Научная статья на тему 'Доктринальные подходы к определению понятия, признаков и принципов правотворчества'

Доктринальные подходы к определению понятия, признаков и принципов правотворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4513
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ЗАКОН / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРИНЦИП / LAWMAKING / LAW / LEGAL CULTURE / PUBLIC AUTHORITIES / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Газвинова Эльмира Эльчиновна

В данной статье автором рассмотрены общие теоретические и правовые аспекты концепции правотворческой деятельности. Проанализированы мнения авторов о концепции законотворчества, принципы правотворчества. Практика данной деятельности свидетельствует о том, что достижение целей правотворчества возможно лишь при базировании на принципах правотворческой деятельности, являющихся его методологической основой. Правотворчество соответствует своему истинному предназначению лишь в том случае, когда оно базируется на апробированных практикой принципах, которые представляют собой организационные начала, определяющие сущность, содержание, характерные черты и общее направление правотворческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Doctrinal approaches to the definition of the concept, signs and principles of lawmaking

In this article, the author considers the general theoretical and legal aspects of the concept of law-making activity. The authors' opinions on the concept of lawmaking and the principles of lawmaking were also analyzed. The practice of this activity indicates that the achievement of the goals of lawmaking is possible only if based on the principles of lawmaking, which is its methodological basis. Lawmaking corresponds to its true purpose only if it is based on principles tested by practice, which are organizational principles that determine the nature, content, characteristics and general direction of lawmaking.

Текст научной работы на тему «Доктринальные подходы к определению понятия, признаков и принципов правотворчества»

УДК 342.5 ББК 67.400

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10156

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКОВ И ПРИНЦИПОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Эльмира Эльчиновна ГАЗВИНОВА, преподаватель Бакинского государственного университета E-mail: qazvinova.elmira@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В данной статье автором рассмотрены общие теоретические и правовые аспекты концепции правотворческой деятельности. Проанализированы мнения авторов о концепции законотворчества, принципы правотворчества. Практика данной деятельности свидетельствует о том, что достижение целей правотворчества возможно лишь при базировании на принципах правотворческой деятельности, являющихся его методологической основой. Правотворчество соответствует своему истинному предназначению лишь в том случае, когда оно базируется на апробированных практикой принципах, которые представляют собой организационные начала, определяющие сущность, содержание, характерные черты и общее направление правотворческой деятельности.

Ключевые слова: правотворчество, закон, правовая культура, органы государственной власти, принцип.

Annotation. In this article, the author considers the general theoretical and legal aspects of the concept of law-making activity. The authors' opinions on the concept of lawmaking and the principles of lawmaking were also analyzed. The practice of this activity indicates that the achievement of the goals of lawmaking is possible only if based on the principles of lawmaking, which is its methodological basis. Lawmaking corresponds to its true purpose only if it is based on principles tested by practice, which are organizational principles that determine the nature, content, characteristics and general direction of lawmaking.

Keywords: law-making, law, legal culture, public authorities, principle.

Новая Конституция суверенного Азербайджана декларирует построение правового, светского государства, обеспечивающего верховенство законов как выражение воли народа.

Историческая практика конституционного строительства показала человеку, что высокая правовая культура общества, создание законодательной системы, формирование в целом демократической правовой системы являются основными предпосылками построения правового, демократического государства.

С учетом вышесказанного правовая система является более широким, концептуальным понятием, включающим:

1) совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юри-

дических средств (явлений), при помощи которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее воздействие на общественные отношения и поведение людей;

2) правовую идеологию (совокупность взглядов и идеи, доктрины, концепции и т.д.);

3) правовую культуру — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности.

4) правореализацию — воплощение в жизнь социальной воли, выраженной в виде обязательных государственно-властных велений [14].

5) систему права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Мы остановимся на актуальных проблемах эффективности законодательной системы, а также рассмотрим пути совершенствования правотворческой деятельности. Эти явления, несмотря на определенную самостоятельность, тесно связаны между собой, так как создание эффективной законодательной системы предусматривает совершенствование правотворческой деятельности.

Прежде всего, необходимо разобраться с понятием эффективной законодательной системы.

Что означает эффективная законодательная система и какие факторы обусловливают эффективность правотворческой деятельности?

На наш взгляд, исследование этих вопросов имеет большое теоретическое и практическое значение.

В данном контексте вначале рассмотрим общетеоретические и правовые аспекты понятия правотворческой деятельности. Несмотря на широкое исследование данного вопроса зарубежными учеными, некоторые исследователи (А.В. Мелехин, Г.А. Борисов) являются сторонниками ограничительного (т.е. узкого) подхода толкования правотворчества. [3, с. 189; 12, с. 175].

В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. Несмотря на широкое исследование данного вопроса учеными-юристами (Т.Н. Москаль-кова, М.Н. Марченко) до сих пор существуют отдельные спорные взгляды относительно понятия правотворчества.

В широком смысле данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.) [13, с. 131; 10, с.85].

В научных источниках некоторые авторы отмечают, что правотворчество в узком смысле выражается в правовой законодательной форме. А в широком смысле правотворческая деятельность проекта также включает подготовительную стадию, которая не носит юридического характера. Данная стадия связана со степенью объективной потребности в создании юридической нормы.

Широкое толкование понятия правотворчества считаем наиболее верным. На наш взгляд, подготовительная стадия проекта также должна приобрести правовой характер. Разумеется, в таком случае компетентные правотворческие и

правоприменительные органы будут наделены обязанностью выявления объективной потребности создания правовой нормы, а также своевременного выявления существующих недостатков в праве и принятия соответствующих мер по усовершенствованию законодательной системы.

В научной среде полемика относительно понятия правотворчества на этом не заканчивается. К сожалению, юристы-ученые высказывают различные, порой противоречивые мнения относительно понятия правотворчества. Проблема, усложняющая это положение, связана еще и с тем, что ни Конституция, ни Конституционный закон Азербайджанской Республики (далее — АР) «О нормативно-правовых актах» не оперируют термином «правотворчество», а тем более не закрепляют его дефиницию. Здесь вместо термина «правотворчество» используется термин «нормотворчество». В юридической доктрине термины «правотворчество» и «нормотворчество» различаются.

По суждениям некоторых ученых-юристов, правотворчество — это деятельность уполномоченных субъектов по образованию, изменению и отмене правовых норм [11, с. 144—146; 18, с. 19;].

Логика рассуждений приводит к следующему.

Во-первых, правотворчество обусловливается не только субъективными, но и объективными факторами. Если мы возьмем правотворчество в широком смысле слова, то в подготовительной стадии проекта нормативно-правовых актов возникает объективная потребность в образовании правовой нормы, причем эта потребность осознается, и планируется подготовка проекта.

Во-вторых, в странах, входящих в англо-саксонскую правовую семью, а также в семью религиозно-обычного права, деятельность правотворчества включает принятие судебных прецедентов и правовых обычаев.

В юридической литературе можно встретить и нижеследующее определение правотворчества в узком смысле слова: «правотворчество — это деятельность уполномоченных органов государственной власти по подготовке и принятию нормативно-правовых актов».

Следует отметить, что с вышеизложенным понятием правотворчества полностью согласиться нельзя.

Во-первых, правотворчество осуществляется не только со стороны государственных органов, но и референдумом. По нашему мнению, игнорирование референдума, являющегося важ-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

ным институтом прямой демократии, противоречит принципу демократизма.

Во-вторых, правотворческая деятельность состоит не только из принятия нормативно-правовых актов. Необходимо отметить, что к этому понятию относится и деятельность по изменению и отмене нормативно-правовых актов.

Как отмечалось выше, в Конституционном законе «О нормативно-правовых актах» АР не используется термин «правотворчество». В данном Законе дается определение термину «нормотворчество». В Конституционном законе «О нормативно-правовых актах» указано, что нормот-ворческая деятельность — это деятельность по подготовке, экспертизе, принятию, внесению изменений, толкованию, приостановлению действия либо отмене нормативных правовых актов.

В дефиниции нормотворчества, указанного в Конституционном законе Азербайджанской Республики «О нормативно-правовых актах», можно указать некоторые недостатки.

Во-первых, данный Закон дает узкое определение понятия нормотворчества и при этом оставляет за пределами правотворчества его первую стадию — планирование. В результате данная стадия остается без соответствующего правового регулирования.

Во-вторых, в Законе указано, что нормот-ворческая деятельность — это деятельность по подготовке, экспертизе, принятию, внесению изменений, толкованию, приостановлению действия либо отмене нормативных правовых актов. А акты нормативного характера? Они что не являются результатом нормотворческой деятельности?

На основе интерпретации Закона можно сделать вывод, что законодатель среди актов нормативного характера в качестве правотворчества принимает только постановления Конституционного Суда. Таким образом, юридическая сила нормативного правового акта может быть приостановлена постановлением Конституционного Суда.

Л.Н. Антонова различает правотворчество в двух смыслах: в широком смысле — это комплекс мероприятий по возведению воли в закон, в узком смысле — это совокупность организационных действий государственных органов по рассмотрению и утверждению законопроекта [2, с. 17].

К.Н. Дмитриевцев [6, с. 34] выделяет в правотворчестве две взаимосвязанные стороны: социальную и юридическую.

В чисто юридическом аспекте правотворчество представляет собой особый вид юридической деятельности специальных уполномоченных государственных органов и должностных лиц.

В социальном разрезе правотворчество представляет собой деятельность по принятию особого рода правовых решений, которые должны быть результатом согласования интересов различных социальных групп и слоев, являться итогом равноправной конкуренции правовых взглядов и мнений [6, с. 85].

Правотворчество — основное направление социальной деятельности, создающее условия для существования и воспроизведения самого общества [7, с. 225].

В.В. Иванов под правотворчеством понимает следующее: «это система организационно-процессуальных действий субъектов права (государственных и негосударственных), направленная на установление (создание, изменение и отмену) правовых нор. [7, с. 237].

А.Ф. Черданцев дает следующее определение понятию правотворчества: деятельность компетентных субъектов, направленная на издание и совершенствование нормативных актов [18, с. 229].

Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская определяют правотворчество как процесс познания и оценки правотворческих потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченных субъектов в рамках соответствующих процедур [9, с. 33].

Обобщив вышеизложенное, можно прийти к выводу, что большинство ученых-юристов подразумевают под правотворчеством создание, изменение, отмену только правовых норм. Но нельзя забывать, что под правотворчеством должно подразумеваться не только создание, изменение, отмена правовых норм. Этимология слова «правотворчество» означает «творить право». Как мы знаем, правовые акты включают не только нормативно-правовые акты, но и акты нормативного характера, ненормативные правовые акты и акты толкования.

Следует подчеркнуть, что существует большая необходимость в широком научном исследовании вопроса непосредственного правотворчества народа в нашей стране.

Необходимо отметить, что активность нашего общества в данной сфере невысокая. За исключением принятия Конституции 1995 г., внесения изменений в Основной закон нашей страны в 2002 г., 2009 г., 2016 г. в практике Азербайджанской Республики не встречаются случаи

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

принятия нормативно-правовых актов путем референдума.

Считаем, что этому способствуют как объективные, так и субъективные факторы. Сегодня в науке конституционного права можно встретить обоснованные мысли, критикующие принятие нормативно-правовых актов путем референдума.

Практика данной деятельности свидетельствует, что достижение целей правотворчества возможно лишь при базировании на принципах правотворческой деятельности, являющихся его методологической основой.

Правотворчество соответствует своему истинному предназначению лишь в том случае, когда оно базируется на апробированных практикой принципах, которые представляют собой организационные начала, определяющие сущность, содержание, характерные черты и общее направление правотворческой деятельности. Вместе с тем современная правовая доктрина характеризуется плюрализмом относительно принципа правотворческой деятельности.

С учетом большого значения принципов правотворчества необходимо стремиться к наиболее полному и точному закреплению ведущих принципов правотворчества в нормативно-правовых предписаниях, ясно и четко формулировать их, а в необходимых случаях давать им обстоятельную характеристику. Поскольку высшей юридической силой обладает Конституция, именно на конституционном уровне должны быть закреплены основные принципы правотворчества.

На наш взгляд, некоторые авторы не совсем правильно ограничивают круг принципов правотворчества. Другие дублируют одни и те же принципы. В юридической литературе существует плюрализм мнений в отношении видов принципов.

Например, В.М. Корельский и В.Д. Перевалов различают принципы законности, научности, принцип использования правового опыта, принцип демократизма, принцип связи с практикой [16, с. 288].

А.С. Пиголкин различает следующие виды принципов: принцип гуманизма, научного характера, профессионализма, тщательности, скрупулезности подготовки проектов, принцип технического совершенства [16, с. 120].

М.Н. Марченко выделяет принципы демократизма, законности и конституционности, гуманизма, профессионализма, принцип постоянного технического совершенства [17, с. 470].

С.С. Алексеев — принципы демократизма, законности, научности [1, с. 313—314].

В.К. Бабаев — принципы народного характера правотворчества, демократизма, научного характера и его связь с правоприменительной практикой, законности [15, с. 350].

Принципы правотворчества закреплены в Конституции Азербайджанской Республики и в Законе Азербайджанской Республики «О нормативно-правовых актах».

В Конституции нет отдельной статьи, непосредственно закрепляющей принципы правотворчества. Однако на основании интерпретации отдельных конституционных норм можно выделить некоторые основополагающие принципы, закрепленные в Основном законе.

Например, в ст. 149 Конституции АР отмечается, что нормативно-правовые акты, прежде всего, должны основываться на праве и справедливости.

Современная юридическая доктрина различает понятия «закон» и «право», или же «нормативно-правовой акт» и «право».

Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующее общественные отношения, определяемое и охраняемое со стороны государства.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путем референдума с соблюдением установленной Конституцией Азербайджанской Республики процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение [8].

Возникают случаи, когда правотворческий акт противоречит праву. Такое положение дел несовместимо с принципами правового демократического государства. В целях обеспечения легитимности, т.е. положительного отношения народа к нормативно-правовым актам, нормативно-правовые акты Азербайджанской Республики должны соответствовать принципам права.

На наш взгляд, в законодательстве должны быть отражены следующие принципы правотворчества: профессионализм, научность, эффективность и оперативность в правотворческой деятельности, принцип технического совершенства, принцип объективной обоснованности, принцип планирования и программного обеспечения, принцип использования правового опыта.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

Библиографический список

1. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. 496 с.

2. Антонова Л.Н. Некоторые вопросы теории правотворчества // Правоведение. 1963. № 3. С. 17.

3. Борисов Г.А. Теория государства и права. Белгород: БелГУ, 2007. 292 с.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.

5. Дикарев И.С. Принцип правовой определенности и законная сила судебного решения в уголовном процессе: Монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. 175 с.

6. Дмитриевцев К.Н. Процесс правотворчества в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 1994. 160 с.

7. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 1998. 416 с.

8. Конституционный закон Азербайджанской Республики «О нормативно-правовых актах» от 21.12.2010.

9. Котелевская И.В. Правовые акты. М., 1999. С. 33.

10. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право / МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Проспект, 2006. 510 с.

11. Матузов Н.И., Малъко A.B. Теория государства и права: Учебник. Юристъ, 2004. 512 с.

12. Мелехин A.B. Теория государства и права. 2-е изд. М.: Консультант Плюс, 2009.

13. Москалъкова Т.Н., Черников B.B. Нормотворчество: Науч.-практ. пособие. 2-е изд., доп. и испр. М.: Проспект, 2015. 446 с.

14. Решетов Ю.С. «Правореализация и правовые отношения» // https://cyberleninka.ru/ article/v/pravorealizatsiya-i-pravovye-otnosheniya

15. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2003. 592 с.

16. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: 2002. 616 с.

17. Теория государства и права: Учебник / Марченко М.Н. М.: Проспект, 2016 // http:// www.studentlibrary.ru/book/ISBN97853921 84651.html

18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2002. 432 с.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (квалификация «магистр») / Под ред. Б. С. Эбзеева, В.О. Лучина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 495 с. - (Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-03220-7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.