Научная статья на тему 'Принцип индивидуализации как основа интеграции профессиографического и персонифицированного подходов повышения квалификации учителя'

Принцип индивидуализации как основа интеграции профессиографического и персонифицированного подходов повышения квалификации учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL APPROACH / PERSONALIZED APPROACH / INDIVIDUALIZATION PRINCIPLE / ADDITIONAL VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Л. В.

В статье обозначены два методологических подхода к организации повышения квалификации учителей в системе дополнительного профессионального образования. Отмечается необходимость их интеграции для повышения качества реализуемых образовательных программ. В качестве механизма решения данного вопроса предложен принцип индивидуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION PRINCIPLE AS THE BASIS OF INTGRATION OF PROFESSIONAL AND PERSONALIZED APPROACHES OF TEACHERS TRAINING

In the article two methodological approaches to teachers training organization in the system of additional vocational education are indicated. The necessarily of the integration for increasing quality of implemented educational programs is distinguished. Individualization principle suggested as a mechanism of the problem decision.

Текст научной работы на тему «Принцип индивидуализации как основа интеграции профессиографического и персонифицированного подходов повышения квалификации учителя»

отношений. В диалогическом пространстве человек выходит за пределы собственной субъективности.

Актуальность деятельностного подхода определяется исходя из закона психологии о единстве деятельности и развития личности (С. Л. Рубинштейн), который носит всеобщий характер. Деятельностный подход (Г.А. Атанов, Л.С. Выготский, В.В. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) позволяет перестраивать содержательно-деятельностную сторону педагогического процесса таким образом, чтобы организовать сопровождение саморазвития подростков в ВОС как деятельность в ее целостном представлении, определить ее основные этапы, процедуры.

Научное обеспечение составляют также принципы педагогического сопровождения саморазвития подростков в ВОС. В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

В качестве ведущих мы выделяем следующие принципы педагогического сопровождения саморазвития подростка в ВОС. Принцип системности реализуется через целостность педагогического процесса, межпредметные и внутрипредметные связи, комплексный подход в обучении, воспитании, развития и саморазвитии личности. Принцип оптимальности реализуется через оптимальное сочетание теории и практики, управления и самоуправления, репродукции и творчества, рационального и эмоционального; обучающих, воспитывающих и развивающих функций в процессе различных видов деятельности учащихся; учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических, эстетических и других условий обучения и воспитания и др. Принцип развития педагогического процесса реализуется через всестороннее и гармоническое развитие личности; переход воспитания в самовоспитание, обучения - в самообучение, раз-

Библиографический список

вития - в саморазвитие личности; переход педагогического управления в самоуправление личности, преемственность и перспективность. Принцип управления реализуется через совокупность частных принципов: целеполагания, планирования, организации и стимулирования, нормирования, учета и контроля (обратной связи), коррекции. Принцип индивидуализации реализуется через показ личностной значимости организуемой деятельности; учет возрастных и индивидуальных особенностей лично-спи ученика, его потребностей и интересов и др. Принцип перехода педагогического управления в самоуправление основан на доминировании косвенного и перспективного управления в процессе педагогического сопровождения саморазвития ребенка, при котором педагог должен реже прибегать к средствам прямого и оперативного управления, так как они сковывают инициативу и самостоятельность. Принцип оптимизма и веры в силы и т ворческие способност и ученика реализуется во взаимосвязи с принципом уважения к личности ученика в сочетании с разумной требовательностью к ней. Не следует спешить оказывать ученику помощь и подсказывать. Необходимо предоставить ему возможность в полной мере проявить свои знания, умения и способности и, в конечном итоге, испытать радость «открытия», успеха. Даже в ситуациях анализа типичных ошибок ученика необходимо поддерживать преимущественно мажорное настроение, сохранять оптимизм и веру в силы и способности подростка.

Итак, методологией педагогического сопровождения саморазвития подростков в ВОС является системный, синергетичес-кий, культурологический подходы, методология гуманистической педагогики, а также принципы: системности, оптимальности, развития, управления, индивидуализации, перехода педагогического управления в самоуправление, оптимизма и веры в силы и способности ученика, уважения к личности ученика.

1. Астахова, Л.В. Виртуализация как фактор усиления угроз информационной безопасности // Наука ЮУрГУ: материалы 62-й науч. конф. - Челябинск, 2010. - Т. 3.

2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. — Казань, 2007. - Кн. 1.

3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов н/Д., 2000.

4. Исаев, И.Ф. Педагогика: уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений / И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов. - М., 2000.

Bibliography

1. Astakhova, L.V. Virtualizaciya kak faktor usileniya ugroz informacionnoyj bezopasnosti // Nauka YuUrGU: materialih 62-yj nauch. konf. -Chelyabinsk, 2010. - T. 3.

2. Andreev, V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: innovacionnihyj kurs. — Kazanj, 2007. - Kn. 1.

3. Bondarevskaya, E.V. Teoriya i praktika lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. - Rostov n/D., 2000.

4. Isaev, I.F. Pedagogika: uch. posobie dlya studentov pedagogicheskikh uchebnihkh zavedeniyj / I.F. Isaev, A.I. Mithenko, V.A. Slastenin, E.N. Shiyanov. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 02.12.11

УДК 37.018.46

Ibragimova L.V. INDIVIDUALIZATION PRINCIPLE AS THE BASIS OF INTGRATION OF PROFESSIONAL AND

PERSONALIZED APPROACHES OF TEACHERS TRAINING. In the article two methodological approaches to teachers training organization in the system of additional vocational education are indicated. The necessarily of the integration for increasing quality of implemented educational programs is distinguished. Individualization principle suggested as a mechanism of the problem decision.

Key words: professional approach, personalized approach, individualization principle, additional vocational and pedagogical education.

Л.В. Ибрагимова, преп. каф. социальной педагогики и психологии Чеченского института повышения квалификации работников образования, г. Грозный, E-mail: ivr@ifsusu.ru

ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОГО И ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ

В статье обозначены два методологических подхода к организации повышения квалификации учителей в системе дополнительного профессионального образования. Отмечается необходимость их интеграции для повышения качества реализуемых образовательных программ. В качестве механизма решения данного вопроса предложен принцип индивидуализации.

Ключевые слова: профессиографический подход, персонифицированный подход, принцип индивидуализации, дополнительное профессионально-педагогическое образование.

В настоящее время в учреждениях дополнительного профессионального образования сложились два подхода к повышению квалификации учителя: от «профессии» и от «личности». В первом случае выбор основных профессионально-значимых качеств осуществляется на основании требований, предъявляемых профессией к данному учителю - это профессиографи-ческий подход. Во втором случае выбираются базовые профессионально-значимые характеристики, исходя из общепринятых представлений об учителе - это персонологический подход. «В обоих случаях степень соответствия реально сформированной системы профессионально-значимых качеств личности эталонным моделям может быть интерпретирована как мера психологической подготовленности учителя к профессиональной деятельности» [1].

При профессиографическом подходе построения более совершенной модели учителя психолого-педагогическая подготовленность выступает как комплекс фенотипических свойств, доступных внешнему наблюдению и выделяемых обычно экспертным путем. Степень их соответствия педагогической профессии обуславливает ее продуктивность и успешность.

При персонологическом подходе построения более совершенной модели учителя психолого-педагогическая подготовленность выступает как сформированная в процессе обучения целостная структура различных генотипических свойств личности, специфичность которых и определяет успешность в педагогической деятельности.

В практике научных исследований эти два подхода чаще всего пересекаются. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что они не только не противоречат друг другу, но и взаимодополняются как на этапах подготовки к профессиональной деятельности, так и в процессе ее осуществления. Однако считаем необходимым отметить, что оба подхода испытывают значительные ограничения в рамках существующих теоретических разработок, так как не обладают возможностями полной реализации субъективной позиции как обучаемого, так и обучающего, хотя во многих исследованиях этот вопрос поднимается и часто реализуется.

Общеизвестно, что педагогика, являясь нормативной наукой, занята проблемами регламентации профессиональной педагогической деятельности, поэтому в педагогике (в особенности в сфере дополнительного профессионального образования) понятие «личность» не разрабатывается или разрабатывается крайне редко. Педагогу-субъекту и обучающемуся-объекту деятельности даются готовые регламентации, что надо делать, чтобы получить необходимый результат. Сам объект (обучающийся) в процессе своего повышения квалификации не участвует, выбор делается для него, но без него.

В психологии же человек рассматривается как индивид, личность, индивидуальность, но безотносительно к профессии. Более того, методы познания личности скрыты от испытуемого, для избегания отрицательного эффекта.

Современное развитие науки требует междисциплинарного подхода к проблемам дополнительного профессионального образования и поиска синтеза знаний, накопленных в других науках, анализа взаимоотношений науки и практики, обобщения и анализа деятельности целостных коллективов, всего образовательного маршрута движения человека от основ профессиональной деятельности к её вершинам, тем более, что современный уровень методологии и методов исследования (системный подход, методы многомерной математической статистики) дают возможность осуществления такого подхода, переводя исследование на более высокий уровень обобщения, усиливая значимость практической функции науки.

Обобщая имеющиеся данные в области научного познания, мы предлагаем использовать принцип индивидуализации как основу концепции обновления системы дополнительного профессионального образования учителей. В психологии этот принцип представлен Б.Г. Ананьевым. Он предложил «сечение» человека как объекта комплексных исследований, а именно изучение его как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Известна его теория, методология и методы изучения человека как субъекта труда, общения и познания в генезисе и развитии. Системообразующим фактором в комплексном исследовании является выход на индивидуальность, которую он определил в качестве «синтеза свойств замкнутой саморегулирующей системы или уникальным явлением, обладающим собственным внутренним миром, самосознанием и саморегуляцией поведения» [2].

Термин «индивидуальность» означает «единство многообразного» (многое в одном), неотделимое. «Индивидуальность является единством в многообразии» - писал немецкий психолог В. Штерн [3]. По словам Б.Г. Ананьева, «... к индивидуальности следует подходить как к интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности» [2]. Особенности использования данного принципа в рамках поставленных нами задач заключаются в том, что все свойства учителя мы рассматриваем в контексте индивидуальности.

Как целостная система индивидуальность включает в себя: а) общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида; б) особенные признаки, которые присущи только ему как человеку общества и определенной общественно-экономической формации; в) индивидуальные свойства и качества, которые отличают человека как субъект деятельности [4]. Данное соотношение подтверждается образным выражением А.Г. Асмолова о том, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Отмеченные свойства человека сами по себе не составляют феномена индивидуальности. Только взятые во внутренней взаимосвязи и целостности они образуют индивидуальность учителя. «Если «личность» - вершина всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности» (Б.Г.Ананьев).

Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообуславливают друг друга, так как человек не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, а личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью. К числу наиболее общих признаков индивидуальности относятся: обособленность; целостность; самобытность; неповторимость; активность, высшим уровнем которой является творчество.

На основе выше сказанного можно отметить, что индивидуальность учителя - это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия, обусловливающего внутреннюю целостность и относительную самостоятельность, что обеспечивает возможность активного проявления себя в окружающем мире с помощью раскрытия имеющихся задатков и способностей, в соответствии с общественными потребностями.

Для формирования профессиональной индивидуальности учителя в системе дополнительного профессионального образования необходимо разработать технологию индивидуализации повышения квалификации работников образования.

В педагогике повышение квалификации учителя всегда занимало ведущее место. И хотя непосредственная проблема индивидуализации обучения стала предметом исследования в последние годы, она длительное время рассматривалась в контексте других дидактических проблем. В работах А.В. Ба-рабанщикова, И.В. Борисова, С.Г. Вершловского, Д.Т. Данга, В.И. Загвязинского, Б.Н. Зверева, Г.А. Китайгородской, Н.В. Кузьминой, Г.И. Михалевской, В.А. Якушина исследовались различные теоретические и прикладные аспекты индивидуализации. Однако, с позиции концепции личностно-ориентированного подхода и технологии обучения, сегодня делаются попытки выделения проблемы индивидуализации в самостоятельную педагогическую задачу, чему способствовало повышение внимание к самостоятельной работе учителя над повышением своей квалификации.

Необходимо отметить, что проблема индивидуализации в педагогике традиционно решалась следующими мероприятиями:

- выявление слабых и сильных сторон личности в учебной деятельности;

- индивидуальный подход при обучении учащихся определенным знаниям и умениям;

- индивидуальный подход при организации самостоятельной работы учащихся и выполнения ими домашнего задания;

- индивидуальный подход при выполнении учащимися персональных заданий и поручений.

В системе дополнительного профессионального образования формированию профессиональной индивидуальности учителя уделено явно недостаточно внимания. По нашему мнению, для осуществления в учреждениях дополнительного профессионального образования совершенствования профессиональной индивидуализации учителя считаем необходимым обратить внимание преподавателей институтов повышения квалификации на ряд существенных недостатков образовательного процесса:

1) практическое отсутствие в практике дополнительного профессионального образования индивидуальных форм повышения квалификации, тем самым разрушено соотношение меж-

ду коллективными (групповыми) и индивидуальными формами работы слушателей;

2) недостаточно качественно осуществляется отбор содержания заданий и упражнений, а также нет их дифференциации для учителей, обладающих различным уровнем профессиональной подготовки, опыта работы и мотивации к повышению квалификации;

3) отсутствуют методические разработки программ профессионального саморазвития с опорой на совершенствование рефлексивных процессов учителя;

4) недостаточно изучаются в учреждениях дополнительного профессионального образования индивидуально-психологические особенности учителя, следовательно, затруднено выявление имеющегося профессионального потенциала учителя, определения его ресурсов и резервов для восхождения к вершинам профессионального мастерства.

В качестве механизма реализации принципа индивидуализации повышения квалификации учителя мы предлагаем рассматривать комплекс организационно-педагогических условий, которые необходимо создать в учреждении дополнительного профессионального образования:

- профессионально подготовленный педагогический коллектив, владеющий современными технологиями, направленными на обеспечение индивидуализации реализуемых образовательных программ в системе повышения квалификации;

Библиографический список

- дифференцированное комплектование групп учителей-слушателей образовательных программ по различным основаниям (стаж работы, индивидуальная успешность, наличие профессионального выгорания и т.п.);

- создание комфортного социально-психологического климата на курсовой подготовке учителей, обеспечивающего психологическую защищенность на основе уважения и признания индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса; выявление и развитие профессионального потенциала учителя с помощью укрепления мотивационной сферы и стимулирования саморазвития личности;

- использование технологий внутригрупповой индивидуализации учебной работы слушателей;

- реализация стратегии субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, совершенствующей индивидуальную позицию учителя и стимулирующей рост его творческой активности;

- внедрение открытого обучения, что предполагает возможность выбора ряда блоков из образовательной программы, кроме обязательных, общих.

Таким образом, реализация принципа индивидуализации в системе дополнительного профессионально-педагогического образования обеспечит интеграцию существующих двух подходов к организации повышения квалификации и улучшит качество курсовой и межкурсовой подготовки учителя.

1. Якунин, В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: уч. пособие. - Л., 1986.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды: в 2-х т. - М., 1990.

3. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы. - М., 1998.

4. Гинецинский, В.П. Основы теоретической педагогики: уч. пособие. - СПб., 1992.

Bibliography

1. Yakunin, V.A. Psikhologiya upravleniya uchebno-poznavateljnoyj deyateljnostjyu studentov: uch. posobie. - L., 1986.

2. Ananjev, B.G. Izbrannihe trudih: v 2-kh t. - M., 1990.

3. Shtern, V. Differencialjnaya psikhologiya i ee metodicheskie osnovih. - M., 1998.

4. Ginecinskiyj, V.P. Osnovih teoreticheskoyj pedagogiki: uch. posobie. - SPb., 1992.

Статья поступила в редакцию 02.12.11

УДК 376.6

Kalyanov A.V. BECOMING OF STUDENTS' SELFCONSCIOUSNESS IN ACCORDING WITH THE CATEGORIES OF

SPACE AND TIME. The article considers correlation the between self-consciousness becoming and the categories of space and time. With that, they take into account that ideas of formation the requirement in self-consciousness development are correlated with the problems of activity/passivity demonstration in behaviour and activities. Key words: becoming, self-consciousness, students, the categories of space and time.

А.В. Калянов, докторант МГУКИ, г. Москва, E-mail: nauka_con@mguki.ru

СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СООТВЕТСТВИИ С КАТЕГОРИЯМИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

В статье рассматриваются взаимосвязи становления самосознания с категориями пространства и времени. При этом принимается, что идеи формирования потребности в развитии самосознания взаимосвязаны с проблемами проявления активности/пассив-ности в поведении и деятельности.

Ключевые слова: становление, самосознание, учащаяся молодежь, категории пространства-времени.

Индивидуальное переживание человеком своего физического и духовного состояния в прошлом, настоящем и будущем есть важное звено самосознания личности - её психологическое время. Психологическое время личности позволяет человеку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени и стремиться к объективным самооценке и притязаниям в разных сферах своей жизни.

Сознание личностью своего прошлого, настоящего и будущего начинает развиваться с раннего возраста, что связано с формированием памяти и воображения. Построение жизненной перспективы ребёнка в раннем детстве возможно только при участии взрослого. При благоприятных условиях развития самосознания ребёнка, чем старше становится ребёнок, тем отчетливее оформляется у него ответственность за себя в настоящем и будущем.

Несформированность психологического времени личности может быть обусловлена такими негативными факторами, как отрицательные воспоминания о прошлом, от-сутствие четкого образа себя в настоящем, синкретичность восприятия будущего.

Дети, лишенные родительского попечения, имеют типичную коррозию восприятия своего психологического времени - у них практически отсутствует ответственное отношение к собственному времени жизни, наряду с эмоционально-негативным отношением к своему прошлому и настоящему.

Самосознание личности к взрослому возрасту предполагает формирование восприятия человеком себя в контексте истории своей семьи, своего народа, своей страны и в целом - всего человечества. Условия, в которых человек живет и развивается, в которых у человека формируется сфера прав и обязанностей и в целом личностная социальная позиция создают важное зве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.