В-третьих, возросла угроза экологической катастрофы. В непосредственной близости от белорусской территории расположены три объекта украинской атомной энергетики: Чернобыльская АЭС, Хмельницкая и Ровенская атомные станции. В условиях вооруженных конфликтов в Украине участились анонимные угрозы подрыва электростанций и атомных станций. Последствия могут быть самыми катастрофичными.
Наконец, речь идет о вызовах социально-экономического характера. В случае эскалации конфликта и ухудшения гуманитарной ситуации на Украине может значительно возрасти неконтролируемый поток украинских беженцев, а также лиц, ищущих работу на территории РБ. Таким образом, Беларусь все больше становится объектом возросших угроз.
Белорусские официальные лица постоянно говорят о вкладе своей страны в дело стабильности и безопасности на европейском континенте. Нельзя не согласиться с тем, что авторитет официального Минска на фоне гражданской войны на Украине действительно вырос. Вполне очевидно, что вся Европа желает того, чтобы минские договоренности по урегулированию конфликта на востоке Украины были реализованы. Хотя понятно и другое -добиться их реализации будет чрезвычайно трудно.
Подводя итог, можно отметить, что кризис 2013-2015 гг. в Украине имел для соседней Республики Беларусь серьезные последствия, но не только негативного характера. Вследствие украинских событий для Белоруссии открылось «окно возможностей» - заявить о себе как самостоятельном акторе европейской политики, к голосу которого прислушиваются и в России, и на Западе.
Определенные успехи были достигнуты и во внутриполитической жизни. Победа А. Лукашенко на президентских выборах стала в значительной степени следствием консолидации белорусского общества, опасающегося роста радикальных настроений, способных привести к «белорусскому майдану». К тому же приостановка санкций со стороны Евросоюза создала, хотя бы на короткий период, благоприятные условия для расширения экономических и культурных связей Беларуси с европейскими странами, для решения общих задач по стабилизации обстановки в регионе. Но успокаиваться официальному Минску рано, в ближайшее время правительству и президенту придется решать сложные вопросы экономических преобразований, с которыми связаны надежды белорусского общества.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Реформа Североатлантического союза ведется по различным направлениям уже более 25 лет. Каждый этап трансформации напрямую связан с теми или иными изменениями, происходящими на международной арене и влияющими на устой-
Дарья Миронова,
аспирантка ИНИОН РАН
чивость системы безопасности в Евро-Атлантике и мире в целом. Исторически процесс трансформации имел следующие вехи развития: распад СССР, теракты 11 сентября 2001 г. в США, начало операции в Афганистане, начало войны в
Ираке, глобальный финансово-экономический кризис, Уэльский саммит НАТО 2014 г.
Глобальный финансово-экономический кризис стал серьезным вызовом для государств всего мира. Распространившись на глобальную финансовую систему, он вызвал затяжную экономическую рецессию, окончательный выход из которой все еще не произошел. Одним из главных эффектов кризиса стало переосмысление экономической политики, принятой правительствами большинства государств. Финансовая поддержка, которую они оказывали государственным банкам в первые месяцы кризиса, а также экономический спад 2009-2010 гг. вызвали бюджетные дефициты, которые с трудом могли быть покрыты выпуском государственных ценных бумаг.
В связи с этим тяжелым испытанием не только для стран Евро-Атлантики, но и для большинства государств мира стало сокращение ВВП и, как результат, сокращение государственных расходов, в особенности на оборону. Стоит отметить, что мировые расходы на оборону впервые с 1998 г. прекратили свой рост в 2011 г.1 Для НАТО значительное уменьшение ассигнований на оборону государств-членов в первую очередь означает опасность снижения боеспособности ВС союзников, необходимость отказа от существующих или предполагаемых проектов и реформирование Альянса по целому ряду направлений. Таким образом, финансово-экономический кризис стал важной вехой в развитии и трансформации Североатлантического союза, объединяющего страны Европы и Северной Америки, наиболее пострадавшие от его последствий.
Сокращение оборонных бюджетов
Глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал нежелание европейских союзников платить за безопасность. В целях бюджетной экономии страны стали последовательно сокращать расходы на оборону (примерно на 2,5% начиная с 2008 г.), в то время как США продолжили нести ношу трансатлантической ответственности, составляющую сегодня 73% бюджета НАТО (для сравнения в 2000 г. данный показатель составлял 64%) .
'SIPRI Military Expenditure Database. Available at: http://www.sipri.org/research/armaments/milex/milex_database/ milex_database (accessed 7 September 2015).
2 Defence expenditures of NATO countries (1995-2015) (Financial and Economic Data Relating to NATO Defence (2015). Available at: http://www.nato.int/cps/en/natohq/news_
По сути, кризис обострил уже существовавшие проблемы, касающиеся оборонных бюджетов государств - членов НАТО:
- устойчивую тенденцию сокращения оборонных расходов в Европе;
- неравномерность распределения финансового бремени между США и их европейскими союзниками.
Стоит отметить, что в соответствии с существующим руководящим указанием НАТО, согласованным союзниками в 2006 г. с целью выполнения приоритетных задач по силам и средствам, рекомендуется тратить на оборону не менее 2% ВВП, 20% из которых должны быть ассигнованы на исследования и разработки, а также на закупку вооружения, военной и специальной техники. На саммите НАТО в Уэльсе в 2014 г. было решено, что те государства-члены, которые выполняют 2%- и 20%-ые цели, будут поддерживать свои ассигнования на обозначенном уровне, те же, чьи расходы ниже указанных, будут стремиться к по-
3
казателям и достигнут их в течение десяти лет .
Однако несмотря на сделанные в Уэльсе заявления, в 2014 г. требование военных расходов, равных 2% ВВП, выполнили только США и три европейских члена НАТО: Эстония, Греция и Великобритания. Как ожидается, в нынешнем году их число достигнет пяти (включая Польшу). Одновременно же указанные 2%- и 20%-ные цели выполняются только несколькими государствами, количество которых снижается. Если в 2007 г. оба условия договоренностей 2006 г. выполняли Болгария, Франция, Великобритания и США, то в 2014 г. уже только США и Велико-
британия4.
Наибольшие сокращения оборонных расходов во время кризиса продемонстрировали страны Центральной и Восточной Европы, в частности Чехия и Румыния, а также Словакия, Словения и Болгария. Традиционно высокий уровень оборонных бюджетов сохранился в кризисные годы в США, Великобритании и Греции.
120866.htm (accessed 5 September 2015); Funding NATO
(Last update: 03 June 2015). Available at: http://www.nato.int/ cps/en/natohq/topics_67655.htm (accessed 16 August 2015).
3Wales Summit declaration (2014). Available at: http:// www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_112964.htm (accessed 7 September 2014).
4The Secretary General's Annual Report 2014. Available at: http://www.nato.int/cps/po/natohq/opinions_116854.htm (accessed 20 June 2015).
И только двум государствам за время кризиса удалось не просто сохранить уровень оборонных расходов, но и увеличить его - это Польша и Эстония.
К этому стоит добавить, что большинство стран НАТО тратит больше половины своего оборонного бюджета на личный состав (в среднем около 50-60% оборонного бюджета) в ущерб модернизации техники, на которую ассигнуется от 1% до 19% военного бюджета. В лидерах (более 21%) США, Турция, Франция, Люксембург, Эстония и Норвегия1.
Ожидается, что сокращение расходов на оборону продолжится в течение следующего десятилетия. Данное обстоятельство будет являться важным аспектом, оказывающим значительное влияние на эффективность НАТО в военной сфере. Кроме того, существует еще одна достаточно важная проблема - отсутствие обмена информацией и координации решений по оборонным бюджетам среди европейских членов НАТО.
Сокращение и отказ от ряда программ
Глобальный финансово-экономический кризис стал не просто новым вызовом для НАТО, он обозначил собой изменения во всех сферах деятельности Альянса - от политической и военной до технической.
Сокращение оборонных расходов стало причиной сокращения финансирования ряда программ, их переноса или аннулирования. Пострадала область разработки новых перспективных образцов вооружения, сократилась их закупка оборонными ведомствами стран - участниц Альянса. Например, в Великобритании на стадии строительства были утилизированы перспективные разведывательные самолеты «Nimrod MRA4», списаны устаревшие «Nimrod R1», выведены из войскового состава почти 3 тыс. бронемашин, сняты с вооружения авианосцы «Illastries» и «Ark Royal», списаны истребители BAe «Harrier» и часть «Panavia Tornado»2.
1 Defence expenditures of NATO countries (1995-2015) (Financial and Economic Data Relating to NATO Defence (2015). Available at: http://www.nato.int/cps/en/natohq/news_ 120866.htm (accessed 5 September 2015).
2 Старчак М.В. Бюджетирование оборонных расходов в
европейских странах НАТО. Право и безопасность, 2014, № 2 (47), с. 20.
Как и в Великобритании, в Германии Министерством обороны было принято решение о сокращении объемов закупки некоторых видов вооружений. В частности, было объявлено о сокращении объема заказа на перспективные военно-транспортные самолеты А400 М на семь единиц (в Великобритании - на три единицы). Сокращению также подверглись планы закупки многоцелевых вертолетов NHI NH90 и ударных EC665 «Tiger» UHT3.
Даже в США, которые одни из немногих в НАТО не только не сократили расходы на оборону вплоть до 2013 г., но и продолжили увеличивать свою долю расходов в военном бюджете Альянса, ряд проектов был отложен на определенный срок или аннулирован. Закрытию подлежали, к примеру, такие проекты, как проект по закупке стратегического военно-транспортного самолета 17 Globemaster III, программа БМП экспедиционных сил морской пехоты EFV, а также мобильного ЗРК «SL-AMRAAM» и др. Был отложен проект по широкомасштабному производству унифицированных ударных истребителей F-35. До настоящего момента серийное
4
производство все еще не запущено .
В целом, глобальный финансово-экономический кризис вызвал различную реакцию. Лидирующие европейские страны, в отличие от общемировой тенденции, прибегли к значительным сокращениям оборонных расходов путем сокращения количества гражданских и военных служащих, а также отказа от ряда программ по разработке и / или закупке вооружений. Исключением в данном случае служит только Франция, где, несмотря на сокращение бюджета, планы по закупкам военной техники и вооружений не были изменены благодаря ожидаемому росту доходов в 2013 г. от продажи собственности и
3 The Global Financial Crisis and International Security: Impact on Defence Budgets of Major Countries. East Asian Strategic Review 2011. Tokyo, National Institute for Defence Studies, 2011. p. 10-55.
4 Boeing Fulfills US Air Force C-17 Production Contract with 223 rd Delivery (2013). Available at: http://boeing.mediaroom. com/Boeing-Fulfills-US-Air-Force-C- 17-Production-Contract-with-223rd-Delivery (accessed 17 April 2015); The F-35 Lightning II Program. Available at: http://www.jsf.mil/index.htm (accessed 01 September 2015); Boom K.E., Huq A., Lovelace D. C. (Jr.). Terrorism: commentary on security documents. Vol. 112, Part 2. Discerning President Obama's national defence strategy. Oxford University Press, 2010. р. 154-155.
неиспользуемых диапазонов частот оборонных телекоммуникационных сетей1.
Одним из важнейших последствий подобных решений, принятых в большинстве европейских членов НАТО, стало возможное снижение их операционной готовности. В связи с чем в рамках Альянса была разработана концепция, направленная на повышение боевой эффективности государств - членов Союза в условиях сокращения оборонных бюджетов.
Трансформация НАТО как ответ на вызовы экономического кризиса
Для преодоления сложившейся ситуации и поддержания существующих инструментов обеспечения безопасности в Евро-Атлантике Генеральным секретарем НАТО была предложена инициатива «Умная оборона».
Опасения также вызывало то, что, несмотря на уже существующие снижения оборонных бюджетов, после завершения миссии в Афганистане в 2014 г. союзники прибегнут к еще более значительным сокращениям инвестиций в оборонный потенциал. В этой связи необходимой задачей стало предотвращение указанных сокращений и сосредоточение усилий союзников в направлении поиска ответов на новые вызовы безопасности, в частности кибернетические угрозы.
Следует подчеркнуть, что «Умная оборона» является лишь одним из шагов на пути к широкой реформе НАТО. Современная трансформация Альянса связана с реформами как политической, так и военной составляющей по трем направлениям: реформа архитектуры организации (командной структуры и агентств), реформа штабов и реформа управления ресурсами НАТО.
Концептуальные основы современной трансформации Альянса представляют собой целый ряд документов, разработанных с целью определения приоритетных задач и направлений развития потенциала организации. К ним, в частности, можно отнести так называемый Чикагский «оборонный пакет», содержащий в себе ряд как новых, так и ранее утвержденных инициатив. Последние включают в себя «Лиссабонский пакет первоочередных потребностей Альянса в силах и средст-
1 Cervera R.C. Impact of the economic crisis on defence policies: a comparative study. Journal of the Higher School of National Defence Studies, 2012, no. 0, p. 31-44.
вах». В состав новых инициатив «Чикагского пакета» вошли «Умная оборона» и «Сопряженность сил», предполагающая наращивание возможностей воинских формирований стран - участниц Альянса и государств-партнеров2.
Важно то, что все указанные реформы и проекты предполагают существенное сокращение расходов и высвобождение дополнительных средств, которые могут быть направлены на финансирование ключевых направлений деятельности Альянса.
Планирование в условиях дефицита бюджетов стало одной из главных тем и на саммите НАТО в Уэльсе 4-5 сентября 2014 г. В целом, стоит отметить, что Уэльский саммит, проходивший под знаком «украинского кризиса», стал новой вехой в развитии Альянса. Он обозначил собой сдвиг концепции коллективной безопасности в сторону коллективной обороны. События, имевшие место на восточных границах европейских государств - членов НАТО, стали свидетельством возросшей вероятности конвенциаль-ной войны в Европе, что не могло не сказаться на приоритетах развития Альянса на кратко- и среднесрочную перспективу.
Уэльский саммит стал новой отправной точкой для меняющейся НАТО. По сути, он ознаменовал собой переход от коллективной безопасности к «новой старой» коллективной обороне. В связи с этим представляется, что нынешний период можно рассматривать в качестве начала шестого этапа трансформации Альянса, который, с одной стороны, имеет в своей основе черты «старой НАТО». В то же время, наряду с обострением традиционных вызовов отмечается появление новых - «гибридных» и кибернетических угроз высокой интенсивности, - в связи с чем, данный этап не может в полной мере считаться возвратом Альянса к коллективной обороне в чистом виде.
Подводя итоги, можно отметить следующее. Глобальный финансово-экономический кризис стал важнейшим событием, обозначившим современное развитие Североатлантического союза. Очевидно, что последствия кризиса, из которого до сих пор не вышли страны Европы, будут еще долго обусловливать принимаемые Альянсом решения. В частности, сокращение оборон-
2Connected Forces Initiative (Last update: 31 August 2015). Available at: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_ 98527.htm?selectedLocale=en# (accessed 16 September 2015).
ных бюджетов в государствах - членах Альянса, реформирование ВС, сокращение финансирования, а также отказ от ряда программ и проектов привели к необходимости принятия таких инициатив, как «Умная оборона» и «Сопряженность сил», и, как следствие, к широкой реформе НАТО, которая ведется по целому ряду направлений.
Очевидно, что окончательный выход из экономического кризиса государств - членов Альянса вместе с масштабной реформой организации повысят эффективность деятельности и боеготовность НАТО, а также позволят увеличить финансирование проектов по модернизации вооружения и техники и проектов, связанных с поиском ответов на новые вызовы.