Научная статья на тему 'ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА В РОССИЙСКОМ ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ'

ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА В РОССИЙСКОМ ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
540
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА / ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / LAWMAKING / PRINCIPLE OF DEMOCRACY / DISCUSSION OF THE DRAFT LAW / LEGISLATIVE INITIATIVE / CITIZENS' PROPOSALS / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баландина Надежда Викторовна

Статья посвящена исследованию одной из наиболее актуальных теоретико-правовых проблем отечественного правотворчества. Автор анализирует законодательно закрепленные возможности граждан участвовать в правотворческом процессе, а также актуальные проблемы механизма реализации предоставленного права. Максимальное внимание сосредоточено на анализе нормативно-правовых актов, нормы которых направлены на демократизацию правотворчества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Им выявляются положительные и отрицательные стороны российской правотворческой действительности, высказывается авторская позиция по ключевым проблемным аспектам исследуемой проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF DEMOCRACY IN RUSSIAN LAW-MAKING

Тhe article is devoted to the study of one of the most pressing theoretical and legal problems of domestic lawmaking. The author analyzes the legislatively enshrined opportunities of citizens to participate in the law-making process, as well as topical problems of the mechanism for the implementation of the granted right. Maximum attention is focused on the analysis of normative legal acts, the norms of which are aimed at democratizing lawmaking at the federal, regional and municipal levels. The positive and negative aspects of the Russian law-making reality are revealed, the author's position on the key problematic aspects of the studied problem is expressed.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА В РОССИЙСКОМ ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ»

УДК 340.130

РО! 10.23672Л3740-6003-6553-И

Баландина Надежда Викторовна

кандидат юридических наук, кафедра государственно-правовых дисциплин, Астраханский

государственный университет rudikova@rambler.ru

Nadezhda V. Balandina

Candidate of Legal Sciences, Department of Public Law disciplines, Astrakhan State University rudikova@rambler.ru

Принцип демократизма

в российском правотворчестве

Аннотация. Статья посвящена исследованию одной из наиболее актуальных теоретико-правовых проблем отечественного правотворчества. Автор анализирует законодательно закрепленные возможности граждан участвовать в правотворческом процессе, а также актуальные проблемы механизма реализации предоставленного права. Максимальное внимание сосредоточено на анализе нормативно-правовых актов, нормы которых направлены на демократизацию правотворчества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Им выявляются положительные и отрицательные стороны российской правотворческой действительности, высказывается авторская позиция по ключевым проблемным аспектам исследуемой проблематики.

Ключевые слова: правотворчество, принцип демократизма, обсуждение законопроекта, законодательная инициатива, предложения граждан, общественное мнение.

The principle of democracy

in russian law-making

Annotation. ^e article is devoted to the study of one of the most pressing theoretical and legal problems of domestic lawmaking. The author analyzes the legislatively enshrined opportunities of citizens to participate in the law-making process, as well as topical problems of the mechanism for the implementation of the granted right. Maximum attention is focused on the analysis of normative legal acts, the norms of which are aimed at democratizing lawmaking at the federal, regional and municipal levels. The positive and negative aspects of the Russian law-making reality are revealed, the author's position on the key problematic aspects of the studied problem is expressed.

Keywords: law-making, the principle of democracy, discussion of the draft law, legislative initiative, citizens' proposals, public opinion.

В условиях становления правового государства и гражданского общества в современной России особое внимание научного юридического сообщества и государственных деятелей концентрируется на укреплении демократических начал правотворчества в целях предотвращения разочарования социальных ожиданий общества и его членов и повышения легитимности принимаемых норм права. Прав М.В. Баранов в своем утверждении, что «демократизация правотворчества - именно принцип, ибо несет в себе активное (иногда опережающее), деятельное начало, отражает вектор движения нормосозидания» [1, с. 29].

Принцип демократизма должен заключаться не только в участии граждан в выборах и референдумах, но и в расширении возможностей и пределов санкционированного правотворчества, более широком учете обычаев делового оборота, участии населения и профессиональных сообществ в обсуждении проектов законов, учете общественного мнения по ключевым вопросам и проч.

Примером наиболее полной реализации демократических начал может служить отрасль трудового права, использующая в качестве источников

права локальные нормативные акты, коллективный договор.

Позитивным примером служит и Указ Президента РФ от 09.02.2011 № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов», предоставивший гражданам право ознакомиться не только с текстом законопроекта, но и с его финансово-экономическим обоснованием, а также, направить свои замечания и предложения в установленные сроки. Российской правовой действительности известны позитивные примеры общественной дискуссии законов об образовании, о полиции, а также по изменениям в Конституцию РФ.

Важно и то, чтобы «разработчики законопроекта действительно могли увидеть «рацио» там, где оно имеется... чтобы они вдумчиво и заинтересованно читали тексты предложений, чем, чтобы на них отвечали, думая лишь от отработки формальной обязанности. остается проблема - гражданин предложит что-то действительно ценное, а чиновник это проигнорирует» [5, с. 395]. И это при том, что граждане (в том числе, группа граждан) в РФ не обладают правом законодательной инициативы, в то время как имеется богатейший

зарубежный опыт закрепления и реализации права общественной инициативы. На сегодняшний день, в соответствии с положениями ФЗ РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации», право законодательной инициативы предоставлено гражданам, группе граждан. Однако реализация этого права зависит от воли регионального и муниципального законодателя. Так, к примеру, в соответствии с ч. 2 ст. 32 Устава Астраханской области, законодательная инициатива может быть также осуществлена не менее чем одной тысячью граждан, проживающих в Астраханской области и обладающих активным избирательным правом, а ст. 68 Устава (Основного закона) Саратовской области предоставляет право законодательной инициативы гражданам не предоставлено. В то же время, в ст. 13 Устава города Саратова предусмотрено право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения, а в уставе муниципального образования город Астрахань у граждан право правотворческой инициативы отсутствует. Основным аргументов противники закрепления права законотворческой инициативы граждан на федеральном уровне называют некомпетентность последних. Нам есть, что возразить. В ч. 1 ст. 104 Конституции РФ среди субъектов законодательной инициативы названы депутаты Государственной Думы РФ. Фактический профессиональный состав депутатов сегодня свидетельствует о том, что многие из них приобрели данное конституционное право, скорее, вследствие своей публичности (артисты, спортсмены, актеры, космонавты и проч.), нежели вследствие высокой компетентности в вопросах законотворчества. И они этим пользуются, лоббируя интересы представляемых ими профессиональных сообществ: последние годы отмечены всплеском инициатив в антипиратском законодательстве, увеличена квота отечественного кино в кинопрокате, усилены меры государственной поддержки спорта и проч. При этом многие квалифицированные специалисты де-юре лишены права внести рациональные законодательные предложения по совершенствованию законодательного регулирования несмотря на то, что компетентность многих из них не вызывает вопросов.

На основании вышеизложенного, считаем целесообразным осмыслить и тщательно проработать

Литература:

1. Баранов М.В. Принцип демократизации современного российского правотворчества: сущность, ценность, технико-юридические проблемы реализации // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 2739.

2. Бетанели Н.Н. Влияние общественного мнения на систему социальных норм права: социологический аспект : дис. ... канд. социол. наук. М., 2002. 148 с.

вопрос законодательной инициативы граждан в ближайшем будущем, т.к. это реальная возможность граждан защиты своих интересов и прав посредством участия в управлении делами государства и показатель сформированности гражданского общества.

В рамках упрочнения демократических начал правотворчества и повышения его социальной обусловленности государству следует более внимательно прислушиваться и учитывать общественное мнение. В.В. Лапаева верно подмечает, что «для законодателя общественное мнение по-прежнему значимо, главным образом, лишь как показатель лояльности масс к деятельности властей. При таком подходе к общественному мнению органы власти лишаются надлежащей опоры на рациональные позиции общественного сознания, на то, что обычно называется здравым смыслом народа» [3, с. 27]. При этом важно понимать, что «общественное мнение наряду с государством является со-субъектом правотворчества... способно поставить проблему, выступить «импульсом» принятия, отмены или совершенствования правовой нормы» [2, с. 138].

В юридической науке Ю.А. Штайнбергом высказано мнение о том, что принцип демократизма следует рассматривать не как общую основу правотворчества, а как основу законотворчества [6]. С данным суждением сложно согласиться. Весомым аргументом против подобной позиции служит наделение, в соответствии с нормами ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждан правом вносить предложения, под которыми, в том числе, понимаются рекомендации гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, предложения граждан могут составить реальный базис для подзаконных нормативных правовых актов. При этом прав И.Е. Попов, отметивший, что «эффективность реализации данного права тесно связана с активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры» [4, с. 93].

В заключении отметим, что правотворчество в РФ сегодня имеет прочные демократические основы, однако, механизм их реализации нуждается в совершенствовании.

Literature:

1. Baranov M. V. The principle of democratization of modern Russian law-making: essence, value, technical and legal problems of implementation. 2014. № 8. P. 27-39.

2. Betaneli N.N. Influence of public opinion on the system of social norms of law: sociological aspect : dis ... cand. sociol. sciences. M., 2002. 148 p.

3. Лапаева В.В. Общественное мнение и законодательство // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 16-28.

4. Попов И.Е. Институт права граждан на обращения в органы власти: проблемы понятия и принципиальные особенности // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 6. С. 90-94.

5. Савицкий В.А. Общественное обсуждение законопроектов: демократия или государственный рационализм // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 393-396.

6. Штайнберг Ю.А. Принциа демократизма правотворческой деятельности в системе принципов права // Северо Кавказский юридический вестник. 2015. № 2. С. 52-57.

3. Lapaeva V.V. Public opinion and legislation // Sociological research. 1997. № 9. P. 16-28.

4. Popov I.E. Institute of the right of citizens to appeal to the authorities: problems of the concept and principal features // Bulletin Of SUSU. 2009. № 6. P. 90-94.

5. Savitsky V.A. Public discussion of draft laws: democracy or state rationalism // Legal technique. 2014. № 8. P. 393-396.

6. Steinberg U.A. The principle of democracy of lawmaking activity in the system of principles of law // North Caucasian legal Bulletin. 2015. № 2. P. 52-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.