклад все члены Альянса, а также Финляндия и Швеция. Программа поддерживает грузинские реформы в сфере безопасности и обороны, способствует их сопряжению с программами НАТО. Под эгидой Альянса в Грузии открыта «Школа институционального возрождения обороны». Отмечается грузинский вклад во взаимное информирование по безопасности в Черноморском регионе. Грузия активно участвует в военных учениях НАТО (намечены на март 2019 г.), она примет участие в операции «Морской страж» (Sea Guardian)1.
Украине дан статус страны-аспиранта в НАТО, ожидать вступления страны в Альянс в ближайшем будущем не стоит, ведь на территории Украины развивается вооруженный конфликт и имеются территориальные споры с Россией. На данный момент ведется постоянная поддержка реформ в сфере безопасности и обороны, в том числе посредством Пакета всеобъемлющего содействия. НАТО и Украина активизируют деятельность в рамках Платформы по противодействию гибридной войне. Украина приняла решение увеличить свой вклад в миссию «Решительная поддержка» и Силы реагирования НАТО2.
Членство Грузии и Украины в Альянсе затрагивает национальные интересы России, вопрос является острым. Однако участники НАТО не станут его обострять в ближайшей перспективе, так как это может усилить имеющиеся противоречия вплоть до открытого конфликта.
На данный момент Североатлантический альянс продолжает оставаться влиятельным военно-политическим союзом, позиционируя себя как оборонительную союзническую организацию (с постоянно развивающейся в соответствии с вызовами времени структурой), обеспечивающим трансатлантические связи между Европой и Северной Америкой. Проблема заключается в том, что силы Альянса консолидируются вокруг борьбы с «российской угрозой», тем самым возводя серьезные препятствия на пути развития российско-натовского диалога. Принятые решения влияют на общую расстановку сил, в том числе далеко за пределами Альянса. Внутренние разногласия существуют, но являются обычным явлением для столь многочисленного объединения, которое продолжает оставаться привлекательным для многих государств.
1 NATO-Georgia Commission Declaration at the Brussels Summit // https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_156627. htm? selectedLocale=en
2 Chairman's statement on NATO-Ukraine following the meeting of the North Atlantic Council with Georgia and Ukraine at the Brussels Summit // https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_ texts 156623.htm?selectedLocale=en