Научная статья на тему 'ПРИНЦИП БАЛАНСА В ОТНОШЕНИЯХ С КРУПНЫМИ СТРАНАМИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СРВ'

ПРИНЦИП БАЛАНСА В ОТНОШЕНИЯХ С КРУПНЫМИ СТРАНАМИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СРВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеполитический курс / крупные державы / доминирование / балансирование отношений / ЮВА / Вьетнам / foreign policy / major Powers / dominance / balancing relationships / Southeast Asia / Vietnam

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ву Тхюи Чанг

В настоящее время ведущие страны занимают все более важные позиции и играют всё более серьёзную роль в вопросах политики, безопасности и экономики мира и региона. Расположенный в Юго-Восточной Азии, которая является зоной жёсткой конкуренции крупных держав, Вьетнам испытывает сильное давление с их стороны. В статье анализируется доминирование крупных держав на глобальном и региональном уровнях, выделяются основные ориентиры СРВ в отношениях с ними. На этой основе дается оценка трудностей, с которыми Вьетнаму приходится сталкиваться на пути поиска решений для установления баланса в отношениях с крупными странами в целях реализации жизненно важных национальных задач экономического развития, обеспечения национальной обороны и безопасности, территориальной целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCING RELATIONSHIP WITH THE MAJOR COUNTRIES IN VIETNAM’S FOREIGN POLICY

Currently, major countries have a growing positions and role in politics, security and economy of the world and the region. Located in Southeast Asia, which is considered to be a fiercely competitive area among pivotal countries, Vietnam is facing a lot of pressure from its relationship with major Powers. The article analyzes the dominance of major Powers on the global and regional levels, highlighting the basic orientations of Vietnam in relations with pivotal countries. On that basis, the article provides the assessment of the difficulties faced by Vietnam in finding solutions to balance its relations with major countries in order to achieve the vital national economic development goals, ensuring national defense and security, territorial integrity.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП БАЛАНСА В ОТНОШЕНИЯХ С КРУПНЫМИ СТРАНАМИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СРВ»

Ву Тхюи Чанг

ПРИНЦИП БАЛАНСА

В ОТНОШЕНИЯХ С КРУПНЫМИ СТРАНАМИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СРВ

Аннотация. В настоящее время ведущие страны занимают все более важные позиции и играют всё более серьёзную роль в вопросах политики, безопасности и экономики мира и региона. Расположенный в Юго-Восточной Азии, которая является зоной жёсткой конкуренции крупных держав, Вьетнам испытывает сильное давление с их стороны. В статье анализируется доминирование крупных держав на глобальном и региональном уровнях, выделяются основные ориентиры СРВ в отношениях с ними. На этой основе дается оценка трудностей, с которыми Вьетнаму приходится сталкиваться на пути поиска решений для установления баланса в отношениях с крупными странами в целях реализации жизненно важных национальных задач экономического развития, обеспечения национальной обороны и безопасности, территориальной целостности.

Ключевые слова: внешнеполитический курс, крупные державы, доминирование, балансирование отношений, ЮВА, Вьетнам.

BALANCING RELATIONSHIP WITH THE MAJOR COUNTRIES IN VIETNAM'S FOREIGN POLICY

Abstract. Currently, major countries have a growing positions and role in politics, security and economy of the world and the region. Located in Southeast Asia, which is considered to be a fiercely competitive area among pivotal countries, Vietnam is facing a lot of pressure from its relationship with major Powers. The article analyzes the dominance of major Powers on the global and regional levels, highlighting the basic orientations of Vietnam in relations with pivotal countries. On that basis, the article provides the assessment of the difficulties faced by Vietnam in finding solu-

tions to balance its relations with major countries in order to achieve the vital national economic development goals, ensuring national defense and security, territorial integrity.

Keywords: foreign policy, major Powers, dominance, balancing relationships, Southeast Asia, Vietnam.

Доминирование ряда крупных стран (России, Китая, США) в мире и регионе и его последствия

В отношении ситуации в мире

Соединенные Штаты, Россия и Китай являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, занимают важные позиции в мире, поэтому отношения между этими странами оказывают решающее влияние на международные отношения, международную безопасность, на политическую и экономическую ситуацию в мире.

Большинство стран мира осознают, что однополярный мировой порядок, сформированный после холодной войны, устарел; вместо этого миру необходим новый порядок — многополярный мир со многими центрами силы, и он должен быть установлен. Это требование вытекает из практики международной общественной жизни, поскольку новый мировой порядок должен сдерживать односторонние действия сверхдержав. Вместо насилия и угрозы применения силы мы должны направить мир к поиску согласия, разрешая конфликты и разногласия через диалог и сотрудничество. Нужно создать порядок, при котором все больше и больше стран разделяют свою ответственность за глобальные проблемы, особенно за безопасность1. Сотрудничество трёх держав открыло бы возможность построить многополярный, стабильный и сбалансированный мировой порядок, отвечающий большинству современных потребностей стран и народов.

С другой стороны, гонка за мировое господство между Россией, Китаем и США оказывает значительное влияние на все области международной жизни. У каждой державы есть свои амбиции по установлению мирового порядка, при этом они игнорируют интересы других стран и регионов. Соединённые Штаты, обладая огромным экономическим, политическим и военным потенциалом, все чаще демонстрируют гегемонистские устремления. Америка по-прежнему хочет утвердить свою позицию мирового лидера в качестве единственной сверхдержавы, которая может влиять на состояние и развитие международных отношений, при этом сохраняя доминирующее положение в международных финансовых и экономических организациях. Со-

единённые Штаты в полной мере используют благоприятную международную ситуацию, сложившуюся после распада Советского Союза и временного ослабления России, для осуществления своих попыток установить однополярный мировой порядок, который обеспечит им глобальное влияние в современном мире. В последние годы США все чаще проводят собственную политику, не принимая во внимание мнения остальных стран, открыто выражая своё пренебрежение к международному праву. В этой связи можно отметить военное вмешательство США на Балканах и на Ближнем Востоке, расширение присутствия в Кавказском регионе и в Центральной Азии и установление контроля в Средиземноморье.

Китай пытается выйти на международную политическую арену, чтобы утвердить свой статус и увеличить свою власть над остальным миром. Он намерен стать крупнейшей державой. Сегодня Пекин активно создает мощную армию, соответствующую его новому международному статусу и способную эффективно обеспечивать военную безопасность. Глобальная стратегия Китая заключается в защите его экономических интересов, обеспечении политического, культурного влияния в мире и создании благоприятных условий для того, чтобы стать страной, оказывающей решающее влияние на мировое развитие в XXI в.

Россия также хочет отстаивать свою позицию в мире как крупной державы. Для РФ биполярный мир ушёл в прошлое, уступив место многополярному миру. «Национальные интересы России на долгосрочную перспективу заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении стабильности конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений в условиях многополярного мира»2. В условиях восстановления и активного развития экономики, сопровождающегося укреплением международного положения и ростом политического влияния, превращение в важный мировой полюс полностью соответствует, по нашему мнению, российским условиям на современном этапе и в следующие несколько десятилетий.

Чтобы укрепить свою мощь, утвердить своё центральное положение в новом мировом порядке, ориентированном на многополярность, крупные державы стремились и стремятся стать основой мно-

гих блоков и организаций (США в НАТО, G7). Более того, Россия и Китай объединяются, образуя организации, блоки, оси в регионе и на международном уровне (ШОС, БРИКС, «стратегический треугольник» Россия—Индия—Китай). Это объединение, или интеграция, имеет тенденцию к нарастанию и вносит важный вклад в стратегический баланс между державами в обеспечении их интересов и влияния в регионах и по всему миру.

Отношения между державами довольно сложные. Хотя некоторые страны могут выступать в роли союзников, в целом большинство из них находится в состоянии конкуренции, политической или экономической, а возможно, и той и другой. В условиях нынешней глобализации США, России и Китаю вместо эгоистичного стратегического соперничества нужно укреплять сотрудничество на основе международного права, Устава ООН; укреплять свою роль и позиции в решении международных проблем, содействовать построению мирного, стабильного и развивающегося мира. Следует соблюдать баланс между санкциями и возможностью улучшения отношений в будущем.

Ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) оказывает большое влияние на мировое экономическое развитие, является местом, где одновременно сходятся и противоречия, и интересы таких крупных стран, как Россия, Китай и США. В частности, Юго-Восточная Азия продолжает оставаться регионом жёсткой конкуренции между крупными державами, испытывая воздействие с их стороны, оказываясь втянутой в их противоречия и компромиссы. Вмешательство крупных держав чревато риском вовлечения малых стран в борьбу за влияние этих

3

держав .

В регионе страны АСЕАН выступают организаторами диалога по вопросам безопасности. Ассоциация считает создание Регионального форума (ARF) АСЕАН способом сохранить участие США в регионе и сдержать поднимающиеся силы — Китай и Японию. Соединённые Штаты активно участвуют в форумах и механизмах под руководством АСЕАН, таких как ARF, Восточноазиатский саммит (EAS), Совещание министров обороны АСЕАН (ADMM+), Расширенный морской форум (EAMF) АСЕАН. США также всё больше вовлекаются в ключевые проблемы региона, такие как территориальные претензии в Южно-Китайском море, рост нетрадиционных угроз безопасности и пр., выступая при этом фактором балансирования отношений между

державами в регионе. Тем самым очевидно влияние и важная их роль в регионе.

Россия — важная держава в АТР. После окончания холодной войны западные аналитики склонны недооценивать значение РФ для регионального мира и безопасности. Её стратегия «поворота на Восток» не менее важна, чем у США, особенно в условиях стремительного улучшения российско-китайских отношений. Геополитическое положение между Европой и Азией всегда отличало Россию. «Поворот на Восток» может стать важной вехой во взаимодействии РФ со странами АТР в сфере дипломатии и безопасности. Например, российское правительство сделало Восточноазиатский саммит важным элементом своей региональной внешней политики. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров видит важность стратегических дискуссий на этом саммите: «...сосредоточились на совершенствовании региональных структур безопасности и сотрудничества»4. Г-н Лавров призвал к тому, чтобы новая региональная структура была открытой и равноправной для всех стран, основывалась на принципе неделимости безопасности, уважения норм международного права и мирного решения споров. «Мы считаем, что такой подход к построению межгосударственных отношений может помочь нам в практических действиях по преодолению различных кризисов»5. Это заявление ясно показывает, насколько большое значение Россия придает Вос-точноазиатскому саммиту.

РФ оценивает АСЕАН как успешную, перспективную региональную организацию и хотела бы её видеть единой, стабильной, процветающей, играющей центральную роль в региональной структуре АТР. Россия продолжает укреплять сотрудничество с АСЕАН в рамках региональных механизмов, таких как АРФ, СМОА+ и МФА. Она оказывает поддержку процессу построения Сообщества АСЕАН и упрочения позиций Ассоциации в регионе и мире.

Китаю нужна стабильная региональная среда, которая позволит экономике страны продолжать уверенный рост, способствуя наращиванию его влияния. Альянс США и Японии в области безопасности в сочетании с мощью Соединенных Штатов может быть использован для противостояния Китаю, может создать у него чувство дискомфорта из-за длительного влияния Америки в области безопасности в регионе. Пекин использует различные дипломатические, экономические и военные средства, чтобы убедить азиатских соседей в том, что более сильный Китай не будет угрожать их интересам. Дипломатические усилия Пекина в Азии осуществляются через хорошо подготов-

ленных и способных дипломатов, которые могут наиболее эффективно передать послание своего государства6.

Содержание дипломатического послания КНР также изменилось, став более привлекательным для Азии. В 1997—1998 гг. Китай предложил «Новую концепцию безопасности», новую формулу из пяти принципов мирного сосуществования, которая предусматривала взаимовыгодное сотрудничество на основе равенства, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела друг друга и разрешения споров путем диалога7. Эта концепция соответствует принципам и приоритетам деятельности АСЕАН.

В течение нескольких десятилетий Китай превратился из страны, имеющей незначительное экономическое влияние на остальную Азию, в крупнейшую экономику и крупнейшего экономического партнёра в регионе. Китай проводит серию ежегодных саммитов с АСЕАН, начал принимать более активное участие в Региональном форуме АСЕАН и в неправительственном форуме — Азиатско-Тихоокеанском совете сотрудничества по безопасности (АТССБ). В то же время была подписана «Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море» — документ по мирному урегулированию территориальных споров, не имеющий обязательной юридической силы. Китай также стал с большей готовностью участвовать в региональных многосторонних организациях, таких как АТЭС, АСЕАН+3 (Япония, Китай, Южная Корея), Региональный форум АСЕАН, Восточноази-атский саммит.

По мнению экспертов, Китай борется за влияние и бросает вызов порядку, установленному США в Азии, прежде всего в ЮВА. Конкуренция между ним и США в регионе имеет тенденцию к нарастанию и затягиванию на долгий срок. При президенте Трампе в отношениях США и Китая были заметны признаки усиления напряженности в связи с растущим экономическим, политическим и военным давлением Вашингтона на Пекин. Со своей стороны, Китай едва ли готов смириться и отступить перед Соединёнными Штатами. Очевидно, что в ближайшее время обе страны вступят в период всеобъемлющего и долгосрочного стратегического соперничества. Значит, в регионе АТР в настоящее время формируются три вида объединения сил: один — это группа сил, возглавляемая США, второй — объединение сил во главе с Китаем и третий — объединение сил стран, пытающихся ограничить негативные последствия конкуренции между США и Китаем. Такие страны, как Индия, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и страны АСЕАН, укрепляют сотрудничество

друг с другом и используют сильные стороны многосторонних механизмов под руководством АСЕАН для того, чтобы повысить роль международного права и принципов регионального поведения и тем са-

о

мым ограничить влияние политики грубой силы крупных держав .

Можно сказать, что Китай конкурирует с США, но не может оспаривать превосходство Америки в регионе. В статье под названием «"Азиатский век" в опасности» премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун написал о роли США в Азии следующее: «Стабильность и процветание Азии стали возможны благодаря Соединённым Штатам. Они отстаивали открытый, интегрированный и основанный на правилах глобальный порядок, обеспечили зонт безопасности, под которым региональные страны могли сотрудничать и мирно конкурировать. Американские транснациональные корпорации активно инвестировали в Азию, принося с собой капитал, технологии и идеи. По мере того как Вашингтон продвигал свободную торговлю и открывал американские рынки всему миру, азиатская торговля с Соединёнными Штатами росла»9.

Таким образом, конкуренция между мировыми центрами силы, такими как Россия, Китай, США, за влияние в АТР в целом и в Юго-Восточной Азии в частности становится всё более ожесточённой. Это ставит перед странами региона, в том числе СРВ, множество проблем, связанных с одновременным балансированием стратегических отношений и соблюдением жизненно важных интересов страны в области развития экономики, обеспечения обороны и безопасности, а также территориальной целостности.

Основные направления отношений с крупными державами в современной внешней политике Вьетнама

Внешняя политика КПВ и вьетнамского государства — это система взглядов на цели, направления, задачи, решения и установки по руководству деятельностью страны во внешней сфере с целью защиты истинных государственных и национальных интересов, в то же время содействия общей борьбе народов мира, поскольку цель эпохи — мир, национальная независимость, демократия и социальный про-гресс10. Этот курс и эта позиция последовательно отражались и претворялись в жизнь в резолюциях съездов Коммунистической партии Вьетнама, начиная с VII съезда в 1991 г. и до XII съезда в 2016 г.

Цель внешней политики на современном этапе была обозначена и заявлена Коммунистической партией Вьетнама в документах

XII съезда и заключается в «обеспечении высших интересов государства и нации на основе главных принципов международного права, равенства и взаимной выгоды»11.

Основополагающим, всеобъемлющим принципом внешней политики, пронизывающим весь внешнеполитический курс КПВ и вьетнамского государства, является мир, независимость, единство и социализм. В то же время КПВ стремится проявлять творчество, динамизм и гибкость в любой ситуации, находить решения, соответствующие конкретным обстоятельствам, положению Вьетнама, а также изменениям ситуации в мире и регионе, особенностям каждого партнёра12. В контексте значительных изменений в мировой и региональной ситуации в последнее время XII съезд КПВ так определил внешнеполитические задачи: «На основе как сотрудничества, так и борьбы внешнеполитическая деятельность служит цели поддержания мирной и стабильной обстановки, максимального использования внешних ресурсов для развития страны, улучшения жизни народа, решительной и настойчивой борьбы за обеспечение надёжной защиты независимости, суверенитета, единства и территориальной целостности Отечества, защиты партии, государства, народа и социалистического режима, повышения статуса и авторитета страны и содействия общему делу мира,

национальной независимости, демократии и социального прогресса в

13

мире» .

Последовательная политика КПВ и вьетнамского государства заключается в расширении международных отношений, поддержании мирной и стабильной среды в регионе и в мире, содействии развитию региона и мира. Помимо активного развития регионального сотрудничества, особенно с соседними странами, большое значение придается расширению отношений со всеми государствами, особенно с крупными странами и крупными экономическими центрами, поскольку они оказывают серьёзное влияние на безопасность и развитие региона и Вьетнама. С крупными державами СРВ стремится поддержать стратегический баланс, использовать максимум благоприятных факторов для экономического развития и обеспечения национальной обороны и безопасности. В своих отношениях с крупными странами Вьетнам настаивает на проведении независимой и самостоятельной политики, избегая попадания в сложные ситуации, пассивное положение или заключения союза с одной крупной страной - 14

против другой .

Поскольку отношения с соседними странами и с крупными державами важны для безопасности и развития страны, Вьетнам, остава-

ясь приверженным политике диверсификации внешних связей, тем не менее, отдаёт очевидный приоритет этим отношениям. Так, с крупными странами необходимо быть в высшей степени осторожным и создавать «баланс интересов», чтобы иметь возможность гибко реагировать в зависимости от конкретной проблемы, конкретного времени, выбирать подходящее решение15. Ключевая проблема состоит в том, что положение Вьетнама на международной арене сегодня — и в будущем — во многом зависит от правильного подхода, создания благоприятной позиции в отношениях как с соседними, так и с крупными странами.

Преимущества и трудности Вьетнама в отношениях с рядом держав

Вьетнам находится в АТР — динамично развивающемся регионе, который содержит многие горячие точки мира. Поэтому он определённо не может не испытывать воздействия отношений, которые складываются между крупными державами. Очевидно, что Вьетнам оказывается перед дилеммой. Поскольку он находится на перекрестке отношений крупных держав, консолидация или союз с какой-либо одной стороной вызывает подозрения и бдительность со стороны остальных стран.

В контексте серьёзных изменений в глобальной политической ситуации, в условиях сдвигов во власти и в силе США, Китая и России, а также попыток «региональной игры» этих стран Вьетнам модернизировал и сформировал новые рамки сотрудничества с мировыми державами с целью укрепления своего положения в мире и усиления своего влияния. К настоящему времени он установил отношения всеобъемлющего стратегического партнёрства с Китаем и Россией, а также отношения всеобъемлющего партнёрства с США. Однако, помимо получения преимуществ, СРВ сталкивается с определёнными трудностями, связанными с необходимостью соблюдать баланс отношений со всеми тремя державами одновременно.

В отношениях с США

Благодаря своему положению и возрастающей роли в регионе Вьетнам занимает важное место во внешней политике США. Установившиеся на сегодняшний день отношения всеобъемлющего партнёрства подтверждают важность Соединённых Штатов для Вьетнама. Если раньше Америка рассматривала Южный Вьетнам как

барьер для распространения коммунизма, то теперь СРВ можно рассматривать как важную опору для укрепления отношений с регионом, чтобы сбалансировать мощный подъем Китая16. Вьетнам нужен США для сохранения их влияния в Юго-Восточной Азии и обеспечения безопасности морских путей, проходящих через Южно-Китайское море. Поэтому у Вьетнама имеются большие возможности для расширения отношений с США. Последние не переставали продвигать сотрудничество во всех областях, особенно в области здравоохранения, образования, гуманитарной помощи, сотрудничества в субрегионе Меконга, экономического и торгового сотрудничества и т. д.

Тем не менее можно увидеть, что отношения Вьетнама с США на протяжении всей истории их отношений и до наших дней объективно отличаются от других двусторонних отношений СРВ, и это также создаёт трудности для развития вьетнамо-американских связей. Во-первых, это отношения между двумя странами, которые в своей истории прошли через прямое противостояние друг с другом. Хотя война во Вьетнаме отошла в прошлое и позиция СРВ заключается в том, что «прошлое не должно мешать строить будущее», хотим мы того или нет, последствия этой войны не могут не влиять в той или иной степени на отношения между двумя странами даже на современном этапе, уже после их нормализации. Во-вторых, с точки зрения политики, идеологии и положения стран на мировой арене отношения США и Вьетнама — это отношения между единственной после холодной войны мировой сверхдержавой, стоящей во главе мировой капиталистической системы, и маленькой страной, твёрдо придерживающейся социалистической ориентации. Разница в ценностях свободы и демократии между двумя странами по-прежнему оказывает негативное влияние на двусторонние отношения. Это главная причина, которая в будущем может помешать этим отношениям выйти на новый уровень. В-третьих, в экономике — это отношения между огромной и высокоразвитой рыночной экономикой и страной с переходной экономикой, с пока небольшими ресурсами, но богатым потенциалом развития. Эта особенность делает акцент на сотрудничество во вьетнамско-американских отношениях, а не на борьбу, поскольку обе стороны стремятся максимально использовать выгодные для себя моменты в интересах своих государств и наций.

Вышеупомянутые особенности отличают отношения Вьетнама с США по характеру и важности от отношений между Вьетнамом и другими крупными странами. Поэтому можно сказать, что в иерархии

отношений СРВ с крупными странами связи с США являются самыми сложными и самыми важными как с точки зрения преимуществ, так и трудностей.

В отношениях с Российской Федерацией

Отношения между СРВ и Российской Федерацией носят традиционный, дружеский характер и отличаются высоким уровнем доверия. Эти отношения были проверены временем и продолжают укрепляться. В 2001 г. двусторонние отношения трансформировались в стратегическое партнёрство, а в 2012 г. — во всеобъемлющее стратегическое партнёрство. С этого момента две страны активизировали сотрудничество во всех областях — от экономики, политики и национальной безопасности до культуры, образования, науки и многих других сфер. Лидеры двух стран всегда поддерживают диалог в духе равноправия, взаимного уважения, уважения выбора пути развития, политики диверсификации внешних связей, направленной на углубление стабильного и всестороннего сотрудничества, носящего долгосрочный и стратегический характер. Россия высоко ценит положение Вьетнама в АТР и ЮВА и считает его одним из важнейших партнёров в своей политике «поворота на Восток».

Однако в отношениях между Вьетнамом и Россией все ещё остается много проблем. Несмотря на то что страны являются стратегическими партнёрами, обе стороны пока не рассматривают друг друга в качестве действительного приоритета своей внешней стратегии и по-прежнему уделяют друг другу лишь небольшое внимание. Более того, у них нет стратегии развития отношений на длительный период и конкретной программы или плана развития отношений. Из-за блокады и санкций со стороны Запада российскому правительству сложно обеспечить гармоничное развитие отношений со странами-партнёрами. Политика в ЮВА в настоящее время пока не находится в центре внимания российского руководства. Нынешняя Россия больше заинтересована в отношениях, которые обеспечивают стратегическую выгоду, а не в том, чтобы уделять больше внимания традиционным партнёрам в регионах, например Вьетнаму. Это также приводит к нереализованности потенциала отношений между СРВ и РФ.

В отношениях с Китаем

Вьетнам — сосед Китая, поэтому необходимость существования и развития рядом с такой большой страной была для него задачей на

протяжении тысяч лет. Китай всегда считал Вьетнам важным звеном своей политики в ЮВА. КНР хочет использовать традиционные добрососедские отношения, идеологическое сходство, а также привлекательность экономического сотрудничества, чтобы привлечь Вьетнам и тем самым ускорить рост китайского влияния в ЮВА. Однако внешняя политика Китая как большой страны, обусловленная в первую очередь стремлением усилить свою вовлечённость в развитие региона, и его жёсткие действия, направленные на необоснованное установление своего суверенитета в Южно-Китайском море, создает для Вьетнама немало проблем в части защиты суверенитета, национальной безопасности и социально-экономического развития.

Китай претендует на монополию в ЮКМ, чтобы контролировать мировые морские артерии, обеспечить морской путь на юг, а оттуда — выход в океан, чтобы конкурировать за статус сверхдержавы с Соединёнными Штатами. В последнее время он предпринимает шаги для постепенного изменения статус-кво в спорных районах, увеличивая своё военное присутствие, экономический потенциал и использование полувоенных сил в этих водах. 2 мая 2014 г, например, Китай установил нефтяную вышку Хайян Шию-981 в районе континентального шельфа в исключительной экономической зоне Вьетнама. Эти действия серьезно нарушают суверенитет СРВ в территориальных водах, установленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Усиление китайского влияния в регионе бросает вызов Вьетнаму в деле национальной обороны. На море Китай в настоящее время продолжает удерживать незаконно захваченные им находящиеся под суверенитетом СРВ Парасельские острова, а также ряд островов архипелага Спратли. Что касается материковой части, Китай усиливает своё влияние в Лаосе и Камбодже — странах, занимающих важное географическое и военное положение в стратегии национальной обороны Вьетнама.

Более того, укрепление сотрудничества Китая со странами ЮВА, особенно в экономической области, наносит ущерб экономической конкурентоспособности Вьетнама в отношении этих стран. КНР обладает значительным превосходством над СРВ в капиталах, уровне науки и технологий. Именно привлекательность и экономическая эффективность, которые Пекин демонстрирует странам ЮВА, затрудняют Вьетнаму доступ к рынкам стран региона. Более того, в двусторонней торговле также возникают серьёзные проблемы. Благодаря преимуществу в технологиях и низкой стоимости рабочей силы китайские товары обычно дёшевы и легко проникают на вьетнамский

рынок. Вьетнамским же предприятиям из-за отсутствия четкой и долгосрочной экспортной стратегии сложно получить доступ на китайский рынок.

Если резюмировать вышесказанное, в отношениях с крупными державами у Вьетнама существует множество проблем, требующих от него тщательных расчётов и подготовки, исходя из реальной ситуации, для разработки и обеспечения выполнения соответствующих контрмер. Вьетнам должен правильно строить свои отношения с крупными державами. В новом контексте, когда в отношениях между США и Россией, США и Китаем, Россией и Китаем происходят неожиданные изменения, это может привести к региональной нестабильности, угрожать интересам Вьетнама, если эти страны будут стремиться к укреплению отношений с каким-либо одним из партнёров и сокращению с другими.

Уроки, извлечённые из отношений Вьетнама с ведущими державами в прошлом, по-прежнему актуальны. Осуществление политики соблюдение баланса в отношениях с передовыми государствами не означает уравнивания отношений с ними или занятия нейтральной позиции, а предполагает недопущение влияния или манипулирования со стороны какого бы то ни было ведущего государства. Чтобы реализовать эту установку, Вьетнаму необходимо глубоко проникнуться духом независимости и самостоятельности, соблюдать главенство национальных интересов и цели построения страны согласно девизу «богатый народ, сильная страна, справедливое демократическое и цивилизованное общество».

Перевод С. Глазуновой

Примечания

1 Quan he giöa cac nuac lan va an ninh toan cau hien nay. URL: http://tapch iqptd.vn/vi/an-pham-tap-chi-in/quan-he-giua-cac-nuoc-lon-va-an-ninh-toan-cau-hie n-nay/3158.html (дата обращения: 10.09.2020).

2

Дугин А.Г. Теория многополярного мира. Евразийское движение. М., 2013. С. 318—319.

3 '

Nghiem Tuan Hung. Xu huang quan su, quöc phöng tren the giai trong muoi nam

tai va mot so van de dät ra cho Viet Nam // Nhöng van de kinh te va chinh tri the giai. So 6(278). Tr. 42.

Vai trö cüa Nga trong cau truc chau A—Thai Binh Duong. URL: http://nghien cuubiendong.vn/quan-h-quc-t/6409-vai-tro-cua-nga-trong-cau-truc-chau-a-thai-binh-duong (дата обращения: 10.09.2020).

5 Ibid.

6 Medeiros Evan S. & Fravel M. Taylor. China's New Diplomacy // Foreign Affairs, v. 82, 2003. No. 6. P. 22—35.

Finkelstein David M.China New Security Concept: Reading between the Lines // Washington Journal of Modern China 5.1999. No. 1. P. 37—50.

8 ~ ' ' Nguyen Vu Tùng. Câc nhân tô thâch thuc dôi vâi hop tac ASEAN trong thài gian

toi // Nhùng vân dè kinh té và chinh tri thé giâi. 2019. So 6(278). Tr. 46—47.

9 Ли Сянь Лун. «Азиатский век» в опасности. Америка, Китай и угрозы конфронтации // Россия в глобальной политике, 19.06.2020. URL: https://globalaffairs. ru/articles/aziatskij-vek-v-opasnosti.

10 Hoc viên chinh tri quôc gia Hô ChV Minh. Quan hê quôc té. H.: Nxb Ly luân chinh tri, 2018. Tr. 199.

11 Bâng Côngsàn ViêtNam. VânkiênBaihôidaibiêutoànquôc lânthuXII. H.: Nxb Chinh tri quoc gia, 2016. Tr. 151.

12 ' 1 '

Hoc viên chinh tri quôc gia Hô Chi Minh. Quan hê quôc té. Op. cit. Tr. 213—214.

13 ' ' 1

Bâng Công sân Viêt Nam. Vân kiên Bai hôi dai biêu toàn quôc lân thu XII. Tr. 153.

14 Hoc viên chinh tri quôc gia Hô Chi Minh. Quan hê quôc té. Op. cit. Tr. 217—218.

15 Ban tuyên giao trung uong. Hôi nhâp quôc té. H.: Nxb chinh tri quôc gia Su thât, 2017. Tr. 57—58.

16 Nguyen Thâi Yên Huang. Quan hê My — Trung. Hop tac và canh tranh luân giâi ducrï gôc dô cân bâng quyèn luc. H.: Nxb Chinh tri quôc gia Su thât, 2017. Tr. 266.

Библиографический список

Дугин А.Г. Теория многополярного мира. Евразийское движение. Москва, 2013.

Ли Сянь Лун. «Азиатский век» в опасности. Америка, Китай и угрозы конфронтации // Россия в глобальной политике, 19.06.2020. URL: https://globalaffairs. ru/articles/aziatskij-vek-v-opasnosti

Bâng Công sân Viêt Nam. Vân kiên Bai hôi dai biêu toàn quôc lân thu XII [Коммунистическая партия Вьетнама. Материалы XII съезда КПВ]. Hà Nôi: Nhà xuât bân Chinh tri quôc gia, 2016.

Finkelstein, David M. China New Security Concept: Reading between the Lines // Washington Journal of Modern China 5. 1999. No.1.

Ban tuyên giâo trung uong. Hôi nhâp quôc té [Центральный совет пропаганды. Международная интеграция]. Hà Nôi: Nhà xuât bân chinh tri quôc gia su thât, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hoc viên chinh tri quôc gia Hô Chi Minh. Quan hê quôc té [Государственная политическая академия Хо Ши Мина. Международные отношения]. Hà Nôi: Nhà xuât bân Chinh tri quôc gia, 2018.

Medeiros, Evan S. & Fravel, M.Taylor. China's New Diplomacy // Foreign Affairs 82. 2003. No. 6.

Nghiem Tuan Hung. Xu huóng quHn su, quóc phöng tren the giói trong muai nam tói vá mót só van dé dät ra cho Viet Nam [Нгием Туан Хунг. Военные и оборонные тенденции в мире на ближайшие десять лет и некоторые проблемы, стоящие перед Вьетнамом] // Nhöng van dé kinh té vá chính tri thé giói. 2019. Só 6 (278).

Nguyen Thai Yen Hwang. Quan he My? — Trung. Hap tac vá canh tranh luán giái duói góc dó can bang quyén luc [Нгуен Тхай Иен Хыонг. Американо-китайские отношения. Анализ сотрудничества и конкуренции под углом зрения баланса сил]. HáNói: Nhá xuat bán Chính tri quóc gia, 2017.

Nguyen Vu Tung. Cac nhan tó thach thúc dói vói hap tac ASEAN trong thai gian tói [Нгуен Ву Тунг. Факторы, усложняющие сотрудничество АСЕАН в ближайшее время] // Nhöng vän dé kinh té vá chính tri thé giói. 2019. So 6 (278).

Quan he giöa cac nuóc lón vá an ninh toán c®u hien nay [Отношения между крупными странами и глобальная безопасность в настоящее время]. URL: http://tapchi qptd.vn/vi/an-pham-tap-chi-in/quan-he-giua-cac-nuoc-lon-va-an-ninh-toan-cau-hie n-nay/3158.html (дата обращения: 10.09.2020).

Vai trö cüa Nga trong cau trúc chau A — Thai Binh Duong [Роль России в структуре Азиатско-Тихоокеанского региона]. URL: http://nghiencuubiendong.vn/quan-h-quc-t/6409-vai-tro-cua-nga-trong-cau-truc-chau-a-thai-binh-duong (дата обращения: 10.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.