Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАБОТЕ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАБОТЕ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1322
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ ПОДЗОР / FIRE SAFETY / DIGITALIZATION / TECHNOLOGIES / STATE FIRE WATCH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савенкова А.Е., Завьялов Д.Е., Шимов Д.Р.

Рассмотрены сведения о применении цифровых технологий в работе органов государственного пожарного надзора и значение цифровизации для предотвращения случаев гибели людей. Предлагаются основные направления совершенствования государственного пожарного надзора на основе широкого распространения современных цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN ENSURING FIRE SAFETY IN THE WORK OF SUPERVISORY AUTHORITIES

The article discusses information about the use of digital technologies in the work of state fire supervision bodies and the importance of digitalization for preventing deaths. The main directions of improvement of the state fire supervision on the basis of wide distribution of modern digital technologies are offered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАБОТЕ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ»

УДК 614.849

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В РАБОТЕ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ

А.Е. Савенкова, кандидат технических наук; Д.Е. Завьялов, кандидат технических наук; Д.Р. Шимов.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрены сведения о применении цифровых технологий в работе органов государственного пожарного надзора и значение цифровизации для предотвращения случаев гибели людей. Предлагаются основные направления совершенствования государственного пожарного надзора на основе широкого распространения современных цифровых технологий.

Ключевые слова: пожарная безопасность, цифровизация, технологии, государственный пожарный подзор

APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN ENSURING FIRE SAFETY IN THE WORK OF SUPERVISORY AUTHORITIES

A.E. Savenkova; D.E. Zavyalov; D.R. Shimov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article discusses information about the use of digital technologies in the work of state fire supervision bodies and the importance of digitalization for preventing deaths. The main directions of improvement of the state fire supervision on the basis of wide distribution of modern digital technologies are offered.

Keywords: fire safety, digitalization, technologies, state fire watch

Обеспечение комплексной безопасности является одной из наиболее важных функций государства. Учитывая динамику пожаров и число погибших при пожарах людей (рис. 1), это одна из приоритетных задач Российской Федерации.

По данным рис. 1, видно, что в 2019 г. в России в результате 471 357 пожаров погибло 8 567 чел. Большая часть возгораний в 2019 г. пришлась на объекты на открытых территориях - 62,79 % пожаров (рис. 2) [1-3].

Государственная противопожарная служба Российской Федерации (ГПС) оценивает ситуацию с пожарами как крайне сложную. Из-за пожаров в России ежегодно гибнут тысячи людей, многие предприниматели лишаются бизнеса. Также очевидно негативное влияние пожаров на состояние социальной, техногенной и экономической инфраструктуры нашей страны.

500000 400000 300000 200000 100000 0

471357

133077 132074

Количество пожаров, ед.

□ 2017 г. Ш2018 г.

7824

7913

8567

Погибло людей, чел.

12019 г.

Рис. 1. Динамика пожаров и числа погибших при пожарах людей

в 2017-2019 гг.

Рис. 2. Объекты возникновения пожаров в России в 2019 г.

Проанализировав вышеизложенное, пристальное внимание в этих условиях обращают на себя вопросы повышения эффективности работ по предотвращению пожаров на основе улучшения деятельности ГПС и особенно ее основного надзорно-профилактического органа - государственного пожарного надзора (ГПН). Работа такой сложной системы, как ГПН зависит от качества управленческой деятельности и ресурсов, необходимых для ее реализации. Между тем ГПН имеет относительно ограниченные ресурсы и время для упреждающего предотвращения пожаров. В результате этого существует большая потребность в применении актуальных цифровых технологий в надзорно-профилактической деятельности. Ускорение принятия решений, благодаря цифровизации и анализу собранных цифровых данных, может повысить обоснованность стратегических решений в области повышения эффективности профилактических мер.

В современных условиях увеличения числа особо опасных объектов система организации деятельности ГПН должна быть более динамичной, эффективной, иметь большее влияние на результативность работы, обеспечивая необходимую концентрацию внимания инспектора, потому что от этого зависит эффективность пожарно-профилактической деятельности ГПН.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. № 2 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года», в котором прописаны основные цели, задачи и приоритетные направления в области пожарной безопасности, а также механизмы их реализации, одним из основных факторов, влияющих на состояние пожарной безопасности, является уровень научного-технического и информационного обеспечения пожарной безопасности, в том числе уровень инновационной деятельности [4]. В целях повышения обеспечения пожарной безопасности проводится формирование новых подходов к организации и осуществлению надзорной деятельности.

Создание единой программы оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности существенно упростит работу сотрудников ГПН, даст возможность оперативно и эффективно принимать решения по результатам проверки и улучшит результативность работы.

«SUPERVISION 2.0» - это мобильное приложение, которое упрощает и оптимизирует работу сотрудников ГПН благодаря применению информационных технологий.

Согласно принципам системности и комплексности проект состоит из четырех составных частей:

1. Приложение, которое содержит в себе программу оценки соблюдения организации гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

2. Система оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности. Кластер информации, который содержит в себе все регламентирующие документы, определяющие деятельность ГПН, формулы и расчеты, справочные и консультативные данные.

3. База данных, которая содержит в себе информацию о проведенной работе на инспектируемом объекте с принятием мер по ее итогам.

4. Система оценки работы сотрудника ГПН в соответствии с приказом МЧС России от 15 января 2014 г. № 12 «Инструкция по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России» [5].

Принцип работы системы «SUPERVISION 2.0»:

В соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок (который предварительно загружен в программу и обновляется каждый год), программа автоматически составляет ежемесячный план проверок. Не позднее чем за 15 дней инспектору ГПН приходит сообщение, которое уведомляет его о том, какая проверка планируется, на каком объекте и сроки проведения проверки с целью уведомления инспектируемого объекта (также инспектор ГПН в ручном режиме может ознакомиться с планом проведения оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности, итогами предыдущих проверок данного объекта и статистикой устранения выявленных нарушений).

За два-три часа до проведения пожарной инспекции сотруднику ГПН на планшет приходит уведомление, в котором содержится информация, куда и в какое время инспектору нужно явиться для проведения оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Далее на интерактивной карте выстраивается маршрут следования до инспектируемого объекта. Приехав на объект, инспектор ГПН на карте открывает нажатием на соответствующий объект форму проверочного листа. Все несоответствия автоматически переносятся программой в акт и предписание (в соответствии с которым учреждению нужно устранить недостатки с указанием временных рамок). После заполнения всех граф программой производится расчет ключевых показателей для определения соответствия результатов проверки и регламентирующих документов. Далее программа автоматически оправляет предписание по устранению несоответствий требований пожарной безопасности в личный кабинет портала Госуслуг (связано это с мобильностью и упрощением получения данного документа) юридического лица, ответственного за содержание объекта (заверенная электронной подписью инспектора ГПН). Заверенный электронной подписью инспектора ГПН документ, который содержит в себе всю

информацию о проверке, отправляется в единую базу данных.

Так же инспектор ГПН будет иметь возможность размещать в своем личном аккаунте приложения информацию о проведенной деятельности, которая направлена на профилактику и пропаганду культуры безопасности как на предприятии, так и в быту. Отслеживать статистику проделанной работы.

Не меньшее значение для профилактики и предупреждения дальнейшего распространения уже возникших пожаров имеют актуальные цифровые топографические карты, которые используются ГПС Российской Федерации в профилактической деятельности (рис. 3).

Цифровые топографические карты масштаба 1:50 ООО 1:25 ООО - практически на всю территорию России

Цифровые планы городов России масштаба 1:10 ООО - на

750 населенных пунктов

Цифровые топографические карты Республики Крым-

масштаба 1:10 000

Цифровые топографические карты 783 населенных пунктов

Республики Крым-масштаба 1: 2 000

Рис. 3. Цифровые топографические карты, используемые ГПС Российской Федерации

Также следует отметить, что МЧС России является участником «Цифрового государственного управления». Министерство в электронном виде предоставляет 16 государственных услуг, нацеленных на обеспечение пожарной безопасности и мониторинга объектов защиты.

Активно автоматизируется деятельность инспекторов по пожарному надзору. В целях цифровизации их деятельности, МЧС России разработало специальную информационную систему, которая позволит улучшить механизм обмена информации между государственными инспекторами по пожарному надзору и проверяемыми предприятиями, торгово-развлекательными центрами и пр. Она же обеспечит более быстрое электронное взаимодействие между ГПС и другими ведомствами. А цифровая информация, собранная МЧС России, станет базой для проведения различных аналитических исследований. В 2020 г. эта информационная система уже эксплуатируется в некоторых органах управления, входящих в систему МЧС России. Полное внедрение системы позволит сформировать единую информационную систему надзорно-профилактической деятельности в России.

Ключевые возможности, вытекающие из оцифровки ГПН, заключаются в следующем (рис. 4).

Рис. 4. Преимущества цифровизации ГПН

В целях совершенствования ГПН рекомендуется полностью обеспечить ГПС Российской Федерации цифровыми топографическими картами всех населенных пунктов, особенно, находящихся в зоне повышенного риска возгорания. Непосредственно в противопожарных работах следует использовать все возможные методы визуализации, такие как точечные данные, плотность ядра и картографическое отображение, которые следует применять комплексно (каждый метод имеет ограничения, но в комплексе они расширяют возможности для интерпретации и определения форм превентивных мер). Но главное - необходимо полностью внедрить разработанную МЧС России информационную систему и построить единую цифровую базу контрольно-надзорной деятельности, автоматизирующую систему учета и планирования надзорных и профилактических мероприятий в области повышения пожарной безопасности и пр. Дальнейшее внедрение цифровых технологий в надзорно-профилактическую деятельность позволит ГПС Российской Федерации повысить пожарную безопасность России, спасти

жизни тысяч людей, сохранить здания, лесные массивы; соответствовать целям, обозначенным в майских указах Президента; увеличить эффективность участия МЧС России в реализации семи национальных проектов из 12, включая проект «Цифровая экономика».

Литература

1. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году: Государственный доклад. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii/2019. (дата обращения: 10.11.2020).

2. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году: Государственный доклад. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii/2018-god. (дата обращения: 10.11.2020).

3. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году: Государственный доклад. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2424. (дата обращения: 10.11.2020).

4. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года: Указ Президента Рос. Федерации от 1 янв. 2018 г. № 2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Инструкция по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России: приказ МЧС России от 15 янв. 2014 г. № 12. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. O sostoyanii zashchity naseleniya i territorij Rossijskoj Federacii ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera v 2019 godu: Gosudarstvennyj doklad. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii/2019. (data obrashcheniya: 10.11.2020).

2. O sostoyanii zashchity naseleniya i territorij Rossijskoj Federacii ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera v 2018 godu: Gosudarstvennyj doklad. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii/2018-god. (data obrashcheniya: 10.11.2020).

3. O sostoyanii zashchity naseleniya i territorij Rossijskoj Federacii ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera v 2017 godu: Gosudarstvennyj doklad. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2424. (data obrashcheniya: 10.11.2020).

4. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti pozharnoj bezopasnosti na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 1 yanv. 2018 g. № 2. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

5. Instrukciya po proverke i ocenke deyatel'nosti territorial'nyh organov MCHS Rossii: prikaz MCHS Rossii ot 15 yanv. 2014 g. № 12. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.