ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
сессии. Выявлено, что уровень тревожности у обучающихся в предэкзаменационный период не повышается при включении в режим дня аэробных упражнений различной интенсивности, дыхательных упражнений, включающих несколько типов циклического дыхания и йоги.
Литература
1. Афанасьева И.А. Коррекция уровня тревожности у первокурсников средствами физической культуры / И.А. Афанасьева, И.Г. Виноградов, А.В. Токарева, Д.Д. Дальский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 20-23.
2. Гетьман В.Д. Самоконтроль и методы оценки физического и функционального состояния студентов: учеб. пособие / В.Д. Гетьман, А.В. Токарева, Л.Б. Ефимова-Комарова; СПбгАсУ. -СПб., 2016. - 101 с.
3. Ефимова-Комарова Л.Б. Физическая культура. Практикум по самоконтролю: учеб. пособие / Л.Б. Ефимова-Комарова, В.Ю. Ефимов-Комаров, А.В. Токарева. - СПб., 2016. - 74 с.
4. Коваль Т.Е. Информационно-коммуникационные технологии в реализации оздоровительных программ в вузе / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, С.М. Лукина // Теория и практика физ. культуры. -2016. - № 7. - С. 9-11.
5. Лобанов Ю.Я. Использование элементов дистанционного обучения в процессе освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» / Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 144-148.
6. Лукина С.М. Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе с применением инновационных технологий / С.М. Лукина, Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 44-46.
7. Токарева А.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии /А.В. Токарева, О.В. Миронова,
И.С. Москаленко и др. // Теория и практика физ. культуры. -2016. - № 9. - С. 12-15.
References
1. Afanaseva I.A., Vinogradov I.G., Tokareva A.V., Dalskiy D.D. Korrek-tsiya urovnya trevozhnosti u pervokursnikov sredstvami fizicheskoy kul-tury [Physical education to correct anxiety level in freshmen]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 6 (148). pp. 20-23.
2. Efimova-Komarova L.B., Tokareva A.V., Getman V.D. Samokontrol i metody otsenki fizicheskogo i funktsionalnogo sostoyaniya studen-tov. Ucheb. posobie [Self-control and methods to assess students' physical and functional states. Study guide]. SPbSASU publ., St. Petersburg, 2016, 101 p.
3. Efimova-Komarova L.B., Efimov-Komarov V.Yu., Tokareva A.V. Fiziches-kaya kultura. Praktikum po samokontrolyu [Physical Culture. Workshop on self-monitoring]. Study guide. St. Petersburg, 2016. 74 p.
4. Koval' T.E.,Yarchikovskaya L.V., Lukina S.M. Informatsionno-kommu-nikatsionnye tekhnologii v realizatsii zdorovitelnykh programm v vuze [Information and communication technologies in university health programs implementation]. Teoriya i praktika fiz. kultury,2016, no. 7, pp. 9-11.
5. Lobanov Yu.Ya., Sharonova A.V., Mironova O.V. et al. Ispolzovanie elementov distantsionnogo obucheniya v protsesse osvoeniya dist-sipliny «Elektivnye kursy po fizicheskoy kulture i sportu» [Use of distance learning elements in Elective courses in physical education and sports discipline mastering process]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. no. 12 (166). pp. 144-148.
6. Lukina S.M., Lobanov Yu.Ya., Sharonova A.V. et al. Osvoenie distsiplinyi «Fizicheskaya kultura i sport» v vuze s primeneniem innovatsionnykh tekh-nologiy [Innovative technologies for academic physical education and sport service]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2019. No. 4. pp. 44-46.
7. Tokareva A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S. et al. Formirovanie na-vykov organizatsii samostoyatelnykh aerobnykh trenirovok u studen-tov vuzov dlya uspeshnoy sdachi ekzamenatsionnoy sessii [Forming self-reliant aerobic training process management skills for success in examinations]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2016. no. 9. pp. 12-15.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
применение здоровьесберегающих педагогических
технологий в домах ребенка
Доктор педагогических наук, доцент Т.В. Тимохина1 Кандидат педагогических наук Н.М. Толкова1 "Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Московская область
УДМ^С 376.1
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ОВЗ, инвалидность, ранний возраст, дом ребенка, двигательный режим, мониторинг здоровья.
Введение. В последнее десятилетие в домах ребенка России произошли кардинальные изменения, направленные на повышение качества жизни детей раннего возраста, создание условий, приближенных к домашним, способствующих развитию личностных качеств и природных способностей воспитанников. На базе домов ребенка открылись отделения восстановительного лечения, целью которого является сохранение и укрепление здоровья воспитанников через приобщение к здоровому образу жизни и применение адекватных возрасту здоровьесберегающих технологий.
Цель исследования - выявить оптимальные критерии эффективного формирования здоровьесберегающих педагогических технологий в домах ребенка.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» го. - Всего в образовательном эксперименте приняло участие 428 детей раннего возраста. Исследование включало в себя анализ содержания здоровьесберегающего педагогического процесса.
Результаты исследования и их обсуждение. Были выделены 4 универсальных показателя и соответствующие им
application of health promotion educational technologies in child care centers
Dr.Hab., Associate Professor T.V. Timokhina1 PhD N.M. Tolkova1
1State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Moscow Region
Поступила в редакцию 11.04.2020 г.
критерии качества здоровьесбережения. Теоретически и практически обоснованы, описаны и раскрыты условия формирования уровней здоровьесберегающего педагогического процесса. Выявлено, что высокий уровень организации здоровьесберегающего педагогического процесса определяется следующими показателями: оптимальное соблюдение требований СанПиНа, организация адекватного возрасту двигательного режима, применение физкультурных занятий, мониторинг здоровья детей раннего дошкольного возраста.
Выводы. В ходе трехлетнего исследования теоретически обоснована и доказана эффективность применения здо-ровьесберегающей педагогической технологии в работе с детьми раннего возраста в домах ребенка. Были выявлены уровни формирования педагогической технологии (высокий, средний, низкий) в соответствии с критериями интенсивности, устойчивости, валидности, осознанности.
Использованная литература
1. Сафронов А.И. Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников с ОВЗ и инвалидностью / А.И. Сафронов, Т.В. Тимохина // Теория и практика физ. культуры. - 2019.
- № 8. - С. 38.
2. Толкова Н.М. Подготовка будущих педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций / Н.М. Толкова, Т.В. Тимохина, И.В. Енова // Перспективы науки и образования. - 2019.
- № 4. - С. 322-334.
Информация для связи с автором: [email protected]
№ 6 • 2020 Июнь | June
http://www.teoriya.ru