Научная статья на тему 'Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природе'

Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природе»

© 2006 г. О.А. Линенко

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ПРИРОДЕ

Личность объективно включена в сложную систему взаимоотношений с различными объектами и явлениями окружающего мира. Но из всей совокупности этих отношений ею особо выделяются те, которые связаны с удовлетворением тех или иных потребностей и, следовательно, являются для нее наиболее значимыми. Именно отражение этой связи с потребностями придает отношениям личности к объектам и явлениям мира субъективную окраску.

В основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных ее объектах и явлениях потребностей личности. Она характеризуется тремя базовыми параметрами: 1) широтой (одного человека могут привлекать только некоторые объекты - небольшая широта субъективного отношения; другой любит природу вообще - значительный уровень широты); 2) интенсивностью (одному человеку просто приятно бывать на природе - низкая интенсивность; другой заводит домашних животных, разводит цветы, посещает выставки - высокий уровень интенсивности); 3) осознанностью (одни люди не очень отдают себе отчет в значении природы для человека; для других она становится профессией). Кроме названных, могут быть выделены параметры так называемого второго порядка - эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность. И все же, на наш взгляд, главными параметрами субъективного отношения к природе можно назвать модальность, являющуюся его качественно содержательной характеристикой, а также интенсивность, выступающую показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности, в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.[1].

Проблема субъектного восприятия отдельных природных объектов и природы в целом является одной из ключевых не только в исследованиях по экологии и сопряженных с нею наук, но и в педагогике, где выявляются принципы, механизмы и технологии его формирования. В этой связи важно иметь в виду, что в феномене субъектификации выделяются три самостоятельных, но в то же время взаимосвязанных аспекта. Во-первых, природный объект может обеспечить человеку переживание собственной личностной динамики («эффект параллелизма», например, при осмыслении поведения животных в контексте человеческих категорий). Во-вторых, природный объект оказывается способным выступать в качестве фактора, опосредующего отношения личности к миру, потому что его восприятие идет, как правило, через призму субъектности другого. В-третьих, способность природного объекта открываться в качестве субъекта совместной деятельности и общения поэтапно возникает в процессе практического взаимодействия с ним.

Как нам представляется, специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектно-стью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации, персонификации и субъектифи-кации. Важнейшее значение из перечисленных механизмов имеет субъектификация как процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются самому воспринимающему как субъекты.

Несомненную роль в процессе формирования субъектного отношения личности к миру природы играет образование, обеспечивающее в числе других задач развитие у обучающегося экологического сознания.

Термином «экологическое сознание» традиционно обозначается совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе отношений «человек - природа».

Процесс формирования экологического сознания можно представить как соответствующую педагогическую стратегию, реализуемую в три этапа - лабили-зация, освоение адекватных экологических действий и субъектификация природных объектов. В целом все они представляют собой некую технологическую цепочку, существенной особенностью которой является обеспечение двухуровневого технологического процесса: организационно-методического и собственно образовательного. Иерархическая взаимосвязь этих уровней, их содержательная реализация ведут к достижению запланированного результата - формированию экологического сознания обучающихся [2].

Заметим, что «педагогическая технология» - это относительно новое понятие для отечественной образовательной практики, зародившееся в середине прошлого столетия в зарубежных образовательных системах. Обращение педагогов к проблеме технологиза-ции связано со стремлением повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в условиях массовости образования и обеспечить успех каждому обучающемуся.

Сегодня рассмотрение педагогических технологий осуществляется в контексте системного подхода, а под самой технологией понимается система образовательных мероприятий, которая спланирована и представлена в подробном описании, что позволяет многократно воспроизводить ее разными педагогами и в разных условиях образовательного пространства.

Применение понятия «педагогическая технология» в контексте формирования экологического сознания обучающихся имеет свою специфику. В данном случае - это система форм, методов и средств, в результате применения которой на выходе меняется уровень экологической воспитанности обучающихся, что

устанавливается с помощью специального диагностического обследования.

Наш опыт работы свидетельствует о том, что с помощью разнообразных педагогических технологий (личностной ориентации педагогического процесса, активизации и интенсификации деятельности обучающихся, уровневой дифференциации обучения, дидактического усовершенствования и реконструкции учебного материала, «задачного» подхода в обучении, развивающего обучения, проблемно-игрового обучения и др.) формирование экологического сознания обучающегося может осуществляться по трем каналам: перцептивному, когнитивному и практическому.

Так, по перцептивному каналу может формироваться влечение субъекта учения к природным объектам. Основное значение при этом приобретает система естественных релизеров (стимулов), характерных для самих природных объектов. В педагогическом процессе в этой связи могут использоваться аттракционные возможности природных объектов, например, для демонстрации или взаимодействия обучающихся с живыми существами важно подбирать таких представителей флоры и фауны, которые обладают релизерами, вызывающими положительные эмоциональные реакции (стройное тело, красивый окрас, «приятное» пение, мягкий и пушистый на ощупь покров, приятный запах, гармоничные формы и т.д.).

В педагогическом плане целесообразно также акцентировать внимание обучающихся на соответствующих свойствах живых объектов («Посмотрите, какие у него...», «Потрогайте его...», «Обратите внимание на...», «Имейте в виду, что...» и т.д.). При этом важно подчеркивать элементы параллелизма с человеком как в аспекте тех или иных качеств, так и в аспекте поведенческих проявлений («постройка жилищ», «забота о потомстве», «защита территории», «коллективная защита от врагов» и пр.) [3].

Таким образом, через перцептивный канал за счет осознанного отбора потенциально аттракционных природных объектов для организации взаимодействия с ними происходит формирование субъективного отношения личности обучающегося к этим объектам и экологического сознания.

По когнитивному каналу прежде всего важно организовать формирование интереса личности обучающегося к миру природы. При этом психологические закономерности действия релизеров когнитивного канала предопределяют особенности педагогической стратегии.

Сообщение экологической информации традиционно является основным способом экологического образования. Однако эти сведения оказываются значимыми для личности только тогда, когда они не остаются интеллектуальным балластом, а вовлекаются в процесс принятия решений и регуляции поведения, причем только в условиях эмоциональной окрашенности. Говоря иначе, механизмом, на основе которого может проводиться формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к миру природы, является интеллектуализация эмоций. Она может оказывать и корректирующее воздействие, в частности, в процессе формирования субъектно-этического отношения, когда сформировавшееся ра-

нее через перцептивный канал отрицательное отношение к природному объекту вступает в диссонанс с полученными субъектом учения новыми «положительными» экологическими фактами.

Практический канал формирования экологического сознания и субъективного отношения к миру природы также обусловливают некоторые педагогические требования. На основе действия механизмов практического канала происходит формирование у обучающегося склонности к взаимодействию с природными объектами. Важнейшим условием здесь является педагогическое формирование мотивации взаимодействия обучающегося с миром природы.

Психологический анализ показывает, что онтогенетическое развитие мотивации рекреационных контактов человека с природой - это движение от конкретно-предметного к абстрактному, от материального - к духовному; это путь, например, от натуралистического коллекционирования к осмыслению целостности взаимосвязей в природе и наслаждению открывающейся при этом гармонией.

Однако природоохранная деятельность становится личностно значимой и необходимой для человека лишь на «вершине» такой «мотивационной пирамиды», когда она является внешней реализацией уже сформированного отношения к природе. Поэтому включение и привлечение обучающихся к природоохранной деятельности, зачастую не прошедших предыдущие онтогенетические стадии развития контактов с природой, не может быть педагогически высокоэффективным, не оправдывает тех надежд, которые возлагаются на нее преподавателями в процессе формирования экологического сознания.

В этой связи весьма важным представляется выявление педагогического потенциала используемых в образовательном процессе форм и методов работы, входящих в ту или иную технологию и обеспечивающих возможности обучающихся получать «ответы» от самих природных объектов. При этом целесообразно опираться на элементы совпадения, перекрывания коммуникативных систем человека и природных объектов (запах, красота, звуки и т.п.). Кроме того, важно стимулировать в субъектах учения рефлексивный анализ собственного экологического поведения и нейтрализовать механизм рационализации своих неадекватных экологических действий.

Иначе говоря, ориентация на психологические закономерности механизмов практического канала формирования субъективного отношения к природе требует от педагога повышения сензитивности обучающегося к «ответам» природных объектов, влиять на рефлексивное осмысление им своего экологического поведения.

Представление о процессе формирования экологического сознания и субъективного отношения личности обучающегося к природе является своеобразной матрицей, на которую может быть наложена педагогическая технология формирования экологической личности. В этой технологии педагогические средства конструируются таким образом, чтобы актуализировать определенный психологический механизм или их комбинацию.

В целях формирования у студентов непрофильных специальностей технического вуза субъективного отношения к природе и экологического сознания нами была разработана программа «Основы экологии и природопользования», которая в педагогическом плане представляла собой модель технологического процесса. Эта модель являлась профессионально-ориентированной технологией обучения и включала в себя несколько модулей, которые имели общеразви-вающее значение и могли использоваться в работе со студентами различных направлений подготовки.

Первый модуль - исходная диагностика. Его задача - выявление уровня экологической грамотности студентов к моменту начала занятий по дисциплине «Основы экологии и природопользования». Используемая нами диагностическая программа включала две характеристики - «параметр знаний» и «параметр отношений». Знания выявлялись с помощью специально разработанных заданий, а отношения - на основе специально создаваемых ситуаций и фиксации путем наблюдений нюансов поведения студентов и их отношения к природным объектам.

Второй модуль - образовательная деятельность. Его задачами являлись: ознакомление студентов с основами экологии и природопользования; развитие интереса к познанию объектов, предметов и явлений природы; формирование чувства ответственности за природу; вовлечение студентов в практическую природоохранную деятельность; создание условий для профессионального осмысления приобретаемых знаний и умений.

В содержательном плане модуль включал: работу студентов на занятиях, а также в опытно-исследовательских лабораториях под руководством ученых; участие в городских, районных, региональных и всероссийских слетах экологов, студенческих олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектах; практическую деятельность по охране природы (доступные по содержанию и социально значимые экологические акции); разработку и представление творческих проектов социального сотрудничества в области природоохранной деятельности; изготовление наглядной агитации в защиту природы и др.

Третий модуль - формы организации учебно -воспитательной работы: первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, комплексные, обобщающие занятия, экскурсии, практикумы.

Создание этого модуля заключалось:

- во-первых, в предварительном проектировании учебных занятий с последующим воспроизведением их в педагогической практике;

- во-вторых, в специально организованном целе-образовании, предусматривающем возможность объективного контроля достижения поставленных дидактических целей;

- в-третьих, в структурной и содержательной целостности всех форм учебных занятий;

- в-четвертых, в выборе оптимальных методов и средств обучения, диктуемых вполне определенными и закономерными взаимосвязями этих занятий;

- в-пятых, в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс учения.

Система обозначенных модулей, совмещенная с параметром времени (семестровыми неделями и семестрами), образовывала матрицу педагогической технологии. Такая матрица рассматривалась нами как алгоритм действий преподавателя:

- определение диагностических целей обучения студентов - описание в измеряемых параметрах ожидаемого результата;

- обоснование содержания обучения и его структуры в контексте формирования у студентов субъектного отношения к природе и экологического сознания;

- определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и уровней сформированности экологического сознания;

- разработка процессуальных аспектов обучения;

- выявление логики организации педагогического взаимодействия со студентами (выбор и обоснование видов создаваемых коммуникативных ситуаций) и определение процедур контроля.

Наши наблюдения показали, что учебные мероприятия и экологически ориентированные виды дея-тельностей студентов, равномерно распределенные во времени учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально-природного характера, обеспечивают успех каждой используемой в образовательном пространстве педагогической технологии: ее построение приближается к оптимальному, а реализация в практике эффективно повышает уровень экологического сознания студентов и их субъективное отношение к природе в целом.

Общий эффект применения любой из педагогических технологий - очевидное становление у студентов экологического сознания. Он может быть установлен итоговым диагностическим модулем. Сопоставление результатов исходного и итогового диагностирования позволяет установить картину учебных достижений студентов - развитие знаний о природе, экологически целесообразное поведение. Однако заключительная диагностика - трудоемкое и ответственное дело, которое должно выполняться с полным пониманием того, каких результатов можно ожидать, как они помогут скорректировать дальнейшую педагогическую работу со студентами в плане формирования субъективного отношения к природным объектам.

Для такой диагностики мы считаем необходимым разрабатывать и использовать педагогические тесты -системы заданий специфической формы и определенного содержания, располагаемых в порядке возрастающей трудности и выявляющих:

- понимание студентами экологических проблем и порождающих их причин, наличие гражданской отвественности за сложившуюся ситуацию, желание и действенную готовность ее изменить;

- понимание целей и задач природоохранного направления деятельности, способов осуществления этой деятельности;

- уровни развития экологического сознания и субъективного восприятия окружающей природы.

В заключение отметим, что в современной педагогике приоритетным является формирование личностных структур сознания, в связи с чем любая педагоги-

ческая технология, направленная на формирование субъективного отношения к природе, должна отличаться такими характеристиками, как диалогичность, культуроемкость, убеждающая коммуникация, куму-лятивность и др.

Литература

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. М.; Ростов н/Д, 1999. С. 344-375.

Иванова Н.В. Принятие-самопринятие // Новые ценности образования. Вып.1. М., 1995. С.72.

Куренкова Р.А. О некоторых «точках» феноменологического метода // Феноменологические исследования. Вып.1. М., 1997.

Северо-Кавказский государственный технический университет

29 августа 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.