Научная статья на тему 'Принцип диверсификации непрерывного профессионального образования в региональном университетском комплексе'

Принцип диверсификации непрерывного профессионального образования в региональном университетском комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабугоева Марина Сафарбиевна

В статье рассматриваются концептуальные основания модернизации системы высшего профессионального образования в аспекте диверсификации, актуализировавшем проблему регионального университетского комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип диверсификации непрерывного профессионального образования в региональном университетском комплексе»

2 "Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (34), 2009

М. с. БАБУГОЕВА

ПРИНЦИП ДИВЕРСИФИКАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ

в статье рассматриваются концептуальные основания модернизации системы высшего профессионального образования в аспекте диверсификации, актуализировавшем проблему регионального университетского комплекса.

Ключевые слова: региональный университетский комплекс, диверсификация, система высшего профессионального образования.

Разрабатываемая на современном этапе в контексте Болонского процесса вариативная модель системы высшего профессионального образования (ВПО) включает в себя реализацию регионального университетского комплекса (РУК). Стратегия этой модели должна соответствовать следующим требованиям постиндустриального общества: диверсификация, открытость и демократизм, мульти-культурность и толерантность, инновационность и непрерывность, гуманитарность и фундаментальность, диалогичность и субъектность.

Поиски адекватных новому типу культуры моделей образования, отвечающих перечисленным требованиям, составляют одну из актуальных проблем современной педагогики. «Центральным звеном любой национальной системы высшего образования мира на протяжении длительного исторического периода остается многопрофильный крупномасштабный исследовательский региональный университет (областной или республиканский <.. .> штата, земли и т. п.). Эти университеты, кроме решения общих задач высшего образования населения, обеспечивают крайне дорогостоящее, основанное на научных исследованиях воспроизводство научных и педагогических кадров, без которого невозможно существование всей образовательной системы в целом» [1].

Анализируя основные тенденции, обозначенные в разнообразных программных документах, можно сделать вывод о диверсификации современной системы высшего образования или, по В. Г. Кинелеву, «университизации высшего образования, регионализации университетского образования, развитии интегративных социокультурных функций университетов» [2] (возрождении и преимущественной поддержке университетских форм). А. Б. Суворинов, В. И. Сергеев, В. И. Черковский отмечают, что следует закрепить приоритет за развитием университетов как региональных центров образования, науки и культуры, ведущего звена в подготовке и переподготовке широко эрудированных и высококвалифицированных специалистов. Н. С. Ладыжец в книге «Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации» (1992) подчеркивает, что принцип диверсификации должен определять стратегию развития ВПО как поддержание

существенных различий в программах и функциях вузов в соответствии с многообразными социально-культурными и социально-экономическими запросами.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» определены новые требования, предъявляемые к высшей ступени системы российского образования. Высшая школа (в широком смысле этого слова) должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Необходимо воспитывать современно образованных, нравственных людей, которые в ситуации выбора смогут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия. Специалистов, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. Важно использовать потенциал образования для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства, формирования профессиональной элиты на началах приоритета прав личности.

Модернизацию российской высшей школы можно представить, как минимум, двумя направлениями, одно из которых характеризует институционально-организационные изменения на основе принципа диверсификации высшего образования, в том числе и создания регионального университетского комплекса; другое - институционально-содержательные изменения (фунда-ментализация, гуманитаризация, непрерывность, информатизация и т. п.). В этом плане находит объяснение изменившаяся роль РУК в связи с новыми целями образования, процессами демократизации и регионализации. Принцип диверсификации в образовании направлен на расширение прав образовательных учреждений (ОУ), усиление конкуренции между ними, развитие и расширение профессионального поля деятельности.

Социально-экономические процессы, связанные с выделением субъектности регионов, по-

№ 5 (34), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^

требовали от РУК инициативных и согласованных действий в реализации принципа диверсификации высшего образования (ДВО). РУК действует в системе координат поликультурных и социально-экономических условий, регионального рынка труда, формирующих социальный заказ на качество предоставляемых образовательных услуг.

Гармоничное слияние общегосударственных и региональных особенностей всегда было характерно для функционирования университетов на территории России. Принцип ДВО может быть эффективным при условии сохранения и стабилизации единого образовательного пространства, механизмом которого выступают государственные образовательные стандарты, позволяющие учитывать национальные и региональные особенности при формировании РУК. Данная ситуация нашла отражение в Постановлении Правительства РФ «Об университетских комплексах» № 676 от 17 сентября 2001 года. В нем, в частности, говорилось, что с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий ОУ, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения [3].

В свете подобных решений ДПО рассматривается как методологический принцип развития непрерывного профессионального образования, формирующего новую педагогическую систему и современную типологию профессиональных ОУ.

Обратимся к истории понятия «диверсификация». Оно было введено в научный оборот с середины 1950-х годов и обозначало новое явление в экономике развитых капиталистических стран, связанное с процессом концентрации капитала на межотраслевом уровне. Диверсификация (от лат. diversus «разный» + facere «делать») - это разнообразие, разностороннее развитие, расширение ассортимента производимых изделий и видов предоставляемых услуг. В сферу образования понятие «диверсификация» перешло в западноевропейской науке на рубеже 1960-1970-х годов, с началом процесса структурного реформирования образовательных систем. Под ним подразумевалось разнообразие, расширение видов образовательных услуг, приобретение новых видов деятельности, которые ранее не были свойственны системе образования. Поскольку профессиональное образование (ПО) создает объективные условия для расширения профессиональных знаний, обогащения опыта, овладения способами познавательной, профессиональной и социальной практики будущих специалистов и формирует целостную личность, имело смысл рассматривать диверсификацию как целостное социально-педагогическое явление. Его

основные проблемы в системе непрерывного ПО решались при поиске методологических оснований диверсификации, ее целей, функций и конечного результата.

В современном гуманитарном знании этот феномен рассматривается в двух аспектах. Выделяют диверсификацию горизонтальную (расширение образовательных услуг) и вертикальную (развитие различных связей с социокультурными учреждениями в рамках университетского образовательного комплекса).

На уровне горизонтальной диверсификации исследователями (Л. Влацен и др.) выделены следующие тенденции формирования образовательной системы:

- создание новых государственных ОУ;

- структурная диверсификация государственных ОУ;

- организация частных, коммерческих и некоммерческих ОУ различного типа.

Назначение вертикальной диверсификации видится в расширении спектра образовательных услуг, повышении их качества путем введения новых образовательных технологий. Так, В. И. Байденко понимает под «диверсификацией в образовании» глобальный процесс, в рамках которого должен произойти отход от традиционных образовательных систем, от принципа унитарного и унифицированного их построения (включая содержание образовательных программ, виды и типы реализующих их учебных заведений, органы управления образованием). Ученый видит в понятии «диверсификация»:

- философскую категорию;

- одно из направлений (тенденций) реформирования образования;

- принцип современной образовательной политики;

- имманентную характеристику современных образовательных систем и академической культуры.

Ф. Д. Альтбах охарактеризовал процесс развития и модернизации академической системы ВПО как создание новых «послесредних учебных заведений» для удовлетворения вновь возникших потребностей - важнейшую тенденцию последних лет, которая будет определять формирование академической системы [4].

А. Г. Смирнов считает, что на основе процесса диверсификации возможно создание более гибкой системы образования, способной реагировать на любые акты в сфере конъюнктуры рынка труда, что он рассматривает как фактор сглаживания доступа к престижному университетскому образованию и способ совершенствования самой системы образования [5].

А. И. Галаган, Г. И. Полянская рассматривают принцип диверсификации как альтернативу традиционному обучению и совершенствованию образовательного процесса, которая способствует духовно-нравственному, творчески-активному и социально значимому становлению личности [6]. Согласно этим авторам, модернизация системы непрерывного образования формиру-

"Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (34), 2009

ет многообразие социокультурных технологий, обеспеченное вариантами образовательных программ, учитывающими способности и потребности индивида.

Диверсификация позволит последовательно выявить необходимые устойчивые закономерности непрерывного образовательного процесса и условий его организации на основе специфических задач, решаемых в региональном университетском комплексе. Образовательная функция РУК может выступать как «инструментальная» (для достижения социальной мобильности) и «терминальная» (убеждение в том, что конечная цель личностного существования стоит того, чтобы к ней стремиться) ценность в непрерывном процессе целенаправленного формирования гуманистической личности.

Новая система непрерывного образования, реализованная в региональной модели ВПО, будет способствовать формированию профессионально мобильной личности будущего специалиста. Как полагает Т. Э. Мангер, построение новой системы возможно при интеграции принципов диверсификации в образовательный процесс, создающей следующие личностно ориентированные условия:

- гуманизация в региональном поликультурном образовательном пространстве как процесс и результат инкультурации;

- демократизация образования;

- инновационный характер образования и условий становления профессионально мобильной личности;

- фундаментализация ВПО [7].

Итак, в аспекте исследуемой проблемы принцип диверсификации выступает методологической базой реформ системы непрерывного высшего профессионального образования, диктуемых современными социокультурными условиями, а также вектором модернизации и ориентиром теоретических и проектировочных разработок для регионального университетского комплекса.

Литература

1. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социология образования перед новыми проблемами. М.; Омск, 2003. С. 212.

2. Кинелев В. Г. Российская система высшего образования: проблемы и перспективы // Стратегия развития университетского технического образования в России: материалы всерос. науч.-методич. конф. (4-6 февр. 1988 г.). М., 1999. С. 7.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Подготовлена Ми-нобразованием России и одобрена Председателем Правительства РФ (распоряжение № 1756-р от 28.12 2001 г.) // Бюллетень Минобразования. 2002. № 2. С. 2-31.

4. Альтбах Ф. Д. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. М., 1992.

5. Смирнов А. Г. Система высшего образования стран Запада. М., 1991.

6. Галаган А. И., Полянская Г. И. Система зарубежной высшей школы. М., 1998.

7. Мангер Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования как научно-педагогическая проблема: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2008.

М. S. BABUGOEVA. THE PRINCIPLE OF DIVERSIFICATION OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN THE REGIONAL MULTIVERSITY

The author of the article investigates the concept reasons for modernization of the system of higher professional education in the aspect of diversification that makes actual the problem of the regional multiversity.

Key words: regional multiversity, diversification, the system of higher professional education.

и. А. ЕМКУЖЕВА

ЭМПАТИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ САМООРГАНИЗАЦИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМАХ

Феномен эмпатии рассматривается в статье с позиции синергетической теории как один из механизмов самоорганизации социокультурных систем.

Ключевые слова: самоорганизация, эмпатия, социокультурная система.

В современной науке доминирует установка на открытость и «мозаичность» социокультурных процессов. На смену линейным детерминированным концепциям приходит синергетическая модель мироустройства. Теория самоорганизации, как и предсказывали ее основоположники, распространила свое влияние на сферу не только естественнонаучного, но и социогуманитарного знания.

Синергетика претендует на статус физической и философской теории. Конец XX века ознаменован становлением и утверждением синергетичес-кой парадигмы на фоне глобальной научной революции, в ходе которой на смену представлениям о линейности, предсказуемости, детерминизме, прогрессе приходит теория неравновесного, неустойчивого, непредсказуемого многовариантно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.