© Королева Н.Е., 2006 УДК 378.147-1: 407]:300.38
ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ
Н.Е. Королева
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
В данной статье рассматривается методология культуросообразности, принципы реализации культурологии, а также парадигмы их внедрения в профессиональную подготовку студентов. Сделан вывод, что осознание необходимости обучения студентов-филологов принципам культуросообразности является крайне актуальным применительно к современной теории обучения.
Принцип культуросообразности относится к числу общенаучных регуляти-вов дидактики, прежде всего в части проектирования содержания образования. В педагогике этот принцип был сформулирован в середине Х1Хв. немецким педагогом А.В.Дистервегом, который утверждал, что «в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живёт человек» [9; 37], т.е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны. Этот принцип отразил тенденцию формирования национальных государств и национальных культур и получил широкое признание в педагогике Х1Х-ХХвв. В России эта идея получила развитие прежде всего в трудах К.Д.Ушинского [13], который писал о народности воспитания.
Нами было сделано следующее определение, что принцип культуросооб-разности - это квинтэссенция культуры, то есть становление высшей ценности образования. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, политической, экономической, интеллек-
туальной, нравственной).
Цель, содержание и методы воспитания должны быть культуросообразны. Согласно этому, в том случае должны учитывать исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации. Само слово «культура» в переводе с латинского имеет такие значения как «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», поэтому связь между культурой и педагогической наукой неоспорима. Определение содержания образования, в котором адекватно современному уровню развития человеческой цивилизации отражены взаимосвязи науки и культуры - один из важнейших компонентов для реализации современной гуманитарно-культурной парадигмы вузовского образования.
В настоящее время проблема именно культурного развития студентов стоит особенно остро. Уровень их культуры не соответствует требованиям, предъявляемым высшими учебными заведениями. В первую очередь это относится к учащимся гуманитарных специальностей вузов. Однако следует отметить, что необходимая в данном случае модернизация существующих учебных курсов возможна и без существенной реконструкции учебных программ. Известно, что на факультетах гуманитарного профиля отводится гораз-
до больше учебных часов на изучение вопросов так или иначе связанных с понятием культуры. Это, безусловно, имеет положительный эффект и способствует развитию творческого потенциала учащихся. Но практика преподавания показывает, что отрицательным фактором, негативно влияющим на уровень культуры студентов в целом, является отсутствие системного подхода в изучении вышеуказанных дисциплин. У каждого из них формируются отрывочные сведения о тех или иных предметах и явлениях. Большую трудность представляют задания, в которых от студента требуется конкретное знание предмета или явления, что является тем более недопустимым для студен-тов-филологов, изучающих зачастую не только русский, но и иностранные языки.
Так, филолог с одной стороны, не допуская от конкретности реального текста, с другой стороны должен совмещать в себе лингвиста, критика, историка гражданского быта, нравов и культуры и знатока других гуманитарных, а при случае и естественных наук, то есть всего, что может потребоваться для прояснения того или иного текста. Отсюда возникает необходимость систематически знакомить студентов-филологов с историей развития цивилизации, которая дает целостную картину взаимосвязи исторических, религиозных, культурных и других событий жизни человеческого общества. Эти знания можно давать поэтапно.
Во-первых, включать в занятия по иностранным языкам сведения культурологического характера. На старших курсах такие включения должны проходить на изучаемом языке. Это должно занимать не более 7-10 минут от общего времени проведения занятия. Такая информация может либо дополнять и углублять изучаемый студентами материал, либо иметь самостоятельное значение, то есть соотноситься с определенными датами, событиями или явлениями. Объем информации может зависеть от особенности учебной группы,
а также от той коммуникативной задачи, которую ставит преподаватель, планируя занятие по иностранному языку.
Во-вторых, проводить занятия, посвященные обобщению тем общекультурного характера. На данном этапе представляется целесообразным давать студентам темы для коротких сообщений или докладов, стимулировать их активность в поиске собственных тем для выступлений, поощрять студентов, наиболее удачно справившихся с заданием. Неотъемлемой частью данного вида заданий является просмотр видеоматериалов, их обсуждение на занятии. Параллельно происходит усвоение и закрепление учащимися необходимых грамматических структур, пополнение лексического запаса. Вследствие этого повышается общий культурный уровень студентов-филологов.
Опытно-экспериментальная работа выявила, что, рассматривая материалы об искусстве и культуре в качестве одного из методических средств, можно говорить о его назначении в решении ряда задач вузовского обучения. Раскрытие привлекательности различных явлений такого рода усиливает мотивацию студентов к изучению основ гуманитарно-научного знания.
В ходе исследования было установлено, что, обсуждая проблему взаимосвязи науки и культуры, обязательно следует упомянуть о симметрии. Мы постоянно наблюдаем это свойство в окружающем мире. Для студента-филолога важна в первую очередь симметрия в ритмах стихов, в музыке. Даже сам процесс отыскания симметрии в объектах природы обладает удивительно притягательной силой, и симметрия часто отождествляется с красотой.
Особо следует отметить примеры применения студентами образного мышления, художественных сравнений, метафор, аналогий. Обращение к отдельным высказываниям классиков науки позволяет студентам получить определенное представление о художественных стилях прозы разных эпох.
Взаимосвязь науки и культуры очевидна. Так, если проанализировать определения, данные энциклопедическими словарями, получим, что наука является «одной из форм общественного сознания и включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира» [12; 866]. Культура, в свою очередь, представлена как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях»[12; 669]. Анализ литературы показал, что понятие "человек образованный" осознается как "человек информированный" [4, 8, 14], а это не гарантирует наличие у него способности к воспроизводству культуры и тем более - к порождению культурных новаций.
Но в связи с этим назревает проблема обеспечения связи между уровнем овладения филологическими науками и уровнем культуры каждого студента. В нашем исследовании идеальным признается такое соотношение, когда студент-филолог не только хорошо разбирается в своей области знаний, но и наряду с этим является духовно развитой и нравственно здоровой личностью. Данное положение соответствует стандартам, предъявляемым в настоящее время в связи с модернизацией, проводимой в сфере высшего образования, науки и культуры. В связи с существованием данной проблемы в последние годы складываются такие модели образовательных систем, как модель формирования социокультурной среды личности (Б.С. Гершунский [1], В. А. Сластенин [11]), системно-деятельностная (В.В.Краевский [4]).
Ключевым моментом нового педагогического мышления является гуманизация учебно-воспитательного процесса, что предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. В ходе опыт-
но-экспериментальной работы выявили, что студенты-филологи - это особый характер культурологического регулирования идеями, правилами, взаимоотношениями, выраженными в сочетании нравственного поведения, общекультурного развития и творческого потенциала личности. Под культурологией в нашем исследовании мы понимаем науку, формирующуюся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающую культуру как целостность, как специфическую функцию человеческого бытия.
Исходя из данного нами определения, можно утверждать, что принцип культуросообразности в образовании и воспитании является составной частью культурологии студентов, в первую очередь специалистов в области филологии.
При определении сущности подготовки будущих специалистов-филологов мы опирались на широкий круг культурологических и социально-гуманитарных знаний. В связи с этим нами были выделены следующие компоненты, необходимые для формирования профессионально и нравственно образованного специалиста:
- переосмысления основ педагогической культуры и профессиональной этики;
- освоение и переработка профессионально-педагогических основ;
- постановка и разработка поставленных проблем, введение в научный оборот новых понятий и идей.
Нами был осуществлен всесторонний анализ социальных и профессиональных функций переводческой деятельности, имеющий большое значение для проектирования модели будущего филолога.
В нашем исследовании мы опирались на технологические подходы к воспитанию гражданственности у студентов. Весь многообразный воспитательно-образовательный процесс был направлен на формирование будущего гражданина России, патриота Родины. К сожалению, некоторое время многие поколения воспитыва-
лись несколько односторонне. Сегодня изменилась вся жизнь в нашей стране, изменилась мораль и психика людей.
В результате мы пришли к выводу, что решающее значение в плане подготовки будущих специалистов в русле духовно-нравственного воспитания имеет не обилие знаний, а их структура. Прежде всего, следует утверждать, что к полноценной творческой деятельности способен человек, обладающий развитым внутренним планом действия. В связи с этим, Рубинштейн С.Л. отмечал, что «успех работы по формированию духовнонравственного облика человека зависит от внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять» [10; 205].
Итак, можно утверждать, что принцип культуросообразности является составной частью культурологии студентов-филологов, т.е. предполагает не только изучение сущности, функций и закономерностей развития культуры, но и анализ взаимодействия, взаимопроникновения
культуры и человека, раскрытие сущности человека как творца и творения культуры.
Методология нашего исследования базируется на системе научных подходов, реализация которых обеспечивает выделение и изучение образовательных условий и ведущих тенденций развития профессионально-значимых личностных новообразований будущего специалиста-филолога. В связи с этим нами были разработаны следующие подходы:
- аксиологический, в соответствии с которым процесс зарождения и развития этико-культурологических знаний детерминируется системой ценностных отношений будущего специалиста-филолога к профессиональной деятельности;
- перспективный, согласно которому педагогические знания формируются в ходе усвоения задачной структуры образовательной деятельности и самоопределения личности специалиста в способах реализации;
- личностный, отражающий отношение к будущему специалисту-филологу как к самосознательному субъекту овладения будущей профессией и саморазвитием по гуманистической, культурологической педагогике;
- деятельностный, предопределяющий необходимость вовлечения студентов филологического факультета в процесс выработки педагогических умений профессионально мыслить и действовать;
- индивидуально-творческий, составляющий основу перехода от массоворепродуктивного к индивидуальнотворческому уровню.
При переходе к новой личностной парадигме образования личность студента становится центральной фигурой образовательного процесса, из объекта изучения и воспитания превращается в субъект собственной учебной деятельности. Поэтому продолжает оставаться актуальным поиск новых форм организации образовательного процесса с целью создания условий для личностной самореализации студента.
Наше исследование показало, что необходимо так построить образовательный процесс, чтобы студент-филолог приобретал не просто профессиональные языковые знания и способы работы с тем или иным материалом, а человеческие качества, которые могли бы помочь ему в нестандартной жизненной ситуации, могли бы служить залогом приобретения любых необходимых знаний.
С целью научного обоснования приоритетов воспитательной работы со студентами мы исходим из того, что способность к культурной идентификации, т.е. осознанию своей принадлежности к определенной культуре, выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни и поведения определяет целостность личности как социального типа. Мы понимаем воспитание как самостановление человека, обретение им себя, своего образа как неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.
В связи с этим мы делаем вывод, что принцип культуросообразности студен-тов-филологов в вузовском обучении включает следующие компоненты:
- философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
- построение личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала;
- приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
- раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали, их диапазона и конкретного содержания и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
- развитие интеллектуальнонравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности;
- возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гершунский Б.С. Философия образования до XXI в. (в поисках практико-ориентиро-ванных образовательных концепций) / Б.С.Гершунский. - М., 1998. - 608с.
2. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность./ В.Д.Губин. - М., 1992. - 155с.
3. Коржуев А.В. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация /
А.В.Коржуев, В.А.Попков. - М., 2006. -160 с.
4. Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? / В.В.Краевский. - Волгоград, 1996. - 86с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н.Леонтьев. - М., 1975. -304с.
6. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука / В.Я.Ляудис. - Москва, 1992. -145с.
7. Островская Л.В. Педагогика творческого саморазвития. / Л.В.Островская - Рязань, 2003. - 150с.
8. Островская Л.В. Теоретические основы подготовки разнопрофильных специалистов в высшей школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002. - 40с.
9. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. / сост. и ответств. ред.
A. А.Радугин. - М., 1999. - 256с.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С.Л.Рубинштейн. - М.,, 1946. -704с.
11. Сластенин В. А. Педагогика /
B.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М., 2000. -512 с.
12. Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.,1987. - 1600 с.
13. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. / Сост. С.Ф.Егоров. -М.,, 1988. - Т.1 - 415с.
14. Шиянов Е.Н. гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. / Е.Н.Шиянов. - М., 1991. - 206с.
15. Allport G. Personality and Social Encounter./ G.W.Allport. - Boston, 1960. - 386p.
CULTURE CONFORMITY PRINCIPLE IN TRAINING PHILOLOGY STUDENTS
N.E. Korolyova
The present article deals with the problems of modern trends in the theory and methodology of education. It’s mainly concerned with the culture conformity principle being one of the key concepts among the existing approaches in the theory of education and its application in the process of professional training of the students of philological departments.