Учет и отчетность бюджетных учреждений
ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ОПЕРАЦИЙ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ УСТАНОВКЕ ПРИБОРОВ УЧЕТА
О. В. ЛЕВИНА, М. Ю. МИЛЛИАРД, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
В статье на практическом примере рассмотрены сложные случаи отнесения к кодам КОСГУ расходов, связанных с проведением энергосбытовыми компаниями работ по замене электросчетчиков в зданиях, принадлежащих бюджетным учреждениям.
Ключевые слова: коды КОСГУ, расходы, бюджетные учреждения, энергосбытовые компании, электросчетчики, здания
В связи с требованиями энергосбытовых компаний бюджетными учреждениями заключаются договоры на замену электросчетчиков в зданиях. Данные услуги не связаны с проведением ремонтных работ и с выходом из строя счетчиков, установленных ранее. Условиями договоров не предусмотрены документы, подтверждающие поставку приборов учета. Рассмотрим, по какому коду Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) — 225 или 226 — следует производить расходы по данным договорам?
Пример. С энергосбытовой компанией заключен договор от 10.07.2015. Согласно договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать для заказчика услуги, указанные в п. 1.2 настоящего договора, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.
Исполнитель обязуется оказать заказчику следующие услуги:
— реализовать два прибора учета электрической энергии при условии заказа услуги по его установке (замене);
— обеспечить услуги по замене двух однофазных приборов учета;
— реализовать один прибор учета электрической энергии при условии заказа услуги по его установке (замене);
— обеспечить услуги по замене одного трехфазного прибора учета.
Услуги считаются оказанными после подписания сторонами акта оказанных услуг.
22.07.2015 учреждением заключен договор, согласно которому исполнитель обязуется осуществить электромонтажные работы (замена однофазного электрического счетчика). Услуги считаются оказанными после подписания сторонами акта приема-сдачи услуг.
По какому коду КОСГУ (225 или 226) производить расходы по данным договорам?
Наличие в договоре формулировки «реализация прибора учета» создает предпосылки для квалификации данного договора как смешанного. Его оплата только за счет ст. 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ может привести к претензиям со стороны проверяющих органов.
Если такой договор не будет являться смешанным, т. е. не будет содержать существенных условий
договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждением на основании актов и иных документов будут приниматься только монтажные работы, в стоимость которых будет включена стоимость использованных при монтаже материалов, то расходы в полном объеме могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 226.
Расходы на оплату работ по монтажу приборов учета электроэнергии следует осуществлять за счет подст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, если их установка сопряжена с исполнением требований законодательства, в том числе с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вопрос применения статей (подстатей) КОСГУ при осуществлении расходов по установке приборов учета всегда вызывал трудности у должностных лиц учреждений и зачастую становился предметом разногласий с органами финансового контроля.
Так, согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания № 65н), монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в том случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, подлежат отнесению на подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Поэтому и расходы на установку (монтаж) вновь приобретаемых приборов учета (тепло-, газо-, электросчетчиков) при определенных условиях могут быть отнесены на подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Именно такого мнения придерживались специалисты уполномоченных органов и независимые эксперты в своих разъяснениях в прошлые годы (см., например, письма Минфина России от 23.05.2007 № 02-14-10/1227, Федерального казначейства от 31.05.2007 № 42-22-04/13).
Вместе с тем функциональное предназначение приборов учета является частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ).
Таким образом, установка приборов учета сопряжена с исполнением требований Закона № 261-ФЗ. А согласно Указаниям № 65н расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, подлежат отнесению на подст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Поэтому оплата договора на выполнение работ по установке приборов учета, согласно которому исполнитель самостоятельно закупает указанные приборы и необходимые для их установки расходные материалы, а также осуществляет их доставку, монтаж, наладку (при необходимости), может осуществляться за счет подст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (см. также письмо Минфина России от 12.12.2013 № 0205-010/54741).
Кроме того, замена приборов учета может быть связана с несоответствием класса их точности и истечением срока межповерочного интервала.
В силу подп. 17 ст. 2, п. 1 ст. 5 и ст. 9 Закона № 102-ФЗ использование средства измерения, срок поверки которого истек, не допускается. Подобные расходы также могут быть квалифицированы как расходы, осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, и, соответственно, оплачены за счет подст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Не следует также забывать, что если учреждением заключается договор на приобретение оборудования, а его монтаж (установка) предусмотрен в рамках данного договора в качестве обязанности поставщика, то все расходы по такому договору следует осуществлять за счет соответствующей статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ. В противном случае монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, должны оплачиваться отдельно за счет подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Иными словами, для точного применения кода КОСГУ для оплаты тех или иных расходов важно определить характер обязательств учреждения, руководствуясь положениями гражданского законодательства. При этом заключение единого договора (контракта), предметом которого являются поставка (изготовление) объектов имущества и их монтаж, вовсе не означает, что соответствующие обязательства должны обязательно быть оплачены по какой-либо одной статье (подстатье) КОСГУ.
Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, возмездного оказания услуг, подряда и т. д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Таким образом, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда.
Характер договора (контракта) должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств — по результатам осуществления поставки в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» оформляется Товарная накладная (форма № ТОРГ-12), а приемка результатов работ осуществляется по акту.
Учитывая изложенное, если учреждением будет заключаться смешанный договор, то расходы по нему должны быть отнесены на следующие статьи (подстатьи) КОСГУ:
— 300 «Увеличение стоимости нефинансовых активов» (в части стоимости поставленных нефинансовых активов);
— 226 «Прочие работы, услуги» (в части стоимости работ по монтажу нефинансовых активов).
Если же договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать только работы по замене приборов учета, в стоимость которых будет включена стоимость использованных материалов, то расходы в полном объеме могут быть отнесены на соответствующую подстатью ст. 220 «Оплата работы, услуг» КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации наличие в одном из заключенных учреждением договоров формулировки «реализация прибора учета» создает предпосылки для квалификации данного договора как смешанного. При этом отсутствие в условиях договора обязанности исполнителя о предоставлении документов по поставке приборов учета не влияет на квалификацию договора. По мнению авторов, предмет договора, как и оплата его только за счет ст. 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ, в рассматриваемой ситуации может привести к претензиям со стороны проверяющих органов. Его оплату следует произвести за счет следующих статей (подстатей) КОСГУ:
— 300 «Увеличение стоимости нефинансовых активов» (в части стоимости поставленных нефинансовых активов);
— 226 «Прочие работы, услуги» (в части стоимости работ по монтажу нефинансовых активов).
А вот при оплате договора на «электромонтажные работы» (замена однофазного электрического счетчика) существуют достаточно веские аргументы для применения как подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, так и подст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Применение же в рассматриваемой ситуации тех или иных подстатей КОСГУ в зависимости от трактовки конкретными должностными лицами отдельных положений действующих нормативных правовых актов может расцениваться контролирующими органами в качестве «манипулирования» положениями Указаний № 65н в целях применения «удобных» статей (подстатей) КОСГУ.
В заключение традиционно следует отметить, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных
документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23).
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
5. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций: постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132.
6. Письмо Минфина России от 23.05.2007 № 0214-10/1227.
7. Письмо Минфина России от 12.12.2013 № 0205-010/54741.
8. Письмо Федерального казначейства от 31.05.2007 № 42-22-04/13.
9. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23.