Научная статья на тему 'Устойчивое развитие общества: синергетический подход'

Устойчивое развитие общества: синергетический подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
550
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / СИНЕРГЕТИКА / СИНЕРГИЯ / НИЗКАЯ СИНЕРГИЯ / ВЫСОКАЯ СИНЕРГИЯ / БЛАГОПОЛУЧНОЕ САМООРГАНИЗУЮЩЕЕСЯ ОБЩЕСТВО / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY / SYNERGY / SYNERGY LOW / HIGH SYNERGY / PROSPEROUS SOCIETY / SELF-ORGANIZING SOCIETY / NETWORK SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевлоков В.А.

В статье исследуется становящейся парадигма "Устойчивого развития общества"с позиций современного постнеклассического этапа развития научного познания общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY: SYNERGETIC APPROACH

The article examines becoming the paradigm of "sustainable development of society"from the standpoint ot the modern stage of development of post-nonclassical scientific knowledge society.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие общества: синергетический подход»

Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2016. № 2(13). C. 62-67. ISSN 2079-6641

DOI: 10.18454/2079-6641-2016-13-2-62-67

УДК 332

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В. А. Шевлоков

Институт прикладной математики и автоматизации, 360000, г. Нальчик,

ул. Шортанова, 89А

E-mail: shevlokov@rambler.ru

В статье исследуется становящейся парадигма "Устойчивого развития общества"с позиций современного постнеклассического этапа развития научного познания общества.

Ключевые слова: устойчивое развитие общества, синергетика, синергия, низкая синергия, высокая синергия, благополучное самоорганизующееся общество, сетевое общество

@ Шевлоков В. А., 2016

MSC 93A30

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY: SYNERGETIC APPROACH

V. A. Shevlokov

Institute of Applied Mathematics and Automation, 360000, Nalchik, Shortanova st., 89A, Russia

E-mail: shevlokov@rambler.ru

The article examines becoming the paradigm of "sustainable development of society"from the standpoint ot the modern stage of development of post-nonclassical scientific knowledge society.

Key words: sustainable development of society, synergy, synergy low, high synergy, prosperous society, self-organizing society, the network society

© Shevlokov V.A., 2016

Введение

Сущность становящейся парадигмы "Устойчивого развития общества"наиболее адекватно может быть представлена на основе синергетического концепта. Данная парадигма является, с одной стороны, выражением надежности и эффективности функционирования социума, ее основных институтов, ценностей и норм, с другой, - отражением самосознания общества в его попытках выживания и самосохранения, что представляет собой единство объективных и субъективных факторов общественно-исторического процесса.

Методологической основой формирования парадигмы устойчивого развития общества, с нашей точки зрения, выступает концепт "синергии". Данный концепт мы будем представлять в ее социально-гуманитарной интерпретации, данной, в первую очередь, Р. Бенедиктом и А. Маслоу, а также в современных трактовках Г. Хакена и И. Пригожина.

Прежде всего, о том, что понимать под устойчивым развитием общества и каковы его основные параметры? По нашему мнению и здесь мы солидарны с позицией Б.Х. Бгажнокова, устойчивое развитие - это, прежде всего, "относительное постоянство, согласованность и предсказуемость позитивных изменений во всех сферах социальной жизни: в быту, на производстве, в окружающей социальной среде, в сознании и во взаимоотношениях людей"[1].

Параметры устойчивого развития общества

В плане основных параметров устойчивого развития общества предполагается:

во-первых, прогнозируемая и закономерная динамика перемен к лучшему;

во-вторых, высокая политическая культура и твердая политическая воля власти;

в-третьих, социальный порядок, обеспечивающий благоприятные условия бытия человека и общества;

в-четвертых, постоянное улучшение базовых качеств личности, через усвоение основных моральных императивов и суждений подлинно демократического жизнеустройства и др.

Устойчивому развитию общества противостоит общество неустойчивое, для которого характерно нестабильность и перманентные кризисы во всех сферах жизнедеятельности - экономической, социальной, политической и духовной, что ведет состоянию турбулентности, которое расшатывает общество, вызывая у населения тревогу и неуверенность в будущем, недоверие людей друг к другу, к действиям и обещаниям властей.

Осуществление устойчивого развития общества не может обойтись без определенного идеала, в котором бы отражались не только надежды и чаяния людей, но и их высшие духовные устремления. С этой точки зрения идеал есть по существу воплощение единства как объективных, так и субъективных паттернов желаемого -благополучного общества. Такое общество должно восприниматься человеком безопасным и комфортным, в котором созданы условия для наиболее полной реализации заложенных в нем творческих сил и способностей.

Главное в представленном проблемном дискурсе: усмотрение того, что ощущение благополучия, душевного равновесия и комфорта возникает в столкновении наличного социального бытия с проектным, желаемым, во взаимодействии формируемых

социальных ожиданий с реальностью. И в этом ведущую роль играет состояние социального самочувствия. "Социальное самочувствие - субъективное переживание бытия, зависящее не только от объективных характеристик экзистенциального пространства, но и от сформировавшихся в ходе социализации субъективных представлений о счастье, успехе, социальном благополучии"[1]. Социальное благополучие здесь выступает синонимом "благополучного общества".

Благополучное общество, по мнению авторов, соответствует тому понятию, которое можно соотнести с высокосинергийным обществом - обществом с высокой социальной синергией, по выражению Бенедикт. И хотя у Бенедикёт речь идет о различии человеческих культур, об этосе культур, данное понятие, учитывая, в том числе, какое значение оно приобрело в парадигме современной постнеклассической науки, выполняет значительную эвристическую роль в понимании общественных процессов.

Но для начала необходимо выяснить: что же такое "синергия"в понимании Бенедикт и соответственно ее высокая и низкая формы, что позволит провести сравнительный анализ с современной их интерпретацией.

Использование термина "синергия-(зупе^у) и изложение своей концепции синергии Бенедикт осуществила в цикле лекций, прочитанных в колледже Брин Мор в 1941 году. Данный термин определял степень межличностного сотрудничестёва и гармоничного взаимоотношения внутри общества. Отсюда и применение термина для обозначения такого совместного действия отдельных людей, при котором, получаемый конечный результат превышает сумму результатов раздельной работы каждого конкретного человека.

А Маслоу, ученик Бенедикт, впоследствии ставший видным американским ученым, основателем гуманистической психологии, выделил синергию индивидуумов. Идентификация себя с другими людьми способствует проявлению высокой индивидуальной синергии. При успехе другого человека, которое приносит глубокое удовлетворение индивиду, сопрягается с тем, что ему в ответ предлагается щедрая помощь. По существу здесь происходит соединение эгоистических и альтруистических мотивов поведения. В помощи и поддержке другого человека индивид ищет и находит свое личное удовлетворение.

Идеальный вариант, когда индивиды делают то, что им следует делать, ибо они хотят это делать. В этом смысле, лучшим лекарством является не только лекарство эффективное, но и вкусное. Наряду с этим, "синергия"трактуется не только как определенная форма упорядочивания структур деятельности, но и социальных структур. Однако при этом необходимо осознание того, как это было в последствии обосновано Хакеном, "что встречающиеся синергетические формы упорядочивания ни в коем случае не присутствуют в материальном виде, это отнюдь не некая личность. Они являются, скорее, идеальными конструктами, которые все же оказывают воздействие на индивидуальное поведение людей"[2].

Именно в данной связи и оказалось возможным введение в научный оборот, для исследования социокультурных систем, таких идеальных конструктов как "низкая синергия"и "высокая синергия выводящих в конечном итоге на постнеклассическую методологию исследования сложных, и, в частности, социальных систем. "Я буду называть культуру низкосинергичной, - писала Бенедикт, - в том случае, если ее социальная структура вызывает противодействие одних ее членов действиям других, и высокосинергичной в том случае, если структура поощряет действия ее членов, направленные на общее благо... Я говорю о культурах с высоким социальным синер-

гизмом тогда, когда общественное устройство способствует взаимной выгоде из всех начинаний ее членов, и я говорю об обществах с низким социальным синергизмом, в которых индивидуум, добившийся выгоды, берет верх над остальными членами общества и добивается преимуществ за их счет, менее сноровистых и успешных"[3].

Благополучное общество - общество с высоким синергизмом должно обладать такими социальными институтами, которые позволяют преодолевать противоположность между добром и злом, эгоизмом и альтруизмом, при котором индивид, добиваясь своих, хотя и эгоистичных целей, реализует по существу альтруизм и заслуживает награды. Общество, вознаграждающее добро - это общество с высоким синергизмом. Важно отметить, что понятия "высокая синергия"и "низкая синергия"в отношении человеческих сообществ, в меньшей мере являются оценочными, в большей степени - объективны и дают меньше оснований для субъективистских трактовок.

Широкое проникновение в жизнедеятельность общества высокой синергии выражается, к примеру, в благотворительности, которая во многих других культурах вообще отсутствует. Это общество проявляет большую щедрость в сочетании с добротой и надежностью. С другой стороны, в современном обществе существуют институты, деятельность которых так или иначе способствуют настраиванию людей против друг друга, превращая их в соперников и конкурентов. Эти институты создают условия, когда люди вынуждены сражаться за блага при их ограниченном ресурсе.

Концепция "синергии"очень важна не только в изучении социокультурных систем на объективных основаниях, не только перспективами в новом осмыслении надкуль-турной системы ценностей, но и для исследования динамики развития как отдельных социальных систем, так и человеческого сообщества в целом.

Спустя более четверти века после прочтения Бенедект цикла лекций, в которой была представлена концепция "синергии немецким физиком-теоретиком, Хаке-ном был введен термин синергетика - как название нового междисциплинарного направления исследований явлений самоорганизации. Под самоорганизацией понимается процесс упорядочения (пространственного, временного или пространственно-временного) в открытой системе, за счет согласованного взаимодействия множества элементов ее составляющих [4].

Первоначально синергетика была направлена на исследование природных процессов, в частности, лазерное излучение - Хакеном и явление автокатализа - Приго-жиным. Однако обнаружение общих закономерностей в явлениях самоорганизации различной природы - физических, химических, биологических, привели к осознанию возможности использования синергетической парадигмы для исследования социальных процессов. Так, Хакеном была написана работа под названием "Самоорганизующееся общество основные параметры которого можно ассоциировать с обществом высокой синергии - обществом, частично соответствующим настоящему, но в основном, обществу будущего. Как в связи с этим указывает Хакен, "то, что мы будем делать в будущем, будет определяться не столько высоким уровнем развития техники, сколько социологическими конструктами, в особенности нахождением консенсуса в социальном плане [2].

Для дальнейшего осмысления идей Г. Хакена мы воспользуемся его работой "Синергетика"[4], где он предложил модель, отражающую принцип подчинения параметрам порядка, иллюстрируя ведущую роль определенного параметра в том или ином контексте процесса самооганизации. При этом, общий характер данной модели,

по мнению Хакена, позволяет применить ее и к социальным самоорганизующимся системам.

Математическая модель социальной самоорганизующейся системы

Модель представляет систему обыкновенных дифференциальных уравнений, связывающих параметры ¿г, (г = 1,2,...,п) :

¿1 = -71^1 + ф1(^1,..., 4п), ¿12 = -72^2 + $2(41,..., Яп),..., 4т = -Ут4т + $т(Я1,..., ¿п),

¿т+1 = -Ут+14т+1 + $m+1(ql,. . . , 4п),. . . , ¿п-1 = -Уп-14п-1 + фп^^Ь-^ qn),

4п = -Уп4п + $п(4 1,..., 4п),

где $1,...,$п - нелинейные функции переменных ¿1,...,¿п, не содержащие постоянных или нелинейных членов, 71,...,уп - постоянные затухания, причем все 71,...,7т во много раз меньше, чем любая из ут+1,...,уп. Тем самым параметры разбиты на две группы: слабозатухащие (с индексами от 1 до т) и быстрозатухающие (с индексами от т + 1 до п).

Хакен называет параметрами порядка, подчиняющими себе другие параметры (но предполагается, что какие-то из ¿1,...,¿т могут быть неустойчивыми, что возможно при уг < 0). В более общем случае полагается величины ¿1,...,¿п векторами; в этом случае вектор ¿г отражает состояние г-й подсистемы. Если в качестве параметров порядка выступают такие организующие факторы, как рассматриваемые в статье социальные институты, то модель взаимодействия отдельных факторов должна отражать конкурентный характер их взаимодействия, преодоление которых ведет к самоорганизации как будущему человеческого сообщества.

Каковы же преимущества самоорганизующегося общества, каковы факторы его возникновения, механизмы его функционирования? Вся совокупность этих вопросов есть по существу ответ на основной вопрос: в каких сферах общественной жизни необходимо государственное регулирование и управление, а где эти формы излишни и могут быть заменены самоорганизацией?

Главный девиз Хакена на пути к самоорганизующемуся обществу: "Разгосудар-ствование повсюду". Это разгосударствление: госсобственности, институтов правосудия, образования, энергоснабжения, транспорта и т.д. В данном процессе все в возрастающей степени элиминируется прямой контроль со стороны государства, что в свою очередь должно вести к возрастанию степени ощущения свободы.

Заключение

Несомненно, что самоорганизующееся общество, дает возможности расширения пространства свободной деятельности индивидов при минимальном контроле (или даже отсутствии всякого контроля) со стороны государства. Однако эти возможности как внешние условия выступают в качестве управляющих параметров. Действия этих управляющих параметров могут вести не только к устойчивому развитию общества, но и к неустойчивости, нестабильности в социуме, что приводит к необходимости осознания того, что результаты, предпринимаемых решений в преодолении нестабильности, в понимании синергетики, не предзаданы и не однозначны.

Если для Хакена благополучное общество устойчивого развития - это "самоорганизующееся общество то для Пригожина это становящееся "сетевое общество основанное на самоорганизации. Основу парадигмального единства сетевого и самоорганизующегося общества Пригожин усматривает в существовании аналогии между эволюцией в сторону сетевого общества и процессами самоорганизции в физике и химии. Действительно. Никто не планировал сетевое общество и взрыв информации; это примечательный случай стихийного возникновения новых форм общества [2]. При этом как указывает Пригожин: "Нужно помнить конструктивную, позитивную часть технологической революции - уменьшение неравенства. К сожалению, более развернутого, в русле синергетической парадигмы, обоснования сетевого общества Пригожин не дает, лишь акцентируя внимание на предполагаемое влияние, которое оно будет оказывать на человечество. "Я думаю, - пишет он, - что будущее сетевое общество станут оценивать по воздействию на неравенства между странами. Конечно, у сетевого общества есть хорошо известные преимущества. Но думаю, судить следует по более фундаментальным критериям"[2].

Современное же общество в силу новых коммуникационных возможностей имеет тенденцию развития от доминирования иерархических структур во всех сферах жизнедеятельности общества к структурам сетевым, при очень важном приоритете в реализации личных потребностей индивидуумами. Однако этот сетевой индивидуализм сопряжен с самоорганизационными процессами, затрагивающие различные сферы жизнедеятельности людей при возрастании мобильности и гибкости форм индивидуальной активности.

В настоящее время сеть становится формой социальной организации постиндустриального общества. Реальное бытие такой сети обнаруживается не в локальном пространстве, где формируются элементарные ячейки сети, а в глобальном мире, что дает сетям новый коммуникативный эффект, которого нельзя было достичь в прежние эпохи. Но этотсинергетический эффект, который еще не велик и будет иметь огромное значение для будущего.

Элементы проведенного исследования, с нашей точки зрения, демонстрируют, что обоснование эвристичности парадигмы "устойчивого развития общества"может быть плодотворным в контексте концепта "синергии".

Список литературы

[1] Бгажноков Б.Х., "Культурные основания устойчивого развития общества", Материалы региональной научно-практической конференции «Культура как фактор стабильности на Серерном Кавказе» (Нальчик, 24 сентября 2013).

[2] Хакен Г., Самоорганизующееся общество http://spkurdyumov.narod.ru/Haken51.htm.

[3] Маслоу А. Г., Дальние пределы человеческой психики, Евразия, Спб., 1999, 432 с.

[4] Хакен Г., Синергетика, Мир, М., 1980, 405 с.

Поступила в редакцию / Original article submitted: 02.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.