Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И РОЛЬ МЫСЛЕННОГО ОБРАЗА ЗВУКА В ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА'

ПРИНЦИПЫ И РОЛЬ МЫСЛЕННОГО ОБРАЗА ЗВУКА В ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
голос / мышление / вокальная педагогика / мысленный образ звука / постановка голоса / voice / thinking / vocal pedagogy / mental image of sound / voice production

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И.В. Брежнева

В данной статье обосновывается точка зрения о том, что педагогика вокала одновременно является наукой и искусством, именно это влияет на процесс развития вокалиста, а также рассматривается роль мысленного образа звука в постановке голоса вокалиста. Некоторые принципы и способы постановки голоса важны для внешних проявлений звукоизвлечения. Сами по себе они не являются очевидными, но в то же время их нужно учитывать. Если рассматривать обучение вокалу как совокупность методов, приемов и действий, направленных на эффективное усвоение знаний и умений обучающимися через их активную мыслительную деятельность, то овладение навыками звукоизвлечения и есть непрерывный процесс осознанного поиска и применения профессиональных знаний и умений, а также постоянное развитие творческого мышления. Конечно, всё это ведёт к тому, что обязанности педагога во время постановки голоса охватывают как физиологические, так и психологические особенности развития ученика и поэтому требуют как научной, так и художественной реализации. Таким образом, мысленный образ звука в постановке голоса является важнейшим аспектом обучения и включает в себя множество принципов, которые будут рассмотрены в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND ROLE OF MENTAL IMAGE OF SOUND IN VOICE PRODUCTION

The article substantiates the point of view that vocal pedagogy is both a science and an art, it is this that affects the development of the vocalist, and also considers the role of the mental image of sound. Some principles and methods of voice production are important for the external manifestations of sound production. They are obvious in themselves, but at the same time they need to be taken into account. When it comes to vocal training as a set of methods, techniques and actions aimed at effective assimilation of knowledge and skills through their active mental activity, mastering the skills of sound production is a continuous process of conscious search and application of professional knowledge and skills, as well as the continuous development of creative thinking. All this leads to the fact that the duties of the teacher during the voice production cover both the physiological and psychological features of the student’s development and therefore require both scientific and artistic implementation. Thus, the mental image of sound in voice production is the most important aspect of learning and includes many principles that will be discussed in the article.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И РОЛЬ МЫСЛЕННОГО ОБРАЗА ЗВУКА В ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА»

гоприятный психологический климат, трудятся на совесть, но не станут работать сверхмеры. Продуктивность деятельности будет повышаться, если работать в комфортной обстановке.

Сотрудники из выборки № 1 часто акцентируют внимание на трудностях, возможных при достижении целей. Могут отказаться от достижения поставленной цели, если появится более интересное занятие. Материальные блага волнуют их в средней степени, куда больше им важен комфорт и благоприятные рабочие условия. Могут принимать неактуальные, непопулярные решения, ни с кем не советуясь, если этого требует цель. Ценят хорошие отношения с начальством, но в приоритете общение с коллегами.

Анализ результатов по методике «Стрессоустойчивость» Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова показал, что сотрудники выборки № 1 в состоянии переносить интеллектуальные, волевые и эмоциональные перегрузки и спокойно реагировать на негативную оценку себя со стороны начальства и претензии клиента. Однако существует риск накопления негативных эмоций, которые могут выливаться в дурное настроение, головные боли, мелкие ссоры с коллегами, редко - нервные срывы.

Сотрудники выборки № 2 могут без особых усилий переносить перегрузки, проявляют стрессоустойчивость при открытой критике их работы со стороны руководства, самостоятельно решать поставленную задачу, сохранять спокойствие при несправедливых претензиях клиента практически без вредных последствий для своего здоровья и окружающих людей. Риск накопления негативных эмоций также присутствует, но на минимальном уровне и с меньшими затратами здоровья.

Отталкиваясь от результатов по основной методике «Эффективность деятельности», мы получили две выборки: эффективные сотрудники художественного салона (выборка № 2) и менее эффективные (выборка № 1). Комплекс психодиагностических методик позволил на основе исследования составить психологические профили и собрать данные для построения структурограмм личности сотрудников.

Про сотрудников с высокой эффективностью деятельности можно сказать, что они прилежны, аккуратны, добросовестны, соблюдают субординацию, умеют сконцентрироваться на деле и довести его до конца, при этом выполнив все качественно, целеустремленны, дисциплинированны, заинтересованы работой и карьерным ростом. Стремятся добиться больших успехов в работе, заинтересованы в поиске новых методов по усовершенствованию мастерства и качества как способе самовыражения в выбранной профессии, чувствовать удовлетворение от проделанного труда, а также получать за свой труд высокое материальное вознаграждение. Ценят благоприятную атмосферу в коллективе, доверие, взаимопонимание. В работе достигают успеха, так как ориентированы на конечный результат, настойчивы, но не перегружают себя, разумеется, ожидают материальную оценку своего труда и благодаря своей профессии стремятся занять высокое положение в обществе. Приятные собеседники, хорошие слушатели, внимательны к людям. Любят придумывать что-то новое, изобретательны, креативны. Часто новые идеи всплывают в виде образов, картин. Хорошо мотиви-

Библиографический список

рованы в работе, уверены в успехе, инициативны, обладают высокой работоспособностью. Способны не обращать внимание на какие-либо неблагоприятные факторы. Не считают, что обременены серьезными проблемами, контролируют свои эмоции. Коллективный климат оценивают как благоприятный, довольны работой, руководителем. Всегда обдумывают свои действия, проводят анализ поступков, предпочитают разобраться в ситуации, не пускать ее на самотек. Умеют достигать поставленных целей даже под давлением, продумать тщательно план, любят продвижение, саморазвитие, комфортную обстановку. Ценят рабочие отношения. Могут почти без усилий переживать сильный стресс, сохранять спокойствие, хорошие отношения и состояние здоровья.

Менее эффективные сотрудники также справляются с работой, но не всегда внимательны и могут допустить ошибки. Уровень заинтересованности работой средний, в большей степени ориентированы на достижения в общественной жизни, участие в масштабных мероприятиях, предполагающих получение каких-либо благ Любят «украшать» свою жизнь общественными движениями, заводят социальные связи для реализации своих профессиональных возможностей, часто так и не могут выбрать, какой точки зрения придерживаться. В профессии часто достигают успеха, но могут задерживать работу или допускать небольшие оплошности, потому что в большей степени ориентированы на процесс деятельности. Не перетруждаются, но также ожидают материальное вознаграждение за труд. Стремятся занять высокое положение в обществе, но, скорее, в другой жизненной сфере, чем в той, где работают в настоящий момент. Неплохие собеседники, но иногда уделяют недостаточное внимание клиенту, коллеге. Могут доступно объяснить свои суждения, хорошо оперируют понятиями. Рабочая мотивация ориентирована на успех, настойчивы. Работоспособны, в силах довести дело до конца при неблагоприятных условиях, но с небольшими потерями. Считают, что свободны от влияния каких-либо проблем, адекватно управляют своим поведением. Климат в рабочем коллективе они оценивают как благоприятный, но считают, что имеют место некоторые противоречия между членами коллектива. Умеют обдумывать свои действия, анализировать поступки, понять партнера, но часто предпочитают «оставить ситуацию как есть». Способны достигать больших целей, но при возникновении трудностей «тормозят», ленятся. Больше ценят отношения с коллегами, чем с руководителем. В состоянии сохранять самоконтроль даже при сильном стрессе, но не всегда без последствий для здоровья или отношений.

Полученные данные позволяют выявить и описать психологические характеристики личности, необходимые работникам фотостудии, что дает возможность разработать рекомендаций по оптимизации эффективности их деятельности и определить «критерии», которые необходимо учитывать при приеме на работу в фотостудию изШо. Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации взаимодействия работников с клиентами. Полученные данные можно применять в личностно ориентированных тренингах, а также при решении задач профессиональной консультации, отбора, подготовки, переподготовки персонала в самых разных областях данной профессиональной деятельности.

1. Фризо М., Лапицкий В.Е., Кислов В.М., Наследников А.Г., Шестаков А.В., Попов Ю.Н. Новая история фотографии. Санкт-Петербург: MACHINA: Андрей Наследников, 2008.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург, 2009.

3. Резапкина ГВ. Психология и выбор профессии. Москва: Генезис, 2005.

4. Асмолов А.Г Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Академия, 2007.

5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 2008.

References

1. Frizo M., Lapickij V.E., Kislov V.M., Naslednikov A.G., Shestakov A.V., Popov Yu.N. Novaya istoriya fotografii. Sankt-Peterburg: MACHINA: Andrej Naslednikov, 2008.

2. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. Sankt-Peterburg, 2009.

3. Rezapkina G.V. Psihologiya i vyborprofessii. Moskva: Genezis, 2005.

4. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti. Kul'turno-istoricheskoeponimanierazvitiya cheloveka. Moskva: Akademiya, 2007.

5. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii. Sankt-Peterburg, 2008.

Статья поступила в редакцию 03.04.21

УДК 378

Brezhneva I.V., senior lecture, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: art-tyapa@yandex.ru

PRINCIPLES AND ROLE OF MENTAL IMAGE OF SOUND IN VOICE PRODUCTION. The article substantiates the point of view that vocal pedagogy is both a science and an art, it is this that affects the development of the vocalist, and also considers the role of the mental image of sound. Some principles and methods of voice production are important for the external manifestations of sound production. They are obvious in themselves, but at the same time they need to be taken into account. When it comes to vocal training as a set of methods, techniques and actions aimed at effective assimilation of knowledge and skills through their active mental activity, mastering the skills of sound production is a continuous process of conscious search and application of professional knowledge and skills, as well as the continuous development of creative thinking. All this leads to the fact that the duties of the teacher during the voice production cover both the physiological and psychological features of the student's development and therefore require both scientific and artistic implementation. Thus, the mental image of sound in voice production is the most important aspect of learning and includes many principles that will be discussed in the article.

Key words: voice, thinking, vocal pedagogy, mental image of sound, voice production.

И.В. Брежнева, доц., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: art-tyapa@yandex.ru

ПРИНЦИПЫ И РОЛЬ МЫСЛЕННОГО ОБРАЗА ЗВУКА В ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА

В данной статье обосновывается точка зрения о том, что педагогика вокала одновременно является наукой и искусством, именно это влияет на процесс развития вокалиста, а также рассматривается роль мысленного образа звука в постановке голоса вокалиста. Некоторые принципы и способы постановки голоса важны для внешних проявлений звукоизвлечения. Сами по себе они не являются очевидными, но в то же время их нужно учитывать. Если рассматривать обучение вокалу как совокупность методов, приемов и действий, направленных на эффективное усвоение знаний и умений обучающимися через их активную мыслительную деятельность, то овладение навыками звукоизвлечения и есть непрерывный процесс осознанного поиска и применения профессиональных знаний и умений, а также постоянное развитие творческого мышления. Конечно, всё это ведёт к тому, что обязанности педагога во время постановки голоса охватывают как физиологические, так и психологические особенности развития ученика и поэтому требуют как научной, так и художественной реализации. Таким образом, мысленный образ звука в постановке голоса является важнейшим аспектом обучения и включает в себя множество принципов, которые будут рассмотрены в этой статье.

Ключевые слова: голос, мышление, вокальная педагогика, мысленный образ звука, постановка голоса.

В широком смысле постановку голоса можно описать как процесс систематического обучения и упражнений с целью развития умственных и физических способностей, которые входят в художественное исполнение вокального выражения в музыкальном произведении. Данный аспект должен развивать способность мыслить, действовать, интерпретировать и выражать музыкальный образ. Также нужно уметь культивировать знание правильных музыкальных и культурных ресурсов, доступных вокалисту, и обучать его универсальности и гибкости выражения, которые легко адаптируются к богатому и разнообразному вокальному репертуару [2, с. 142].

Однако, чтобы достичь этих целей, педагог вокала должен обладать знанием философии и психологии процесса обучения, и прояснить своё понимание физиологии вокального аппарата, приобрести навыки в диагностике и коррекции вокальных нарушений и в построении правильных навыков воспроизводства тона, усовершенствовать свою способность демонстрировать, анализировать или объяснять, предписанием и аналогией, любую из бесчисленных проблем исполнения, которые могут возникнуть при обучении вокалу [5, с. 98].

Стоит помнить, что залогом успешных учебного процесса является практическое применение законов педагогики. Все они ориентированы на доказуемые результаты, но не на процесс принятия желаемого за действительное или бесцельного экспериментирования, а на заранее определенную практическую процедуру для достижения заранее определенных целей. Поэтому для того, чтобы снабдить педагога фактическими знаниями, основополагающими принципами и философией, а также системой отсчёта для многих форм обучения, которые используются в формировании певческого искусства, требуется большая теоретическая, техническая и научная подготовка.

В постановке голоса очень важен мысленный образ звука, который мы формируем, и маловероятно, чтобы мы когда-либо смогли бы совершить акт умопостигаемого высказывания, не сформировав такого образа. Можно сказать, что эффективность пения в значительной степени зависит от ясности, связности и полноты мысленного образа, который предшествует ему или сопровождает его.

Таким образом, мысленные образы звука обеспечивают сам план и цель в постановке голоса. Формирование звуков голоса и их адекватная передача являются прямыми проявлениями этих основополагающих понятий, и поэтому вокальное выразительность, как говорят, управляется умением певца визуализации ментальных образов. Поскольку пение особым образом сочетает в себе мысленный, эмоциональный и физический опыт, мы можем предположить, что оно задействует психические функции в большей мере, чем исполнение на любом другом музыкальном инструменте. Наши глубочайшие порывы находят выражение в голосе. Крик страдания или физической боли, предупреждение об опасности, гнев, радостный смех - это проявления сильных чувств, которые находят выход в спонтанном голосовом выражении. В каждом случае результат является прямым результатом сильного ментального или эмоционального стимула. Иными словами, существует выражение, что мысль порождает действие, и как раз мысленный образ звука порождает голос.

Голосовой тон вырабатывается не только определенной мышечной активностью. Скорее, именно мысленная концепция или образ тона и импульс к его передаче управляют мышечной деятельностью, связанной с ним. Это справедливо не только в отношении контроля музыкального тона, но и во всех других аспектах исполнения певца [4, с. 209].

Сознаем мы это или нет, но голосовое выражение подчиняется этому закону. Поэтому мы должны научиться петь в мыслях, ибо тон заложен в образе, который его производит. Мысленный образ звука определяет высоту тона, тембр, громкость, экспрессивные нюансы и другие технические факторы извлечения звука голосом. Возвышенные идеи порождают экспансивные тона. Гневные мысли порождают резкие тона. Интроспективные мысли, как правило, подавляют, или сужают голос. Другими словами, человек в значительной степени является продуктом своих идей, своего образа мышления; а мысленные образы звука, будь то возвышенные или низменные, являются определяющим фактором в создании образа и, следовательно, вокального звука.

Использование заучивания произведения наизусть приводит к эмоциональной и звуковой невыразительности. Интеллект здесь является главным фактором. То, что певец делает с умом, будет иметь смысл, цель, эстетическую и эмо-

циональную привлекательность. То, что он делает в механическом подражании, будет звучать неестественно, лишено чувства и смысла. Другими словами, голос, привыкший к механистическому обучению, в лучшем случае является синтетическим неубедительным продуктом. Он может производить звучные и мелодичные звуки, но не будет передавать понятные и убедительные музыкальные образы. Поэтому первый руководящий принцип преподавателя вокала состоит в том, что мысленные образы звука управляют голосовым контролем.

Все реакции, которые производят голос, являются, таким образом, скорее следствиями, чем причинами выражения. Мы можем сказать, что голос без разумного мысленного направления так же бессмыслен, как любое действие без мотивации. Такое поведение бесцельно, механически, невыразительно. Таким образом, гортанный и дыхательный механизмы производства тонов непосредственно управляются этим желанием выразить, и точно так же каждый вокальный нюанс в пении в основном управляется каким-то таким импульсом или желанием [1, с. 123].

Ученик в процессе постановки голоса должен быть проинструктирован как думать, представлять или визуализировать каждый тон, каждое слово, фразу или идею ясно. Для этого требуется сосредоточенность и целеустремленность. По мере того как мысленная картина проясняется благодаря силе визуализации ума, физический организм будет всеми способами настраиваться на то, чтобы точно передать каждый звук. Эта физиологическая реакция двигает все мышцы, с нужной скоростью, эффективностью и беглостью в скоординированном усилии, которое создаёт и образ, и импульс, и музыкальную фразу. Преподаватель пения должен осознать это и передать эту мысль, различными средствами, ученику.

Энтузиазм, искренность цели и ясный, чистый мысленный образ звука должны порождать каждое вокальное усилие. Используя воображение, ученик создает идеальную мысленную картину. Он постоянно держит это новое творение в качестве модели или идеала, в то время как подсознание превращают его в слышимое выражение. Этот психологический процесс направляет все формы физического поведения, в том числе и певческий голос. Поначалу развитие мысленных образов может показаться медленным, но это безошибочное руководство к вокальному мастерству.

Излишне говорить, что для достижения оптимальных результатов, если процесс постановки голоса начался, следует продолжать его без перерыва до тех пор, пока не будет достигнуто мастерство в овладении им. Результаты этой процедуры приведут к формированию чёткого и уверенного мысленного образа звука, достойного достижения, идеала, который питается постоянными размышлениями и поисками, пока не найдёт адекватного выражения.

Мысленные образы звука, конечно не единственное, что требуется в постановке голоса. При этом человеческое тело и нервная система устроены так, что они становятся настроенными изнутри на правильное действие. Таким образом, с помощью настойчивых тренировок в создании мысленных образов звука будут инициированы правильные вокальные привычки и наоборот, перевоспитаны вредные.

Ничто, кроме неверно направленной мысли, не может помешать этой реакции. Когда мысленный образ размыт, запутан или неопределенен, сама голосовая экспрессия будет слабой, напряженной и ошибочной, ослабленной потерей или недостатком умственной энергии. Нервная система, управляемая мыслью, поставляет энергию для каждой мышечной реакции в теле. Поэтому ученик должен усвоить, что при любом вокальном исполнении поёт именно ум, а не только мышцы. Поэтому мы повторяем наш главный принцип, что мысленные образы управляют голосовым контролем [8, с. 75].

Поэтому функция учителя состоит в том, чтобы направлять и контролировать этот физический, умственный и нравственный рост ученика посредством применения соответствующих, но тщательно отобранных практик и учебных процедур. Результат в таком случае - надёжное, стабильное художественное выступление при любых обстоятельствах. Правильное пение с мысленным образом звука в постановке голоса - это продукт формирования привычки.

Поэтому мы не можем легко выделить определенный элемент в голосовом аппарате для отдельного лечения, не рассматривая его влияние на синхронное действие всего организма. Когда этот принцип нарушается, пусть и незначительно, появляются неприятности. Даже малейшее отклонение приводит голос к из-

носу, травмам или неспособности выполнять свою нормальную функцию. Именно эта целостность индивидуального выражения отличает пение от исполнения любого созданного человеком музыкального инструмента. Вера в локализованный контроль над голосовыми органами привела к некоторым, вводящим в заблуждение, теориям. Локальное усилие или концентрация на мышцах голосового аппарата приводит к их сильному напряжению, и фактически любой сознательный контроль над гортанью или горлом вызывает только сужение и нарушение голосовой функции. Наши голосовые связки работают автоматически, управляются подсознанием под влиянием образа, необходимого для исполнения, поэтому бесполезно думать о них.

Чтобы достичь этого эффекта, все предварительные технические дисциплины должны, в конечном счете, подчиниться процессам мышления, ментальному контролю и, как было сказано ранее, правильно сформированным привычкам [3, с. 27].

Последний принцип, который появляется в этом обзоре мысленного образа звука при постановке голоса, состоит в том, что пение, по существу, является выражением радости жизни. Люди поют спонтанно, когда получают удовольствие. Радость определяется как чувство благополучия и бодрости духа, которое приходит от переживания свободы от неприятностей и беспокойства. Полная свобода ума и тела способствует наслаждению. И наоборот, настроение наслаждения помогает высвободить и расслабить каждую часть тела, включая голосовые органы. Радость означает свободу; свобода приносит наслаждение. Человек счастливее всего, когда свободен. В повседневной жизни мы поём для чистого удовольствия и наслаждаемся тем, что поём - если поём вообще.

Смех - это упражнение, которое улучшит свободу вокальных действий. Когда смех затруднен, в характере ученика есть признаки напряжения, как умственного, так и физического. Попросите его смеяться над каждым звучащим тоном. Если он может сделать это легко, голосовые действия будут иметь тенденцию быть свободными, потому что подлинный смех невозможен в условиях напряжения, страха или беспокойства [6, с. 150].

Таким образом, мы сформулировали три основных принципа, которые позволяют предположить, как ум управляет поющим голосом.

1) мысленные образы управляют голосовым контролем в постановке голоса;

2) голос певца является продуктом формирования привычки;

3) мысленное самовыражение через голос является основным человеческим инстинктом.

Эффективный преподаватель вокала будет всегда помнить эти принципы, поскольку они лежат в основе всех учебных и практических процедур. Руководящие принципы, подобные этим, воплощаются в конкретные цели, которые теперь можно сформулировать следующим образом: формирование хороших привычек; развитие свободы самовыражения мысли; стимулирование радостного отношения к пению и, конечно, мысленный образ звука в постановке голоса. Во всех формах обучения цели должны оставаться неизменными, чтобы обучение должно быть достигнуто. С другой стороны, эти методы могут быть адаптированы к индивидуальным потребностям. Поэтому успешная постановка голоса должна включать в себя фиксированные цели и гибкую и разнообразную методологию.

Библиографический список

1. Асафьев Б.В. Речевая интонация. Москва - Ленинград: Музыка, 1965.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма какпроцессЛенинград, 1971; Кн. 1 - 2.

3. Барсова Н. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира. Художественное творчество. Ленинград, 1986.

4. Бекетова Н. Праздник русской музыки. Жизнь за Царя Глинки как национальный миф. Южно-Российский музыкальный альманах. 2004. Ростов-на-Дону, 2005.

5. Венгрус Л.А. Пение и фундамент музыкальности. Великий Новгород, 2006.

6. Горюнова В. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе. 1982; № 2.

7. Hempel Frieda. "Sing with Your Heart" (an interview). Etude. Philadelphia, 1939; Vol. 57.

8. Mursel James L. How to Make and Break Habits. New York, 1953.

References

1. Asaf'ev B.V. Rechevaya intonaciya. Moskva - Leningrad: Muzyka, 1965.

2. Asaf'ev B.V. Muzykal'naya forma kak processLeningrad, 1971; Kn. 1 - 2.

3. Barsova N. Specifika yazyka muzyki v sozdanii hudozhestvennoj kartiny mira. Hudozhestvennoe tvorchestvo. Leningrad, 1986.

4. Beketova N. Prazdnik russkoj muzyki. Zhizn' za Carya Glinki kak nacional'nyj mif. Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. 2004. Rostov-na-Donu, 2005.

5. Vengrus L.A. Penie i fundament muzykal'nosti. Velikij Novgorod, 2006.

6. Goryunova V. Na puti k pedagogike iskusstva. Muzyka v shkole. 1982; № 2.

7. Hempel Frieda. "Sing with Your Heart" (an interview). Etude. Philadelphia, 1939; Vol. 57.

8. Mursel James L. How to Make and Break Habits. New York, 1953.

Статья поступила в редакцию 08.04.21

УДК 371.72

Yevtushenko M.Yu., senior lecture, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: ewtyh@mall.ru

APPLICATION OF HEALTH-SAVING PEDAGOGY IN THE CLASS "GUSLI ZVONCHATY" OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN.

The article considers the organizational and content aspects of health-saving pedagogy as an important area of training of Gusli students, ensuring their harmonious development at the physiological, technical, psychological, artistic and creative level. Attention is drawn to the fact that the setting of the performing apparatus in the class "Gusli zvonchatye" should be carried out taking into account the specifics of the instrument (ergonomics, topography, design), individual and age characteristics of students, allowing you to approach the implementation of health-saving pedagogy in line with the formation of a novice musician. The author emphasizes the idea that the planned, systemically consistent, holistic development of the physiological and technical freedom of Gusli students is a significant principle of health-saving pedagogy. Permanent, close, included, real-effective attention of the teacher, control of the condition of the guslar-student are important factors of health-saving pedagogy. A separate, purposeful pedagogical work that ensures the formation of rational, expressive, controlled, conceptually constructed performing actions-movements that approach the corresponding ideal model is an important step towards preserving the health of young gusliars. Conclusions are drawn that teaching guslar-students to optimally distribute emotional loads on the body, to be aware of their emotions, to manage them, to correctly capture the sensory component of compositions-means not only to bring them closer to professionalism, but also to preserve psychophysical health, extending the creative life of novice performers. Preparation for a concert performance is not only a crucial stage in the holistic development of Gusli students, but also a "methodological basis" that largely determines the effectiveness of the application of the principles of health-saving pedagogy. In conclusion, the prospects and the need for further research of the stated problems are emphasized.

Key words: health-saving pedagogy, class, sonorous psaltery, instrument, students, performers, teacher, psychological and pedagogical conditions, factors.

М.Ю. Евтушенко, доц., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: ewtyh@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В КЛАССЕ «ГУСЛИ ЗВОНЧАТЫЕ» УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье рассматривается организационная и содержательная стороны здоровьесберегающей педагогики как важное направление подготовки учащихся-гусляров, обеспечивающее их гармоничное развитие на физиологическом, техническом, психологическом и художественно-творческом уровнях. Обращается внимание на то, что постановка исполнительского аппарата в классе «Гусли звончатые» должна осуществляться с учетом специфики инструмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.