Научная статья на тему 'Принцип экологической психопедагогики в процессе экологического образования'

Принцип экологической психопедагогики в процессе экологического образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип экологической психопедагогики в процессе экологического образования»

ПРИНЦИП ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.М. Усков, профессор, д.м.н., профессор, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

О.Н. Болдырева, доцент, к.т.н., ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Н.Г. Сапожникова, доцент, д.м.н., Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,

г. Елец

Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического типа.

В настоящее время термин «экологическая психология» применяется для обозначения ряда близких, но не тождественных областей исследований: психологической экологии, психологии окружающей среды, экологического подхода в психологии и собственно экологической психологии (психологии экологического сознания), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности [4].

Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не «природная среда», а «мир природы».

В экологической психологии существуют четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур -экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней [1-4].

Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, - которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.

Субъективное отношение к природе - это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой

степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе. Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта.

В субъектном восприятии выделяются три аспекта:

а) гносеологический - считается ли воспринимающим нечто в мире субъектом;

б) установочный - относится ли воспринимающий к нему как к субъекту;

в) функциональный - открывается ли оно воспринимающему как субъект

[4].

При анализе гносеологического аспекта рассматривается, является ли нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений. При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ли воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению мира «субъектная установка». При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет ли нечто в мире по отношению к воспринимающему специфически субъектные функции и рефлектируются ли они воспринимающим [4].

Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться воспринимающему как субъект:

а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики,

б) быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.

Специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации, персонификации и субъектификации.

Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация. Субъектификация - процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.

Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный - в процессе построения перцептивного образа, когнитивный - на основе переработки получаемой информации, практический - в процессе непосредственного практического взаимодействия.

Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. Психологический релизер - это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий

направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

Результатом действия механизмов перцептивного канала является влечение личности к природным объектам.

В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров:

1) социальных психологических релизеров;

2) экологических фактов.

Социальные психологические релизеры - это специфические вербальные стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными в них социально выработанными эмоционально маркированными значениями.

Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала - это специфическая вербальная информация экологического характера, определяющая направление, характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которой обусловлено ее возможностью оказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире.

Выделяются четыре типа экологических фактов: надорганизменные, организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные.

Механизмом обработки социальных психологических релизеров является эмоциональная реакция, механизмом обработки экологических фактов -лабилизация и эмоциональная оценка.

Специфическим механизмом, действующим в рамках когнитивного канала, является интеллектуализация эмоций, в результате действия которого происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности.

Результатом действия механизмов когнитивного канала является интерес личности к природным объектам.

Существуют четыре основных типа деятельности с природным объектом, определяющих характер формирующейся модальности субъективного отношения:

а) использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы;

б) использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование;

в) использование какой-либо функции природного объекта, которая в данном случае является «полезным продуктом», при этом не прекращается существование ни природного объекта в целом, ни отдельной его части;

г) неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».

Психологическими релизерами практического канала являются «ответы»

- специфические стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответными проявлениями природного объекта различного характера на активность личности, направленную на взаимодействие с ним.

Выделяются пять типов «ответов»: антропоморфные, поведенческие, морфологические, физиологические и геофизические (механические).

Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и рационализация.

Результатом действия механизмов практического канала является склонность личности к взаимодействию с природным объектом.

Система психологических релизеров имеет иерархическую структуру. Характер этой структуры зависит от двух факторов: личностных особенностей воспринимающего человека и особенностей самого природного объекта.

К трансканальным механизмам обработки психологических релизеров относятся общие перцептивные механизмы (или установочные эффекты): «эффект первичности», «эффект новизны» и «эффект ореола», а также экологические установки личности.

Важнейшее значение имеет механизм стереотипизации, позволяющий возникнуть такому сложному и многоаспектному психологическому образованию, как субъективное отношения к «природе в целом».

Модальность субъективного отношения, с одной стороны, является предсуществующим условием, определяющим дальнейшее формирование отношения на конкретном этапе, а с другой, является результатом формирования отношения на данном этапе и предсуществующим условием для следующего этапа. Это обусловлено тем, что формирование субъективного отношения к природе - многоэтапный, цикличный процесс.

Характер формирующейся модальности по оси «прагматическая -непрагматическая» определяется характером деятельности с природным объектом, в которую включен человек. Характер формирующейся модальности по оси «объектная - субъектная» определяется возможностью или невозможностью возникновения субъектификации природного объекта.

Процесс формирования субъективного отношения к природе носит системный характер, обладающий рядом специфических признаков.

Развитие экологического сознания в процессе социогенеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам:

а) психологическая «противопоставленность - включенность»;

б) «объектно - субъектное» восприятие природы;

в) «прагматический - непрагматический» характер взаимодействия.

В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая. Антропоцентрическая тенденция описывается такими «узловыми точками», как «архаическое сознание ^ античное сознание ^ христианство ^ картезианство». Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими «узловыми точками», как «инвайроментальный консерватизм ^

русский космизм ^ учение о ноосфере, экологизм ^ универсальная этика, биоцентризм» [1].

Основной методологический принцип экологической психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания.

Классификация методологических принципов в экологической психопедагогике базируется на теории возможностей Дж. Гибсона -выделяются две группы принципов: организации стимулов и организации экологической деятельности.

К принципам организации стимулов относятся: принцип комплексности стимульного воздействия, принцип ориентации на актуализирующий потенциал стимулов, принцип ориентации на сенситивность к стимулам. К принципам организации экологической деятельности относятся: принцип гетерогенности, принцип формирующейся направленности, принцип индивидуальной психологической адекватности. Общим принципом является принцип гетерогенности объектов.

В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания выделяются три группы методов. В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов. Принцип формирования мыслеобразов регулирует использование методов, формирующих систему экологических представлений; принцип субъектификации - субъектного отношения к природным объектам; принцип коактивности с миром природы - стратегий и технологий экологической деятельности [1-4].

К методам формирования экологических представлений относятся методы: экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественной репрезентации природных объектов и др. К методам формирования субъективного отношения к природе относятся методы: экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии и др. К методам формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой относятся методы: экологических экспектаций, ритуализации экологической деятельности, экологической заботы и др.

Таким образом, процесс формирования экологического сознания личности проходит три этапа:

а) лабилизации;

б) освоения адекватных экологических технологий;

в) субъектификации природных объектов.

Формирование экологичной личности в рамках экологического образования не может опираться на религиозно-философский опыт, оно должно искать свои технологии экологизации личности, адекватные особенностям современного восприятия

Список использованной литературы

1. Усков В.М. Анализ оценки риска для человека и окружающей среды при воздействии экстремальных ситуаций /В.М. Усков, О.Н. Болдырева, М.В. Усков, В.В. Усков // Фундаментальные проблемы системной безопасности. Матер. V Междунар. науч. конф., посвящённой 90-летию со дня рождения выдающегося учёного, генерального конструктора ракетно-космических систем академика В.Ф. Уткина. Елец, 2014. - С. 420-423.

2. Усков В.М. Определение потенциальной опасности аварийных объектов в условиях возникновения нерегламентированных факторов /В.М. Усков, С.Н. Шуткин, О.Н. Болдырева //Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Сб. статей по матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. 19 декабря 2014 года. Воронеж. 2014. - С. 125-127.

3. Усков В.М. Экологические последствия чрезвычайных ситуаций /В.М. Усков, О.Н. Болдырева //Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Сб. ст. по матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. 19 декабря 2014 года. Воронеж. 2014. - С. 18-21.

4. Усков В.М. Философские и экологические параллели функционального состояния качества жизни человека и среды обитания / В.М. Усков, Н.Г. Сапожникова, С.Н. Шуткин, И.В. Теслинов Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Сб. статей по матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. 19 декабря 2014 года. Воронеж. 2014. - С. 81-87.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ УЛЬТРАЗВУКА ПРИ БЫСТРЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ПАРАМЕТРОВ КОНТРОЛИРУЕМОЙ

СРЕДЫ

В.И. Цапков, профессор, д.физ.-мат.н., профессор,

А.В. Клыгин, доцент, Академия ГПС МЧС России, г. Москва

При контроле параметров среды, а также в пожарных извещателях нашли широкое применение ультразвуковые методы. Нами было разработано устройство, принцип действия которого основан на фазовом методе определения скорости ультразвука. Достоинство этого метода заключается в большой точности при регистрации малых изменений скорости, а последнее обычно имеет место при контроле ряда параметров в физических методах мониторинга природных сред, а также при воздействии на вещество некоторых внешних факторов. Устройство состоит из двух пьезопреобразователей (передающего и приемного), усилителя мощности, опорного генератора, фазовращателя, усилителя напряжения, фазового детектора, регистрирующего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.