назначения // Техногенная и природная безопасность ТПБ - 2013 Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Д.А. Соловьева. Сб. статей. Саратов, 2013. С. 264-268.
8. Черкасова О.А., Угланова В.З. Экологическая диагностика безопасности жилых помещений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Физика. 2014. Т. 14. № 1. С. 25-31.
9. ГОСТ 30108-94 «Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов».
10. Горшков Г.В. Проникающие излучения радиоактивных источников. Л.: Наука, 1967. 395 с.
11. Николаев А. В., Афанасьев Ю.А., Рябинин А. И., Дядин Ю.А., Марчук О.Н. Краткий курс радиохимии. М.: Высшая школа, 1969. 335 с.
Украинская Д. Ф. студент 2 курса факультет юриспруденции Смыслова В.Н.
научный руководитель, старший преподаватель кафедра уголовно-правовых дисциплин ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-
экономический университет» Россия, г. Москва ПРИМЕНЕНИЕ ЗАПРЕЩЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ
ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Аннотация. Показаны понятийно-терминологические различия в международных нормативно-правовых актах и российском уголовно-правовом законодательстве, регулирующих отношения, касающиеся применения запрещенных средств и методов ведения войны. Обоснована необходимость внесения изменений в диспозицию ст. 356 УК РФ.
Ключевые слова. Средства и методы ведения войны; военнопленные; международное право; уголовное право.
APPLICATION PROHIBITED MEANS AND METHODS OF WARFARE: CRIMINALLY-LEGAL ASPECTS Annotation. Showing conceptual and terminological differences in international legal acts and the Russian penal legislation, regulating relations concerning the use of prohibited means and methods of warfare. The necessity of making changes in the disposition of Article 356 of the Criminal Code.
Keywords. Means and methods of warfare; prisoners of war; international law; criminal law.
На сегодняшний день исследования о войне, о проведении боевых действий, о вооруженных конфликтах и иных общественно-политических явлениях, связанных с нарушением мирного существования населения,
являются как никогда актуальными и необходимыми в связи с нестабильной политической ситуацией на международной арене.
Система норма международного права, ограничивающая воюющих в средствах и методах ведения войны, защите гражданского населения, военнопленных и иных категорий лиц, начала вырабатываться государствами с 1868 г., ив настоящее время представляет собой самостоятельную отрасль международного права - право вооруженных конфликтов [1, с. 5].
Разъяснение теоретико-правовых положений, используемых в международном и национальном праве, необходимо для четкого понимания норм, регулирующих общественные отношения, возникающих в связи с вооруженными столкновениями.
Для определения сущности запрещенных средств и методов ведения войны обратимся к основному понятию - «война», определение которого отсутствует как в международном, так и в национальном законодательстве [5; 6; 7]. Одним из имеющихся в научной литературе определений войны является следующее: «война - это общественно-политическое явление, связанное с коренной сменой характера отношений между государствами и нациями и переходом противоборствующих сторон от применения невоенных, ненасильственных форм и способов борьбы к прямому применению оружия и других насильственных средств вооружённой борьбы для достижения определённых политических и экономических целей» [9, с.
5].
Мы не можем не согласиться с А.В. Берко в части, что применение запрещенных средств и методов ведения войны заключается в использовании любого метода или средства ведения вооруженного конфликта, запрещенного международным гуманитарным правом, преступность которого и ответственность за которое установлена в международном уголовном праве [2, с. 12]. Данная точка зрения подтверждается положениями ст. 35 Дополнительного протокола к Женевским Конвенциям о запрещении применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания [4].
Однако, мы полагаем, что подобные формулировки являются абстрактными и позволяют государству-участнику конвенции самостоятельно устанавливать границы между «допустимыми» и «излишними» страданиями, что достаточно выгодно, если предположить, что такое государство само выступило инициатором проведения военных действий. Исходя из этого, считаем необходимым закрепление в международном и национальном законодательстве закрытого перечня дозволенных средств и методов ведения войны.
Кроме того, одновременное существование положений, запрещающих ущемление прав и свобод человека и ставящих жизнь человека выше всех
ценностей, наряду с положениями, регулирующими процесс ведения войны (невозможный без участия человека и, соответственно, человеческих жертв), является, на наш взгляд противоречащим нормам морали. Тем не менее, от правильности правового урегулирования механизма ведения военных действий (даже в теоретическом аспекте) зависит обеспечение безопасности любого государства, в том числе и Российской Федерации.
Современное международное право запрещает ведение войн, кроме случаев ведения самообороны, поддержания и восстановления мира, используя закрепленную в Уставе ООН процедуру принятия соответствующих решений [1, с.7]. Исходя из изложенного, можно выделить особенности, касающиеся выбора средств и методов ведения войны:
- воющие стороны ограничены в выборе средств и методов ведения войны;
- при принятии на вооружение новых видов оружия, средств и методов ведения войны, государство должно определить, подпадает ли их применение под запрещения, содержащиеся в международно-правовых актах [1, с. 4-5].
Еще одним немаловажным неразрешенным вопросом права вооруженных конфликтов является регулирование военного плена и режима нахождения военнопленных во власти другого государства. Жестокое обращение с военнопленными указано в диспозиции ст. 356 Уголовного Кодекса РФ («Применение запрещенных средств и методов ведения войны») (далее - УК) в перечне запрещенных действий, однако закрепление данного понятия в российском законодательстве отсутствует [11].
Более того, если название ст. 356 УК говорит о применении запрещенных средств и методов ведения войны, то можем ли мы в таком случае, отнести депортацию гражданского населения к не запрещенным средствам и методам ведения войны? Ответ на этот вопрос требует дальнейшей теоретической разработки. Необходимо законодательное закрепление указанных понятий для предотвращения дальнейших разногласий в интерпретации международных норм, регулирующих средства и методы ведения войны, а также их четкого разграничения на «дозволенные» и «запрещенные» в закрытом перечне.
Согласно информации Министерства внутренних дел Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в период с 2003 по 2015 г. г., данные о деяниях, предусмотренных, предусмотренных ст. 356 УК, представлены «нулевыми» показателями [3; 10]. Тем не менее, данная норма необходима в российском уголовном законодательстве в связи с тем, что гарантировать полное исчезновение войн невозможно даже в тех случаях, когда подобная гарантия предоставлена всеми субъектами международного права.
С учетом изложенного, полагаем целесообразным внести изменения в
статью 356 УК, упростив ее конструкцию и изложив в следующей редакции: «Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, - наказывается ...».
Использованные источники:
1. Алешин В.В. Правовое регулирование вооруженных конфликтов и его роль в обеспечении безопасности Российской Федерации: автореф. дис. докт. юр. наук. Москва, 2007. - 46 с.
2. Берко А.В. Уголовная ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны: автореферат диссертации. - Ставрополь: Изд-во СГУ. 2002. - 113 с.
3. ГИАЦ МВД. Статистика. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://mvd.ru/folder/101762_ (дата обращения: 13.03.2016 г.).
4. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г. // Сборник международных договоров СССР, Вып. XLVI. М., 2001 г.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 08.01.2001, N 2.
6. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106) // Собрание законодательства Российской Федерации, 11.02.2013, N 6.
7. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2002 г. N S-27/2 «Мир, пригодный для жизни детей» // текст документа официально опубликован не был, [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: Ьйр://Ьа8е.§агап1га/2565092_(дата обращения: 14.03.2016 г.).
8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 г. N 62/133 «Активизация усилий в целях искоренения всех форм насилия в отношении женщин» // [Электронный ресурс]. СПС «Гарант». Режим доступа: URL: Ьйр://Ьа8е.§агап1га/70255024_(дата обращения: 14.03.2016 г.).
9. Рогозин Д.О. Война и мир в терминах и определениях: военно-политический словарь. - М.: Вече. 2011. - 642 с.
10. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.cdep.ru /index.php?id=79&item=2074 (дата обращения: 13.03.2016 г.).
11. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.) «О воинской обязанности и военной службе»// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.03.2016 г.).