ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ
ISSN 2079-6714 (Print)
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Вопрос. Общественная некоммерческая организация - профсоюз не осуществляет какую-либо производственную деятельность. Численность работников организации не превышает 50 человек.
Необходимо ли в этом случае вводить должность специалиста по охране труда?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
В рассматриваемом случае работодатель не обязан вводить должность специалиста по охране труда.
Обоснование. Согласно части второй ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Поскольку в рассматриваемой ситуации численность работников не превышает 50 человек и организация не ведет какой-либо производственной деятельности, у работодателя нет обязанности вводить должность специалиста по охране труда.
При этом, как следует из части третьей ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерции, функции специалиста по охране труда должен осуществлять руководитель организации или уполномоченный им работник либо организация, или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (см. также ответы специалистов Роструда с информационного портала «Онлайнинспекция.РФ» на вопрос: В организации с численностью до 50 человек (а конкретнее - 10 человек) обязательно ли иметь сотрудников по должности:
1) специалист по охране труда;
2) специалист по противопожарной безопасности?
Или же можно возложить на кого-то данные функции приказом по организации?; вопрос: Для проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) в организации с численностью 35 человек в штатном расписании должен ли быть специалист по охране труда, или можно заключить договор со специалистом по охране труда на время проведения СОУТ?).
Ответ подготовил: Наумчик Иван, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Воронова Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. По какому КОСГУ учреждению госсектора приходовать зеркальное полотно для монтажа в экспозицию музея?
Ответ. Окончательное решение об отнесении приобретаемого имущества к материальным запасам или основным средствам может быть принято компетентными должностными лицами учреждения в рамках их полномочий исходя из конкретных условий его использования (эксплуатации).
В случае, если работы по монтажу приобретаемого зеркального полотна будут осуществляться в рамках отдельного договора либо хозяйственным способом, расходы на его приобретение вполне обоснованно могут быть отнесены на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, а само зеркальное полотно принято к учету в качестве материальных запасов на счете 10504 «Строительные материалы».
Обоснование. При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации учреждения госсектора руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).
По общему правилу расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ:
— расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ;
— расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам, относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Условия отнесения конкретных видов имущества к объектам основных средств приведены в п. 38, 39, 41 Инструкции № 157н. Кроме того, по общему правилу объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции № 157н, которым установлен перечень материальных ценностей, которые подлежат учету в составе материальных запасов независимо от их стоимости и срока службы.
К материальным запасам, в частности, относятся следующие материальные ценности:
— готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы);
— оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования.
В случае, если работы по монтажу приобретаемого зеркального полотна будут осуществляться в рамках отдельного договора либо хозяйственным
способом, расходы на приобретение зеркального полотна вполне обоснованно могут быть отнесены на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, а само зеркальное полотно принято к учету в качестве материальных запасов на счете 10504 «Строительные материалы».
По результатам выполнения монтажных работ расходы на приобретение зеркального полотна могут быть учтены при формировании первоначальной стоимости инвентарного объекта при условии, что профильной комиссией учреждения будет принято решение об учете отдельных элементов интерьера в качестве самостоятельных инвентарных объектов.
Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга
ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Вопрос. Учреждение планирует заключить договор, предметом которого являются изготовление из материалов подрядчика и последующая установка металлической двери. Установка двери никак не связана с противопожарными мероприятиями.
На какую статью КОСГУ могут быть отнесены расходы в такой ситуации?
Ответ. В случае, когда договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать работы по установке металлической двери, в стоимость которых будет включена цена изготовленной подрядчиком двери, расходы вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ в полном объеме.
Если в рамках одного договора выделены поставка двери и выполнение монтажных работ по ее установке, а по результатам исполнения обязательств оформляются первичные документы, подтверждающие соответствующие расходы (товарные накладные, акты выполненных работ),
то расходы следует относить на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ:
— 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (в части стоимости двери);
— 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (в части стоимости монтажа).
Обоснование. Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении № 4 к Указаниям № 65н.
Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний № 65н.
Отнесение расходов на тот или иной код КОСГУ осуществляется прежде всего исходя из экономического содержания конкретной операции, определяемого на основании содержания договора (контракта) и соответствующих первичных документов.
В то же время нередко формулировки, содержащиеся в договорах, счетах, актах, накладных и иных документах, не позволяют четко определить статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие обязательствам, которые принимает учреждение. В таких случаях при обосновании своей позиции должностные лица, по нашему мнению, должны определить характер обязательств, руководствуясь положениями гражданского законодательства.
При этом предусмотренный порядок документального оформления расходов, во избежание разногласий с контролирующими органами, должен подтверждать, что учреждение принимает именно те работы (материальные ценности, услуги), выполнение (поставка, оказание) которых было обозначено в качестве предмета договора (контракта).
Отметим, что ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерация устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, подряда, возмездного оказания услуг и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В большинстве случаев суды при определении
природы договора и отнесении его к смешанному договору исходят из того, что он должен содержать все существенные условия соответствующих договоров.
По нашему мнению, заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Иными словами, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и соответствующим порядком документального оформления результатов исполнения обязательств, то есть результаты осуществления поставки и приемка результатов работ оформляются различными первичными документами.
Напомним, что согласно положениям п. 99, 117 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, готовые к установке двери являются готовыми к установке строительными конструкциями и учитываются в качестве материальных запасов. В свою очередь, расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам, осуществляются в соответствии с Указаниями № 65н за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Соответственно, в случае, если порядок документального оформления расходов однозначно позволяет подтвердить факт поставки учреждению металлической двери, ее следует принять к учету в качестве материальных запасов на счете 010504000 «Строительные материалы», а также отразить в бухгалтерском учете операцию по передаче ее подрядчику для выполнения работ по установке. При этом следует учитывать, что в силу п. 1 ст. 220 Гражданского кодекса Российской Федерация при передаче материалов заказчиком подрядчику право собственности на них остается у
заказчика. Согласно п. 116 Инструкции № 157н передача (возврат) материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ или пользователям отражается в бухгалтерском учете организаций госсектора в качестве внутреннего перемещения материального запаса без списания передаваемых объектов с балансового учета с о дно в р е м е нн ы м их о тр а же ни е м на соответствующих забалансовых счетах. В этом случае выбытие металлической двери со счета 010504000 «Строительные материалы» может быть отражено после подписания сторонами акта выполненных работ, подтверждающего факт установки двери подрядчиком в помещении заказчика. При этом, согласно Указаниям № 65н, расходы на монтаж двери вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В случае, если порядок документального оформления результатов выполнения обязательств в рамках договора не позволяет подтвердить факт поставки двери, а по результатам выполнения обязательств оформляется акт выполненных работ, в стоимость которых включены расходы подрядчика на изготовление металлической двери, оснований для отражения расходов на приобретение нефинансовых активов у учреждения не возникает.
Согласно Указаниям № 65н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик о б ъ е к т а ) , о б с л у жи в а н и е м , р е м о н то м нефинансовых активов, в том числе полученных в аренду или безвозмездное пользование. Соответственно, вся сумма расходов, осуществленных в рамках такого договора, может быть отнесена на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Шершнева Анна,
рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Вопрос. На счете 110134 учреждения числится инвентарный объект АРМ-С, который представляет собой компьютер (монитор, системный блок, клавиатура). Объект был приобретен по контракту. При этом стоимость отдельных предметов, входящих в комплект, не была выделена.
На сегодняшний день возникла необходимость заменить монитор на новый. Приобретен новый монитор по статье 340 КОСГУ, он учтен на счете 110536. Морально устаревший монитор не подлежит списанию и будет в дальнейшем использован в составе иного рабочего места. Списание компьютера с последующим принятием к учету отдельных запасных частей, составляющих данный объект, не предполагается.
Первоначальная стоимость АРМ-С составляет 33 144,95 руб. Компьютер приобретен в 2010 г., начислена амортизация в размере 100%. Стоимость нового монитора составляет 14 470 руб. Рыночная стоимость старого монитора на настоящий момент составляет 1 100 руб.
Каким образом необходимо отразить данную и последующие операции в бухгалтерском учете?
Как начислять амортизацию на новый монитор?
Что будет входить в стоимость нового объекта основных средств?
Ответ. Замена морально устаревшего монитора на новый может быть квалифицирована должностными лицами учреждения в качестве работ по ликвидации части основного средства (компьютера) с его дальнейшим дооборудованием (модернизацией).
Стоимость «старого» монитора в составе компьютера определяется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов с учетом положений учетной политики учреждения.
Амортизация полученного в результате проведенных работ по частичной ликвидации с последующим дооборудованием компьютера начисляется исходя из его остаточной стоимости и оставшегося срока полезного использования, определенного комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.
Обоснование. В соответствии с п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от
01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), единицей учета основных средств является инвентарный объект. В данной ситуации такой инвентарный объект, как компьютер, представляет собой комплекс, состоящий из монитора, системного блока и клавиатуры.
Работы по замене старого монитора в составе компьютера могут быть квалифицированы должностными лицами учреждения в зависимости от различных обстоятельств, в качестве работ по ремонту либо модернизации основного средства (если при этом не планируется проводить списание всего инвентарного объекта).
Как правило, в качестве ремонта квалифицируются работы, направленные на восстановление пользовательских характеристик основных средств. Монитор является неотъемлемой составной частью компьютера и без него компьютер просто не сможет выполнять свои функции.
Соответственно, в ситуации, когда монитор выходит из строя, для возможности нормального дальнейшего функционирования основного средства - компьютера необходимо провести работы по замене монитора. В таком случае не возникает проблем по квалификации проводимых работ в качестве ремонтных даже в том случае, если купленный на замену монитор обладает лучшими техническими характеристиками по сравнению с вышедшим из строя.
В случае, если замена монитора производится не потому, что старый монитор сломался, а потому, что он устарел морально, например, если вполне еще рабочий монитор решили заменить на более современный, на наш взгляд, не возникает достаточных оснований для квалификации проведенных работ в качестве ремонтных.
Отметим также, что мониторы для компьютеров, выпускаемые шесть лет назад и сейчас, значительно отличаются по своим характеристикам (к примеру, по частоте мерцания, размерам, энергопотреблению и пр.).
Если квалифицировать работы по замене морально устаревших, не вышедших из строя частей компьютера на новые, более современные, в качестве ремонтных, то в итоге может произойти следующее: все части компьютера заменены на новые, однако в Инвентарной карточке объект числится введенным в эксплуатацию шесть лет назад с начисленной в размере 100% амортизации.
Кроме того, в данной ситуации компьютер эксплуатируется уже на протяжении шести лет. То есть можно говорить о поднятии вопроса о его полном моральном износе. В то же время для него приобретается новая составная часть, которая предположительно прослужит дольше всего объекта. Соответственно, еще на этапе принятия решения о замене морально устаревшего монитора в составе компьютера должны быть поставлены вопросы о целесообразности производимой замены в свете того, что, возможно, в скором времени придется списывать весь объект в силу его морального износа. В случае же если такая замена целесообразна, то необходимо установить новый срок, в течение которого предполагается использование компьютера в деятельности учреждения. Установление такого срока при изменении функциональных характеристик объекта возможно на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) (п. 44, 85 Инструкции № 157н).
Поскольку возникла необходимость замены морально устаревшего, не подлежащего списанию системного блока на новый (без проведения полной ликвидации объекта), то в учреждении может быть принято решение о частичной ликвидации основного средства (компьютера) с дальнейшим его дооборудованием (модернизацией).
В таком случае, согласно положениям п. 27 Инструкции № 157н, необходимо произвести изменение первоначальной (балансовой) стоимости компьютера путем ее уменьшения на стоимость выбывающей части и дальнейшего увеличения на стоимость вводимого в эксплуатацию монитора.
Поскольку первоначальная стоимость «старого» монитора в составе компьютера не была выделена, то ее необходимо определить сейчас.
Эта стоимость может быть определена комиссией в порядке, определенном учетной политикой учреждения, в отсутствие такого порядка - на основании данных о стоимости отдельных составных частей компьютера на дату его принятия к учету (п. 106 Инструкции № 157н).
Определение текущей оценочной стоимости остающихся при проведении частичной ликвидации запасных частей основного средства, согласно п. 25 Инструкции № 157н, также находится в компетенции комиссии.
Учитывая изложенное, а также положения полностью самортизированного, возникает
Инструкции, утвержденной приказом Минфина остаточная стоимость. В сложившейся ситуации
России от 06.12.2010 № 162н, в рассматриваемой начисление амортизации проводится исходя из
ситуации могут быть применены следующие остаточной стоимости объекта и оставшегося
бухгалтерские записи по отражению частичной срока полезного использования, определенного
ликвидации с дальнейшим дооборудованием комиссией (согласно п. 44, 85 Инструкции
компьютера: № 157н).
1. Дебет КРБ 10434410 Кредит КРБ 110134410 -
отражена частичная ликвидация объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета;
2. Дебет КРБ 110536340 Кредит КДБ 140110172 -
учтен выбывший монитор в качестве запчасти (по оценочной стоимости, определенной профильной комиссией);
3. Дебет КРБ 110631310 Кредит КРБ 110536440 -
стоимость нового монитора учтена в составе вложений в основные средства;
4. Дебет КРБ 110134310 Кредит КРБ 110631310 -
увеличена первоначальная стоимость
компьютера на стоимость нового монитора.
Отметим, что в результате отражения данных операций получится, что у компьютера, ранее
К сведению: в целях унификации учета компьютерной техники в учреждении и принятия должностными лицами управленческих решений, связанных с ней, необходимо предусмотреть особенности организации учета компьютерной техники в учетной политике учреждения. С возможными вариантами организации учета компьютерной техники можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Учет компьютерной техники в госучреждении.
Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ