Научная статья на тему 'Подходы к определению уровня социально-коммуникативного развития ребенка'

Подходы к определению уровня социально-коммуникативного развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КРИТЕРИИ СУБЪЕКТОВ МЕТОДИКА / УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанникова А.В., Петрова Т.О., Силина С.Ю.

В статье раскрыты проведенные диагностические мероприятия способствующие выявлению уровня адекватной самооценки у детей дошкольного возраста для планирования работы с детьми дошкольного возраста и родителями (законными представителями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к определению уровня социально-коммуникативного развития ребенка»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

УДК 373.2

А.В.Казанникова

канд. пед. наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования " Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина ", РФ, г. Санкт-Петербург

Т.О. Петрова

заведующий Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского

сада № 21 Кировского района Санкт-Петербурга

С.Ю.Силина

заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Государственного бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детского сада № 21 Кировского района Санкт-Петербурга

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Аннотация

В статье раскрыты проведенные диагностические мероприятия способствующие выявлению уровня адекватной самооценки у детей дошкольного возраста для планирования работы с детьми дошкольного возраста и родителями (законными представителями).

Ключевые слова

Социализация, индивидуализация, критерии субъектов методика, уровень

В рамках требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования [1] образовательная программа (далее Программа) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста [2: пункт 2.3], обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Приоритетным для ФГОС в рамках конкретизации деятельности педагогического сообщества при проектировании Программы дошкольного образования являются две взаимосвязанные позиции, выраженные понятиями: «позитивная социализация» и «индивидуализация» ребенка.

Актуальность этой проблемы для нашей образовательной организации связана с реализацией проекта опытно-экспериментальной работы по теме «Проектирование психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений» (распоряжение Комитета по образованию от 05.08.2014 № 3364-р).

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду как активному субъекту общественных отношений.

То есть социализация зависит от индивидуальных особенностей ребенка, которые должны быть поддержаны и развиты педагогом. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе.

Анализируя наследие Л.С. Выготского по проблеме культурно-исторического подхода к развитию ребенка, Леонтьев А.А. [6, С.135 — 136] обращает внимание на выстраивание Выготским Л.С. понимания сути процессов, лежащих в основе социализации ребенка. Ребенок «вступает на путь сотрудничества, социализируя практическое мышление путем разделения своей деятельности с другим лицом. [3, С. 20].

В педагогической науке понятие «индивидуализация» определяется как система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

личностном самоопределении [5]. В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «...организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [7, С. 201].

По определению О. С. Газмана, индивидуализация в образовании - это «система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы -физической, интеллектуальной, нравственной, творческой» [4, с.110].

В ФГОС (пункте 1.4) раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)

2. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

3. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .

Взаимосвязь и взаимозависимость социализации и индивидуализации авторы [8, С.112] рассматривают как сложнейший динамический процесс, представляющий единое движение двух противоречивых, но тесно связанных сторон этих двух понятий. По мнению авторов [8, С.114], социализация и порождаемая ею индивидуализация, составляющие суть процесса развития личности, невозможны друг без друга, социализация личности всегда индивидуальна.

В рамках опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование по представленным критериям субъектов образовательных отношений по методике «Социальный профиль ребенка».

Цель методики: выявление уровня адекватной самооценки у детей дошкольного возраста для планирования работы с детьми дошкольного возраста и родителями (законными представителями).

Описание анкеты и процедура: В анкете представлены 16 утверждений, которые позитивно характеризуют социально - коммуникативную деятельность дошкольника.

Респондентам предлагается отметить утверждения. Для этого им необходимо оценить в баллах от 0 до 3, насколько каждое из утверждений верно. Справа от утверждения обозначено место для выставления респондентом оценки согласно утверждениям:

0 - никогда, 1 - иногда, 2 - как правило, 3 - часто.

По окончании работы с утверждениями подсчитывается сумма баллов по анкете в целом.

Эксперт по оцениванию обеспечивает респонденту возможность заполнения анкетного опроса на бумажном носителе.

Респондент при заполнении анкеты должен сделать любую отметку (например, поставить "+", "v" в квадратике напротив выбранного варианта ответа). После заполнения анкеты респондент переводит данные в электронный формат.

Субъект оценки должен предупредить респондента, что, отвечая на вопросы анкеты, необходимо иметь в виду именно ту образовательную организацию, которую посещает ребенок респондента.

При сборе анкет очень важно проверить, чтобы респондентами были выставлены оценки по всем показателям.

Обработка результатов анкетирования родителей и педагогов

Первый этап. Эксперт (родители (законные представители) и/педагоги) по оцениванию обеспечивает заполнение Анкетного опроса на бумажном носителе.

Второй этап респондент оценки, осуществляющий непосредственное проведение опроса, подсчитывает сумму баллов по каждому показателю анкеты и записывает в соответствующую ячейку таблицы сумму баллов по показателям отдельно по родителям и педагогам.

Третий этап: данные результатов анкетирования заносятся в «Сводную таблицу» и подсчитывается средний показатель по группе.

По результатам анкетирования, полученные баллы суммируются и переводятся в уровень:

0 уровень (критический) - 0 баллов

1 уровень - (низкий) 16 баллов

2 уровень - (средний) 16 - 32 баллов

3 уровень - (высокий) 32 - 48 баллов

Методика проводилась в ГБДОУ детском саду общеразвивающего вида. В исследовании приняли участие 57 человек. В группах младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в течении 1 месяца в начале 2014-2015 учебного года. Представляем полученные результаты.

Рисунок 1 - Уровень относительной оценки социального развития ребенка.

Апрель 2015: Младшая группа №5, возраст - 3-4 года, 19 детей, субъекты образовательный отношений: родителей - 19, воспитателей - 2

Средняя группа № 11, возраст - 4-5 лет, 16 детей, субъекты образовательный отношений: родителей -16, воспитателей - 2

Старшая группа № 1, возраст - 5-6 лет, 22 детей, субъекты образовательный отношений: родителей -22, воспитателей - 2

Анализ результатов уровня относительной оценки социального развития ребенка свидетельствует о следующем.

Наиболее высоко родители оценивают степень взаимодействия своего ребенка со взрослыми. Это мнение родителей в целом совпадает с мнением воспитателей.

Совпадают мнения воспитателей и родителей об уровне готовности ребенка участвовать в коллективной игре.

Уровень лидерских качеств детей и родители и воспитатели оценили на 71 и 74%, соответственно, от максимально возможной оценки.

Наибольшее расхождение мнений родителей и воспитателей относится к уровню оценки самостоятельности ребенка.

Воспитатели в целом оценили уровень самостоятельности детей достаточно высоко: от 80% до 90%. Эти относительные оценки выше, чем те, которые родители выставили своим детям (расхождение относительных оценок: 10% - 15%).

Наиболее низкие относительные оценки своим детям родители выставили за умение сдерживать и контролировать свое поведение - не выше 70%. Воспитатели оценили относительный уровень умения детей вести себя и контролировать свое поведение на 83%.

Сравнительный анализ относительной оценки

В дошкольном возрасте успешность процесса социализации ребенка зависит от согласованности ожиданий к результатам обучения и воспитания ребенка, которые семья ребенка предъявляет к образовательному учреждению, и тех возможностей, которые образовательное учреждение может ребенку предоставить. Поэтому деятельность воспитателей должна быть направлена не только на развитие

индивидуальности ребенка, но и на преодоление проблем в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Совпадение (или несовпадение) индивидуальных оценок развития ребенка между взрослыми участниками образовательных отношений важный фактор выстраивания партнерских отношений при проектировании индивидуальной работы по развитию дошкольника. Поэтому мы просили родителей и воспитателей оценить проявленные качества социального развития ребенка. На рисунке 2 представлен анализ совпадений мнений взрослых участников образовательных отношений относительно проявленного качества социального развития ребенка.

Рисунок 2 - Степень совпадения мнения участников образовательных отношений по уровню относительной оценке проявления отдельного качества социального развития ребенка.

• Наибольшее совпадение мнений родителя и воспитателей (до 70%) наблюдается относительно позиции: «контакт со взрослым» и «успешность действий под руководством взрослого».

• Наименьший процент (25%) совпадений мнения родителей и воспитателей относиться к позиции «хорошо действует самостоятельно» и «может занять себя сам».

Таким образом, изучение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду, проведенное в группах разной направленности позволяет сделать следующие выводы.

Методика «Социальный профиль ребенка» позволяет оценить степень совпадения (или несовпадения) мнений участников образовательных отношений относительно уровня развития отдельных качеств личности ребенка.

В случае несовпадения мнений педагог сможет наметить вектор индивидуальной работы с ребенком и его семьей.

Расхождение мнений родителя и воспитателя относительно отдельных качеств развития ребенка может свидетельствовать о недостаточной педагогической грамотности родителей в вопросах о возрастных возможностях ребенка и условиях, необходимых для их предъявления, что позволит педагогическому коллективу определить направления психолого-педагогического сопровождения родителей в рамках требований ФГОС дошкольного образования. Список использованной литературы:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии по отдельным вопросам введения ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155».

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 1984. - Т.6. 400 с.

4. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей. // Народное образование - 1998. - № 8. -

221

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

2410-6070

С.108 — 111.

5. Кордуэлл М. Психология от А до Я: Словарь-справочник. 2000 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/

6. Леонтьев А.А. Деятельностный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001. - 392 с.

7. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2. - 580 с.

8. Станкевич Л.П., Алпатова К.А. О взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации / Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010 № 2. - С.112 - 119.

© Казанникова А.В., Петрова Т.О., Силина С.Ю., 2015

УДК 37.017.922

И.А. Касторная

учитель МБОУ СОШ №31, г. Белгород, РФ

Л. В. Рядинская ст.преподаватель, И,ЕДиМП, НИУ «БелГУ»

О. Н. Сатлер к.т.н., доцент, И,ЕДиМП, НИУ «БелГУ»

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ

ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

Стремительное развитие информационных технологий в современном обществе диктует поиск новых подходов в воспитании и обучении, адаптированных к поколению, растущему в веке цифровых технологий. Умение воспитывать интеллектуально-духовные ценности личности, руководствоваться самыми лучшими рекомендациями и предложениями для современного обучения должно быть ежедневной, настойчивой работой учителя в реализации эффективного обучения. При этом нужно смело использовать новые технологии, накопленный опыт, улучшать материальную базу, систематически искать новые, эффективные методы и формы подготовки учащихся.

Ключевые слова

Нравственное воспитание, эстетическое воспитание, современные информационные технологии

Одной из главных задач для учителя остается улучшение качества обучения, постоянного совершенствования используемых методов и приемов. Решающая роль в этом принадлежит эффективному использованию современных информационных технологий на уроках.

Эффективность работы учителя определяется качеством уроков. Любая деятельность тем успешней, чем яснее представляешь ее ближайшую конкретную и отдаленную общую цель. Для учителя общая цель -это то, чего надо добиваться в процессе всей подготовки учащихся; она обуславливает и цель ближайшую -каждого урока как ступеньки достижения конечного результата.

Необходимо сформировать у учащихся основы готовности к обучению, т.е. совокупность мотивов, нравственность качеств, знаний, умений и навыков, обусловливающих потребность и возможность успешно овладеть после окончания школы, а при желании и наличии условий и в самой школе определенной профессией и в дальнейшем эффективно, с удовлетворением для себя работать.

Целью современного обучения является вклад во всестороннее развитие личности учащегося - в умственное, физическое, нравственное, а также экономическое, экологическое воспитание, профессиональную ориентацию. Не менее важным является воспитание у учащихся чувства долга, воспитания интеллектуально-духовных ценностей, трудолюбия, творческого подход к любому виду деятельности, общей культуры, развитию прочных знаний, умений и навыков. Все эти богатые потенциальные возможности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.