Научная статья на тему 'Применение творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных унивесальных учебных действий младших школьников'

Применение творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных унивесальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1583
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных унивесальных учебных действий младших школьников»

2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №1 / 2020

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

Игротерапия - процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Основная цель - проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций. Еще хотелось бы отметить, что здоровым ребенок будет расти тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах закаливания и физического развития, соблюдения режима дня и питания.

Список использованной литературы:

1. Тукачева С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель, 2005.

2. 9. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание №12, 2001

3. 10. Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания. // Начальная школа, №7, 2000

4. 11. Ермолаев С.Д. Готовимся к аттестации.- СП, Детство-пресс,2000

5. 12. Змановский Ю.Ф. Биоритмы - основа режима. // Дошкольное воспитание №2, 1994

6. 13. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М, Знание.1991

©Журбенко В. Н., Орлова Т.И., Волощенко И. Ю., 2020

УДК37

Ю.Н. Кайдалова

учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А. Чумака» Белгородского района Белгородской области Е-тай: juliakay7@mail.ru Е.В. Емелина учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А.Чумака» Белгородского района Белгородской области Е-тай: emely7@rambler.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Предмет «Литературное чтение» считается одним из ведущих в системе подготовки обучающегося начальной ступени обучения. Он формирует функциональную грамотность, навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественных произведений, содействует совокупному развитию и воспитанию младшего школьника.

Формирование познавательных универсальных действий младших школьников на уроках литературного чтения считается одной из весомых задач стандарта второго поколения. Современные дети утрачивают интерес к чтению, так как телевидение и современные электронные устройства вытесняют

2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №1 / 2020

литературное чтение. Отсюда вытекают сложности в обучении, связанные с затруднениями в смысловом анализе произведений различных жанров, несформированностью внутреннего плана действий, трудностью закономерного мышления и воображения.

Проблема формирования познавательных интересов обучающихся - одна из современных актуальных проблем. Необходимость готовить к творчеству каждого подрастающего человека не нуждается в подтверждениях. Как раз на это должны быть ориентированы старания педагога. Побуждение обучающегося к творчеству открывает для него путь к раскрытию собственной оригинальности, к реализации своих возможностей.

С целью становления познавательной деятельности на уроках литературного чтения используем систему креативных заданий, которая отвечает следующим требованиям:

1. Познавательные творческие задания должны содействовать развитию фантазии, памяти, внимания;

2. Задания должны подбираться от репродуктивных, к частично-поисковым, а вслед за тем к творческим;

3. Система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать предположения и проверять, аргументировать их.

Уроки литературного чтения дают обучающимся огромное пространство для творчества: всевозможные виды пересказов, сочинения стихотворений, сказок, рассказов, загадок, драматизация, литературные игры, викторины и т.д.

В своей практике активно используем следующие виды заданий творческого характера:

1. Дидактическая игра «Продолжи рассказ».

2. Словесное иллюстрирование (составление диафильма).

3. Театрализация (драматизация сказок, костюмированные представления по прочтенным произведениям, пальчиковый театр, спектакли по личным сценариям и т. д.)

4. Подбор пословиц и поговорок к прочтенным произведениям.

5. Сочинение сказок с таким же началом и аналогичными персонажами.

6. Составление литературного словаря (проектная деятельность).

7. Разгадывание и составление кроссвордов, викторин.

8. Творческие пересказы (пересказ текста с изменениями: замена рассказчика, изменение грамматического времени глаголов, придумывания продолжения развития событий и т. д.)

9. Составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение.

10. Работа с различными источниками информации (сообщение об авторе произведения, подготовка выставки книг и. т.)

11. Рецензирование ребятами личных же иллюстраций к литературным произведениям (иллюстрации подписываются словами из текста, сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием эпизода; ученик пишет рецензию, где показывает, соответствует ли рисунок тексту, отмечает качество работы).

12. Изготовление книжек-самоделок (первые шаги в творчестве - 1-2 классы).

13. Творческое пересказывание (от лица автора, героя, с творческим дополнением к тексту автора).

14. Творческое сочинение.

15. Словотворчество (сочинение сказок, рассказов, стихотворений, загадок).

16. Составление сказочных объявлений и телеграмм.

17. «Общее стихотворение» (совместное сочинение стихотворений).

18. Формирование синквейна.

19. «Цифровой диктант» (записываются две цифры: 0-неправильное, 1-верное).

20. «Живые картинки» (пантомима).

Все виды заданий, о которых шла речь выше, исходя из опыта работы, могут помочь значительно повысить качество урока литературного чтения, являются действенным средством формирования познавательных УУД, стимулируют развитие умения учиться, полноценнее и глубже понимать и разбирать

художественное произведение.

Творчество доступно детям, больше того, оно оживляет познавательный интерес, активизирует личность и формирует ее. В нём осуществляется самовыражение, самораскрытие личности.

© Кайдалова Ю.Н., Емелина Е.В., 2020

УДК 37

Макарова В.

воспитатель МБДОУ детский сад «Колобок» с. Засосна Красногвардейского района, Белгородской области

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассматриваются психолого-педагогическая проблема развития любознательности детей дошкольного возраста, уточнено суть понятия «любознательность детей дошкольного возраста», проанализировано психолого-педагогические источники, в которых рассматриваются основные характеристики любознательности.

Ключевые слова:

любознательность, дети дошкольного возраста, познавательный интерес, ребенок, мотивация,

интеллектуальная сфера дошкольника.

Annotation

In the article discussed the psycho-pedagogical problem of curiosity preschool children; clarified the meaning of "curiosity preschool children", analyzed psycho-educational sources, which treats the main characteristics of curiosity.

Key words:

curiosity, preschool age, the development of curiosity, cognitive activity, cognitive interest, preschooler, mental trait, expression of interest.

На сегодняшний день общество стремительно развивается, меняются технологии, обновляется техника. Следуя из этого появляется потребность новых знаний и навыков. Мы как педагоги, не всегда можем предусмотреть, какие именно знания будут нужны детям. Поэтому, очень важно, чтобы у детей дошкольного возраста активно развивался познавательный интерес к окружающему миру.

Познавательный интерес, у детей дошкольного возраста, характеризуется возможность устанавливать причинно-следственные связи, закономерности между тем, что познается. Он возникает только тогда, когда ребенок любознателен. Любознательность характеризуется стремлением детей воспринимать и понимать предметы не только снаружи, а и структуру, их внутреннее состояние.

В примерной общеобразовательной программе дошкольного возраста «От рождения до школы» говорится о том, что ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать обьяснения явлениям природы и поступкам людей; должен быть склонен наблюдать, экспериментировать. [1;ст.20]

В педагогическом словаре Каирова И.А. сказано, что любознательность - это черта личности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.