Научная статья на тему 'Эмпатия как один из механизмов самоорганизации в социокультурных системах'

Эмпатия как один из механизмов самоорганизации в социокультурных системах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
214
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САММОРГАНИЗАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Емкужева Инна Аниуаровна

Феномен эмпатии рассматривается в статье с позиции синергетической теории как один из механизмов самоорганизации социокультурных систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпатия как один из механизмов самоорганизации в социокультурных системах»

"Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (34), 2009

ет многообразие социокультурных технологий, обеспеченное вариантами образовательных программ, учитывающими способности и потребности индивида.

Диверсификация позволит последовательно выявить необходимые устойчивые закономерности непрерывного образовательного процесса и условий его организации на основе специфических задач, решаемых в региональном университетском комплексе. Образовательная функция РУК может выступать как «инструментальная» (для достижения социальной мобильности) и «терминальная» (убеждение в том, что конечная цель личностного существования стоит того, чтобы к ней стремиться) ценность в непрерывном процессе целенаправленного формирования гуманистической личности.

Новая система непрерывного образования, реализованная в региональной модели ВПО, будет способствовать формированию профессионально мобильной личности будущего специалиста. Как полагает Т. Э. Мангер, построение новой системы возможно при интеграции принципов диверсификации в образовательный процесс, создающей следующие личностно ориентированные условия:

- гуманизация в региональном поликультурном образовательном пространстве как процесс и результат инкультурации;

- демократизация образования;

- инновационный характер образования и условий становления профессионально мобильной личности;

- фундаментализация ВПО [7].

Итак, в аспекте исследуемой проблемы принцип диверсификации выступает методологической базой реформ системы непрерывного высшего профессионального образования, диктуемых современными социокультурными условиями, а также вектором модернизации и ориентиром теоретических и проектировочных разработок для регионального университетского комплекса.

Литература

1. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социология образования перед новыми проблемами. М.; Омск, 2003. С. 212.

2. Кинелев В. Г. Российская система высшего образования: проблемы и перспективы // Стратегия развития университетского технического образования в России: материалы всерос. науч.-методич. конф. (4-6 февр. 1988 г.). М., 1999. С. 7.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Подготовлена Ми-нобразованием России и одобрена Председателем Правительства РФ (распоряжение № 1756-р от 28.12 2001 г.) // Бюллетень Минобразования. 2002. № 2. С. 2-31.

4. Альтбах Ф. Д. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. М., 1992.

5. Смирнов А. Г. Система высшего образования стран Запада. М., 1991.

6. Галаган А. И., Полянская Г. И. Система зарубежной высшей школы. М., 1998.

7. Мангер Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования как научно-педагогическая проблема: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2008.

М. S. BABUGOEVA. THE PRINCIPLE OF DIVERSIFICATION OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN THE REGIONAL MULTIVERSITY

The author of the article investigates the concept reasons for modernization of the system of higher professional education in the aspect of diversification that makes actual the problem of the regional multiversity.

Key words: regional multiversity, diversification, the system of higher professional education.

и. А. ЕМКУЖЕВА

ЭМПАТИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ САМООРГАНИЗАЦИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМАХ

Феномен эмпатии рассматривается в статье с позиции синергетической теории как один из механизмов самоорганизации социокультурных систем.

Ключевые слова: самоорганизация, эмпатия, социокультурная система.

В современной науке доминирует установка на открытость и «мозаичность» социокультурных процессов. На смену линейным детерминированным концепциям приходит синергетическая модель мироустройства. Теория самоорганизации, как и предсказывали ее основоположники, распространила свое влияние на сферу не только естественнонаучного, но и социогуманитарного знания.

Синергетика претендует на статус физической и философской теории. Конец XX века ознаменован становлением и утверждением синергетичес-кой парадигмы на фоне глобальной научной революции, в ходе которой на смену представлениям о линейности, предсказуемости, детерминизме, прогрессе приходит теория неравновесного, неустойчивого, непредсказуемого многовариантно-

№ 5 (34), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^

го развития. Указывая на ограниченность классической парадигмы, ученые ищут новые подходы к динамике таких суперсложных систем, как общество, культура, личность. Научная парадигма синергетики открывает новые пути решения социальных проблем. Соответствующая познавательная модель, определяя направленность исследования, задает свои критерии понимания природы и современного состояния общества, культуры - изучает закономерности нелинейной структуры развития систем, влияние «аттракторов» в ходе соперничества между разными «траекториями» новых форм упорядоченности, зарождающихся в состоянии «хаоса».

При этом методология изучения социальных и культурных объектов не должна механически переноситься из сферы естествознания в социальные науки. По мнению М. С. Кагана, «изоморфизм законов развития природных и социальных систем не может быть полным, так как решающую роль в развитии последних играет сознательная, свободная активность личности» [1]. Исходя из этого, задача культурологии состоит в выявлении закономерностей, управляющих развитием антропогенных (социокультурных) систем.

Синергетический подход к изучению культуры дает возможность рассматривать ее как сложную самоорганизующуюся систему, первичным элементом которой выступает личность с присущим ей специфическим набором способностей, интересов, потребностей, целей, ценностей. Признается высочайшая степень сложности (гетерогенности) и информативности этого феномена, функционирование и развитие которого неотделимо от общества. Вне общества культура не существует, она отличается от развития других систем высокой степенью неопределенности, нелинейности, непредсказуемости.

Комплекс синергетических категорий способствует переосмыслению ряда проблем культурологии (например, динамики развития культур). Традиционно считалось, что все изменения социокультурной системы происходят вследствие ее приспособления к изменяющимся внешним условиям среды. Теперь ставится «акцент на имманентном характере противоречий между обществом и природой, временная стабилизация отношений между которыми обеспечивается, прежде всего, балансом культурного развития и систематически нарушается активностью самого общества» [2]. Можно сказать, что социальная система приспосабливается не столько к спонтанно изменяющимся условиям среды, сколько к растущим возможностям и последствиям человеческой деятельности.

В синергетике различают два этапа развития сложных систем. Первый характеризуется стационарностью (жесткая детерминированость эволюционных процессов, предсказуемость будущих состояний). Под влиянием внешних воздействий и в результате обострения внутренних противоречий начинается новый этап, связанный с нарушением внутреннего равновесия (потерей устойчивости). Признание потенциально возможного

раздвоения (бифуркации) путей, на которых происходит выход системы из кризисного состояния, заставило ввести в оборот термин «точка бифуркации». После этой точки в развитии процесса возникает несколько ветвей послекризисного становления. Количество возможных переходов определяется особенностями развивающейся системы и условиями ее взаимодействия со средой.

Как полагает В. А. Шевлоков, выбор пути определяется воздействием на систему одной из флуктуаций, возникающих в переходный период. Эволюция системы обусловлена не только прошлым, но и тенденциями грядущего (будущим). «Будущее состояние системы как аттрактор притягивает, организует, формирует наличное состояние. Вместе с тем альтернативность путей эволюции, присущая каждому уровню самоорганизующихся систем, не означает полного отсутствия необходимости» [3], определение одного из путей эволюции происходит в конечном счете тогда, когда из поля возможностей возникают структуры, удовлетворяющие принципам отбора, который формирует и допускает возможные состояния системы. Но в какое именно из них она перейдет, будет зависеть от случайных флукту-аций, в которых пороговое состояние достигнет критического значения.

Выход из кризиса считается конструктивным, если система приобретает качественно новое состояние с более высоким уровнем организации, чем до вступления в этап бифуркации. Этот процесс может протекать в форме «гигантской коллективной флуктуации, во время которой системы, до того проявлявшие лишь способность к хаотическим близкодействиям, вдруг обретают способность к дальнодействиям, объединяющим элементы в единый когерентный коллектив» [4]. Обнаружение конструктивного выхода из кризиса означает, что материи изначально присущи разрушительная и созидательная тенденции развития, без которых невозможно объяснить возникновение нового.

Почему высокоорганизованным системам присуще направленное историческое развитие? Объяснение этого наталкивается на определенные трудности. «Сама по себе самоорганизация при подходящих условиях случайным образом осуществляет единичный акт перехода системы в состояние с более высоким уровнем организованности, чем в исходном положении», - пишет Р. Е. Ровинский, обращая внимание на следующее. Поскольку направленный процесс состоит из последовательности взаимосвязанных «одиночных актов усложнения», можно усомниться в «возможности объяснить согласованное существование таких одиночных актов случайностью. Необходимое согласование <...> возможно при условии существования информации о будущих состояниях развивающейся системы» [5]. И такая информация должна содержаться в самой системе. Ошибочно считать, что более сложное новое порождает хаос. Оно, скорее, активизирует заложенные в системе внутренние возможности. Входя в «резонанс» с внешними условиями,

"Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (34), 2009

системы ведут (в условиях хаоса) к образованию упорядоченных структур, способных вступать во взаимодействие и порождать новое качество. Все развивается в полном соответствии с универсальным законом сохранения энергии и количества движения: ничто «не возникает из ничего» и не «уничтожается».

Другими словами, движущим фактором эволюции в социокультурных системах человеческого бытия является не хаос, лишающий систему устойчивости, а механизмы взаимодействия индивидов, социокультурных структур в условиях хаоса. При этом источником энергии служит человеческий интеллект, его неограниченные творческие потенции.

Таковы законы, являющиеся универсальными для существования естественных социокультурных (в том числе и этнических) систем. Немаловажную роль играет эмпатия (от греч. ет-patheia - «сопереживание», «сочувствие») - не случайно в последнее время этот термин получил распространение во всех гуманитарных дисциплинах. Многие свойства обозначаемого им явления еще недостаточно изучены, поскольку исследованию функций эмпатического мышления и поведения еще не уделялось достаточно внимания в науках социогуманитарного цикла. Не был отмечен и выделен мощный пласт культуры, сформировавшийся под влиянием сопереживания.

Обозначая его как культуру эмпатии, мы подразумеваем систему выработанных человечеством ценностей, норм и институтов, ориентированных на этико-эстетическую рационализацию мира - производство и воспроизводство сочувственного, понимающего сознания и поведения.

Эмпатию можно охарактеризовать не только как способ постижения мира, но и как один из важнейших факторов, обусловливающих тенденцию социокультурного развития человечества. Коллективное сознание неизбежно включает в себя эмпатию, благодаря которой в любой социокультурной системе поддерживается необходимый для ее воспроизводства уровень взаимного понимания, социальной и культурной сплоченности, солидарности.

Сочувствие является главным компонентом этнической самоидентификации, обязательной составляющей такого качества (состояния), как патриотизм. На почве внутриэтнической эмпатии вырастает желание действовать в пространстве объективных нужд и интересов народа, формируются соответствующие личностные потребности и обязанности. Межэтническая эмпатия создает внешнее поле взаимного понимания, сотрудничества и безопасности, необходимое для выживания этноса.

Характер и уровень эмпатии, степень ее инс-титуализации, востребованности, действенности

варьируются в широких пределах. Многое зависит от специфики сложившихся и формирующихся у членов данного общества целей, задач, приоритетов; от выбора, который делает социум на каждом этапе своей истории, конструируя компоненты социальной реальности, в том числе и характер этнического бытия.

Естественно, при постижении жизни этносов надо учитывать свойственную им культуру эмпа-тии - производство и воспроизводство понимающего, сочувственного сознания, этически благоприятной внешней и внутренней среды. Б. Х. Бгажноков подчеркивает важность положения о «конгруэнтности уровня эмпатии и социальной организации общества» [6]. Когда принципы и нормы эмпатии поддерживают в социуме высокий уровень позитивного внимания, согласия, признания, есть основания говорить о гармоничном обществе даже вне связи с характером развития цивилизации. Напротив, если культура эм-патии недостаточно развита (или отвергнута), мы имеем дело с неблагополучным обществом, в известном смысле опасным: негативно влияющим как на собственное бытие, так и на жизнь других, прежде всего соседних, обществ.

Таким образом, эмпатия выступает как имманентное свойство и способ человеческого существования, условие производства и воспроизводства таких базовых признаков этноса, как общий язык, самосознание, история, общие символы культуры и т. д.

На всем протяжении человеческой истории сочувствие выражалось в различных ценностях и нормах, в передаваемых из поколения в поколение способах мышления и поведения. Так воссоздавалась культура эмпатии, определяющая характер и общую направленность социальных процессов. И в таком, постоянно изменяющемся, но преемственном движении было заложено изначально конструктивное отношение к способам бытия.

Литература

1. КаганМ. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 34.

2. Назаретян А. П. Синергетика в гуманитарном знании // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 93.

3. Шевлоков В. А. Этносоциальная эволюция: синергетический аспект // Доклады Адыгской (Черкесской) международной академии наук. 2005. Т. 7. № 2. С. 156.

4. Ровинский Р. Е. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 166.

5. Там же. С. 168.

6. Бгажноков Б. Х. Основания гуманистической этнологии. М., 2003. С. 83.

I. A. EMKUZHEVA. EMPATHY AS ONE OF THE WAYS OF SELF-ORGANIZATION IN SOCIAL-CULTURAL SYSTEMS

The phenomenon of empathy is studied in the article from the point of synergetic theory as one of the ways of self-organization in social-cultural systems.

Key words: self-organization, empathy, social-cultural system.

№ 5 (34), 2009

"Культурная жизнь Юга России"

А. В. ПОПОВ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ИДЕАЛЬНОГО ОБЪЕКТА

(Математическая методология в социальной философии)

Автором статьи предложен оригинальный способ абстрагирования при социально-философском анализе статистических данных.

Ключевые слова: модель государства, математико-статистический метод, показатели качества жизни, глобализация.

Исходя их того, что организация жизни в планетарном масштабе представлена отдельными странами, проявляющими внутреннюю активность и взаимодействующими между собой, методологически возможно трактовать современное состояние общества как систему. Рассмотрим процесс моделирования системы планетарно организованного общества, допуская образование такой системы из автономных подсистем, но не отвлекаясь на вопросы их внутреннего устройства.

Процесс познания протекает через описание и интерпретацию новых явлений, с одной стороны, и создание теоретических концепций - с другой; в кризисные моменты актуализируется требование закрыть пробел между этими сторонами познания путем эмпирических исследований - корректно соотнести фиксируемые факты с теоретическими конструкциями. В качестве адекватного способа «закрытия пробела» можно рассматривать метод моделирования, реализуемый посредством регрессионного анализа.

Регрессионный анализ - метод моделирования и исследования свойств измеряемых данных. В настоящем случае они представляют собой пары значений зависимой переменной (переменной отклика) и независимой переменной (объясняющей переменной). Регрессионная модель является функцией независимой переменной и параметров с добавленной случайной переменной. Параметры регрессионной модели настраиваются так, чтобы модель наилучшим образом приближала данные. Критерием качества приближения (целевой функцией) обычно является среднеквадратичная ошибка: сумма квадратов разности значений модели и зависимой переменной для всех значений независимой переменной, взятых в качестве аргумента.

Предполагается, что зависимая переменная есть сумма значений модели и некоторой случайной величины. Предположение о характере распределения этой величины называется гипотезой порождения данных. Для подтверждения или опровержения этой гипотезы выполняются статистические тесты, называемые анализом регрессионных остатков. При этом считается, что независимая переменная не содержит ошибок [1].

Для решения задачи моделирования нами обобщены количественные показатели по 140 странам: данные международной статистики ООН [2] и частично материалы (промежуточные данные) проекта «Политический атлас совре-

менности» [3]. Для модели выбраны следующие факторы рейтинга стран: популяционная численность, процент городского населения, количество безработных, индекс государственности, индекс внешних и внутренних угроз, индекс институциональных основ демократии, индекс потенциала международного влияния. Отклик системы можно рассматривать как индекс качества жизни.

В результате многофакторного регрессионного анализа данных были рассчитаны коэффициенты для модели, где Y - отклик системы (индекс качества жизни), X X X . X7 - факторы, влияющие на отклик. Представим ее:

Y= - 1,930*10-6*X1 + 0,025*X2 - 0,029*X3+ + 0,262*X. - 0,160*X+ 0,156*X,+ 0,290*X,

4 ' 5 ' 6 ' 7

Расчет коэффициентов многофакторной регрессии произведен в Excel 2007 c использованием пакета анализа.

Для определения пригодности модели необходимо проанализировать коэффициент R-квадрат и значимость F-критерия.

Коэффициент детерминации R-квадрат показывает, насколько изменения зависимого признака (в процентах) объясняются изменениями совокупности независимых признаков. Иначе говоря, это доля дисперсии зависимого признака, объясняемая влиянием независимых признаков. Коэффициент детерминации R-квадрат равен 0,909, т. е. учтенные в модели факторные признаки объясняют результативный признак на 91%.

Мерой значимости регрессии служит значение так называемого F-критерия - отношения факторной дисперсии к остаточной. Значение F-критерия равно 190,692, а соответствующий ему уровень значимости составляет 8,54*10-66, что практически равно нулю, т. е. заведомо меньше 0,05. Таким образом, данная модель статистически значима.

Исходя из анализа коэффициента детерминации и критерия значимости, можно сделать вывод: полученная модель адекватна и статистически значима, т. е. пригодна для дальнейшего использования.

Расчет качества жизни для каждой страны производится по вышеприведенной формуле. Для классификации стран по качеству жизни применяется следующая шкала: 0 - очень низкое; 1 -низкое; 2 - ниже среднего; 3 - среднее; 4 - выше среднего; 5 - высокое; 6 - очень высокое. В приводимой нами таблице перечислены первые 27 позиций из 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.