Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК'

ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ИНТЕРЕС К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коричко Ю.В., Красова А.А., Коричко А.А.

Цель исследования - экспериментально обосновать применение средств эстетической и художественной гимнастики в совершенствовании физического воспитания в условиях вуза. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе физкультурно-оздоровительного комплекса ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет, в котором приняли участие 75 студенток 1-2-го курса. В рамках исследования в программу элективной дисциплины (модуля) по физической культуре и спорту были включены элементы эстетической и художественной гимнастики, включающие выполнение целостных волн и взмахов, взаимосвязанных движений телом, наклонов, изгибов, скручиваний, равновесий и поворотов на одной и двух ногах, прыжков, акробатических (индивидуальных и парно-групповых) и танцевальных элементов (шагов, подскоков, поз). Результаты исследования и выводы. Выявлено, что применение упражнений эстетической и художественной гимнастики на занятиях со студентками вузов позволило оптимизировать моторную плотность (78%) и общую плотность (98%). Таким образом, экспериментально доказана эффективность использования различных средств эстетической и художественной гимнастики, определены особенности воздействия многообразных средств технико-эстетических видов спорта на показатели уровня физической подготовленности и оптимизации показателей физических нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коричко Ю.В., Красова А.А., Коричко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF EXERCISES OF AESTHETIC AND ARTISTIC GYMNASTICS IN THE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Objective of the study was to experimentally substantiate the use of aesthetic and rhythmic gymnastics in improving physical education in a university setting. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was carried out on the basis of the sports and recreation complex of the Nizhnevartovsk State University, in which 75 1st-2nd year students took part. As part of the study, the program of the elective discipline (module) in physical culture and sports included elements of aesthetic and rhythmic gymnastics, including the performance of integral waves and swings, interconnected body movements, tilts, bends, twists, balances and turns on one and two legs, jumps, acrobatic (individual and pair-group) and dance elements (steps, jumps, poses). Results and conclusions. It was revealed that the use of aesthetic and rhythmic gymnastics exercises in classes with university students made it possible to optimize motor density (78%) and overall density (98%). Thus, the efficiency of using various means of aesthetic and rhythmic gymnastics has been experimentally proven, the features of the impact of various means of technical and aesthetic sports on indicators of the level of physical fitness and optimization of physical activity indicators have been determined.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК»

ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК

УДК/UDC 796.012.2

Поступила в редакцию 24.04.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко1 А.А. Красова1 А.А. Коричко1

1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

APPLICATION OF EXERCISES OF AESTHETIC AND ARTISTIC GYMNASTICS IN THE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

PhD, Associate Professor Yu.V. Korichko1 A.A. Krasova1 A.A. Korichko1

1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Информация для связи с автором: korichko nv@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - экспериментально обосновать применение средств эстетической и художественной гимнастики в совершенствовании физического воспитания в условиях вуза.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе физкультурно-оздоровительного комплекса ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет, в котором приняли участие 75 студенток 1-2-го курса. В рамках исследования в программу элективной дисциплины (модуля) по физической культуре и спорту были включены элементы эстетической и художественной гимнастики, включающие выполнение целостных волн и взмахов, взаимосвязанных движений телом, наклонов, изгибов, скручиваний, равновесий и поворотов на одной и двух ногах, прыжков, акробатических (индивидуальных и парно-групповых) и танцевальных элементов (шагов, подскоков, поз). Результаты исследования и выводы. Выявлено, что применение упражнений эстетической и художественной гимнастики на занятиях со студентками вузов позволило оптимизировать моторную плотность (78%) и общую плотность (98%). Таким образом, экспериментально доказана эффективность использования различных средств эстетической и художественной гимнастики, определены особенности воздействия многообразных средств технико-эстетических видов спорта на показатели уровня физической подготовленности и оптимизации показателей физических нагрузок.

Ключевые слова: студентки, физическое воспитание, физическая подготовленность, эстетическая гимнастика, художественная гимнастика, интерес к занятиям физической культурой.

Abstract

Objective of the study was to experimentally substantiate the use of aesthetic and rhythmic gymnastics in improving physical education in a university setting. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was carried out on the basis of the sports and recreation complex of the Nizhnevartovsk State University, in which 75 1st-2nd year students took part. As part of the study, the program of the elective discipline (module) in physical culture and sports included elements of aesthetic and rhythmic gymnastics, including the performance of integral waves and swings, interconnected body movements, tilts, bends, twists, balances and turns on one and two legs, jumps, acrobatic (individual and pair-group) and dance elements (steps, jumps, poses). Results and conclusions. It was revealed that the use of aesthetic and rhythmic gymnastics exercises in classes with university students made it possible to optimize motor density (78%) and overall density (98%). Thus, the efficiency of using various means of aesthetic and rhythmic gymnastics has been experimentally proven, the features of the impact of various means of technical and aesthetic sports on indicators of the level of physical fitness and optimization of physical activity indicators have been determined.

Keywords: female students, physical education, physical fitness, aesthetic gymnastics, rhythmic gymnastics, interest in physical culture.

Введение. Важнейшими задачами, стоящими перед современным вузом, является формирование у студентов положительной мотивации и потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, содействие формированию здорового образа и стиля жизни студентов, увеличение их двигательной активности, а также привлечение к систематическим физкультурно-спортивным занятиям [2, 5, 7].

Огромное значение в повышении уровня подготовки студентов оказывает разработка современных подходов к содержанию и организации учебного процесса в вузе, предполагающих повышение двигательной активности студентов на протяжении всего периода их обучения [1, 3].

В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта высшего образования ФГОС

№7 • 2022 Июль | Juli

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

третьего поколения во все учебные планы включена элективная дисциплина (модуль) по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является неотделимой частью в формировании универсальных компетенций у студентов и реализуется в объеме не менее 328 академических часов.

Студенты имеют право свободного предпочтения физ-культурно-спортивных направлений, предложенных вузом с учетом их интересов. Общеизвестно, что для повышения интереса студентов к элективной дисциплине (модулю) по физической культуре и спорту рекомендуется включать в их содержание современные виды двигательной активности и различные виды спорта. Достаточно популярными видами двигательной активности для учащейся молодежи являются такие технико-эстетические виды, такие как эстетическая и художественная гимнастика, представляющие собой классическую совокупность современных методик и технологий организации систематических занятий физической культурой [4, 6].

Цель исследования - экспериментально обосновать применение средств эстетической и художественной гимнастики в совершенствовании физического воспитания в условиях вуза.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе физкультурно-оздоровительного комплекса ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет, в котором приняли участие 75 студенток 1-2-го курсов, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе, занимающихся в рамках элективной дисциплины (модуля) по физической культуре и спорту.

По результатам первичного опроса студенток были выявлены предпочтения к занятиям технико-эстетическими видами спорта - 37,8 % из всего массива опрошенных студенток, занимающихся физической культурой и спортом в учебное время.

В согласованности с этими предпочтениями, нами разработано содержание рабочей программы по элективной дисциплине (модулю) по физической культуре и спорту с включением элементов эстетической и художественной гимнастики. Материал рабочей программы строился на использовании целостных волн и взмахов, взаимосвязанных движений телом, наклонов, изгибов, скручиваний, равновесий и поворотов на одной и двух ногах, прыжков, акробатических (индивидуальных и парно-групповых) и танцевальных элементов (шагов, подскоков, поз). Построение музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся эстетической и художественной гимнастикой, базировалась на системном применении на занятиях многообразных музыкально-двигательных заданий.

Необходимо отметить, что развитие эстетической и художественной гимнастики в качестве массового студенческого спорта выдвигает свои требования к методическому обеспечению занятий, которое в нефизкультурных вузах необходимо реализовывать в рамках заданных параметров элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Студентки нефизкультурных вузов впервые начинают осваивать азы данных видов спорта в возрасте 17-19 лет, что создает дополнительные трудности в обучении [8].

В содержание занятий были включены упражнения, направленные на формирование умений передавать характер музыки через движения и придавать выполняемым упражнениям целостность, изящество и разнообразную эмоциональную окраску. Особое внимание на занятиях уделялось использованию упражнений с предметами, характерными для художественной гимнастики (скакалка, мяч, лента) и разнообразным средствам хореографии.

Специфика обучения в эстетической и художественной гимнастике отражалась в реализации основополагающих

дидактических принципов, которые свойственны отдельным сторонам учебного процесса в вузе и тесно соединены между собой. Их реализация во взаимосвязи позволяет успешно осваивать различные упражнения из технико-эстетических видов спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе анкетирования нами выявлено, что 100 % студенток говорят о том, что применение упражнений эстетической и художественной гимнастики на физкультурно-оздоровительных занятиях способствует формированию представления о выразительности, грациозности движений, красоте тела, развивает музыкальный слух, чувство темпа и ритма.

На основании проведенного анализа результатов анкетирования студенток и изучения данных научно-методической литературы нами определено, что упражнения эстетической и художественной гимнастики вызывают повышенный интерес к проведению занятий элективными дисциплинами (модулями) по физической культуре и спорту. 100 % респон-денток нравится заниматься технико-эстетическими видами спорта.

Проведенное повторное исследование среди студенток позволило выявить значительные сдвиги в количестве посещенных занятий, сохранность контингента занимающихся при переходе с первого курса на второй составила 87,5 %. Выявлено, что в 95 % случаев данные занятия удовлетворяют их потребности в двигательной активности.

Для определения психических состояний студенток во время занятий была выбрана методика САН (самочувствие, активность, настроение). Исследование проводилось до и после занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту. Выявлено, что у 88,7 % испытуемых уровень активации и комфортности под влиянием данных занятий заметно увеличился. Это можно объяснить разнообразным и интересным содержанием элективных занятий с применением комплексов упражнений эстетической и художественной гимнастики.

В ходе исследования нами выявлено, что применение упражнений эстетической и художественной гимнастики на занятиях со студентками вузов позволяет подобрать адекватную нагрузку посредством регулирования интенсивности и моторной плотности занятий. На таких занятиях моторная плотность в среднем составила 78 %. Общая плотность составила в среднем 98 %.

Проведенное исследование уровня физической подготовленности в начале и в конце учебного года позволило выявить положительную динамику показателей. В начале учебного года: наклон вперед из положения стоя на скамейке - 7,5±0,2 (раз); поднимание туловища из положения лежа за 60 с -34,4±0,38 (раз); прыжок в длину с места - 167,5±1,9 (см); сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу - 5,9±0,27 (раз).

При повторных контрольных испытаниях студентками были показаны результаты, превышающие предыдущие показатели: наклон вперед из положения стоя на скамейке 17,7±0,79 (см); поднимание туловища из положения лежа за 60 секунд 48,7±0,70 (раз); прыжок в длину с места 187,1±2,15 (см); сгибания и разгибания рук в упоре лежа 10,7±0,35 (раз).

Выводы. В результате проведенного исследования была выявлена эффективность использования различных средств эстетической и художественной гимнастики при проведении элективных занятий по физической культуре со студентами. Экспериментальным путем определены особенности воздействия многообразных средств технико-эстетических видов спорта на показатели уровня физической подготовленности и оптимизации показателей физических нагрузок.

Применение упражнений эстетической и художественной гимнастики на элективных занятиях по физической культуре

36

http://www.teoriya.ru

№7^ 2022 Июль | Juli

и спорту способствует удовлетворению потребностей и интереса девушек, повышению уровня физической подготовленности, а также положительно влияет на посещение занятий. Обеспечивается совершенствование физического воспитания студенток вуза на основе применения разнообразных средств эстетической и художественной гимнастики.

Таким образом, можно сделать заключение о положительном влиянии занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту с использованием различных упражнений эстетической и художественной гимнастики на показатели общей и моторной плотности, уровня физической подготовленности, а также на повышение интереса студенток к занятиям физической культурой и спортом.

Литература

1. Давыдова, С.А. Физическая активность юношей и девушек, обучающихся в вузе, в сравнительном аспекте / С.А. Давыдова, О.С. Красникова, Л.Г. Пащенко // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск, 2021. - С. 157-160.

2. Карпенко, Л.А. Актуальные аспекты развития эстетической гимнастики / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 55-59.

3. Коричко, Ю.В. Особенности музыкально-ритмического воспитания студентов вуза на занятиях гимнастикой / Ю.В. Коричко, А.Р. Галеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 6. - С. 67-69.

4. Кравчук, А.И. Проблема использования гимнастической терминологии в технико-эстетических видах спорта / А.И. Кравчук, Г.Н. Пшеничникова, Ю.В. Коричко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. - С. 44-46.

5. Лубышева, Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Л.И. Лубышева // Матер. междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». - СПб.: СПбНИ-ИФК, 1994. - С. 57-59.

6. Парчевская, И.И. Женская гимнастика - элективный курс по физической культуре для девушек в вузе / И.И. Парчевская // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: инновации и перспективы развития: матер. межвузовской науч.-практ. конф. - М., 2021. - С. 149-152.

7. Пшеничникова, Г.Н. Эволюция содержания ритмо-пластических движений в процессе становления художественной гимнастики / Г.Н. Пшеничникова, Ю.В. Коричко, Н.Г. Печеневская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. -№ 5. - С. 41-44.

8. Сизова, Т.В. Художественная гимнастика на занятиях по физической культуре в вузах нефизкультурного профиля / Т.В. Сизова // Герценовские чтения: Физическая культура и физкультурное

образование в России: состояние и перспективы развития: матер. науч.-практ. конф. - СПб., 2012. - С. 87-90. 13.04.2022 г. 13.04.2022 г.

References

1. Davydova S.A., Krasnikova O.S., Pashchenko L.G. Fizicheskaya aktivnost yunoshey i devushek, obuchayushchikhsya v vuze, v sravnitelnom aspekte [Physical activity of young men and women studying at the university, in a comparative aspect]. Perspe-ktivnyye napravleniya v oblasti fizicheskoy kultury, sporta i turizma [Perspective directions in the field of physical culture, sports and tourism]. Proceedings national scientific-practical conference. Nizhnevartovsk, 2021. pp. 157-160.

2. Karpenko L.A., Rumba O.G. Aktualnyye aspekty razvitiya estetiches-koy gimnastiki [Actual aspects of the development of aesthetic gymnastics]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2010. No. 3 (61). pp. 55-59.

3. Korichko Yu.V., Galeev A.R. Osobennosti muzykalno-ritmicheskogo vospitaniya studentov vuza na zanyatiyakh gimnastikoy [Features of musical and rhythmic education of university students in gymnastics]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2017. No. 6. pp. 67-69.

4. Kravchuk A.I., Pshenichnikova G.N., Korichko Yu.V. Problema ispol-zovaniya gimnasticheskoy terminologii v tekhniko-esteticheskikh vi-dakh sporta [The problem of using gymnastic terminology in technical and aesthetic sports]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2017. No. 2. pp. 44-46.

5. Lubysheva L.I. Tsennosti fizicheskoy kultury v zdorovom stile zhizni [Values of physical culture in a healthy lifestyle]. [Modern Research in Sports Science]. Proceedings Intern. conf. St. Petersburg: SPbNIIFK publ., 1994. pp. 57-59.

6. Parchevskaya I.I. Zhenskaya gimnastika - elektivnyy kurs po fizicheskoy kulture dlya devushek v vuze [Women's gymnastics - an elective course in physical culture for girls at the university]. Fizicheskaya kultura i sport v sisteme vysshego obrazovaniya: innovatsii i perspektivy razvitiya [Physical culture and sport in the system of higher education: innovations and development prospects]. Proceedings interuniversity scientific-practical conf. Moscow, 2021. pp. 149-152.

7. Pshenichnikova G.N., Korichko Yu.V., Pechenevskaya N.G. Evoly-utsiya soderzhaniya ritmo-plasticheskikh dvizheniy v protsesse stanovleniya khudozhestvennoy gimnastiki [Evolution of the content of rhythmic-plastic movements in the process of formation of rhythmic gymnastics]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2016. No. 5. pp. 41-44.

8. Sizova T.V. Khudozhestvennaya gimnastika na zanyatiyakh po fizicheskoy kulture v vuzakh ne fizkulturnogo profilya [Rhythmic gymnastics in physical education classes in non-physical education universities]. Gertsenovskiye chteniya: Fizicheskaya kultura i fizkulturn-oye obrazovaniye v Rossii: sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Herzen readings: Physical culture and physical education in Russia: state and development prospects]. Proceedings scientific-practical conf. St. Petersburg, 2012. pp. 87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.