Научная статья на тему 'Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста'

Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журбенко В.Н., Орлова Т.И., Волощенко И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

условно назвать «барьерами», препятствующими полноценному общению детей. Решение подобных ситуаций призывает проводить работу, как с детьми по преодолению у них негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои собственные силы. Это является важным так как детский коллектив для ребенка является мощным ресурсом. Ведь, от того как будут относится к нему его же сверстники, во многом, будет зависеть его душевное состояния и мотивация к учебе.

Анализ этой проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. - 36 с.

2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного

психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. - 67 с.

©Журбенко В. Н., Гредасова Е.М., Волощенко И.Ю., 2020

УДК37

Журбенко В. Н.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail:valyajurbencko@yandex.ru

Орлова Т.И.

Учитель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail: , E-mail:tamaraorlowa@yandex.ru

Волощенко И. Ю.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №43, E-mail:in.voloschenko@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние время, в связи с развитием научных исследований в области образования возросла актуальность поиска инновационных и более эффективных форм обучения и воспитания.

В качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в систему традиционного образования. Особого внимания заслуживают инновации в области физического воспитания дошкольников, которые способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Для реализации индивидуального подхода к детям их распределяют по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии здоровья и

физического развития детей.

Инновационными формами работы являются:

1. Оздоровительная ходьба на прогулке. Воспитатель готовит игрушку (героя) к которой идут дети. Сначала это короткие расстояния (10-15 метров), затем они удлиняются до 400 метров, увеличивая и физическую нагрузку детям. Во время ходьбы дети идут в свободном движении. В это время педагог может разговаривать с детьми о природе, о временах года, петь песни, использовать сюрпризные моменты (найти спрятанную игрушку). Ходьба проводится в обычной сезонной одежде.

2. Закаливающие процедуры после сна. Дети совершают небольшие физические упражнения (потянись, обними себя, легкий бег из спальни в группу и раздевалку с разницей температуры в помещениях, ходьба по ребристой доске, массажным коврикам, обильное умывание водой комнатной температуры). Если закаливание проводить систематически, оно положительно влияет на организм ребенка: увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и повышается выносливость организма.

3. Физкультурно-оздоровительные занятия проводятся 2 раза в неделю по 10 минут с учетом индивидуальных особенностей детей. Для повышения интереса детей необходимо использовать образные игровые сюжеты. Детям дается возможность самостоятельно перемещаться в зале, что способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах. Задача взрослого направить активность детей так, чтобы движения были для них полезны.

4. Дыхательная гимнастика - увеличивает силу дыхательных мышц.

5. Пальчиковая гимнастика - служит для развития ручной умелости мелкой

моторики и координации движений рук, что оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

6. Круговые тренировки в процессе физического воспитания:

- выбор упражнений делается с учётом особенностей физического состояния детей и содержанием программы по физическому воспитанию.

- максимальное приближение занятий по физической культуре к игровой

деятельности, или создание игровых ситуаций с музыкальным сопровождением (сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, смехотерапия, изотерапия).

7. С большой эффективностью проводятся физкультминутки в форме ритмической гимнастики:

- «Часы»: наклоны головы влево, вправо со словами «тик-так, тик-так».

- «Ветер»: наклоны туловища влево, вправо с поднятыми вверх руками, изображая,

как качаются деревья при сильном ветре.

- «Пила»: попеременное сгибание одной руки в локте и вытягивание другой,

имитация движения человека, пилящего дрова. Эти несложные упражнения можно разнообразить и изменять темп их выполнения. Включение таких упражнений в физкультурную минутку доставляет детям радость и дает

возможность им переключить внимание и отдохнуть.

8. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить

комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Игроритмика - в этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Игрогимнастика - в раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

Игротанец - В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

Игровой самомассаж - способствует формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

Игры-путешествия - служат для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

Игротерапия - процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Основная цель - проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций. Еще хотелось бы отметить, что здоровым ребенок будет расти тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах закаливания и физического развития, соблюдения режима дня и питания.

Список использованной литературы:

1. Тукачева С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель, 2005.

2. 9. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание №12, 2001

3. 10. Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания. // Начальная школа, №7, 2000

4. 11. Ермолаев С.Д. Готовимся к аттестации.- СП, Детство-пресс,2000

5. 12. Змановский Ю.Ф. Биоритмы - основа режима. // Дошкольное воспитание №2, 1994

6. 13. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М, Знание.1991

©Журбенко В. Н., Орлова Т.И., Волощенко И. Ю., 2020

УДК37

Ю.Н. Кайдалова

учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А. Чумака» Белгородского района Белгородской области Е-тай: juliakay7@mail.ru Е.В. Емелина учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А.Чумака» Белгородского района Белгородской области Е-тай: emely7@rambler.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Предмет «Литературное чтение» считается одним из ведущих в системе подготовки обучающегося начальной ступени обучения. Он формирует функциональную грамотность, навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественных произведений, содействует совокупному развитию и воспитанию младшего школьника.

Формирование познавательных универсальных действий младших школьников на уроках литературного чтения считается одной из весомых задач стандарта второго поколения. Современные дети утрачивают интерес к чтению, так как телевидение и современные электронные устройства вытесняют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.