УДК 340
Куемжиева Светлана Александровна
кандидат юридических наук, профессор, декан юридического факультета,
заведующая кафедрой международного частного и предпринимательского права
Кубанского государственного аграрного университета
milena.555@mail. ru
Нетишинская Любовь Федоровна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права
Кубанского государственного аграрного университета
kgau-uf@mail. ru
Симонян Юрий Владиславович
студент юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета, группы 1107 kgau-uf@mail .ru Svetlana A. Kuyemzhiyeva
candidate of law, professor, dean of law department, manger of chair
of the international private and enterprise law
of the Kuban state agrarian university
milena.555@mail .ru
Lyubov F. Netishinskaya
candidate of law, associate professor
of civil law of the Kuban state agrarian university
kgau-uf@mail .ru
Yuriy V. Simonyan
student of law department
Kuban state agrarian university
Group 1107
Роль и значение информационного обеспечения контрактной системы
в сфере закупок для ее участников
The role and the meaning of information support of contract system in the branch of purchasingfor its participants
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с введением единой информационной системы в качестве информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Информация, содержащаяся в единой информационной системе имеет важное значение для всех участников
контрактной системы в сфере закупок, но, прежде всего, для участников закупок
- поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Ключевые слова: единая информационная система, контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг; государственные нужды, муниципальные нужды; участники контрактной системы в сфере закупок; участники закупок -поставщики (подрядчики, исполнители).
Annotation. In the article the questions, connected with implementation of unified information system as information support of contract system in the branch ofpurchasing of goods, works, services for the state and municipal needs, are considered. The information contained in unified information system is important for all participants of contract system in the branch ofpurchasing, but, first of all, for participants ofpurchases
- suppliers (contractors, executors).
Keywords: unified information system, contract system in the branch of purchasing goods, works and services; state needs, municipal needs; participants of contract system in the branch of purchasing; participants of purchases - suppliers (contractors, executors).
Федеральный закон №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44 - ФЗ) вступил в силу с 1 января 2014 года, заменив собой Федеральный закон от 21.07.2005 года №94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регламентировавший государственные и муниципальные закупки в России и вызвавший множество критических и отрицательных замечаний как со стороны заказчиков, так и со стороны участников размещения заказа.
Новый Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Кроме того, что законодатель в Федеральном законе №44 - ФЗ предусматривает главу 5 «Контроль в сфере закупок» и главу 6 «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица, контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки» участники контрактной системы в сфере закупок, прежде всего участники закупок - поставщики (исполнители, подрядчики), могут защищать свои субъективные гражданские права любыми способами защиты гражданских прав, предусмотренными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представляется, что участники контрактной системы в сфере закупок смогут теперь чаще использовать такие способы защиты гражданских прав как
самозащита и другие меры оперативного воздействия на правонарушителя, то есть защищать гражданские права самостоятельными действиями без обращения к государственным и иным управомоченным государством органам. Прежде всего, этому будет способствовать введение единой информационной системы. Введение единой информационной системы (статья 4 Федерального закона №44-ФЗ) позволит участникам контрактной системы в сфере закупок использовать информацию, содержащуюся в единой информационной системе, для оперативного устранения возможности возникновения у управомоченного субъекта гражданских правоотношений, в нашем случае, у управомоченного участника контрактной системы в сфере закупок, убытков в будущем, если обязанная сторона допустила те или иные нарушения, без обращения за защитой права к компетентным государственным органам.
При заключении и исполнении любых гражданско-правовых договоров, в том числе и договора, заключенного государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд, могут возникнуть преддоговорные споры, а также споры, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, в частности, если не соблюдены требования к участникам закупки (статья 31 Федерального закона №44-ФЗ) или проводятся переговоры заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (исполнителя, подрядчика) до выявления победителя указанного определения (статья 46 Федерального закона №44-ФЗ), или изменяются существенные условия контракта при его исполнении (статья 95 Федерального закона №44-ФЗ).
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, имеет важное значение для всех участников контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так как позволит избежать споров при заключении или исполнении контрактов для обеспечения государственных нужд, муниципальных нужд, или, по крайней мере, даст возможность оперативно разрешить их, не доводя до судебного разбирательства, а именно:
- информационная система содержит информацию об исполнении контрактов (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона №44-ФЗ), следовательно, поставщик (исполнитель, подрядчик) может выяснить важную для себя информацию о том, как осуществляет приемку поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы конкретный заказчик; о том, как оплачивается им поставленный товар, выполненная работа, и оказанная услуга; о взаимодействии конкретного заказчика с поставщиками (исполнителями, подрядчиками) при изменении, расторжении контракта; о применении мер ответственности и совершении иных действий конкретным заказчиком в случае нарушения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) условий контракта;
- информационная система содержит информацию о реестре контрактов, заключенных конкретным заказчиком (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона №44-ФЗ), следовательно, поставщик (исполнитель, подрядчик) может
получить информацию о том или ином конкретном заказчике, в частности, его наименовании, источнике финансирования, об исполнении им своих обязательств по контракту, в том числе об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом;
- информационная система содержит информацию о реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний (пункт 10 части 3 статьи 4 Федерального закона №44-ФЗ), следовательно, поставщик (исполнитель, подрядчик) может выяснить в отношении конкретного заказчика информацию о том, какие жалобы были поданы на действия (бездействие) заказчика в контрольные органы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок и другие, перечисленные исчерпывающим образом в части первой статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ, контрольные органы), какие решения приняты по результатам рассмотрения жалоб, сколько плановых и внеплановых проверок проведено в отношении того или иного конкретного заказчика, какие приняты по ним решения и выданы предписания;
- информационная система содержит информацию об отчетах заказчиков (пункт 13 части 3 статьи 4 Федерального закона №44-ФЗ), в которых отражаются результаты отдельного этапа исполнения контракта и информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге. Законодатель требует, чтобы в отчете, размещаемом в единой информационной системе, заказчик отражал сведения об исполнении контрактов, о соблюдении сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта, а также о мерах гражданско-правовой ответственности, которые были применены в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением контракта; об изменении или о расторжении контракта при его исполнении (часть 9 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ).
Вышеуказанные отчеты заказчиков также будут являться важным источником информации для поставщиков (исполнителей, подрядчиков) о конкретном заказчике и его участии в обеспечении гласности и прозрачности осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, о его профессионализме и добросовестности.
Для заказчиков, осуществляющих закупки, важнейшей информацией, которую предоставит единая информационная система, будет являться информация о реестре недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона №44-ФЗ), поскольку в этот реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контрактов, поскольку
поставщики (исполнители, подрядчики) существенно нарушили условия контракта (часть2 статьи 104 Федерального закона №44-ФЗ). Актуальной и полезной для заказчиков является информация, содержащаяся в единой информационной системе, о реестре банковских гарантий (пункт 9 части 3 статьи 4 Федерального закона №44-ФЗ), так как именно банковские гарантии, выданные банками, принимаются заказчиками в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов (часть 1 статьи 45 Федерального закона №44-ФЗ). Следует отметить, что статья 45 Федерального закона №44-ФЗ предусматривает положение о том, что в качестве гаранта может выступать только банк, тогда как Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 368) устанавливает положение о том, что в качестве гарантов могут выступать не только банки, но и иные кредитные организации и страховые организации. Кроме того, статья 45 Федерального закона №44-ФЗ предусматривает императивное правило о том, что банковская гарантия должна быть безотзывной, тогда как Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 371) предусматривает положение о том, что надлежащим образом выданная банковская гарантия не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное, причем никаких отсылок к закону в тексте статьи 371 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется. Если исходить из положений пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что иные федеральные законы должны быть приняты в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, то можно сделать вывод о том, что положения пункта 2 статьи 45 Федерального закона №44-ФЗ противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. Возвращаясь к вопросу о том, что информация, содержащаяся в единой информационной системе о реестре банковских гарантий, имеет важное значение для заказчиков в определении добросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), следует добавить, что заказчик, формирующий план закупок, имеет возможность до заключения контракта выяснить сведения о количестве банковских гарантий, предоставляемых конкретным участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, поскольку в реестре банковских гарантий указывается информация о наименовании, месте нахождении поставщика (исполнителя, подрядчика), являющегося принципалом.
Законодатель, учитывая огромное значение для участников контрактной системы в сфере закупок информации, предусмотренной Федеральным законом №44-ФЗ и размещенной в единой информационной системе, требует, чтобы она (информация) была полной и достоверной (часть3 статьи 7 Федерального закона №44-ФЗ). Размещение информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечивает открытость и прозрачность этой информации. Представляется, что принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок позволяют не только участникам контрактной системы в сфере закупок, но и другим участникам гражданского оборота получить сведения об общественных отношениях, регулируемых Федеральным законом №44-ФЗ, направленных на
обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях эффективности и результативности осуществления закупок товаров, услуг, работ.
С другой стороны, принципы открытости и прозрачности гарантируют свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок, что, в свою очередь, обеспечивает создание реальных условий для конкуренции между участниками закупок, так как любое заинтересованное лицо имеет возможность, как указывается в части 1 статьи 8 Федерального закона №44-ФЗ, стать поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с учетом требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994г. N52- ФЗ с изм. ФЗ от 05.05.2014г. Ю9-ФЗ // СЗ РФ.-1994.-N32.- Ст. 3301; СЗРФ.-12.05.2014.-N19.- Ст. 2304
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013г. Ш4-ФЗ с изм. ФЗ от 28.12.2013г. Ш96-ФЗ // СЗ РФ.-2013.- N14.- Ст. 1652; СЗ РФ.-2013.-N52.- Ст. 6961
Literature:
1 . Civil code of the Russian Federation. Part one: The federal law from 30.11.1994г. N52-Federal Law with Federal Law amendment from 05.05.2014г. N99-FZ//SZ Russian Federation. -1994 . - N32. - Art. 3301; SZ Russian Federation. -12.05.2014. - N19. - Art. 2304
2 . About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs: The federal law from 05.04.2013г. N44-FZ with Federal Law amendment from 28.12.2013г. N396-FZ//SZ Russian Federation. -2013 . -N14. - Art. 1652; SZ Russian Federation. - 2013 . - N52. - Art. 6961