Научная статья на тему 'Применения статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления при осуществлении расходов по установке приборов учета'

Применения статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления при осуществлении расходов по установке приборов учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
900
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЫТОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДОГОВОРЫ НА ЗАМЕНУ ЭЛЕКТРОСЧЕТЧИКОВ В ЗДАНИЯХ / КОСГУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левина О. В., Миллиард М. Ю.

В статье на практическом примере рассмотрены вопросы применения статей (подстатей) КОСГУ при осуществлении бюджетным учреждением расходов по установке приборов учета, которые всегда вызывали трудности у должностных лиц учреждений и зачастую становились предметом разногласий с органами финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применения статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления при осуществлении расходов по установке приборов учета»

Бухгалтерский учет в бюджетных и Accounting in Budgetary and

некоммерческих организациях 4 (2016) 10-13 Non-Profit Organizations

ISSN 2311-9411 (Online) Учет и отчетность бюджетных учреждений

ISSN 2079-6714 (Print)

ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЕЙ (ПОДСТАТЕЙ) КЛАССИФИКАЦИИ ОПЕРАЦИЙ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСХОДОВ ПО УСТАНОВКЕ ПРИБОРОВ УЧЕТА

Ольга Викторовна ЛЕВИНА Мария Юрьевна МИЛЛИАРД b

a эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация b эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация • Ответственный автор

История статьи:

Принята 10.02.2016 Одобрена 16.02.2016

Ключевые слова:

энергосбытовые организации, бюджетные учреждения, договоры на замену электросчетчиков в зданиях, КОСГУ

Аннотация

В статье на практическом примере рассмотрены вопросы применения статей (подстатей) КОСГУ при осуществлении бюджетным учреждением расходов по установке приборов учета, которые всегда вызывали трудности у должностных лиц учреждений и зачастую становились предметом разногласий с органами финансового контроля.

В связи с требованиями энергосбытовых организаций бюджетные учреждения заключают договоры на замену электросчетчиков в зданиях. Данные услуги не связаны с проведением ремонтных работ и с выходом из строя счетчиков, установленных ранее. Условия договоров не предусматривают наличие документов,

подтверждающих поставку приборов учета.

Вопрос применения статей (подстатей) КОСГУ при осуществлении расходов по установке приборов учета всегда вызывал трудности у должностных лиц учреждений и зачастую становился предметом разногласий с органами финансового контроля. Рассмотрим на практическом примере, по какому коду Классификации операций сектора

государственного управления (КОСГУ) следует производить данные расходы.

Пример. 10.07.2015 с энергосбытовой компанией заключен договор. Согласно договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать для заказчика услуги, указанные в п. 1.2 настоящего договора, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.

Исполнитель в свою очередь обязуется оказать заказчику следующие услуги:

• реализовать два прибора учета электрической энергии при условии заказа услуги по его установке (замене);

• обеспечить услуги по замене двух однофазных приборов учета;

• реализовать один прибор учета электрической энергии при условии заказа услуги по его установке (замене);

• обеспечить услуги по замене одного трехфазного прибора учета.

Услуги считаются оказанными после подписания сторонами акта оказанных услуг.

22 июля 2015 г. учреждением был заключен договор, согласно которому исполнитель обязуется оказать электромонтажные работы (замена однофазного электрического счетчика).

Услуги считаются оказанными после подписания сторонами акта приема-сдачи услуг. По какому коду КОСГУ (225 или 226) производить расходы по данным договорам?

Наличие в договоре формулировки «реализация прибора учета» создает предпосылки для квалификации данного договора как смешанного. Его оплата только за счет статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ может привести к претензиям со стороны проверяющих органов.

Если такой договор не будет являться смешанным, то есть не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать только монтажные работы, в стоимость которых будет включена стоимость использованных при монтаже материалов, то расходы в полном объеме могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 226.

Расходы на оплату работ по монтажу приборов учета электроэнергии следует осуществлять за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, если их установка сопряжена с исполнением требований законодательства, в том числе Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ

«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - Указания № 65н), монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в том случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами

(государственными (муниципальными)

контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, подлежат отнесению на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Поэтому и расходы на установку (монтаж) вновь приобретаемых приборов учета (тепло-, газо-, электросчетчиков) при определенных условиях могут быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Именно такого мнения придерживались специалисты уполномоченных органов и независимые эксперты в своих разъяснениях в прошлые годы (см., например, письма Минфина России от 23.05.2007 № 02-14-10/1227, Федерального казначейства от 31.05.2007 № 42-22-04/13).

Вместе с тем функциональное предназначение приборов учета является частью

функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного

водоснабжения, и (или) системам

централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, установка приборов учета сопряжена с исполнением требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». А согласно Указаниям № 65н расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, подлежат отнесению на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Поэтому оплата договора на выполнение работ по установке приборов учета, согласно которому исполнитель самостоятельно закупает указанные приборы и необходимые для их установки расходные материалы, а также осуществляет их доставку, монтаж, наладку (при необходимости), может осуществляться за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (см. также письмо Минфина России от 12.12.2013 № 02-05-010/54741).

Кроме того, замена приборов учета может быть связана с несоответствием класса их точности и истечением срока межповерочного интервала.

В силу подп. 17 ст. 2, п. 1 ст. 5 и ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» использование средства измерения, срок поверки которого истек, не допускается.

Подобные расходы также могут быть квалифицированы как расходы, осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, и, соответственно, оплачены за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Не следует также забывать, что если учреждением заключается договор на приобретение оборудования, а его монтаж (установка) предусмотрен в рамках данного договора в качестве обязанности поставщика, то все расходы по такому договору следует осуществлять за счет соответствующей статьи группы 300

«Поступление нефинансовых активов» КОСГУ. В противном случае монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, должны оплачиваться отдельно за счет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Иными словами, для точного применения кода КОСГУ для оплаты тех или иных расходов важно определить характер обязательств учреждения, руководствуясь положениями гражданского законодательства. При этом заключение единого договора (контракта), предметом которого являются поставка (изготовление) объектов имущества и их монтаж, вовсе не означает, что соответствующие обязательства должны обязательно быть оплачены по какой-либо одной статье (подстатье) КОСГУ.

Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает свободу договора.

Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Таким образом, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда.

Характер договора (контракта) должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств, то есть по результатам осуществления поставки в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» оформляется Товарная накладная (форма № ТОРГ-12), а приемка результатов работ осуществляется по акту.

Учитывая изложенное, если учреждением будет заключаться смешанный договор, то расходы по нему должны быть отнесены на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ:

• 300 «Увеличение стоимости нефинансовых активов» (в части стоимости поставленных нефинансовых активов);

• 226 «Прочие работы, услуги» (в части стоимости работ по монтажу нефинансовых активов).

Если же договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать только работы по замене приборов учета, в стоимость которых будет включена стоимость использованных материалов, то расходы в полном объеме могут быть отнесены на соответствующую подстатью статьи 220 «Оплата работы, услуг» КОСГУ.

В рассматриваемой ситуации наличие в одном из заключенных учреждением договоров

формулировки «реализация прибора учета» создает предпосылки для квалификации данного договора как смешанного.

Отсутствие при этом в условиях договора обязанности исполнителя о предоставлении документов по поставке приборов учета не влияет на квалификацию договора.

Мы полагаем, что предмет договора, как и его оплата только за счет статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ, в рассматриваемой ситуации может привести к претензиям со стороны проверяющих органов.

Оплату договора следует произвести за счет следующих статей (подстатей) КОСГУ:

• 300 «Увеличение стоимости нефинансовых активов» (в части стоимости поставленных нефинансовых активов);

• 226 «Прочие работы, услуги» (в части стоимости работ по монтажу нефинансовых активов).

А вот при оплате договора на «электромонтажные работы» (замена однофазного электрического счетчика) существуют достаточно веские аргументы для применения как подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, так и подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Применение же в рассматриваемой ситуации тех или иных подстатей КОСГУ в зависимости от трактовки конкретными должностными лицами отдельных положений действующих нормативных правовых актов может расцениваться контролирующими органами в качестве

«манипулирования» положениями Указаний № 65н в целях применения «удобных» статей (подстатей) КОСГУ.

В заключение традиционно напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23).

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

3. Об обеспечении единства измерений: Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ.

4. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

5. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций: постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 № 132.

6. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.