Научная статья на тему 'Организация образовательного процесса на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей воспитанников подготовительной группы, через сотрудничество семьи школы'

Организация образовательного процесса на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей воспитанников подготовительной группы, через сотрудничество семьи школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журбенко В.Н., Гредасова Е.М., Волощенко И.Ю.

В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журбенко В.Н., Гредасова Е.М., Волощенко И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация образовательного процесса на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей воспитанников подготовительной группы, через сотрудничество семьи школы»

УДК37

Журбенко В. Н.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail:valya.jurbencko@yandex.ru

Гредасова Е.М.

МБОУ СОШ №29, E-mail:Lena/gredasova@mail.ru

Волощенко И.Ю.

МБОУ СОШ №43, E-mail:in.voloschenko@yandex.ru

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ, ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ ШКОЛЫ»

Аннотация

В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

Ключевые слова

Социокультурные ценности, духовно- нравственные ценности, формирование личности дошкольника.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.

Именно здесь закладывается фундамент духовности.

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными.

Занятия по познавательному развитию на тему духовно - нравственного воспитания детей («Мир вокруг нас», «Край, в котором ты живёшь», «Дерево добрых дел»).

Игры нравственного и духовно - нравственного содержания.

Проведение совместных праздников с родителями.

Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей.

Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

Чтение художественной литературы по духовно - нравственной тематике.

Беседы с детьми о правилах поведения.

Работу с детьми можно построить по следующим направлениям:

Духовно - нравственное (занятия, беседы, устные поручения).

Воспитательно - оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии и походы).

Культурно - познавательные (встречи, целевые прогулки, экскурсии. Концерты, просмотр фильмов).

Нравственно - трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).

Но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе).

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению "живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Важно стремление к тому, чтобы родители стали единомышленниками и союзниками в вопросе духовно -нравственного воспитания малышей.

Организуя взаимодействие детского сада и семьи по формированию духовно- нравственных качеств, можно использовать как традиционные, так и не традиционные формы работы, отдавая предпочтение практико - ориентированным формам, развивающим и обогащающим взаимодействие детей и родителей, помогающим стать родителям активными участниками мероприятий, а не пассивными наблюдателями. Среди них можно выделить такие формы работы:

Основные формы работы с семьей.

^ Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

^ Лекторий для родителей;

^ Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

^ Вечера вопросов и ответов;

^ Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);

^ Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

^ Индивидуальные консультации специалистов;

Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему.

Развивая у ребёнка стремление к общению и умение общаться с окружающими его людьми, важно ставить перед собой такую задачу: воспитать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

В детском саду дети должны жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Список использованной литературы: 1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 2008. - 15-45с.

2. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. - Ярославль: ЯГПИ. - 2002. - 39с.

3.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М. - 2003. - 75с.

©Журбенко В. Н., Гредасова Е.М., Волощенко И.Ю., 2020

УДК37

Журбенко В. Н.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail:valyajurbencko@yandex.ru

Гредасова Е.М.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail:Lena/gredasova@mail.ru

Волощенко И.Ю.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №43, E-mail:in.voloschenko@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.