Экологическая психология Ecological psychology
УдК 159.922.2:502 ББК 88.37
Елена Владимировна Грезе,
кандидат психологических наук, доцент, Севастопольский городской гуманитарный университет (Севастополь, Украина), e-mail: [email protected]
Методика развития субъектного восприятия природы в рамках эколого-психологического подхода
В статье отмечается, что одной из причин незрелости экологического сознания людей является низкая эффективность экологического воспитания и образования населения. Особое значение приобретает поиск механизмов и средств развития экологического сознания. Разработанная методика развития субъектного восприятия природы, основанная на принципах пси-холого-педагогической коррекции субъективного отношения к природе, направлена на развитие экологического сознания. Переживание личностью психологического единства с живыми существами методически достигается с помощью интеллектуализации отрицательных эмоций, идентификации с животным и его субъектификации. В процессе тренинга происходят качественные и количественные изменения основных структурных компонентов экологического сознания, таких как: восприятие природных объектов, экологические установки, экологическое мышление, субъективное отношение к природным объектам, ориентация на природоохранную деятельность.
Ключевые слова: эколого-психологическая методика, отрицательные психологические стимулы, идентификация и эмпатия, развитие субъектного отношения к природе, студенты.
Elena Vladimirovna Greze,
Candidate of Psychology, Associate Professor Sevastopol City Humanities University (Sevastopol, Ukraine), e-mail: [email protected]
Method of Development of Subject Nature Perception Within Ecological-Psychological Approach
The article notes that one of the reasons of immaturity of ecological consciousness of people is low efficiency of ecological education of the population. Special value gets the search of mechanisms and development tools of ecological consciousness. The article observes the original method of ecology-psychological drill “The Unity”. The developed method of development of subject perception of nature, based on principles of psychology-pedagogical correction of subjective attitude toward nature, is directed on development of ecological consciousness. Personality’s experiencing of psychological unity with living creatures is methodically achieved with the help of intellectualization of negative emotions, authentications with animal and his subjectification. In the process of training there are high-quality and quantitative changes of basic of structural components of ecological consciousness, such as: perception of natural objects, ecological settings, ecological thought, subjective attitude toward natural objects, orientation on nature protection activity.
Keywords: ecology-psychological method, negative psychological releasers, identification and empathy, development of subject perception of Nature, students.
© Е. В. Грезе, 2013
91
Формирование экологического сознания -важнейшая психолого-педагогическая задача современности. В аналитической и обзорной литературе экологические проблемы общества чаще связываются с финансовой и экологической некомпетентностью, но крайне редко - с нравственными установками современных природопользователей. Одной из причин незрелости экологического сознания людей видится низкая эффективность экологического воспитания и образования населения. Педагогическая практика недостаточно базируется на психологических закономерностях формирования экологического сознания. Поэтому одной из главных практических задач экологической психологии является разработка научной основы для системы экологического образования, в рамках которого возможна перестройка сознания, мировоззрения человека, усиление доли экоцентризма в системе ценностей личности.
Теория и практика формирования экологического сознания основана на нескольких подходах, имеющих принципиальные и методические различия. Особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотива-ционно-потребностной сферы личности, соответствующих установок и целей деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработке готовности к определённому пониманию её и поведению. В этой области большой вклад внесли С. Д. Дерябо, А. А. Калмыков, И. В. Кряж, А. М. Лёвочкина, О. А. Максименко, С. Г. Москвичов, О. С. Мамешина,
О. Н. Паламарчук, В. И. Панов, В. А. Скребец, Ю. М. Швалб, В. А. Ясвин и др.
В частности, в рамках экологической психопедагогики определены принципы и разработаны методы психолого-педагогической коррекции субъективного отношения к природе. Согласно модели С. Д. Дерябо и В. Я. Ясвина [4;
5], механизмом развития этического отношения личности к природе является преобразование восприятия элементов природы из объектного в субъектное путём наделения элементов мира «субъектностью». Чтобы быть отражённым как субъект, элемент природы должен, во-первых, вызывать у человека переживание собственной личностной динамики [4. С. 32]. Личность, устанавливая сходство с характеристиками того или иного природного объекта, начинает сопоставлять его с собой и через это сопоставление переживать самого себя. При этом природный объект наделяется субъектностью, она ему
приписывается «на основе идентификации в форме проекции, чему способствует эмпатия в форме сопереживания» [3. С. 61-69]. Субъект-ность моделируется личностью, а сам процесс субъектификации - исключительно личностное психологическое конструирование. Если объект природы подвергнут субъектификации, то уже появляется возможность идеального психологического взаимодействия с ним и включения его в сферу действия этических норм.
В результате такого творчества сам субъект претерпевает реальные изменения, в конечном счёте, на мировоззренческом уровне. Такие личностные изменения и являются педагогическим потенциалом влияния природы на человека. Можно сказать, что природа создаёт человека на нравственном уровне. Без принятия личностью субъектной сущности природы любая система экологического образования не даст полноценного педагогического эффекта. Субъектно-этическое отношение - это стержень экологического сознания личности [5].
Методологически предлагаемая нами методика развития субъектного отношения к природе «Единство» базируется на принципах принадлежности человека к природной экосистеме и биосферного единства его со всеми живыми существами, субъективных связей человека с Природой, единства знания и отношения к ней, которое проявляется в деятельности и общении с Миром природы.
Цель тренинговой методики состоит в развитии экологического сознания, формировании субъектно-этического отношения к миру природы. Задачи состоят в развитии перцептивных и когнитивных возможностей человека при его контактах с живыми существами, развитии способности к идентификации с животными и экологической эмпатии. Мы основывались на предположении, что «оживление» природного объекта путём психологического конструирования его «личности» также преобразует характер его восприятия в сторону субъектности. Расширение поля субъектности может распространяться и на другие объекты иной природы, повышая тем самым уровень субъектности восприятия последних.
Методика относится к активным методам коррекции и является формой эколого-психо-логического тренинга, который актуализирует определённые психологические механизмы развития субъективного отношения к природе. Предметом воздействия данной методики слу-
жит сфера восприятия и отношения личности к природным объектам. Механизмом, позволяющим формировать субъектное восприятие и партнёрское отношение к элементам природы, является идентификация и развитие на её основе эмпатии, уважения и признания равноценности с человеком в планетарном масштабе.
Для эффективности развития и коррекции субъективного отношения личности к природе необходимо, чтобы в них участвовало много разнообразных психологических факторов и механизмов, способствующих формированию субъектно-этического отношения.
Важнейшим принципом психолого-педаго-гической коррекции субъективного отношения к миру природы является принцип комплексности стимульного воздействия [5. С. 373] (в данном случае, характера природных объектов). Этот принцип означает стимульное воздействие по нескольким каналам: эмоционального восприятия, познавательному и практическому. Традиционно считается целесообразным организовать воздействие на личность привлекательных признаков, которые актуализируют положительное эмоциональное восприятие и отношение, дают всплеск эмпатии к природным объектам, стимулируют моральность в отношении к данным природным объектам. Например, использование на уроках зоологии или биологии «симпатичных» птиц или зверей.
В предлагаемом тренинге исходным условием является применение в качестве материала природных объектов с отрицательными психологическими стимулами, оказывающими отталкивающее воздействие на личность. В природе же нет ничего безобразного: оно таковое в нашем восприятии и представлениях в результате отчасти генетической памяти предков, хотя условия жизни давно изменились в сторону безопасности, а главным образом потому, что взрослые неосознанно или сознательно формируют у детей отрицательное отношение ко многим малосимпатичным растениям и животным. Отрицательное отношение к таким природным объектам подразумевает их «второсортность» в картине мира личности и моральную свободу в практике взаимодействия. Проявить эмпатию к симпатичному существу довольно легко, не прилагая психологических усилий: вся психическая динамика происходит в рамках положительного эмоционального диапазона, просто усиливаясь количественно. Психическая деятельность по преодолению ранее сформированного отрицательного отношения к природным объектам связана со сменой качества отношения через идентификацию. Эта работа является более сложной и объёмной, а полученный результат - более значимым для личностного развития (табл.).
Таблица
Схема ожидаемого качественного преобразования субъективного отношения к природе в результате применения методики «Единство»
Объект психологического конструирования Организмы, обладающие отрицательными психологическими стимулами (крапива, паук, змея, волк и т. п.) Организмы, обладающие положительными психологическими стимулами (домашние растения и любимые животные)
Процесс Антипатия ^ Симпатия Симпатия ^ Симпатия
Ожидаемый результат субъектификации Трансформация отрицательного отношения в положительное и перевод в зону эмпатии в результате когнитивно-аффективной активности личности Трансформации качества отношения не происходит, оно изначально находится в зоне симпатии
В преодолении отрицательного эмоционального восприятия важную роль играет метод идентификации, когда участники тренинга выполняют задание наделить природный объект внутренней жизнью, антропоморфизиро-вать его и проецировать себя в данный образ «Если бы это был я». При успешном решении этой виртуальной задачи происходит размывание психологических барьеров и усиление значимости природного объекта в восприятии человеком. Это означает, что, в данном случае,
животное становится равным человеку по ценности и значимости. Переживание эмпатии и установка на партнёрское отношение к природным объектам возникают как логичный и естественный психологический процесс. Таким образом, психический опыт тренинга обеспечивает переживание психологического единства всего живого на планете.
На познавательном уровне коррекции сформированного ранее отрицательного эмоционального восприятия и отношения к эле-
ментам природы, например, паукообразным, служит интеллектуализация эмоций. Изменить отношение к таким объектам позволяет знакомство со сложным и целесообразным, но не всегда приемлемым человеческой моралью, поведением их в природе.
Рефлексия перцептивных и познавательных эффектов восприятия в сочетании с идентификацией и интеллектуализацией эмоций составляет психологический комплекс, базу для расширения личного экологического пространства, экологического сознания в целом.
Ожидаемые результаты, подтверждённые повторной диагностикой разных параметров экологического сознания, связаны с преодолением прагматического отношения к природным объектам, формированием и развитием экологических установок личности, а также переживанием состояния психологического единства со всем живым на планете.
Материалом для работы служат живые организмы, в частности, крупные мадагаскарские шипящие тараканы рода Оготркаёогкта. Кроме того, могут применяться и другие животные: разные виды паукообразных, насекомых, пресмыкающихся, обладающих отрицательными для восприятия психологическими стимулами. В отдельных случаях использовались неживые природные объекты (тушки и чучело): летучая мышь, сколопендра, фаланга, южнорусский тарантул. Но работа с ними требует от участников большей психологической готовности к созданию мыслеобразов. Оптимальная численность микрогрупп участников - 3-5 чел. Тренинг достаточно универсален в отношении социальновозрастного состава группы: методика легко проводится как с подростками, юношами, так и взрослыми людьми. Профессиональная направленность ограничений не имеет.
Применение данной методики осуществляется нами в рамках учебного курса «Основы экологической психологии» со студентами университета очной и заочной формы обучения. Академическая группа делится на несколько малых (по 3-5 чел.), каждой из которых выдаётся реальный природный объект, биолого-эко-логическая справка о нём, инструкция к заданию и принадлежности для рисования. В конце занятия каждая микрогруппа представляет свой совместный продукт в устном и письменном виде с отражением всех пунктов задания [1]. Ниже приводятся методические указания для выполнения работы.
Методика развития субъектного восприятия природы «Единство»
Основные цели: расширение перцептивного опыта, развитие воображения, стимулирование эмпатии и субъектного восприятия природы.
Ориентировочное время - 120 мин.
1. Материалы и подготовка: набор природных существ, бумага, краски, ручки. Сформировать группы участников из 3-5 чел.
2. Задание: каждая подгруппа создаёт общий «дневник» коллективной работы по всем этапам, учитывая индивидуальные вклады.
Этап 1. Изучение животного по перцептивному каналу.
Задание:
а) ознакомьтесь с животным и опишите ваши зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные ощущения;
б) запишите, что было приятно и неприятно в восприятии;
в) отметьте возможное морфологическое, функциональное сходство с человеком.
Этап 2. Изучение животного по когнитивному и практическому каналам.
Задание:
а) изучите экологическую справку о животном;
б) отметьте сведения о его жизни и повадках, которые позитивно и негативно влияют на ваше отношение к данному животному;
в) опишите ответные поведенческие реакции на ваше воздействие;
г) отметьте возможное сходство с человеческим поведением;
д) запишите.
Этап 3. Идентификация.
а) представьте, что это существо - вы сами. Войдите в его образ, давая волю фантазии и воображению;
б) дайте себе имя, которое вызывало бы симпатию у людей и располагало бы к общению, проявлению сочувствия и оказанию помощи;
в) запишите.
Этап 4. Интеллектуализация эмоций.
а) объясните людям от первого лица позитивные намерения ваших поступков, кажущихся людям неприятными, черты внешности, вызывающие неприязнь, и «оправдайте» перед человечеством все негативные моменты восприятия животного, выявленные на 1-м и 2-м этапах;
б) запишите.
Этап 5. Субъектификация.
а) напишите автобиографию. Например, «Мои мемуары ...», «Мой жизненный путь....».
В них желательно, среди прочего, отметить трудные и счастливые моменты в жизни, с чем они связаны; мечты, отношение к миру в целом и мира к животному; жизненные принципы и т. п.;
б) создайте плакат «Обращение к братьям по планете».
Этап 6. Рефлексия и обсуждение.
Команды по очереди выступают перед аудиторией с рассказом о своей работе и представляют «свою» автобиографию, отмечают, что было легко и трудно в работе. Плакаты выносятся на конкурс.
Участники команд высказываются о своих впечатлениях: Новое для меня в сегодняшнем занятии...; То, что я чувствую, можно сравнить...; Я впервые задумался о ...; Для меня это время ...; Главное, что я хочу сказать ...; Наше занятие закончилось, но я ... и т. п.
На этапе рефлексии участники отмечали перемены в восприятии и отношении к данным животным. В 30 группах из 35 (86 %) отношение существенно изменилось в лучшую сторону, снизилась объектность восприятия элементов природы, усилилась субъектная модальность [1. С. 228-236]. После повторной диагностики, как было показано таких компонентов экологического сознания отмечено больше [2. С. 87-90]. В процессе тренинга произошли
качественные и количественные изменения в восприятии природных объектов: возросло число участников с преобладанием эмоционального восприятия; перемены в экологических установках и мышлении, в отношении к природе и природоохранной направленности. У большинства студентов снизился показатель прагматизма, усилились эстетический и познавательный компоненты, улучшилось отношение к окружающей среде и её охране.
Таким образом, разработанная методика развития субъектного восприятия природы, основанная на принципах психолого-педаго-гической коррекции субъективного отношения к природе, направлена на развитие экологического сознания. Переживание личностью психологического единства с живыми существами методически достигается с помощью интеллектуализации отрицательных эмоций, идентификации с животным и его субъектификации. В процессе тренинга происходят качественные и количественные изменения основных структурных компонентов экологического сознания, таких как: восприятие природных объектов, экологические установки, экологическое мышление, субъективное отношение к природным объектам, ориентация на природоохранную деятельность.
Список литературы
1. Грезе Е.В. Комплексная методика развития субъективного отношения к природе «Автобиография»: збірник наукових праць Інституту психології ім..Г.С.Костюка АПН України I за ред. С. Д. Максименка. Киев, 2006. Т. 7. Вип. 8. С. 228-236.
2. Грезе Е.В. Влияние эколого-психологического тренинга на динамику установок и восприятия природы студентами разных специальностей: збірник наукових праць Інституту психології ім. Г. С. Костюка АПН України I за ред. С. Д. Максименка. Т. 7: Екологічна психологія. Вип. 18 II Психологія освітнього простору. К.; Миколаїв: Іліон, 2009. С. 87-90.
3. Дерябо С. Д. Антропоморфизация природных объектов II Психологический журнал.
1995. Т. 16. № 3. С. 61-69.
4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н!Д: Феникс,
1996. 480 с.
5. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 373 с.
References
1. Greze E.V Kompleksnaja metodika razvitija sub#ektivnogo otnoshe-nija k prirode «Avtobiografija»: zbіrnik naukovih prac’ !nstitutu psihologn іm..G.S.Kostjuka APN Ukrarni I za red. S. D. Maksimenka. Kiev, 2006. T. 7. Vip. 8. S. 228-236.
2. Greze E.V. Vlijanie jekologo-psihologicheskogo treninga na dinamiku ustanovok i vosprijatija prirody studentami raznyh special’nostej: zbіrnik naukovih prac’ !nstitutu psihologu m. G. S. Kostjuka APN Ukrarni I za red. S. D. Maksimenka. T. 7: E^og^Ma psihologya. Vip. 18 II Psihologja osvkn’ogo prostoru. K.; Mikolaw: ііюп, 2009. S. 87-90.
3. Deijabo S. D. Antropomorfizacija prirodnyh obyektov II Psihologicheskij zhurnal. 1995. T. 16. № 3. S. 61-69.
4. Derjabo S. D., Jasvin V. A. Jekologicheskaja pedagogika i psihologija. Rostov nD: Feniks, 1996. 480 s.
5. Jasvin V A. Psihologija otnoshenija k prirode. M.: Smysl, 2000. 373 s.
Статья поступила в редакцию 26.06.2013 г.