Научная статья на тему 'Принцип добросовестности в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'

Принцип добросовестности в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ / INTEGRITY / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / CONTRACT SYSTEM / ЗАКУПКА ТОВАРОВ / PROCUREMENT OF GOODS / РАБОТ И УСЛУГ / WORKS AND SERVICES / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / STATE AND MUNICIPAL NEEDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сварчевская Татьяна Сергеевна

В статье дается общая характеристика принципа добросовестности и необходимости закрепления последнего в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF GOOD FAITH IN CONTRACT SYSTEM IN THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

The article is devoted to the general characteristic of the principle of good faith and the need to secure this principle in the contract law in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs

Текст научной работы на тему «Принцип добросовестности в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

УДК 339.13

ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Сварчевская Татьяна Сергеевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кафедра хозяйственного права, аспирант; ПАО «Газпром Нефть», Дирекция крупных проектов, Департамент по контрактной работе, главный специалист по администрированию конкурентных процедур, e-mail: [email protected]

В статье дается общая характеристика принципа добросовестности и необходимости закрепления последнего в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Ключевые слова: принцип; добросовестность; контрактная система; закупка товаров, работ и услуг; государственные и муниципальные нужды

THE PRINCIPLE OF GOOD FAITH IN CONTRACT SYSTEM IN THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

Svarchevskaya Tatiana S.

St. Petersburg State University of Economics, Department of Commercial Law, postgraduate student; PJSC "Gazprom Neft", Мanagement of major projects, the Department of contracts, chief specialist of administration of competitive procedures, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the general characteristic of the principle of good faith and the need to secure this principle in the contract law in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs

Keywords: principle; integrity; contract system; procurement of goods; works and services; state and municipal needs

Для цитирования: Сварчевская Т.С. Принцип добросовестности в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 3 (59). С. 142-145.

Исследование принципа добросовестности следует начать с анализа научных трудов, раскрывающих его понятие, особенности и основные функции. В толковом словаре С.Н. Ожегова понятие «добросовестный» означает честно выполняющий свои обязательства, обязанности [1].

Субъективный смысл понятия «добросовестность» включает в себя внутренние требования правовой нормы, связанные с действиями субъекта, которые должны соответствовать таким критериям, как честность, нежелание причинить вред третьим лицам, уважение чужих интересов и прав, осознание последствий, возникающих в результате собственных действий. Субъективная сторона принципа добросовестности - это внутреннее понимание необходимости определённого поведения [2].

С точки зрения А.А. Малиновского, добросовестность - это внутренний предел осуществления права, который следует рассматривать как стремление субъекта отказаться от зловредного осуществления права, исходя из своих внутренних убеждений [3].

Как отмечает А.В. Егоров, ситуации, когда требуется проверка добросовестности, не ограничиваются теперь только сферой вещных отношений, они распространены также в корпоративных и обязательственных правоотношениях [4].

Разделяя мнение В.И. Емельянова [5] и В.В. Витрянского [6], полагаем, что понятие добросовестности в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд имеет особую специфику. Понятие «добросовестность» в связи с этим следует рассматривать отдельно для данного института.

И.Б. Новицкий демонстрировал градацию на добросовестность в субъективном и объективном смысле. По мнению автора, в одних случаях добрая совесть выступает в объективном значении как известное внешнее мерило, которое принимается во внимание законом, судом, применяющим закон, и которое рекомендуется членам гражданского оборота в их взаимных сношениях друг с другом. В других случаях принимается во внимание добрая совесть

в субъективном смысле как определенное осознание того или иного лица, как неведение некоторых обстоятельств, с наличностью которого закон считает возможным связать те или иные юридические последствия [7].

А.В. Егоров считает, что добросовестность в объективном смысле - еще более сложное понятие, для которого крайне трудно сформулировать общее определение, именно поэтому многие специалисты-правоведы уклонялись от такого общего описания принципа и исследовали только субъективную составляющую [8].

Судья Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиев и Председатель Арбитражного суда города Москвы О.М. Свириденко полагают, что добросовестность является понятием объективным, определяя его как осуществление лицом субъективных прав, при котором не причиняется вред и не создается угроза причинения вреда иным лицам [9; 10].

Обобщая мнения выдающихся теоретиков и практиков, можно сделать вывод о том, что принцип добросовестности - это намерение и обязанность субъекта права при установлении, приобретении, осуществлении прав и обязанностей руководствоваться законодательством Российской Федерации, учитывать интересы иных лиц, действовать честно, исключая возможность нарушения прав других субъектов или угрозу такого нарушения.

В гражданском законодательстве, до момента закрепления принципа добросовестности, не существовало формальных оснований для пресечения недобросовестных действий и привлечения субъекта к гражданско-правовой ответственности. Имели место различные «конструкции», при использовании которых отдельные лица преследовали и достигали недобросовестные цели [11]. Однако в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2012 № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» эта проблема уже не стоит так остро.

Указанный закон закрепил в статье 1 ГК РФ принцип добросовестности, а также запрет на извлечение преимуществ из недобросовестного поведения. В конце июня 2015 года появилось судебное толкование данного принципа. Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением указал на то, что оценивая действия сторон как добросовестные либо недобросовестные, необходимо исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Характеризуя презумпцию добросовестности, Верховный Суд РФ дает разъяснения о том, что поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались [12].

Термин «добросовестность» упоминается в тексте Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) [13] всего лишь шесть раз. Однако эти упоминания сводятся, во-первых, к конкуренции при осуществлении закупок, которая должна быть основана на соблюдении принципа «добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг» (ч. 2. ст. 8 Закона № 44-ФЗ).

Во-вторых, характеризуя антидемпинговые меры при проведении конкурса или аукциона законодатель в ч. 3. ст. 37 Закона № 44-ФЗ разъясняет, что должна включать в себя информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, а в ч. 4 указанной ст. 37 идет речь о том, что если участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В-третьих, описывая в ч. 2. ст. 51 Закона № 44-ФЗ порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе законодатель в п. 4 обязывает предоставлять документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса.

Несмотря на незначительные упоминания, принцип добросовестности завуалирован в некоторых ключевых статьях Закона № 44-ФЗ. Данный тезис находит подтверждение в ряде статей указанного нормативного правового акта. Так, например, согласно ч. 2 ст. 31 Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупок [14], выполнение которых служит неопровержимым

Сварчевская Т.С.

доказательством добросовестности участников, подтверждая необходимый уровень квалификации «будущих» поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также их способность поставить товар, выполнить работу либо оказать услуги, если они будут признаны победителями.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация, помимо всего прочего, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе. Правительство РФ своим постановлением утвердило правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [15].

В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке так называемые «стоимостные критерии оценки», а также «нестоимостные критерии оценки» (включающие в себя и квалификацию участников закупки). Не стоит, на наш взгляд, относить указанные категории к принципу добросовестной и недобросовестной ценовой и неценовой конкуренции, так как здесь также прослеживается доказательство добросовестности участников, подтверждаемое необходимым уровнем квалификации «будущих» поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также их способность поставить товар, выполнить работу либо оказать услуги, если они будут признаны победителями.

Полагаем, что принцип добросовестности находит отражение и в ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, указывающей на реестр, в который заносятся поставщики (подрядчики, исполнители), недобросовестно исполняющие свои обязательства по поставке товаров, выполнению работ либо оказанию услуг.

Таким образом, эффективность закрепления принципа добросовестности в контрактные правоотношения с теоретической точки зрения очевидна, однако тенденция к его практической реализации незаметна. Довольно интересна в связи с этим практика Федеральной антимонопольной службы по данному вопросу, на основании которой можно судить об эффективности закрепления принципа добросовестности в контрактных правоотношениях.

Думается, прогнозы применения и реализации принципа добросовестности в контрактных правоотношениях благоприятные. Считаем, что в дальнейшем законодатель включит его в Закон № 44-ФЗ, определит критерии и содержание данного принципа, что позволит более эффективно

и разумно осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для достижения этих целей законодателю предлагается принять во внимание следующие практические рекомендации:

- закрепить в Законе № 44-ФЗ принцип добросовестности;

- определить критерии и содержание данного принципа.

Библиографический список:

1. Ожегов С.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 169.

2. Попова А.В. Принцип добросовестности в международном коммерческом обороте: Законодательство и судебная практика Российской Федерации и стран-членов Европейского Союза: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2005. С. 13.

3. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). М.: Юр-литинформ, 2007. С. 34.

4. Егоров А.В. Применение принципа добросовестности. В каких спорах нужно оперировать этим понятием // «Юрист компании». 2013. № 7. URL: http://e.lawyercom. ru (дата обращения: 03.06.2016).

5. Емельянов В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. М.: Лекс-Кни-га, 2002. С. 117.

6. Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая. М.: Статут, 2000. С. 189.

7. Новицкий И.Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права // Вестник гражданского права. 2006. № 1. С. 124-125.

8. Егоров А.В. Новые положения о добросовестности и злоупотреблении правом. Какую пользу изменения принесут на практике // Юрист компании. 2013. № 7. URL: http://e.lawyercom.ru/ (дата обращения: 03.06.2016).

9. Интервью с Г.А. Гаджиевым, заслуженным юристом России, доктором юридических наук, судьей Конституционного Суда РФ // Юридический справочник руководителя. 2004. № 11. С. 23.

10. Интернет-интервью с О.М. Свириденко, председателем Арбитражного суда г. Москвы // Арбитражный суд г. Москвы. 70 лет. Проблемы и перспективы. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.06.2016).

11. Речкин Р.В. Десять самых значимых изменений в Гражданский кодекс // Правовая газета «Статус». 2013. № 1-2. URL: http://gazeta-status.ru/ (дата обращения: 03.06.2016).

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 30.06.2015. № 140.

13. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справочно-правовая

система Консультант Плюс. URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 03.06.2016).

14. Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (ред. от 07.12.2015) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными

требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов») (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 09.02.2015. № 6, ст. 976.

15. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (ред. от 17.03.2016) «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 49 (часть VII), ст. 6428.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.