Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В КЛАССЕ «ГУСЛИ ЗВОНЧАТЫЕ» УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В КЛАССЕ «ГУСЛИ ЗВОНЧАТЫЕ» УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающая педагогика / класс / гусли звончатые / инструмент / учащиеся / исполнители / педагог / психолого-педагогические условия / факторы / health-saving pedagogy / class / sonorous psaltery / instrument / students / performers / teacher / psychological and pedagogical conditions / factors

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Ю. Евтушенко

В статье рассматривается организационная и содержательная стороны здоровьесберегающей педагогики как важное направление подготовки учащихся-гусляров, обеспечивающее их гармоничное развитие на физиологическом, техническом, психологическом и художественно-творческом уровнях. Обращается внимание на то, что постановка исполнительского аппарата в классе «Гусли звончатые» должна осуществляться с учетом специфики инструмента (эргономика, топография, конструкция), индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, позволяя подойти к реализации здоровьесберегающей педагогики в русле формирования начинающего музыканта. Подчеркивается мысль о том, что планомерное, системно-последовательное, целостное развитие физиологической, технической свободы учащихся-гусляров представляет значимый принцип здоровьесберегающей педагогики. Перманентное, пристальное, включенное, реально-действенное внимание педагога, контроль состояния учащегося-гусляра – важные факторы здоровьесберегающей педагогики. Отдельная целенаправленная педагогическая работа, обеспечивающая формирование рациональных, выразительных, управляемых, концептуально выстроенных исполнительских действий-движений, приближающихся к соответствующей идеальной модели, – важный шаг на пути к сбережению здоровья юных гусляров. Делаются выводы о том, что научить учащихся-гусляров оптимально распределять эмоциональные нагрузки на организм, осознавать свои эмоции, управлять ими, грамотно улавливать чувственную составляющую сочинений – значит, не только приблизить их к профессионализму, но и сохранить психофизическое здоровье, удлиняя творческую жизнь начинающих исполнителей. Подготовка к концертному выступлению является не только ответственным этапом в целостном развитии учащихся-гусляров, но и «методологической базой», во многом определяющей эффективность применения принципов здоровьесберегающей педагогики. В заключение подчеркивается перспективность и необходимость дальнейшего исследования заявленной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF HEALTH-SAVING PEDAGOGY IN THE CLASS “GUSLI ZVONCHATY” OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

The article considers the organizational and content aspects of health-saving pedagogy as an important area of training of Gusli students, ensuring their harmonious development at the physiological, technical, psychological, artistic and creative level. Attention is drawn to the fact that the setting of the performing apparatus in the class “Gusli zvonchatye” should be carried out taking into account the specifics of the instrument (ergonomics, topography, design), individual and age characteristics of students, allowing you to approach the implementation of health-saving pedagogy in line with the formation of a novice musician. The author emphasizes the idea that the planned, systemically consistent, holistic development of the physiological and technical freedom of Gusli students is a significant principle of health-saving pedagogy. Permanent, close, included, real-effective attention of the teacher, control of the condition of the guslar-student are important factors of health-saving pedagogy. A separate, purposeful pedagogical work that ensures the formation of rational, expressive, controlled, conceptually constructed performing actions-movements that approach the corresponding ideal model is an important step towards preserving the health of young gusliars. Conclusions are drawn that teaching guslar-students to optimally distribute emotional loads on the body, to be aware of their emotions, to manage them, to correctly capture the sensory component of compositions-means not only to bring them closer to professionalism, but also to preserve psychophysical health, extending the creative life of novice performers. Preparation for a concert performance is not only a crucial stage in the holistic development of Gusli students, but also a “methodological basis” that largely determines the effectiveness of the application of the principles of health-saving pedagogy. In conclusion, the prospects and the need for further research of the stated problems are emphasized.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В КЛАССЕ «ГУСЛИ ЗВОНЧАТЫЕ» УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

носу, травмам или неспособности выполнять свою нормальную функцию. Именно эта целостность индивидуального выражения отличает пение от исполнения любого созданного человеком музыкального инструмента. Вера в локализованный контроль над голосовыми органами привела к некоторым, вводящим в заблуждение, теориям. Локальное усилие или концентрация на мышцах голосового аппарата приводит к их сильному напряжению, и фактически любой сознательный контроль над гортанью или горлом вызывает только сужение и нарушение голосовой функции. Наши голосовые связки работают автоматически, управляются подсознанием под влиянием образа, необходимого для исполнения, поэтому бесполезно думать о них.

Чтобы достичь этого эффекта, все предварительные технические дисциплины должны, в конечном счете, подчиниться процессам мышления, ментальному контролю и, как было сказано ранее, правильно сформированным привычкам [3, с. 27].

Последний принцип, который появляется в этом обзоре мысленного образа звука при постановке голоса, состоит в том, что пение, по существу, является выражением радости жизни. Люди поют спонтанно, когда получают удовольствие. Радость определяется как чувство благополучия и бодрости духа, которое приходит от переживания свободы от неприятностей и беспокойства. Полная свобода ума и тела способствует наслаждению. И наоборот, настроение наслаждения помогает высвободить и расслабить каждую часть тела, включая голосовые органы. Радость означает свободу; свобода приносит наслаждение. Человек счастливее всего, когда свободен. В повседневной жизни мы поём для чистого удовольствия и наслаждаемся тем, что поём - если поём вообще.

Смех - это упражнение, которое улучшит свободу вокальных действий. Когда смех затруднен, в характере ученика есть признаки напряжения, как умственного, так и физического. Попросите его смеяться над каждым звучащим тоном. Если он может сделать это легко, голосовые действия будут иметь тенденцию быть свободными, потому что подлинный смех невозможен в условиях напряжения, страха или беспокойства [6, с. 150].

Таким образом, мы сформулировали три основных принципа, которые позволяют предположить, как ум управляет поющим голосом.

1) мысленные образы управляют голосовым контролем в постановке голоса;

2) голос певца является продуктом формирования привычки;

3) мысленное самовыражение через голос является основным человеческим инстинктом.

Эффективный преподаватель вокала будет всегда помнить эти принципы, поскольку они лежат в основе всех учебных и практических процедур. Руководящие принципы, подобные этим, воплощаются в конкретные цели, которые теперь можно сформулировать следующим образом: формирование хороших привычек; развитие свободы самовыражения мысли; стимулирование радостного отношения к пению и, конечно, мысленный образ звука в постановке голоса. Во всех формах обучения цели должны оставаться неизменными, чтобы обучение должно быть достигнуто. С другой стороны, эти методы могут быть адаптированы к индивидуальным потребностям. Поэтому успешная постановка голоса должна включать в себя фиксированные цели и гибкую и разнообразную методологию.

Библиографический список

1. Асафьев Б.В. Речевая интонация. Москва - Ленинград: Музыка, 1965.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма какпроцессЛенинград, 1971; Кн. 1 - 2.

3. Барсова Н. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира. Художественное творчество. Ленинград, 1986.

4. Бекетова Н. Праздник русской музыки. Жизнь за Царя Глинки как национальный миф. Южно-Российский музыкальный альманах. 2004. Ростов-на-Дону, 2005.

5. Венгрус Л.А. Пение и фундамент музыкальности. Великий Новгород, 2006.

6. Горюнова В. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе. 1982; № 2.

7. Hempel Frieda. "Sing with Your Heart" (an interview). Etude. Philadelphia, 1939; Vol. 57.

8. Mursel James L. How to Make and Break Habits. New York, 1953.

References

1. Asaf'ev B.V. Rechevaya intonaciya. Moskva - Leningrad: Muzyka, 1965.

2. Asaf'ev B.V. Muzykal'naya forma kak processLeningrad, 1971; Kn. 1 - 2.

3. Barsova N. Specifika yazyka muzyki v sozdanii hudozhestvennoj kartiny mira. Hudozhestvennoe tvorchestvo. Leningrad, 1986.

4. Beketova N. Prazdnik russkoj muzyki. Zhizn' za Carya Glinki kak nacional'nyj mif. Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. 2004. Rostov-na-Donu, 2005.

5. Vengrus L.A. Penie i fundament muzykal'nosti. Velikij Novgorod, 2006.

6. Goryunova V. Na puti k pedagogike iskusstva. Muzyka v shkole. 1982; № 2.

7. Hempel Frieda. "Sing with Your Heart" (an interview). Etude. Philadelphia, 1939; Vol. 57.

8. Mursel James L. How to Make and Break Habits. New York, 1953.

Статья поступила в редакцию 08.04.21

УДК 371.72

Yevtushenko M.Yu., senior lecture, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: ewtyh@mall.ru

APPLICATION OF HEALTH-SAVING PEDAGOGY IN THE CLASS "GUSLI ZVONCHATY" OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN.

The article considers the organizational and content aspects of health-saving pedagogy as an important area of training of Gusli students, ensuring their harmonious development at the physiological, technical, psychological, artistic and creative level. Attention is drawn to the fact that the setting of the performing apparatus in the class "Gusli zvonchatye" should be carried out taking into account the specifics of the instrument (ergonomics, topography, design), individual and age characteristics of students, allowing you to approach the implementation of health-saving pedagogy in line with the formation of a novice musician. The author emphasizes the idea that the planned, systemically consistent, holistic development of the physiological and technical freedom of Gusli students is a significant principle of health-saving pedagogy. Permanent, close, included, real-effective attention of the teacher, control of the condition of the guslar-student are important factors of health-saving pedagogy. A separate, purposeful pedagogical work that ensures the formation of rational, expressive, controlled, conceptually constructed performing actions-movements that approach the corresponding ideal model is an important step towards preserving the health of young gusliars. Conclusions are drawn that teaching guslar-students to optimally distribute emotional loads on the body, to be aware of their emotions, to manage them, to correctly capture the sensory component of compositions-means not only to bring them closer to professionalism, but also to preserve psychophysical health, extending the creative life of novice performers. Preparation for a concert performance is not only a crucial stage in the holistic development of Gusli students, but also a "methodological basis" that largely determines the effectiveness of the application of the principles of health-saving pedagogy. In conclusion, the prospects and the need for further research of the stated problems are emphasized.

Key words: health-saving pedagogy, class, sonorous psaltery, instrument, students, performers, teacher, psychological and pedagogical conditions, factors.

М.Ю. Евтушенко, доц., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: ewtyh@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В КЛАССЕ «ГУСЛИ ЗВОНЧАТЫЕ» УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье рассматривается организационная и содержательная стороны здоровьесберегающей педагогики как важное направление подготовки учащихся-гусляров, обеспечивающее их гармоничное развитие на физиологическом, техническом, психологическом и художественно-творческом уровнях. Обращается внимание на то, что постановка исполнительского аппарата в классе «Гусли звончатые» должна осуществляться с учетом специфики инструмента

(эргономика, топография, конструкция), индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, позволяя подойти к реализации здоровьесберегающей педагогики в русле формирования начинающего музыканта. Подчеркивается мысль о том, что планомерное, системно-последовательное, целостное развитие физиологической, технической свободы учащихся-гусляров представляет значимый принцип здоровьесберегающей педагогики. Перманентное, пристальное, включенное, реально-действенное внимание педагога, контроль состояния учащегося-гусляра - важные факторы здоровьесберегающей педагогики. Отдельная целенаправленная педагогическая работа, обеспечивающая формирование рациональных, выразительных, управляемых, концептуально выстроенных исполнительских действий-движений, приближающихся к соответствующей идеальной модели, - важный шаг на пути к сбережению здоровья юных гусляров. Делаются выводы о том, что научить учащихся-гусляров оптимально распределять эмоциональные нагрузки на организм, осознавать свои эмоции, управлять ими, грамотно улавливать чувственную составляющую сочинений - значит, не только приблизить их к профессионализму, но и сохранить психофизическое здоровье, удлиняя творческую жизнь начинающих исполнителей. Подготовка к концертному выступлению является не только ответственным этапом в целостном развитии учащихся-гусляров, но и «методологической базой», во многом определяющей эффективность применения принципов здоровьесберегающей педагогики. В заключение подчеркивается перспективность и необходимость дальнейшего исследования заявленной проблематики.

Кточевые слова: здоровьесберегающая педагогика, класс, гусли звончатые, инструмент, учащиеся, исполнители, педагог, психолого-педагогические условия, факторы.

Гусли - наиболее древний русских народный инструмент, упоминания о котором датируются, относительно различных источников, VI - VII вв. [1, с. 7].

Любовь народная к этому удивительному инструменту, как неиссякаемый родник, активно проявляется и по сей день. Духовность, сердечность, искренность, стремление к добру, правде, творческому откровению олицетворяют и символизируют этот поистине «волшебный продукт» народной художественной культуры Руси. Былины и сказания, мифы и духовные стихи, пословицы и поговорки, шутки и прибаутки, хороводы и перепляс - все «покоряется» этому инструменту Слово и дело, песни и танцы, праздники и гуляния «выпестовали» гусли, «сделали» их действительно исконно народным феноменом.

Проходя через пласты времени, совершенствуя свою природу, инструмент вобрал в себя не только «волю вольную да силушку богатырскую, разрывающую оковы бесовские», но и неистовую энергию русского празднества, моторность, лиричность, кантилену, декламационность, духовную чистоту

Репертуар концертного гусляра включает сочинения русской классики (Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, А.В. Варламова и др.), оригинальные произведения, обработки народных мелодий В.В. Андреева, О.У. Смоленского, Б.С. Трояновского, В.Н. Городовской, Б.П. Кравченко, В.И. Ма-лярова, К.М. Шаханова, Е.П.Дербенко, Н.И. Федоровой и др.

Только репертуар одного О.У. Смоленского (1872 - 1920), вбирал в себя образцы народно-песенной культуры, покоряя своей тематической широтой, многожанровостью, «первозданностью»: «1. Час да по часу день проходит 2. Не будите меня молоду. 3. Мил уехал, скучно стало. 4. Шел Ваня дорожкой. 5. Черный ворон. 6. Не томи меня, черненькая. 7. Сад, мой сад. 8.По улице мостовой. 9. Сени новые. 10. Кормилец ты мой. 11. Экой Ваня, разудалая голова. 12. Хороша наша деревня. 13. Воля, моя воля. 14. Дунюшка, голубушка. 15. Как на горе калина. 16. Подружки. 17. Под яблонькой. 18. Возьму, в карточки загадаю. 19. В Таганроге случилося беда. 20, Приди, мил, во садочек. 21 Как на улице шумят. 22. Спи младенец. 23. Светит месяц. 24. Кругом осиротела. 25. Гречанка. 26. По Питерской. 27. Сизенький голубчик. 28. Во лузях. 29. Вдоль по реченьке Дунаю. 30. Полянка» [2, с. 132, 133].

К.А. Вертков убедительно подтверждает древнюю историю происхождения гуслей и соответствующий генезис народной музыкальной культуры, который они олицетворяют [3].

В настоящее время обучение детей игре на гуслях звончатых в учреждениях дополнительного образования - не только возможность освоить интересный музыкальный инструмент, но и средство передачи лучших национальных традиций, духовного начала в целом подрастающему поколению. Вместе с тем освоение этого сакрального инструмента накладывает определенную ответственность на педагогов в плане передачи культурного наследия (национального достояния), с одной стороны, и формирования мотивационной готовности к занятиям, творческой атмосферы, морально-психологического климата, эмоционального позитива в русле здоровьесберегающей педагогики, с другой.

Проблему обостряет наличие болезней XXI века (психозов, неврозов, депрессий, фобий, гиперактивности, суицидов), которые получили большое распространение среди детей.

Струнная гусельная природа не сразу «покоряется», «требует» к себе пристального внимания, как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся. Мозоли и царапины, сутулость и некая обездвиженность тела, усталые, зажатые руки и мышцы спины, шеи - далеко не полный перечень учебного негатива в классе «Гусли звончатые».

Большое значение имеет постановка исполнительского аппарата. Свободные в собранном состоянии руки, способные извлекать красивые звуки - во многом, ключ к успеху начинающих гусляров. Куполообразное положение кисти позволяет создать необходимый объем для звучания инструмента, которое может радовать слух «светлым», «полетным», «золотистым» тембром.

Бесконтрольные занятия могут привести к травмированию пальцев рук, разнообразным парезам, синяками, так как гусли являются струнно-щипковым инструментом и предполагают наличие постоянного контакта со струнами высокой степени натяжения. Игра с помощью медиатора (плектра) обеспечивается оптимальным расположением первого и второго пальцев, которые зажимают медиатор, помогая извлекать «волшебные» звуки. При этом звукоизвлечение, звуковедение и снятие звука должны контролироваться педагогом и учащимся,

перманентно корректироваться. Слухо-двигательный контроль - важная составляющая исполнительского процесса. Отсутствие пристального внимания к нему может привести к разбалансированию исполнительского аппарата, всевозможным физиологическим зажимам. При продолжительной игре в подобном состоянии наступает эффект «переигранной руки», который сопровождают суставные боли, отечность, припухлость мягкий тканей рук. Не случайно говоря о физиологической природе личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал следующее: «Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психических процессов. Физиологической основой внимания в соответствии с этим является тот характер процессов в нервной системе, который получил свое наиболее развернутое выражение в принципе доминанты Ухтомского. Павлов для обозначения этого явления говорит о центре оптимальной возбудимости» [6, с. 422].

Физическое здоровье учащихся, физиологическая сбалансированность исполнительского аппарат, внимание, в котором нет поверхностного уровня, - залог успеха исполнительской деятельности.

Педагогу класса «Гусли звончатые» следует системно, последовательно формировать исполнительские действия-движения, постепенно приближая ребенка к соответствующей идеальной модели. Она представляет следующий необходимый перечень качеств и свойств:

• активность, инерционность (энергосберегающее качество);

• чувствительность (степень осязаемости, тактильность);

• целенаправленность;

• скоординированность;

• независимость;

• осознанность;

• рациональность;

• выразительность, художественная наполненность;

• реактивность;

• эмпатия;

• управляемость;

• художественная оправданность;

• концептуальная целостность [4].

Исполнительские действия движения делятся на группы относительно своего назначения, целеполагания:

• действия-смыслы;

• действия-стимулы;

• действия - контроль;

• действия-представления (идеомоторность, внешние и внутренние звуки-образы);

• действия-переживания;

• действия-воплощения;

• действия - оценка.

Американские ученые Б.Ф. Скиннер и Б.У Такман использовали интересные постулаты в ключе здоровьесберегающей педагогики, предполагающие прямое и непосредственное применение. «Их можно представить следующими пунктами.

1. Обеспечить активную реакцию учащегося. (Только слушать недостаточно; ученик должен реагировать на объяснение учителя).

2. За правильным ответом должны следовать позитивные последствия.

3. Обеспечить оптимальное подкрепление за правильное выполнение работы: положительное, немедленное и частое, вначале непрерывное, а затем выборочное.

4. Максимально повысить вероятность правильных ответов и свести к минимуму вероятность ошибок, формируя поведение путем использования маленьких учебных порций материала.

5. Избегать наказаний.

6. Использовать намеки, чтобы сигнализировать и подсказывать, как делать правильно.

7. Подкреплять именно то, чему вы хотите научить учащегося.

8. Программировать учебную среду (например, преподавать, используя учебные материалы и опыт, обеспечивающие управление через условия). Это также называется «контролем стимула».

9. Начинать с использования искусственных подкрепляющих стимулов, но готовить учащегося к естественным подкрепляющим стимулам реального мира» [5, с. 95, 96].

Вышеизложенные рекомендации включают в себя элементы стимулирования, программирования, управления, оценки, перехода от умозрительного к деятельно-предметному, которые поразительным образом сопрягаются со спецификой гусельной педагогики. Действительно, в рассматриваемых педагогических условиях, учитель не имеет право на ошибку, незнание, наказание, психологическое давление, снижающее позитивно-эмоциональный фон, оскорбление и т.п. Его компетентность, знание (например, эргономичности, топографии инструмента, конструктивных особенностей) исполнительские умения и навыки не только ведут учащихся к победе над собой, над звуком, но и минимизируя энергозатратность, позволяют успешно преодолевать сопротивление инструмента, сохранять оптимальное физическое и психологическое состояние, здоровье в целом.

Сам по себе профессионализм педагога класса «Гусли звончатые» становится действенным фактором здоровьесберегающей педагогики.

Распределение эмоциональной нагрузки на организм ребенка - также важное организационно-психологическое условие здоровьесберегающей педагогики в классе «Гусли звончатые».

Научить гусляра осознавать свои эмоции, управлять ими, грамотно улавливать, «вычерпывать» чувственную составляющую исполняемых сочинений -методологическая задача педагога, в решении которой начинающий музыкант должен принимать самое активное участие.

Неслучайно О.А. Блок высказывал следующее: «Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» - важные «истоки» выразительной, осмысленной игры, которая представляет связную музыкальную речь (мотив, фраза, предложение, период и т.д.) с богатым интонационным ресурсом. Эмоциональное отношение к звуку-образу, «движущееся» в логико-смысловом, моторно-двигательном», тактильно-интонационном портале воспроизведения художественного содержания сочинения - во многом отражает специфику творческой деятельности исполнителя-инструменталиста. Обучение выразительному, наполненному интонированию - важная художественно-творческая, технологическая и психолого-педагогическая задача классов инструменталистов» [7, с. 271].

Эмпатия и управление эмоциями, эстетически «дозированное» чувственное отношение к художественно-образному содержанию музыкального произведения, сопряженные со стилем, жанром, а также рациональной, целенаправленной техникой исполнения, создают эффект удовлетворения, творческого подъема.

Радость общения с прекрасным классическим искусством, инструментально-песенной народной культурой облагораживает внутренний мир ребенка, делает его гармоничным, наполненным.

Как академическая, так и народно-инструментальная, народно-певческая традиции оказывают существенное воздействие не только на художественно-творческую, мировоззренческую составляющие учащихся-гусляров, но и на их ценностное отношение, олицетворяя катарсис (очищение), психотерапевтическую (оздоровительную) функцию. В.И. Петрушин замечал: «Музыкально-рациональная психотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных пациенту переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главными составляющими этого вида психотерапии. Народная музыка как жизненный лейтмотив, проникает в самые потаенные уголки человеческой природы, исцеляет тело и душу» [8, с. 18].

Грамотная подготовка учащихся-гусляров к концертному выступлению -значимая часть здоровьесберегающей педагогики. К игре на сцене следует подойти не только в оптимальной физической, технической форме, что - немало важно. В классе необходимо уделить внимание психологической подготовке учащегося-гусляра, связывая ее с техническими и художественно-творческим аспектами исполнения. Дело в том, что именно физиологическая, техническая и

Библиографический список

творческая свобода во многом определяют наличие собственно психологической свободы учащегося-исполнителя.

«Безусловно, каждому музыканту, имеющему дело с публичными выступлениями, знакомо чувство сценического волнения, возникающее иногда задолго до выступления. Особенно это касается начинающих исполнителей. Отсутствие опыта (концертной практики), техническое несовершенство, внутренняя неустойчивость, сомнения являются некой провокационной силой, дестабилизирующей исполнительский аппарат, внутренний мир музыканта в целом. Желание выступить на любимой сцене, доставить радость родным и близким, учителю, стремление к самопроявлению, самореализации - создают стабилизирующую платформу для успешного концертного выступления. Список факторов позитивного влияния на музыканта следует продолжить:

• благотворное психотерапевтическое воздействие педагога;

• желание понравиться публике;

• уверенность в собственных силах;

• хорошие акустические условия концертного зала;

• высокий организационный уровень выступления;

• материальные стимулы (конкурсные призы, денежные премии);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• престижность выступления» [9, с. 108];

• наличие психофизиологической, технической и художественно-творческой свободы;

• положительный опыт публичных выступлений;

• умение всецело погрузиться в процесс исполнения.

На основе выше изложенного целесообразно сделать следующие выводы:

1. Здоровьесберегающая педагогика - важное направление подготовки учащихся-гусляров, обеспечивающее их гармоничное развитие на физиологическом, техническом, психологическом и художественно-творческом уровне.

2. Постановка исполнительского аппарата в классе «Гусли звончатые», осуществляющаяся с учетом специфики инструмента (эргономика, топография, конструкция), индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, позволяет подойти к реализации здоровьесберегающей педагогики в русле формирования начинающего музыканта.

3. Планомерное, системно-последовательное, целостное развитие физиологической, технической свободы учащихся-гусляров представляет значимый принцип здоровьесберегающей педагогики.

4. Перманентное, пристальное, включенное, реально-действенное внимание педагога, контроль состояния учащегося-гусляра важные факторы здоро-вьесберегающей педагогики.

5. Отдельная, целенаправленная педагогическая работа, обеспечивающая формирование рациональных, выразительных, управляемых, концептуально выстроенных исполнительских действий-движений, приближающихся к соответствующей идеальной модели - важный шаг на пути к сбережению здоровья юных гусляров.

6. Научить учащихся-гусляров оптимально распределять эмоциональные нагрузки на организм, осознавать свои эмоции, управлять ими, грамотно улавливать, «вычерпывать» чувственную составляющую сочинений - значит не только приблизить их к профессионализму, но и сохранить психофизическое здоровье, удлиняя творческую жизнь начинающих исполнителей.

7. Подготовка к концертному выступлению является не только ответственным этапом в целостном развитии учащихся-гусляров, но и «методологической базой», во многом определяющей эффективность применения принципов здоро-вьесберегающей педагогики.

В русле пандемии, активных проявлений различного рода заболеваний среди детского населения, учреждения дополнительного образования способны противостоять вызовам настоящего времени. Научные разработки в области здоровьесберегающей педагогики искусства, педагогики музыкально-инструментального исполнительства получают сегодня не только карт-бланш, в значительной степени актуализируются, но и определяют жизнеспособность музыкально-образовательной системы как таковой.

1. Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. Москва: Музыка, 1987.

2. Максимов Е.И. Российские музыканты-самородки. Москва: Советский композитор, 1987.

3. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. Ленинград: Музыка, 1975.

4. Блок О.А. Модель музыкально-исполнительских действий-движений инструменталистов как продукт научного поиска. Искусство и образование. 2018; № 6 (116): 102 - 111.

5. Такман Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике. Москва: Прогресс, 2002.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2017.

7. Блок О.А. Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Москва. 2020; Т. 10, № 3: 265 - 272.

8. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Москва: Владос, 2000.

9. Блок О.А. Педагогика и психология музыкального творчества: учебное пособие для вузов. Москва: МГУКИ, 2014. References

1. Imhanickij M.I. U istokovrusskojnarodnojorkestrovojkul'tury. Moskva: Muzyka, 1987.

2. Maksimov E.I. Rossijskie muzykanty-samorodki. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1987.

3. Vertkov K.A. Russkie narodnye muzykal'nye instrumenty. Leningrad: Muzyka, 1975.

4. Blok O.A. Model' muzykal'no-ispolnitel'skih dejstvij-dvizhenij instrumentalistov kak produkt nauchnogo poiska. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 6 (116): 102 - 111.

5. Takman B.U. Pedagogicheskaya psihologiya: ot teorii kpraktike. Moskva: Progress, 2002.

6. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg, 2017.

7. Blok O.A. 'Emocional'nyj intellekt i «umnye 'emocii» v muzykal'no-tvorcheskom razvitii obuchayuschihsya instrumentalistov. Gumanitarnoe prostranstvo. Mezhdunarodnyj al'manah. Moskva. 2020; T. 10, № 3: 265 - 272.

8. Petrushin V.I. Muzykal'nayapsihoterapiya. Moskva: Vlados, 2000.

9. Blok O.A. Pedagogika ipsihologiya muzykal'nogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: MGUKI, 2014.

Статья поступила в редакцию 08.04.21

УДК 378.147.88

Mansurova A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

E-mail: nauka-v-vuze@rambler. ru

Korina V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

E-mail: vskorina@yandex.ru

THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING (FROM THE EXPERIENCE OF WORKING WITH FOREIGN STUDENTS-MUSICIANS). The article raises a problem and offers an alternative technological solution to the organization of pedagogical practice in the conditions of distance education on the example of working with students of musical and pedagogical profile. Drawing attention to the incompleteness of the organizational and methodological aspects regulation processes, the authors present the collective experience of scientific management and conducting pedagogical practice for foreign bachelors in a remote format in synchronous and asynchronous mode. While preserving the main tasks and didactic content, the methodological, technological, and communicative-activity components of pedagogical practice are adapted to the new learning conditions. Through information and communication technologies, in particular, the transformation of the original music lesson script into the format of multimedia presentations and video recording, the trainees achieved the full formation of the required professional competencies.

Key words: higher education, distance learning, music pedagogy, bachelor course, pedagogical practice, foreign student, music lesson, information and communication technologies, multimedia presentation, asynchronous learning.

A.П. Мансурова, канд. пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

B.С. Корина, канд. пед. наук, доц., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: vskorina@yandex.ru

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ-МУЗЫКАНТАМИ)

В статье поднимается проблема и предлагается альтернативное технологическое решение организации производственной педагогической практики в условиях дистанционного образования на примере работы со студентами музыкально-педагогического профиля. Обращая внимание на незавершенность процессов урегулирования нормативно-правовых и организационно-методических аспектов, авторы излагают коллективный опыт научного руководства и проведения производственной педагогической практики у иностранных бакалавров в дистанционном формате в синхронном и асинхронном режиме. Сохраняя основные задачи и дидактическое содержание, к новым условиям обучения были адаптированы методическая, технологическая и коммуникатив-но-деятельностная составляющие производственной педагогической практики. Посредством информационно-коммуникационных технологий, в частности трансформации авторского сценария урока музыки в формате мультимедийной презентации и видеосопровождения, практиканты достигали полноценного формирования требуемых профессиональных компетенций.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, музыкальная педагогика, бакалавриат, производственная педагогическая практика, иностранный студент, урок музыки, информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа-презентация, асинхронное обучение.

Новые социально-экономические реалии, обусловливающие функционирование отечественных высших учебных заведений, «поставили перед современным образованием ряд острых проблем, от решения которых зависит его будущее, а также будущее ... и культуры, и общества» [1, с. 169]. В частности, это касается появления и интенсивного развития новой - дистанционной формы обучения студентов на всех ступенях высшего образования - от бакалавриата до аспирантуры.

Дистанционная форма обучения обеспечивает виртуальную академическую мобильность студентов, профессорско-преподавательского и административного состава вузов, а также других участников профессиональных взаимоотношений сетевого характера. «Виртуальность» видится сегодня «ключевой категорией, определяющей формирование векторов реализации технологий обучения, разработку образовательных маршрутов, учитывается во всех современных педагогических моделях» [2, с. 190]. Данный формат экономически более привлекателен для обучающихся, так как по себестоимости и личным финансовым затратам занимает срединное положение между очной и заочной формами обучения.

Справедливо заметить, что подобный модифицированный, виртуальный вид академической мобильности в образовательной практике вузов присутствует уже не первое десятилетие, о чем свидетельствуют исследования коллег (М.М. Забелина, 2003; А.Ю. Слепухин, 2005; С.А. Тыртый, 2009; И.М. Микова, 2013, и др.). Однако, несмотря на естественный характер становления и развития данной формы обучения как «спонтанного» адаптивного ответа на постепенно меняющиеся в мировом сообществе организационно-технологические условия социальных взаимодействий, практика функционирования отечественных вузов в минувшем году выявила отсутствие сформированных и урегулированных на нормативно-правовом уровне возможностей для организации дистанционного педагогического взаимодействия по всем дисциплинам учебного плана. Наибо-

лее критически сложилась ситуация с проведением в дистанционном формате дисциплин блока «Практики».

Исходной причиной данной ситуации являлась недостаточно четкая информация о требованиях к формам и способам проведения практик в условиях массового и индивидуального обучения, предполагающего дистанционный характер подготовки студентов. Так, например, несколькими годами ранее в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (далее ФГОС ВО) по направлению подготовки 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, действовавшем до утверждения 23.08.2017 г. ФГОС ВО нового поколения, было отмечено, что «в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью» [3, с. 12]. Прямое указание именно на умения и навыки, то есть эмпирико-обусловленные и практико-ориентированные результаты, позволяло предположить предоставленную возможность реализации в виртуальном формате содержания Блока «Практики» учебного плана подготовки бакалавров.

Однако в действующем ныне ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство административно-педагогические коллективы вузов, реализующие данное направление подготовки бакалавров, уже сталкиваются с запретом осуществлять «исключительно электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий» [4, с. 4]. Данное положение автоматически требует наличия хотя бы минимальной доли очных педагогических процедур в учебном плане подготовки бакалавров. Можно предположить, что подобный запрет не относится к организации прохождения учебной и производственной педагогических практик, так как далее в тексте Стандарта присутствует уточнение о запрете осуществлять электронное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.