О.И. Шестак
Приморский край Российской Федерации: социально-экономическая дифференциация муниципальных образований
The Primorye Territory of Russian Federation: social and economic inequality of municipalities
В статье, на основе эмпирических данных (результаты полевых наблюдений и социологического опроса) и анализа официальных документов и материалов раскрываются особенности социально-экономической дифференциации муниципальных образований Приморского края. Выявляются факторы имущественно-доходной дифференциации населения.
♦
In article, on the basis of the empirical data (the results of observation and sociological survey) and analysis of the official documents and materials are opened features of social and economic inequality of the municipalities of Pri-morye Territory. The factors of a social inequality of population are shown.
В последние несколько лет мы стали очевидцами увеличения темпов роста российской экономики. Казалось бы, уровень жизни населения, который напрямую зависит от уровня экономического развития страны, должен был увеличиваться параллельно с ростом экономических показателей, однако, этого не произошло. Социальные аналитики отмечают падение реальных показателей уровня жизни населения, рост бедности, углубление социальной поляризации. В 2003 г. в Совете Федерации был проведен круглый стол на тему: "Преодоление бедности — необходимое условие экономического роста и развития социального государства", где заместитель начальника Отдела социального законодательства Правового управления Аппарата Совета Федерации В.Ю. Катков сделал следующее замечание: "Сегодня экономическое расслоение населения в России проявилось в образовании двух неравных социальных анклавов — зоны обеспеченности и зоны бедности"1.
Одной из причин социальной поляризации и углубления бедности стала социально-экономическая дифференциация регионов, порожденная масштабами территории России и неравномерным распределением между регионами природных и иных ресурсов. Однако дифференциация территорий имеет не только
1 Катков В.Ю. Доходы населения в Российской Федерации //Уровень жизни населения регионов России. - 2003. № 12. С. 9.
межрегиональную, но и внутрирегиональную выраженность, причем именно последняя оказывает наибольшее влияние на динамику уровня жизни населения.
С началом реформы местного самоуправления, стартом для которой послужило принятие 6 октября 2003 г. Федерального Закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в регионах были сформированы муниципальные образования различных уровней со значительным объемом экономической самостоятельности и автономности муниципалитетов, где перед последними были поставлены задачи повышения уровня социально-экономического развития в каждом отдельно взятом муниципальном образовании, что в итоге должно привести к росту уровня жизни населения и уровня экономического развития региона в целом.
В августе — ноябре 2006 г. Центром социологических исследований Владивостокского государственного университета экономики и сервиса было проведено исследование (краевой опрос с выборочной совокупность в 2117 чел.), направленное на изучение уровня жизни населения Приморского края. Результаты опроса позволили сделать вывод о значительной социальной поляризации населения Приморья, прежде всего, по уровню месячных доходов. Как показало исследование, максимальный уровень доходов приходится на респондентов, проживающих в гг. Владивосток и Находка, и составляет на домохозяйство из 3-х — 4-х чел., где работают двое, из которых один занят на 2-х и более рабочих местах — свыше 40000 тыс. руб., а при занятости двух членов домохозяйства на одном рабочем месте каждый — 25000 — 30000 тыс. руб. в среднем на домохозяйство. Минимальный месячный доход на одного члена такого домохозяйства (считая неработающих) от 6250 руб. Средний уровень доходов приходится на респондентов, проживающих в иных городах и поселениях края, и составляет на домохозяйство из 3-х — 4-х чел., где занято два человека, от 7000 до 10000 тыс. руб. Максимальный душевой доход в данном домохозяйстве — 3333 руб. Минимальный уровень доходов у респондентов, проживающих в сельской местности, чье домохозяйство состоит из 3-х — 4-х чел., где работает один, и составляет на домохозяйство 3000 — 5000 руб. Максимальный доход одного члена такого домохозяйства в месяц — 1666 руб., минимальный — 750 руб. У 28,7% проживающих в сельской местности респондентов домохозяйство состоит из 4-х — 5 чел., где все трудоспособные члены домохозяйства безработные, а основной доход составляет пенсия в размере 2000 - 2500 руб. одного из члена домохозяйства. Максимальный месячный доход на одного человека составляет 625 руб. Отметим, что прожиточный минимум в 2006 г. составил в крае 4342 руб., а стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину — 1925 руб. в расчете на месяц1.
1 Россия в цифрах: банк готовых документов //Федеральная служба государственной статистики [Электрон. ресурс] //Доступно из URL:
http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi [Дата обращения: 12.12.2006 г.];
Выявив зависимость различия в доходах от территории проживания респондентов, мы пришли к необходимости анализа социально-экономического положения муниципальных образований Приморского края и выявления факторов, влияющих на имущественно-доходную дифференциацию населения.
В настоящее время Приморский край включает в себя 180 муниципальных образований: 12 городских округов; 22 муниципальных района; 29 городских и 117 сельских поселений1. Большая часть территории края - тайга, в силу чего он слабо освоен в хозяйственном плане и мало заселен. Основная часть крупных населенных пунктов сосредоточена на юге, в то время как на севере крупные населенные пункты практически отсутствуют. В силу военно-стратегического характера заселения и освоения Приморского края населенные пункты основывались либо в стратегически важных точках, либо на месте сосредоточения сырьевых ресурсов. В итоге крупные населенные пункты разбросаны по территории неравномерно.
При формировании муниципальных образований из городов и близлежащих к ним поселений были образованы городские округа — гг. Арсеньев, Артем, Большой Камень, Владивосток, Дальнегорск, Дальнереченск, Лесозаводск, Находка, Партизанск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Фокино. Сконцентрированные вокруг и между городами населенные пункты образовали муниципальные районы, административными центрами которых стали наиболее крупные поселения с относительно развитой хозяйственной инфраструктурой. Средняя удаленность административных центров крупных муниципальных образований друг от друга составила 100 — 150 км, а их удаленность от административного центра края г. Владивостока — от 35 до 350 км.
Конгломераты крупных поселений: 1) гг. Находка, Фокино, Большой Камень, Партизанск — среднее расстояние между ними 53 км; 2) гг. Владивосток и Артем — среднее расстояние 38 км. Между остальными городами и районными центрами расстояние не менее 100 км. Наиболее удаленные муниципальные образования — Ольгинский и Тернейский районы, расстояние от центров которых до ближайшего крупного населенного пункта г. Дальнегорск 148 и 162 км, а расстояние до г. Владивостока — свыше 350 км.
По количеству населения муниципальные образования распределяется следующим образом: городские округа имеют население 1438,4 тыс. чел., муниципальные районы — 581,1 тыс. чел., городские поселения — 162,9 тыс. чел. и сельские поселения — 418,2 тыс. чел.2 Наибольшие по составу населения: городские ок-
Социально-экономическое положение Приморского края: основные социально-экономические показатели Приморского края, характеризующие итоги 9 месяцев 2006 года. — Владивосток: Приморскстат, 2006. С. 14.
1 Муниципальные образования Приморского края //Законодательное собрание Приморского края [Электрон. ресурс] //Доступно из URL: http://www.zspk.gov.ru/ [Дата обращения: 10.07.2006 г.].
2 Здесь и далее состав населения по отдельным муниципальным образованиям приведен на 1 января 2006 г. по источнику: Численность населения Приморского края в раз-
руга — г. Владивосток — 613,4 тыс. чел.; Уссурийск — 182,0 тыс. чел.; Находка — 172,7 тыс. чел.; муниципальные районы — Наде-ждинский — 39,1 тыс. чел.; Черниговский — 37,9 тыс. чел.; Михайловский — 36,7 тыс. чел.; городские поселения — Лучегорское — 22,4 тыс. чел.; Кавалеровское — 17,4 тыс. чел.; Пограничное — 15, 9 тыс. чел.; сельские поселения — Надеждинское — 18,4 тыс. чел.; Чугуевское — 16,9 тыс. чел.; Камень-рыболовское — 16,5 тыс. чел. Наименьшие: городские округа — г. Большой Камень — 39,2 тыс. чел.; г. Фокино — 34,9 тыс. чел.; г. Дальнереченск — 33,2 тыс. чел.; муниципальные районы — Тернейский — 14,2 тыс. чел.; Дальне-реченский — 13,7 тыс. чел.; Ольгинский — 11,9 тыс. чел.; городские поселения Хасанское — 822 чел.; Высокогорское — 400 чел.; Гор-ненское — 200 чел.; сельские поселения — Единкинское — 292 чел.; Березовское — 238 чел.; Максимовское — 240 чел.
Следует заметить, что в формировании муниципальных образований в Приморском крае не прослеживается логики. Так, Тернейский муниципальный район меньше Лучегорского городского и Надеждинского сельского поселений. Уссурийский городской округ включает в себя как г. Уссурийск с населением 154,8 тыс. чел., так и 37 сельских поселений (с населением 27,2 тыс. чел.) Уссурийского района, не получившего в силу неизвестных причин статуса муниципального. Сельские поселения значительно различаются по количеству населенных пунктов, входящих в их состав, и по количеству жителей. Села, входящие в состав сельских поселений имеют население от 5 чел. (с. Тимохов ключ Рощинского сельского поселения) до 11500 чел. (с. Хороль Хорольского сельского поселения). Самое большое в крае количество маленьких сел (17 сел) с населением от 5 до 100 чел. имеет Хасанский район, а наиболее крупные села с населением не меньше 220 чел. в Кавалеровском муниципальном районе.
Изначальная территориально-демографическая дифференциация муниципальных образований Приморского края и их последующая нерациональная территориальная организация привела к неравномерности экономического развития.
Единственным муниципальным образованием с высоким уровнем экономического развития и многообразием хозяйственных отраслей является городской округ г. Владивосток — административный и экономический центр Приморского края. Здесь сосредоточено более 100 крупных промышленных предприятий с количеством персонала свыше 2500 человек, средний и малый бизнес, торговля, связь, сфера услуг, социальная сфера, образование и пр. Во Владивостоке находятся основные хозяйствующие субъекты края — предприятия и организации, входящие в созданный в 2003 г. "Клуб крупнейших налогоплательщиков Приморья": ОАО "Владивостокский морской торговый порт", ОАО "ХК Дальморепродукт", ОАО "Приморнефтепродукт", ОАО "ХК Даль-завод", ОАО "Турниф", ОАО "Дальэнерго", ОАО "Владивостокский судоремонтный завод", ОАО "Дальневосточное морское па-
резе населенных пунктов: Статистический сборник. - Владивосток: Приморскстат, 2006. - 44 с.
роходство" и др.
Высокий уровень развития экономики и значительное количество работающих предприятий создают условия для трудоустройства населения, включая возможность совместительства при невысоких заработках по основному месту работы. Как показали результаты проведенного нами социологического исследования большинство респондентов, проживающих в г. Владивостоке, работают на 1,5 — 2,5 рабочих местах, при среднем месячном заработке в размере 15 — 25 тыс. руб. на 1 ставку. По данным Примор-скстата, на предприятиях, в организациях и учреждениях г. Владивостока самый высокий уровень заработной платы по краю1.
Второе место после г. Владивостока по уровню экономического развития занимает г. Находка. Однако, в отличие от г. Владивостока, г. Находка имеет три градообразующих предприятия — ОАО Находкинская база активного морского рыболовства (НБАМР), ОАО "Находкинский морской торговый порт" и ОАО "Находкинский нефтеналивной торговый порт". Сегодня все три предприятия — банкроты. На предприятиях проходят сокращения, и многие жители Находки в ближайшее время могут остаться без работы. Однако, в городском округе наряду с основными предприятиями присутствует значительное количество иных экономических субъектов — учреждения и организации социальной инфраструктуры — здравоохранения, образования, бытового и социального обслуживания, транспорта и связи; средний и малый бизнес, которые дают рабочие места населению города. Статус города-порта со значительным транзитным потоком товаров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона определил для населения возможность индивидуальной торговой и посреднической деятельности. Среднемесячный начисленный уровень заработной платы составляет в г. Находка 10467 руб.2, хотя данный показатель весьма относителен, поскольку значительная часть населения города занята в теневой экономике.
Третьим по уровню экономического развития является городской округ г. Уссурийск, основу экономики которого составляет ОАО Уссурийский локомотиво-дизельный завод и железная дорога. Это единственное предприятие такого рода на Дальнем Востоке, обеспечивающее рабочие места городу. В округе также развита пищевая, перерабатывающая, легкая, металлообрабатывающая, деревообрабатывающая, строительная промышленность. В основном это средние, с количеством персоналом до 300 чел., и малые предприятия с персоналом до 100 чел. Многие из них не стабильны, ежегодно закрываются, преобразуются и пр. Также как в г. Находке рабочие места дают предприятия бытового и социального обслуживания, бюджетной сферы. В относящихся к городскому округу сельских поселениях развивается сельское хозяйство — в основном мясомолочное производство, выращивание
1 Уровень жизни населения Приморского края за 2006 год: Статистический сборник. — Владивосток: Приморскстат, 2006. С. 19.
2 Социально-экономическое положение Приморского края: основные социально-экономические показатели Приморского края, характеризующие итоги 9 месяцев 2006 года. — Владивосток: Приморскстат, 2006. С. 15.
овощей и сои.
Четвертое место среди городских округов по уровню экономического развития занимает г. Артем. В прошлом г. Артем — один из центров угольной промышленности, однако, в настоящее время большинство шахт закрыто, а отрасль находится в кризисе. Однако, близость Артема к г. Владивостоку и удобное место расположения сделали город и прилегающие территории удобным местом для развития малого и среднего бизнеса. Сегодня в городском округе основу экономики составляют предприятия среднего и малого бизнеса, наряду с предприятиями бюджетной сферы. Основные предприятия: АО "Артемовский завод ЖБИ-3", ОАО "Артемовский хлебокомбинат", ООО Птицефабрика "Уссурийская", ОАО Аэропорт г. Владивостока, ОАО "Аэрогруз", ООО "Городской молочный комбинат", ОАО "Артемовская ТЭЦ им. Кирова", ОАО "Шахта Амурская".
Уровень заработной платы в гг. Уссурийск и Артем варьируется в тех же пределах, что и в г. Находка. По данным социологического опроса количество рабочих мест у респондентов выборки в гг. Находка, Уссурийск, Артем — 1-1,5 в среднем у человека. Данные Приморскстата подтверждают благоприятную обстановку в сфере занятости — в гг. Владивосток, Находка, Уссурийск, Артем самый низкий в крае уровень безработицы1.
Остальные городские округа имеют по одному или два градообразующих предприятия (таблица 1).
Таблица 1
Градообразующие предприятия городских округов Приморского края2
Городской округ Название предприятия
г. Арсеньев Авиастроительная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазы-кина, Машиностроительный завод "Аскольд"
г. Большой Камень ФГУП ДВЗ "Звезда"; ЗСО "Восток"; ОАО ТП "Эра"
г. Дальреченск АО "Приморский деревообрабатывающий комбинат"; АО "Дельнереченский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат"
г. Дальнегорск ОАО "БОР"
г. Лесозаводск ООО "Уссурилес"; АО "Уссурийский деревообрабатывающий комбинат"
г. Партизанск Партизанский угольный разрез
г. Спасск-Дальний ОАО "Спасский литейно-механический завод"; ОАО " Спасскцемент"
Практически все приведенные в таблице предприятия являются в настоящее время либо банкротами, либо работают в неполную мощность. Так, на заводах "Прогресс" и "Аскольд" в г. Ар-сеньеве работает около 3500 чел., в то время как ранее они дава-
1 Доклад о социально-экономическом положение муниципальных образований Приморского края за 2006 год. — Владивосток: Приморскстат, 2006. С. 45.
2 Таблица составлена по материалам, предоставленным Приморской торгово-промышленной палатой, а также на основе информации, содержащейся на официальных сайтах муниципальных образований.
ли работу более 18000 горожан. Списочный состав работников завода "Звезда" в г. Большой камень в июле 2006 г. составил 3978 чел., будучи основным предприятием города с населением 39,2 тыс. чел. Предприятия остальных городов способны обеспечить работой не более 20% населения. Наиболее сложная экономическая ситуация сложилась в г. Партизанске - ранее столице угольной промышленности края. Практически все угольные разрезы сегодня закрыты, Партизанская ГРЭС не в состоянии обеспечить жителей города работой, ввиду чего в Партизанске высокий уровень безработицы. Основные рабочие места населению городов края дают предприятия малого и среднего бизнеса, сфера торговли, бытового и социального обслуживания. Наиболее благоприятная обстановка в развитии малого бизнеса сложилась в г. Большой камень, наименее благоприятная в Дальнереченске и Лесозаводске. В г. Лесозаводске основной вид занятости населения - индивидуальная трудовая деятельность, связанная с развитием челночной торговли и торговли природными ресурсами, обусловленными приграничным положением города. Среднемесячный размер официально начисленной заработной платы в городах варьируется в пределах 3985 - 7663 руб.1
В социально-экономической иерархии муниципальных образований особое место занимает г. Фокино — в нем нет никаких предприятий, поскольку г. Фокино длительное время был базой кораблей ВМФ. Большинство воинских частей сегодня расформированы, количество предприятий бытового и социального обслуживания и иных учреждений бюджетной сферы в городе незначительно, малый бизнес не развит, имеющиеся же малые предприятия, дают минимум рабочих мест. Основной доход населению приносит индивидуальная трудовая деятельность и работа в гг. Находке и Большом камне. В г. Фокино самый высокий в крае уровень безработицы.
Дифференциация по уровню экономического развития городских округов прослеживается и через их бюджеты (таблица 2).
Таблица 2
Бюджеты городских округов Приморского края (тыс. руб.)2
Городской округ Бюджет Бюджетный дефицит
Доходная часть Расходная часть
г. Арсеньев 417224 435871 18647
г. Артем 665962 649490
г. Большой Камень Нет данных Нет данных
г. Владивосток 3603836 3490209
г. Дальнереченск 223305 215105
г. Дальнегорск 530369 479842
1 Уровень жизни населения Приморского края за 2006 год. С. 19.
2 Размер бюджетов муниципальных образований приведен по итогам 2005 года по источнику: Социально-экономическое положение муниципальных образований Приморского края за 2005 год: Статистический сборник. — Владивосток: Приморскстат, 2006. С. 45-46.
г. Лесозаводск 316958 318282 1324
г. Находка 1212951 1175558
г. Партизанск 343653 332250
г. Спасск-Дальний 374955 347872
г. Уссурийск 1131539 1135064 3525
г. Фокино Нет данных Нет данных
Как можно видеть из таблицы наибольшим объемом бюджетных средств располагают городские округа г. Владивосток, г. Уссурийск, г. Находка и г. Артем — наиболее крупные муниципальные образования края с наибольшим оборотом бюджетных средств. По муниципальным образованиям гг. Владивосток, Дальнегорск, Находка, Спасск-Дальний и Артем наблюдается значительное превышение доходной части над расходной, что говорит о росте экономических показателей этих округов. Города Уссурийск, Лесозаводск и Арсеньев имеют бюджетный дефицит, причем у последнего он довольно значителен, что свидетельствует о падении уровня экономического развития.
Муниципальные районы края в основном сельскохозяйственные. Основные виды экономической активности населения представлены в таблице 3.
Таблица 3
Виды экономической активности населения муницинальных районов1
Муниципальный район Виды экономической активности населения
Анучинский Сельское хозяйство, лесозаготовки, подсобное хозяйство
Дальнереченский Лесозаготовки, деревообработка, животноводство, подсобное хозяйство
Кавалеровский Горнорудная, лесная отрасли, подсобное хозяйство
Кировский Мясомолочное производство, подсобное хозяйство
Красноармейский Лесозаготовки, подсобное хозяйство
Лазовский Мясомолочное производство, подсобное хозяйство
Михайловский Угольная промышленность, сельское хозяйство, мясомолочное производство, подсобное хозяйство
Надеждинский Подсобное хозяйство
Октябрьский Угольная промышленность, сельское хозяйство, подсобное хозяйство
Ольгинский Лесозаготовки, деревообработка, добыча морепродуктов, подсобное хозяйство
Партизанский Сельское хозяйство, подсобное хозяйство
Пограничный Сельское хозяйство, подсобное хозяйство
Пожарский Горнорудная промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, подсобное хозяйство
1 Таблица составлена по материалам, предоставленным Приморской торгово-промышленной палатой, а также на основе информации, содержащейся на официальных сайтах муниципальных образований.
Спасский Сельское хозяйство, пищевая промышленность, подсобное хозяйство
Тернейский Лесозаготовки, подсобное хозяйство
Ханкайский Пищевая промышленность, подсобное хозяйство
Хасанский Судоремонт, рыбодобыча, сельское хозяйство, подсобное хозяйство
Хорольский Сельское хозяйство, подсобное хозяйство
Черниговский Сельское хозяйство, подсобное хозяйство
Чугуевский Лесозаготовки, подсобное хозяйство
Шкотовский Подсобное хозяйство
Яковлевский Мясомолочное производство, подсобное хозяйство
Экономика муниципальных районов в основном депрессивная. Основной источник доходов населения — личные подсобные хозяйства. Ряд отраслей отдельных районов развивается, но недостаточно, чтобы обеспечить населению приемлемый уровень жизни. Даже в развитых сельскохозяйственных районах, уровень жизни не высокий, поскольку закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию низкие и не всегда покрывают затраты на производство.
По сравнению с городскими округами, бюджеты муниципальных районов незначительны.
Таблица 4
Бюджеты муниципальных районов Приморского края (тыс. руб.)1
Муниципальный район Бюджет Бюджетный дефицит
Доходная часть Расходная часть
Анучинский 121022 115390
Дальнереченский 120365 115699
Кавалеровский 278202 277485
Кировский 277485 193603
Красноармейский 220594 215869
Лазовский 147874 150269 2393
Михайловский 254263 246686
Надеждинский 259331 247003
Октябрьский 267926 241742
Ольгинский 145942 136444
Партизанский 256786 229493
Пограничный 153649 141554
Пожарский 275990 262166
Спасский 196420 188954
Тернейский 217443 200717
Ханкайский 178470 178805 335
Хасанский 269905 257653
1 Размер бюджетов муниципальных образований приведен по итогам 2005 года по источнику: Социально-экономическое положение муниципальных образований Приморского края за 2005 год: Статистический сборник. — Владивосток: Приморскстат, 2006. С. 46-47.
Хорольский 246534 236567
Черниговский 266819 258725
Чугуевский 219202 208927
Шкотовский 164544 166438 1894
Яковлевский 159539 150153
Наименьший размер бюджетных средств имеют Анучинский, Дальнереченский Лазовский и Ольгинский муниципальные районы. Лазовский, Ханкайский и Шкотовский районы имеют дефицит бюджетных средств, что свидетельствует о наличии экономических трудностей. Так, по данным официальной статистики в Шкотовском районе задолженность только по выплате пособий на детей составила в 2005 г. 623,3 тыс. руб.1
В целом, муниципальные районы по уровню экономического развития можно разделить на четыре группы:
1-я группа — Михайловский, Хорольский, Черниговский, Пожарский, Октябрьский районы. Это сельскохозяйственные районы, имеющие дополнительные промышленные отрасли, дающие населению рабочие места и возможность заработка. В Михайловском районе с 2006 г. реализуется проект по строительству российско-китайской промышленной зоны, которая по предварительным оценкам сможет дать около 40000 рабочих мест для населения Михайловского и близлежащего районов.
2-я группа — Кавалеровский, Спасский сельскохозяйственные районы, расположенные в центре края в хороших климатических условиях. Производительность сельского хозяйства достаточно высокая, что позволяет покрывать издержки производства.
3-я группа — Анучинский, Дальнереченский, Кировский, Красноармейский, Лазовский, Ольгинский, Партизанский, Пограничный, Яковлевский, Хасанский, Ханкайский сельскохозяйственные районы, природно-климатические условия которых недостаточно выгодные, и производительность отрасли не высокая. Большинство из районов удалены от г. Владивостока, являющегося основным потребителем сельскохозяйственной продукции, в силу чего у населения нет рынка сбыта произведенной продукции, и оно вынуждено продавать ее за бесценок заезжим скупщикам. Имеющиеся в ряде районов промышленные предприятия практически не функционируют.
4-я группа — Надеждинский, Тернейский, Чугуевский, Шкотовский районы. В данных районах нет предприятий, сельское хозяйство развито слабо. Высокодоходные в прошлом животноводческие комплексы Шкотовского и Надеждинского районов ныне полностью развалены, а жители районов работают в близлежащих городах Владивосток, Артем, Большой камень. Терней-ский и Чугуевский районы удалены и труднодоступны, основной доход населению приносят лесозаготовки и приусадебные хозяйства.
Общий уровень экономического развития муниципальных
1 Социально-экономическое положение муниципальных образований Приморского края за 2005 год: Статистический сборник. — Владивосток: Приморскстат, 2006. С. 73.
районов низкий. В районах высокий уровень безработицы, низкий уровень заработной платы, составивший по данным Примор-скстата 5740 руб., в среднем на 1-го работающего1. Среди опрошенных нами респондентов, проживающих в сельских и городских поселениях муниципальных районов 73,8% - вынужденные безработные. Основной доход домохозяйств в сельской местности — пенсии, пособия и помощь проживающих в городах родственников. Занятость в сельских поселениях, особенно в северных районах, носит сезонный характер и связана с подсобными сельскохозяйственными работами, сборами дикоросов (Ольгинский, Тер-нейский, Яковлевский, Чугуевский, Анучинский, Пожарский районы), добычей морепродуктов (Хасанский, Ольгинский, Шко-товский, Партизанский районы).
Дифференциация между муниципальными образованиями Приморского края проявляется и в уровне развития социальной инфраструктуры. Основная часть объектов социальной инфраструктуры была создана в советский период, многие из них сегодня сохранились, но их состояние поддерживается только в крупных городах: Владивостоке, Уссурийске, Находке. Именно в этих городах сегодня строятся и развиваются новые объекты социально-культурного и бытового назначения. Самый высокий уровень развития инфраструктуры в административном центре г. Владивостоке. В большинстве городских округов сохраняются только основные объекты инфраструктуры: дошкольные учреждения, школы, больницы, городские дома культуры. По причине демографического спада, за последние два года в городах и районах Приморского края было закрыто значительное количество детских дошкольных учреждений — садов и яслей; школ; средне профессиональных учебных заведений.
В районах практически нет культурно-досуговых учреждений, из-за чего одна из проблем развития поселений — отсутствие досуга для молодежи. Большая часть объектов социальной инфраструктуры сохранились только на бумаге. До 70% домов культуры в поселениях районов отданы коммерсантам под склады, магазины, либо просто не функционируют. Связано это с тем, что ранее они находились на балансе колхозов и предприятий, после снятия с баланса объекты были заброшены, а после передачи муниципалитетам денег на их содержание не оказалось. Даже не смотря на то, что бюджеты у большинства территорий профицитные, в развитие социальной инфраструктуры деньги не вкладываются, поскольку эти вложения представляются местным властям не рентабельными с экономической точки зрения. Во многих поселениях муниципальных районов Приморья нет лечебных учреждений, аптек, что делает недоступным своевременное оказание медицинской помощи населению. Так, в Надеждинском районе, площадью 1597,5 кв. км, действует лишь одна станция скорой медицинской помощи, за которой закреплены две машины, при расстоянии между крайними пунктами — около 2,5 часов езды. В п. Подъяпольск (Шкотовский район), с населением 2194
1 Уровень жизни населения Приморского края за 2006 год. С. 20.
чел., нет пожарной машины ни иных оперативных средств пожарной защиты, как и в 67% поселений муниципальных районов. Наиболее проблематичная ситуация с развитие социальной инфраструктуры в отдаленных северных районах края - Терней-ском, Ольгинском, Пограничном и Пожарском.
Различия в социально-экономическом развитии муниципальных образований Приморского края связаны с неразвитостью транспортной инфраструктуры при значительных расстояниях между поселениями. Самые большие расстояния в Анучин-ском, Ольгинском и Тернейском районах. В Тернейском районе ближе всего к районному центру пгт. Пластун — 57,0 км., наиболее удалено от центра с. Амгу — 260 км.
Сеть дорог развита слабо — в основном это грунтовые дороги, которые становятся непроходимыми в период дождей. Состояние дорог не зависит даже от наличия рядом с поселениями крупных городов. Так, п. Подъяпольск Шкотовского района находится в 20 минутах езды от трассы Владивосток-Находка и в 15 минутах от г. Большой камень. В г. Большой камень ведет грунтовая дорога очень плохого качества, с крутыми спусками и подъемами, проехать по которой зимой и в период дождей летом невозможно, и несколько раз в год поселок оказывается отрезанным от системы жизнеобеспечения, поскольку в экстренных случаях пожарные машины и машины скорой помощи вызываются из г. Большой камень. Благоприятная ситуация с транспортной доступностью только в поселениях, расположенных вдоль краевой трассы, связывающей г. Владивосток с иными городами и крупными районными центрами, что дает этим поселениям больше возможности для хозяйственной деятельности. 8 сел края доступны только по реке, а два села — Заветное (536 чел.) и Окраинка (12 чел.) Чугуевского района находятся в тайге и сообщения с ними нет.
Таким образом, социально-экономическая дифференциация муниципальных образований Приморского края является следствием взаимосвязанных факторов, среди которых выделяются:
— географические (место расположения поселений, концентрация поселений на территории, степень удаленности поселений друг от друга и от административных центров, от рынков сбыта продукции, транспортная доступность);
— демографические (распределение населения по поселениям);
— экономические (распределение отраслей экономической деятельности и действующих предприятий по территориям муниципальных образований; размеры бюджетов муниципальных образований; уровень развития малого и среднего бизнеса);
— социальные (наличие и состояние объектов социальной инфраструктуры).
Социально-экономическая дифференциация муниципальных образований обусловливает имущественно-доходную дифференциацию населения, проживающего на их территориях, которая
носит во многом объективный "рыночный" характер, т.е. обусловлена положением населения на рынке труда — возможностью
трудоустройства, уровнем заработка, условиями проживания.
♦