Научная статья на тему 'Вариативная модель повышения квалификации педагогов дополнительного образования: сущность и структура'

Вариативная модель повышения квалификации педагогов дополнительного образования: сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА / VARIATIVE MODEL / QUALIFICATION IMPROVEMENT / ADDITIONAL EDUCATION TEACHER / PERSONALDEVELOPMENTAL APPROACH / COMPETENCE APPROACH / LEVEL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Л. Н., Шаршов И. А.

В статье обоснована необходимость изменения повышения квалификации педагогов в условиях модернизации дополнительного образования детей. Выявлены основные проблемы, решение которых необходимо в модернизированной системе повышения квалификации. Раскрыта сущность вариативной модели повышения квалификации педагогов дополнительного образования, разработанной на основе интеграции двух методологических подходов: компетентностного и личностно-развивающего. Показана взаимосвязь компетентности и саморазвития педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Л. Н., Шаршов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIATIVE MODEL OF TEACHERS QUALIFICATION IMPROVEMENT: ESSENCE AND STRUCTURE

The article provesa need in changesin the sphere of teachers qualification improvement in conditions of additional education for children modernization. The basic problems that are needed to be solved in the modernized system of advanced training are revealed. It reveals the essence of variative model of teachers qualification improvement in the sphere of additional education based on the integration of two methodologicalapproaches: competence and personaldevelopmental. The interconnection between competence and self-development of an educator is shown.

Текст научной работы на тему «Вариативная модель повышения квалификации педагогов дополнительного образования: сущность и структура»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Л.Н. МАКАРОВА, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Тел. 89051219304; [email protected]

И.А. ШАРШОВ, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления методологического обеспечения основной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Тел. 89537016005;[email protected]

ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАЕОЕОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА*

В статье обоснована необходимость изменения повышения квалификации педагогов в условиях модернизации дополнительного образования детей. Выявлены основные проблемы, решение которых необходимо в модернизированной системе повышения квалификации. Раскрыта сущность вариативной модели повышения квалификации педагогов дополнительного образования, разработанной на основе интеграции двух методологических подходов: компетентност-ного и личностно-развивающего. Показана взаимосвязь компетентности и саморазвития педагога.

Ключевые слова: вариативная модель, повышение квалификации, педагог дополнительного образования детей, личностно-развивающий подход, компе-тентностный подход, уровневая структура.

Процесс преобразования и усовершенствования современной педагогической системы учреждений дополнительного образования детей предполагает поиск новых идей, подходов, технологий, форм и методов организации профильного обучения с целью профессионально-творческого саморазвития субъектов на основе их внутренних мотивов, системы ценностей и будущих профессиональных целей. Эффективным средством решения указанной задачи является профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, на обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной технологии.

Педагоги дополнительного образования согласно Концепции модернизации рос__________ сийского образования на период до 2010 года и Национальной образовательной ини-

© Л.Н. Макарова, И. А. Шаршов

* Исследование выполнено при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2 / 5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей»

циативе «Наша новая школа» в своей профессиональной деятельности должны не только организовывать профильное обучение учащихся, но и в определенной степени способствовать реализации ФГОС общего образования. Следовательно, необходим поиск новых моделей, способствующих оптимизации повышения квалификации педагогов дополнительного образования для реализации профильного обучения с учетом ФГОС общего образования [1]. Разрабатываемая модель должна способствовать разрешению следующих проблем:

1 . Одна из них - развитие готовности педагогов УДОД к самостоятельным системным изменениям в своей профессиональной деятельности, ориентированной на целенаправленное получение и совершенствование профессиональных компетенций в продолжение социально активной жизни. Суть повышения квалификации глобально определена в опережающей подготовке педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения учащихся с учетом ФГОС общего образования. Это предполагает владение не просто некоторыми навыками работы со все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, а способность с их помощью «добывать» это новое знание, самостоятельно выстраивая целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде.

2. В процессе повышения квалификации должны быть созданы условия для перехода обучающегося из положения пассивного слушателя в состояние активного субъекта в отношении роста своей профессиональной компетентности, т.е. для профессионально-творческого саморазвития каждого педагога УДОД. В связи с этим возникает проблема организации обучения педагогических кадров на основе интеграции двух методологических подходов, значительно отличающихся друг от друга: компетентностного и личностно-развивающего. С одной стороны, повышение квалификации должно обеспечить каждому педагогу условия для вхождения в профессиональную культуру, для саморазвития и самореализации, а с другой - создать педагогические условия для овладениями им прагматически значимыми ком -петенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

3. Из предыдущей проблемы следует необходимость разработки вариативных компетентнос-

тно-развивающих технологий конструирования индивидуальных образовательных программ в соответствии с образовательными потребностями разных категорий слушателей. Особенностями содержания данных программ для педагогических кадров УДОД являются его опережающий характер по отношению к общему образованию; необходимость обеспечения многообразия, вариативности и гибкости, их оперативного отклика на социально-экономические потребности, предъявляемые к практике дополнительного образования, профессиональной деятельности педагогов, уровню их профессиональной культуры и личностно значимых качеств. Кроме этого каждая программа должна заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным слушателем в ходе обучения в условиях повышения квалификации.

4. Следующая проблема связана с выполнением проставленной Президентом России Д. А. Медведевым задачи привлечения на работу в систему образования специалистов без профильного педагогического образования. Безусловно, нужно расширять круг социальных связей и общения учащихся, особенно в условиях профильного обучения, но в связи с этим необходима специальная подготовка в системе повышения квалификации выпускников непрофильных вузов, ориентированных на работу в учреждениях дополнительного образования. Это в первую очередь качается подготовки по педагогике, психологии и частным методикам. Следовательно, для данной категории слушателей необходима разработка образовательных программ, содержательно отличающихся от повышения квалификации людей, получивших профессиональное педагогическое образование.

5. Принципиально важными становятся правила отбора педагогических условий проектирования и наполнения информационной среды конкретного УДОД, увеличение уровня открытости и доступности разнообразной информации; актуализируется задача удовлетворения и обслуживания конкретных информационных потребностей всех участников образовательной деятельности: «... очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка и повышение квалификации должны быть ориентированы на использование современных технологий» (Д. А. Медведев). В связи с этим актуальной является проблема недостаточно эф-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

фективного использования современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов в процессе повышения квалификации педагогических кадров, связанного с недостаточным уровнем подготовки педагогов УДОД в области ИКТ и др.

Разрешение данных проблем возможно при разработке вариативной компетентностной модели повышения квалификации педагогов УДОД, способствующей оптимизации повышения их квалификации для реализации профильного обучения с учетом ФГОС общего образования.

В настоящее время главная особенность обучения взрослых заключается в возрастающей роли самого обучающегося в организации процесса своего учения [2]. Педагог УДОД обладает достаточным уровнем самосознания, собственным опытом, пониманием цели обучения и путей реализации полученных знаний, умений и навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, наконец, достаточно высоким уровнем ответственности для того, чтобы активно участвовать в диагностике своих образовательных потребностей, в планировании результатов обучения, реализации, оценивании и коррекции учебного процесса повышения квалификации.

В связи с этим возникает проблема организации обучения педагогов дополнительного образования на основе интеграции двух методологических подходов, значительно отличающихся друг от друга: компетентностного и личностно-развивающего.

С одной стороны, разрабатываемая модель повышения квалификации должна обеспечить каждому педагогу условия для вхождения в профессиональную культуру, для саморазвития и самореализации (это идеи личностно-развивающего подхода), а с другой - создать педагогические условия для овладениями им прагматически значимыми компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности (принципиальные позиции компетентностного подхода).

Задача развития субъектной активности педагогов УДОД в системе повышения квалификации является приоритетной по многим обстоятельствам. Субъектность не дается природой, она развивается в условиях социальной жизни, в процессе общения и взаимодействия, воспитывается целенаправленно, если педагоги ставят перед собой такую задачу (Н.Е. Щуркова). Личностное поведение, безусловно, характеризуется свободой

выбора или, по выражению М.М. Бахтина, личность - это «субъект поступания», субъект свободного социального действия. Но человек не детерминируется жестко его социальным статусом или ролью, наиболее целостной характеристикой человека как субъекта может служить жизненная позиция как личностное (и профессиональное) свободное самоопределение. Свои позиции необходимо постоянно отстаивать и утверждать, используя арсенал ценностных ориентаций, нравственных и мировоззренческих убеждений, моральных и этических норм, исходя из принципов самостоятельности и ответственности личного выбора и достоинства.

В условиях внутренней детерминации действий и в ситуациях свободного выбора становление субъекта происходит путем саморазвития. Субъект развития/саморазвития может рассматриваться как объект воздействий и самовоздей-ствий в процессе прогрессивных личностно-профессиональных изменений. Важно, что в осуществлении процесса профессионально-творческого саморазвития субъект способен усилить или нейтрализовать (то есть изменить, если необходимо) примененные к нему воздействия [3].

Субъектная активность - это не просто выражение своего «Я», своих желаний и потребностей, это и обогащение видением другого субъекта, сопряжение своих интересов с окружающими; это способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе межличностных отношений в вузе, осмысливать связи и возможности развития своего «Я» во взаимодействии.

Проявлением субъектной активности педагога дополнительного образования являются целеустремленность, ответственность, предприимчивость, настойчивость, инициативность, креативность, критичность мышления, самоорганизация, рефлексивность. В процессе повышения квалификации важно еще умение не только производить свободный выбор, но и предвосхищать результат своих действий, планировать, оценивать и корректировать производимое на уровне стратегии, опять же во взаимодействии с процессами профессиональнотворческого саморазвития других субъектов. Вышеназванные качества выполняют системообразующую роль в развитии профессиональной ком -петентности педагогов УДОД в условиях повышения квалификации.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

1>сш

Профессиональную компетентность педагогических кадров системы дополнительного образования необходимо рассматривать с нескольких позиций:

- как личностную и социальную ценность, определяющую ресурсный потенциал конкретного образовательного учреждения;

- как систему внутренней организации профессиональных знаний, умений и навыков, проявляющихся в способности оперировать различными видами педагогической деятельности;

- как результат реализации профессиональноличностного потенциала педагога;

- как процесс профессионально-творческого саморазвития, результатом которого является позитивная динамика продуктивности профессионально-педагогической деятельности.

Специфика компетентности как определенного типа профессиональной готовности состоит в том, что она имеет деятельностный и личностно-мотивационный характер и приобретается в ситуациях реального решения профессиональных проблем (И.А. Зимняя). Не вызывает сомнений, что профессиональная деятельность педагогов УДОД зависит от их личностных особенностей, сформированных конкретных компетентностей и от внешних условий. Эти компетентности проявляются в каждой конкретной профессиональной ситуации, определенным образом организуя деятельность педагога и придавая ей специфические качества в зависимости от уровня сформированности этих компетентностей [4].

Но и сама профессиональная деятельность оказывает влияние на совершенствование имеющихся и формирование новых компетентностей педагога УДОД, которые могут являться результатом продуктивного переосмысления собственных профессиональных действий, достижением новой профессиональной квалификации и т.д. Сфера компетенций может объективно расширяться, если у педагога есть профессиональноличностный рост, и может оставаться прежней, если педагог не ориентирован на более высокие результаты своего труда, т.е. «педагогическая компетентность как экзистенциальное свойство является продуктом саморазвития специалиста в профессиональной среде» [5, с. 35] и формируется в контексте личностных смыслов и индивидуальности преподавателя.

Разделяя точку зрения А.Я. Данилюка, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова, мы считаем, что компетен-тностный опыт, так же как и личностный, и творческий, нельзя задать преподавателю в виде инструкции или алгоритма, поскольку последние дают знание, ориентировочную основу действия, а не сам опыт выполнения. «Передать» компетентность педагогу дополнительного образования посредством обычного учебного процесса в системе повышения квалификации, в котором он выступает объектом научения, а не субъектом собственного образования, невозможно: вне соответствующей личностной позиции педагог не может овладеть компетентностью.

Для становления профессиональной компетентности в условиях повышения квалификации педагогов УДОД необходим учебный процесс особого рода, в котором имеют место совместное приобретение знаний, решение поставленных задач и постановка новых, овладение новыми способами мышления, классификация и свертка информации в удобные базы данных, умение отстаивать собственную позицию, определение индивидуальной образовательной траектории, сохранение и развитие собственной индивидуальности.

Следовательно, мы трактуем компетентность как субъектный опыт, собственный почерк специалиста, как саморазвивающуюся форму образованности, что проявляется в стремлении к саморазвитию в своей профессиональной области, в развитии мотивации и способности к решению типичных и проблемных профессионально значимых задач, возникающих в реальных ситуациях научно-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и личностного опыта, потенциала своей индивидуальности.

Исходя из вышесказанного, каждый педагог дополнительного образования в процессе повышения квалификации должен создать и развить свою компетентность как продукт индивидуального профессионально-творческого саморазвития. Следовательно, компетентность является продуктом личностноразвивающего, а не знаниевого образования. Адекватный мотив для овладения компетентной деятельностью - это саморазвитие, создание самого себя как профессионала, способного рассматривать результативность решения профессионально значимых задач через призму собственного роста.

Таким образом, разработка и реализация вариативной модели повышения квалификации педаго-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

гов УДОД должна способствовать устранению противоречия между необходимостью повышения качества образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования за счет ориентации на конечный результат, представленный в компетентностном формате, и неразработанностью организационно-педагогических условий развития субъектной активности педагогов дополнительного образования, обеспечивающих эффективность процесса формирования их профессиональной компетентности.

Действительно, если в личностно-развивающем подходе рассматривается индивидуальное поле педагога, в компетентностном подходе обосновывается развитие его профессионального опыта, то в предлагаемой модели повышения квалификации педагогов УДОД их деятельность рассматривается как личностно осмысленный процесс становления профессионально значимых компетентностей. При реализации данной модели выделяются два взаимосвязанных блока целей:

- становление саморазвивающейся личности;

- формирование и совершенствование социально-профессиональных компетентностей.

Причем компетентности педагога рассматриваются как предметно-процессуальная основа профессиональных действий и поступков, а саморазвитие выступает социально-процессуальной основой личностного роста педагога УДОД в профессии.

Структура разрабатываемой вариативной модели повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей включает три уровня, ориентированных на разные категории слушателей.

Первая категория - педагоги и методисты УДОД, ориентированные на совершенствование профильного обучения учащихся с учетом интеграции ведущих идей компетентностного и личностно-развивающего подходов. Основная задача -научиться выстраивать дополнительные образовательные программы по своим направлениям с учетом формирования необходимых компетенций, определенных в ФГОС общего образования. Кроме того, каждая программа должна заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным слушателем в ходе обучения в условиях ПК. Это возможно при реализации специально разработанных вариативных компетентностно-разви-

вающих технологий конструирования индивидуальных образовательных программ в соответствии с образовательными потребностями разных категорий слушателей. Особое внимание следует уде -лить развитию информационной культуры педагогов УДОД.

Вторая категория слушателей - сотрудники УДОД, не имеющие специального педагогического образования, но реализующие различные модели профильного обучения. Для них необходимо разработать специфические компетентностно-разви-вающие программы в соответствии с ФГОС общего образования, но с усиленным акцентом на подготовку по педагогике, психологии и частным методикам, профессиональной этике и педагогической риторике. Важно разработать технологии обучения данной категории слушателей с учетом их хорошей специальной подготовки.

Третья категория - педагоги, реализующие профильное обучение в условиях интеграции общего и дополнительного образования в конкретном общеобразовательном учреждении. Повышение квалификации данной категории слушателей также имеет свою специфику, связанную с преодолением «слабых» стороны организации дополнительного образования на базе общеобразовательных школ: во-первых, отсутствие нормативно-правовой, материально-технической базы; во-вторых, зависимость школьного дополнительного образования от базового общего образования, а именно: происходит подмена программ дополнительного образования программами базового предметного цикла; в-третьих, дополнительное образование в школах осуществляется теми же кадрами, т.е. учителями-предметниками, которые, как правило, выстраивают эту работу по классно-урочному принципу, перенося в учебный процесс традиционно-школьные методы, приемы обучения.

Особое внимание при реализации разработанной модели следует обратить на преодоление слабой ответственности слушателей курсовой подготовки и руководителей всех уровней управления за внедрение знаний и технологий, полученных в ходе курсовой подготовки, в практику работы учреждений дополнительного образования. Для этого необходимо разработать послекурсо-вое, в том числе дистанционное, сопровождение педагогических кадров УДОД для всех категорий слушателей.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Ейсш

Библиографический список

1. Шаршов И. А., Макарова Л.Н. Проблемные аспекты повышения квалификации научно-педагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - Вып. 10 (90). - С. 7-11.

2. Змеев С.И. Образование взрослых и андрагогика в России: достижения, проблемы и перспективы // Педагогика. - 2009. - № 7. - С. 32-39.

3. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. - М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. - 400 с.

4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

5. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 29-37.

L.N. MAKAROVA, I.A. SHARSHOV

VARIATIVE MODEL OF TEACHERS QUALIFICATION IMPROVEMENT:

ESSENCE AND STRUCTURE

The article provesa need in changesin the sphere of teachers" qualification improvement in conditions of additional education for children modernization.

The basic problems that are needed to be solved in the modernized system of advanced training are revealed. It reveals the essence of variative model of teachers" qualification improvement in the sphere of additional education based on the integration of two methodologicalapproaches: competence and personal- developmental. The interconnection between competence and self-development of an educator is shown.

Key words: variative model, qualification improvement, additional education teacher, personal-developmental approach, competence approach, level structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.