Научная статья на тему 'Общественный контроль строительных компаний со стороны СРО в условиях гражданского общества'

Общественный контроль строительных компаний со стороны СРО в условиях гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СРО) / ДЕЛИКТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЕДИНАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА / БАЗА ДАННЫХ ПО РЕАЛИЗУЕМЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ ПРОЕКТАМ / БАЗА ДАННЫХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Константинов И. И., Барыкин С. Е.

Саморегулируемые организации (СРО) в России являются необходимым элементом гражданского общества. Переход к саморегулированию в экономике обусловлен становлением и развитием института общественного контроля и общественного обсуждения деятельности организаций. В области строительства следует создать единую информационную систему реализуемых и подготавливаемых к реализации инвестиционных проектов строительных компаний для повышения качества строительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественный контроль строительных компаний со стороны СРО в условиях гражданского общества»

5. Обзор российского рынка пластиковых окон // Система межрегиональных маркетинговых центров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11873.html. - Загл. с экр.

6. РБК. Исследования рынков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/rev_short/31774024.shtml, свободный. - Загл. с экр.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ СО СТОРОНЫ СРО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

© Константинов И.И.*, Барыкин С.Е.*

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

г. Санкт-Петербург

Саморегулируемые организации (СРО) в России являются необходимым элементом гражданского общества. Переход к саморегулированию в экономике обусловлен становлением и развитием института общественного контроля и общественного обсуждения деятельности организаций. В области строительства следует создать единую информационную систему реализуемых и подготавливаемых к реализации инвестиционных проектов строительных компаний для повышения качества строительных работ.

Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации (СРО), деликтная ответственность, единая строительная торговая площадка, база данных по реализуемым строительными компаниями проектам, база данных по организации торгов в строительстве.

Действующий в розничной торговле принцип спекуляции (от лат. specu-Мю - выслеживание, высматривание), предполагающий получение дохода за счет разницы между ценами покупки и продажи, в некоторой степени присутствует в различных областях деятельности, направленной на систе-магическое извлечение прибыли. Однако для функционирования и развития гражданского общества в России необходимо сочетание этого принципа с высоким уровнем качества оказываемых услуг. Необходим комплексный подход к регулированию деятельности коммерческих организаций с учетом интересов участников хозяйственного оборота и гражданского общества в целом.

* Аспирант кафедры «Международный бизнес» отделения «Международная высшая школа управления» Инженерно-экономического института Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

* Профессор кафедры «Международные экономические отношения» отделения «Международная высшая школа управления» Инженерно-экономического института Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, доктор экономических наук.

В различных сферах деятельности (аудиторской, оценочной, строительной, рекламной, деятельности арбитражных управляющих и др.) образованы профильные саморегулируемые организации (СРО), деятельность которых регулируется Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [1]. В соответствии с ч. 1 статьи 2 Закона под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ч. 1 статьи 3 Закона).

Российским специалистом в области правового сопровождения договоров строительства и ремонта Даутия Т.В. выделены четыре основных принципа саморегулирования [2]:

1. базой саморегулирования является действующее законодательство;

2. саморегулирование направлено на частичное замещение государственного регулирования в определенных областях экономики;

3. правила поведения, выработанные в СРО, дополняют и конкретизируют соответствующие нормы законодательства;

4. нормы саморегулирования, как правило, ужесточают требования к участникам рыночных отношений.

Следует согласиться с мнением специалиста в области предпринимательского права В.А. Лаптева (старшего преподавателя кафедры МГЮА), что возникновение отраслей права закономерно и, например, трудно представить существование корпоративного или банковского права в Древнем Риме [3]. Развитие общественных отношений создает нормативное «обеспечение», впоследствии обособляющееся в институты, далее в систему норм права, а затем в отрасли права. Хозяйственный оборот в России и провозглашение свободы экономической деятельности, равная защита всех форм собственности, свобода объединения (ст. 8, 34 и 35 Конституции РФ) повлекли за собой возникновение новых правовых категорий.

Передача полномочий государства по выдаче строительных лицензий саморегулируемым организациям привела к возникновению новой формы экономической деятельности (деятельность саморегулируемых организаций), которая направлена на регулирование отношений в области, в которой действует принцип систематического извлечения прибыли. Такой переход был обусловлен необходимостью регламентации общественного контроля и

общественного обсуждения деятельности организаций. Ранее деятельность организаций регулировалась со стороны государства путем лицензирования. Однако выдача лицензий не обеспечивало должный уровень качества выполняемых работ и оказываемых услуг организациями. Само по себе создание СРО не устранило проблему повышения качества в строительстве, но позволило закрепить фундамент для дальнейшего строительства механизма контроля качества строительных организаций.

Специалистом в области философии права А.Н. Литвиновым (доцент кафедры философии права, истории и культурологии Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко) использован социокультурный термин «аномия», под которым понимается состояние общества, когда значительная часть его членов, зная о существовании обязывающих их правовых и моральных норм, систематически нарушает их [4]. Литвинов справедливо отмечает, что в гражданском обществе рассматриваются взаимоотношения человека и общества с позиции человека без давления государства. Суть гражданского общества по Г. Гегелю состоит в утверждении человека себя как гражданина путем рациональной практики и соответствующей аргументации. При этом главной проблемой представляется проблема и осознания каждым гражданином ответственности для себя и перед согражданами.

Гражданское общество по Гегелю содержит в себе три основных элемента [5, с. 233]:

1. опосредование потребности и удовлетворение единичного посредством его труда и посредством труда и удовлетворения потребностей всех остальных, систему потребностей (можно сказать, что система потребностей гражданского общества предполагает направленность труда каждого гражданина не только на удовлетворение собственной потребности, но и на и удовлетворение потребностей остальных граждан);

2. действительность содержащегося в этом всеобщей свободы, защиты собственности посредством правосудия;

3. забота о предотвращении остающейся в этих системах случайности и внимание к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпораций.

По мнению Литвинова можно использовать термин «новый социальный порядок», содержание которого может совпадать в той или иной степени с «гражданским обществом» с учетом культурно-исторических особенностей существования общества и государства.

Для построения гражданского общества необходим общественный контроль за деятельностью строительных компаний со стороны СРО. Выделим основные проблемы в строительной отрасли в период действия Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [6]:

1. необъективность требований заказчика к претендентам.

2. неполнота информации при организации торгов;

3. антагонистические игры претендентов, выраженные в проявлении демпинга.

В строительстве необходимо избежать ситуации целенаправленного искажения результата проведения торгов. Например, в условиях функционирования множества площадок размещение заказа на определенной площадке при ограничении доступа к торгам других участников. Для этого применялся некорректный ввод организацией-заказчиком наименования торгов (подмена букв в наименовании объекта по которому планируется выполнение проектных или строительных работ) что делало невозможным поиск потенциальными подрядчиками условий проведения торгов.

Возникали ситуации, когда заказчиками выставлялись неисполнимые критерии для претендентов. Например, в решении Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) от 16 апреля 2012 «О нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов» указан факт нарушения заказчиком Федерального закона № 94-ФЗ при установлении подкритерия, который не позволяет оценить квалификацию участника размещения заказа и создает преимущественное условие отдельным участникам размещения заказа. Наименование подкритерия - «наличие в составе российской делегации по первой совместной проверке прохождения линии государственной границы между Российской Федерации и Китайской Народной Республикой представителя участника Конкурса» [7]. Очевидно, что тем самым заказчик заранее ограничивает количество участников для выбора определенного претендента.

При рассмотрении вопроса степени объективности оценки и сопоставления конкурсной комиссией заявок участников следует обратить внимание на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31 января 2013 г., который подчеркнул, что прерогативой конкурсной комиссии, а не судебной инстанции является соответствие информации в заявках, поданных участниками конкурса, и определение победителя по критериям, установленным конкурсной документацией [8]. Решение проблемы необъективности требований заказчика к претендентам видится в унификации требований к разработке методических указаний, содержащих перечень критериев оценки заявок претендентов на конкурс.

Не менее важной проблемой проведения аукционов стал демпинг, который приводил к значительному падению цены в ходе торгов на величину более 50 % от первоначальной цены, заявленной заказчиком. Экономический ущерб демпинга в ходе торгов проявлялся в том, что строительные компании по причине демпинга были вынуждены вести деятельность фактически без прибыли, так как снижение цены без ущерба для финансового результата деятельности могли позволить себе только небольшие фирмы, не

имеющие необходимую производственную базу и штата квалифицированных сотрудников.

В части 4 статьи 10 Федерального закона № 94-ФЗ указано, что Правительством Российской Федерации устанавливаются перечни товаров, работ и услуг, размещение заказов на поставки (выполнение работ и оказание услуг) которых осуществляется только путем проведения аукциона. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, не допускается размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса и осуществляется в соответствии с частью 4.2 статьи 10, т.е. путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Такой перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ № 236-р [9]. В него попадают строительные услуги и объекты строительства. Таким образом, в законодательстве закреплен единственный критерий отбора победителя при оценке заявок подрядчиков - минимум цены заявки. Однако существующая практика оценки строительной компании по единственному критерию не отвечает основной цели саморегулирования в гражданском обществе - повышение качества строительства.

Федерального закона № 94-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающим в силу с 1 января 2014 года [10]. По новым правилам при проведении государственных закупок оценка заявок будет проводиться исходя не только из цены контракта, но и из других критериев, что способствует повышению объективности торгов [11].

В новом законе Федеральном законе № 44-ФЗ появляется понятие «антидемпинговых мер» (Статья 37 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона»). При представлении заявки с ценой контракта ниже, чем на 25 % и более по сравнению с (максимальной) ценой, указанной заказчиком в извещении об осуществлении закупки, участник, представивший такую заявку, обязан выполнить следующие действия.

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более пятнадцати миллионов рублей и участником закупки предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (ч. 1 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ).

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет менее 15 миллионов рублей и участником закупки предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже на-

чальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после выполнения участников одного из следующих требований (ч. 2-3 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ):

1. после предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса;

2. после предоставления информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, к которой относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не менее одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) либо четырех и более контрактов (при этом не менее чем 75 процентов контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее 20 процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.

Реализация механизма саморегулирования осуществляется через разработку правил и стандартов профессиональной деятельности, обеспечения надлежащего контроля со стороны СРО за деятельностью своих членов, защиты интересов участников СРО перед третьими лицами. Разрабатываемые СРО правила зачастую содержат более высокие требования к качеству товаров (работ, услуг) по сравнению с нормативными правовыми актами государственных органов. Неисполнение этих правил либо их ненадлежащее исполнение обеспечивается возможностью применения со стороны СРО санкций в отношении своих членов вплоть до исключения из СРО. Государство в лице уполномоченного органа осуществляет общий надзор в соответствующей сфере деятельности [12].

Федеральный законе № 44-ФЗ предусматривает возможность государственного контроля за проведением конкурсов, предоставляя право СРО осуществлять контроль качества строительных работ непосредственно на объекте строительства. СРО является лицом, ответственным за убытки, причиненные членом СРО третьим лицам. Поэтому для СРО имеет большое значение возможность влиять на повышение качества строительства до необходимого уровня.

Усложнение социальных связей в процессе развития общества вместе с появлением большого количества опасных для человека факторов и т.п. обусловили необходимость обеспечения справедливой компенсации потерпевшим, что в результате привело к эволюционной замене индивидуалистической парадигмы ответственности на другую парадигму - социализирован-

ную ответственность [13]. Члены СРО формируют компенсационный фонд для возмещения убытков третьим лицам. В соответствии с частью 1 статьи 1064 ГК РФ возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, подлежит вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица. При этом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причини-телем вреда. Субсидиарная ответственность саморегулируемой организации в сфере строительства по внедоговорным обязательствам своих членов особенно важна в случае причинения вреда жизни и здоровью. Можно согласиться с О.Г. Ершовым (старший преподаватель кафедры гражданско-право -вых дисциплин Омской академии МВД РФ), что природа обязанности по пополнению компенсационного фонда в основании не имеет санкцию за правонарушение, так как добросовестные члены саморегулируемой организации не совершали правонарушения. Поэтому обязанность добросовестных членов саморегулируемой организации внести дополнительные суммы в компенсационный фонд не является ответственностью, так как с их стороны отсутствует противоправность поведения и причинно-следственная связь с недостатками работ [14].

Однако добросовестные члены СРО заинтересованы в том, чтобы уменьшать размер ущерба третьим лицам со стороны недобросовестных членов. Сделать это можно через осуществление СРО контроля уровня качества выполняемых строительными организациями работ и оказываемых услуг. Причинно-следственная связь между ущербом, причиняемым недобросовестными членами третьим лицам, и производимыми СРО выплатами пострадавшим от действия или бездействия недобросовестных членов СРО за счет общей суммы компенсационных взносов обуславливает актуальность разработки теоретического инструментария проверки уровня качества строительных работ и услуг со стороны СРО. Необходимым условием осуществления такого контроля качества является формирование единой информационной базы функционирования строительных организаций, включающей 2 основные базы данных, обновляемых в текущем режиме:

1. база данных по реализуемым строительными компаниями проектам;

2. база данных по организации торгов в строительстве.

Формирование рассматриваемых баз данных предполагает упорядочивание информации об участниках торгов (подрядчиках) и ставит, с одной стороны, вопрос об открытости информации об участниках торгов, а с другой стороны, вопрос об искусственных ограничениях доступа к участию в торгах. По нашему мнению, следует организовать Единую строительную торговую площадку при отстранении от активной деятельности неизвестных площадок без фильтра качества подрядчиков, что позволит повысить качество работ в строительстве и устранить возможность искусственного ограничения доступа претендентов к участию в конкурсе.

Основные преимущества Единой строительной торговой площадки заключаются в следующем:

1. в появлении открытой информации по объектам торгов, что позволяет решить проблему искусственных ограничений доступа участников к торгам;

2. в выведении прозрачной отчетности строительных организаций в режиме текущего доступа по строящимся объектам, что способствует проведению СРО анализа уровня качества выполненных строительными организациями работ и оказанных услуг;

3. в разработке СРО фильтра качества подрядчиков, ориентированного на допуск к строительным работам только тех подрядчиков, результаты деятельности которых соответствуют требованиям к качеству выполняемых работ и оказываемых услуг в строительстве.

Можно предложить следующие этапы разработки теоретических положений и методических рекомендаций по повышению качества работ и услуг строительных компаний посредством общественного контроля со стороны СРО:

Этап 1. Создание и расширение теоретической базы функционирования Единой строительной торговой площадки (ЕСТП).

Этап 2. Теоретическое обоснование совершенствования фильтра качества подрядчиков.

Этап 3. Разработка методики оценки и сопоставления заявок участников в процессе определения победителя конкурса для упрощения и максимальной прозрачности процедуры сопоставления заявок участников.

Этап 4. Формирование концепции универсального подхода к повышению качества работ и услуг в строительстве.

Этап 5. Разработка типовых рекомендаций для совершенствования системы менеджмента качества строительства.

Перечисленные этапы показывают причинно-следственную связь между созданием ЕСТП, разработкой универсальных методических рекомендаций оценки и сопоставления заявок и улучшением качества строительства. При этом в основу теоретической базы функционирования ЕСТП положен тезис об общественном контроле качества в строительстве со стороны СРО.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г.

2. Даутия Т.В. Особенности гражданско-правового статуса саморегулируемой организации в сфере строительства и ее членов // СПС Консультант-Плюс. - 2011.

3. Лаптев В.А. Роль предпринимательского права для бизнеса в России // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2012. - № 2. - С. 45-50.

4. Литвинов А.Н. Формирование гражданского общества на постсоветском пространстве как культурная проблема (философско-правовые аспекты) // Общество и право. - 2011. - № 3. - С. 26-33.

5. Гегель Г.В.Ф. Философия права: пер. с нем. / Ред. и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц; авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

6. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.

7. Решение ФАС России от 16.04.2012 по делу № К-616/12 «О нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов».

8. Решение Арбитражного суда Владимирской области от 31 января 2013 г. по делу № А11-6967/2012.

9. Распоряжением Правительства РФ № 236-р от 27.02.2008 «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона».

10. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11. Беспалов М. О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2012. - № 4. - С. 21, 38-46.

12. Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // «Журнал российского права». - 2007. - № 8.

13. Богданов Д.Е. Влияние принципа справедливости на эволюцию учения о причинности в деликтной ответственности // Адвокат. - 2012. - № 7. -С. 5-15.

14. Ершов О.Г. Ответственность саморегулируемых организаций в сфере строительства по обязательствам своих членов // Налоги. - 2010. - № 40. -С. 25-30.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Степанов А.И.*

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Строительная отрасль экономики России объединяет на сегодняшний день более 120 тысяч строительных организаций, предприятий строи-

* Магистрант кафедры Финансов и кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.