Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
897
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / FIRE CONTROL / ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОЖАРЫ / FIRE / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / DECLARATION OF FIRE SAFETY / АУДИТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / FIRE SAFETY / ПРОТИВОПОЖАРНОЕ СТРАХОВАНИЕ / FIRE INSURANCE / FIRE SAFETY AUDITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсланбекова А.З., Алдеров И.С.

Целью статьи является исследование основных направлений совершенствования деятельности органов Государственного пожарного надзора, направленных на предупреждение несчастных случаев в связи с нарушением требований пожарной безопасности. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней предлагаются конкретные меры, направленные на улучшение деятельности органов Государственного пожарного надзора в связи с изменениями социально-экономической политики государства. При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности: диалектический, логический, формально-юридический, анализа и синтеза. В заключение авторы делают вывод о необходимости реализации мероприятий по совершенствованию деятельности Государственного пожарного надзора, которые позволят повысить уровень защищенности граждан и имущества от пожаров, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арсланбекова А.З., Алдеров И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC DIRECTIONS OF IMPROVEMENT THE ACTIVITY OF THE STATE FIRE SUPERVISION

The purpose of the article is to study the main directions for improving the activity of the State Fire Supervision, aimed at the prevention of accidents in connection with violation of fire safety requirements. Scientific novelty of the article is that it proposes specific measures aimed at improving the activities of the State Fire Supervision in connection with the changes in the socio-economic policy. Writing the article authors used different research methods, including: dialectical, logical, formal and legal, analysis and synthesis. In conclusion, the authors deduce that we need to implement measures to improve the work of the State Fire Supervision, which will raise the level of security of citizens and property from fires and emergency situations and their consequences.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА»

УДК 614.849

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Арсланбекова А.З., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, tanima22@mail.ru

Алдеров И.С., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, dager05.ru87@mail.ru

Целью статьи является исследование основных направлений совершенствования деятельности органов Государственного пожарного надзора, направленных на предупреждение несчастных случаев в связи с нарушением требований пожарной безопасности. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней предлагаются конкретные меры, направленные на улучшение деятельности органов Государственного пожарного надзора в связи с изменениями социально-экономической политики государства. При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности: диалектический, логический, формально-юридический, анализа и синтеза.

В заключение авторы делают вывод о необходимости реализации мероприятий по совершенствованию деятельности Государственного пожарного надзора, которые позволят повысить уровень защищенности граждан и имущества от пожаров, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Ключевые слова: пожарный надзор, требования пожарной безопасности, пожары, декларирование пожарной безопасности, аудит пожарной безопасности, противопожарное страхование.

UDC 614.849

THE BASIC DIRECTIONS OF IMPROVEMENT THE ACTIVITY OF THE STATE FIRE

SUPERVISION

Arslanbekova A.Z., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, tanima22@mail.ru Alderov I.S., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, dager05.ru87@mail.ru

The purpose of the article is to study the main directions for improving the activity of the State Fire Supervision, aimed at the prevention of accidents in connection with violation of fire safety requirements. Scientific novelty of the article is that it proposes specific measures aimed at improving the activities of the State Fire Supervision in connection with the changes in the socio-economic policy. Writing the article authors used different research methods, including: dialectical, logical, formal and legal, analysis and synthesis.

In conclusion, the authors deduce that we need to implement measures to improve the work of the State Fire Supervision, which will raise the level of security of citizens and property from fires and emergency situations and their consequences.

Key words: fire control, fire safety, fire, declaration of fire safety, fire safety audits, fire insurance.

В условиях проводимой в Российской Федерации экономической реформы во всех сферах государственного управления уделяется внимание совершенствованию форм и методов государственного контроля, в том числе в сфере обеспечения пожарной безопасности. Это связано с тем, что вопросы обеспечения пожарной безопасности являются в настоящее время актуальными для всех отраслей экономики. Требования пожарной безопасности должны быть максимальными, чтобы снизить вероятность возникновения пожаров, и в то же время минимальными, для уменьшения финансовых затрат на установление и эксплуатацию системы обеспечения пожарной безопасности.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на Послание Президента РФ В. В. Путина, в котором он указал на необходимость разработки новых подходов в работе контрольных и надзорных органов: "...Надо, наконец, отказаться от самого

принципа тотального, бесконечного контроля. Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски или признаки нарушений. Надзорные мероприятия, при этом должны осуществляться эффективно, на более качественном уровне. Требования, носящие обязательный характер должны быть понятны и однозначны" [1].

Вместе с тем, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [2] и "Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года", утвержденными 14 мая 2015 года постановлением Правительства РФ, в качестве эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства необходимо создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие ме-

ханизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, а также внедрение дифференцированных (риск - ориентированных) подходов при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

С целью реализации поставленных задач МЧС России была разработана Концепция основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России, которая была одобрена на заседании комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства и утверждена решением коллегии МЧС России 18 февраля 2015 года.

Для успешной реализации направлений совершенствования, изложенных в Концепции, был разработан План реализации Концепции, который был утвержден 27 апреля 2015 года и начата активная работа по его исполнению. В частности, разработаны проекты нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование работы по обеспечению пожарной безопасности.

Принятая Концепция предусматривает внедрение новых методов и форм в организации деятельности надзорных органов и повышение роли субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в области выполнения работ по обеспечению пожарной безопасности, а также профилактической работы по предупреждению пожаров. В связи с этим основными направлениями совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России являются:

1. Внедрение дифференцированного подхода при проведении надзорных мероприятий в области пожарной безопасности, т. е. предлагается разделить объекты защиты на 5 групп по степени рисков причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу в случае возникновения пожара. В зависимости от групп предлагается установить формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

2. Разработка и внедрение новых удобных методов обеспечения пожарной безопасности для собственников объектов собственности. Среди таких методов предлагается использовать:

- декларирование пожарной безопасности

[3];

- аудит пожарной безопасности [4];

- противопожарное страхование [5, 6];

- деятельность частной пожарной охраны

[7, 8];

- систему добровольной сертификации в области обеспечения пожарной безопасности.

Декларирование пожарной безопасности предполагает возможность добровольного составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты с учетом количества эта-

жей, общей площади, объектов защиты не являющимся зданием с массовым пребыванием людей и др. Такая декларация должна представляется не реже, чем один раз в три года и органами Государственного пожарного надзора данный объект не проверяется.

Аудит пожарной безопасности предлагается развивать посредством того, что проведение плановой проверки объекта защиты органами Государственного пожарного надзора не планируется в случае, если при проведении аудита на объекте защиты, установлено отсутствие угрозы жизни и здоровью людей, а также имуществу третьих лиц.

Внеплановая проверка по истечении срока исполнения, выданного органом Государственного пожарного надзора, предписания в отношении объекта защиты ограничивается документарной проверкой, в случае предоставления в надзорный орган заключения об аудите пожарной безопасности, содержащее информацию о соответствии объекта защиты установленным требованиям. В случаях, если в орган Государственного пожарного надзора представлено заключение об аудите пожарной безопасности на объекте защиты, в котором установлено, что отсутствует угроза, проведение плановой выездной проверки ограничивается документарной [9].

При введении аудита пожарной безопасности необходимо также установить единую форму заключения об аудите, правил её заполнения, а также возможности электронной регистрации такого заключения.

С целью повышения доверия к деятельности организаций, проводящих аудит пожарной безопасности необходимо также установить механизм проверки органами Государственного пожарного надзора таких организаций.

3. Создание условий для расширения рынка отечественной пожарно-технической продукции и для привлечения инвестиций в пожарно-спасательную отрасль с целью обеспечения ее развития. Для реализации этого направления необходимо: пересмотреть требования национальных стандартов, содержащие параметры, которым должно соответствовать пожарно-техническая продукция; принимать активное участие в работе международных технических комитетов, в разработке международных стандартов; принимать меры по защите внутреннего рынка отечественной продукции; проводить профилактическую работу, направленную на приобретение средств пожаротушения в быту; активное внедрение результатов научно-исследовательской работы производителями по-жарно-технической продукции.

4. Создание открытой системы информирования субъектов предпринимательской деятельности и вовлечения их в обсуждение нормативно-правовых актов. Эффективность деятельности органов Государственного пожарного надзора всех уровней, должна быть обеспечена автоматизиро-

ванной информационно-справочной системой. В этих целях следует организовать взаимодействие органов Государственного пожарного надзора с общественными объединениями предпринимателей и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимающих меры по вопросам развития малого и среднего бизнеса и снижению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности.

Для реализации этого направления следует также наладить эффективную работу «телефонов доверия» в каждом территориальном органе Государственного пожарного надзора с целью обеспечения организации оперативных проверок по поступающим сообщениям, в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности.

5. Формирование противопожарной культуры у граждан на производстве и в быту [10, 11]. Эта задача не является прямой функцией органов Государственного пожарного надзора, но проведение этой работы и осуществление контроля за ее выполнением органами государственной власти является одной из приоритетных задач.

Как показывают результаты социологического опроса населения, в случае пожара только 55% опрошенных сообщают об этом по телефону «01». 20% опрошенных знания правил пожарной безопасности получили в процессе обучения, 16% -обучались на предприятиях, из СМИ знания получили 13%. Как показывает опрос, только пятая часть населения приобрела знания в сфере обеспечения пожарной безопасности в процессе обучения.

Противопожарная пропаганда должна осуществляться непрерывно, с максимальным охватом всех групп населения. С этой целью должны быть сосредоточены усилия на следующих направлениях:

- принять и реализовать региональные целевые программы по финансированию мероприятий противопожарной подготовки различных слоев населения [12];

- усилить внимание на роль средств массовой информации и, прежде всего, телевидения и радиовещания;

- принять меры по совершенствованию подготовки учащихся в образовательных учреждениях в целях противопожарной безопасности, повысив роль курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- организовать распространение печатно-плакатной продукции по противопожарной тематике с целью воздействия на сознание населения.

Населению страны необходимо обеспечить свободный доступ к любым сведениям и знаниям в сфере пожарной безопасности. Учитывая, что 72% пожаров происходят в жилье, надо шире вовлекать в процесс обучения населения мерам пожарной безопасности органы местного самоуправления, активнее внедрять такое экономное, но достаточно

эффективное средство, как автономные пожарные извещатели [13, 14, 15].

6. Совершенствование правоприменительной деятельности, основной целью которой является реализация принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение в области пожарной безопасности. Для этого необходимо обеспечить своевременное выявление правонарушения, сбор и закрепление доказательной базы [16], процессуальное оформление принимаемых решений по пресечению правонарушения.

Основной задачей по данному направлению деятельности является обеспечение оперативной и качественной экспертизы в рамках административного расследования или проведения дознания по делам о пожарах и по делам о нарушении требований пожарной безопасности. В связи с этим необходимо организовать мероприятия по созданию судебно-экспертных учреждений для осуществления технического и экспертного обеспечения работы органов Государственного пожарного надзора, и принять меры по обеспечению их технического оснащения.

7. Мониторинг требований пожарной безопасности. Одним из важных направлений, которое улучшает качество осуществления Государственного пожарного надзора, является работа по разработке современных требований пожарной безопасности, соответствующих уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также современным результатам научно-технической деятельности в сфере противопожарной защиты. Разработка современных нормативно-правовых актов по пожарной безопасности позволит оптимизировать систему требований, регламентирующих противопожарную защиту объектов, с целью обеспечения защищенности людей, их имущества от пожаров на основе допустимого уровня риска.

8. Стимулирование хозяйствующих субъектов, создавших на своих объектах совершенную систему обеспечения пожарной безопасности.

9. Пропаганда деятельности организаций, выполняющих работы по обеспечению пожарной безопасности среди населения и др.

10. Передача органам исполнительной власти субъектов РФ части полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в отношении органов местного самоуправления, садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а также жилых домов.

В заключение следует отметить, что реализация мероприятий, проводимых МЧС России по совершенствованию деятельности Государственного пожарного надзора, повысит уровень защищенности граждан и имущества от пожаров, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Литература

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4 дек. 2014 г. // Рос. газ. 5 декабря. 2014.

№ 27B.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 200B г. № 1бб2-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 200B. № 47, ст. 54B9.

3. Скляренко З.А. Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасности // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. № 3.

4. Дубровская Ю.А., Брагиш А.В. Об аудите пожарной безопасности // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № б—1 (37).

5. Макаревич А., Козлов В. О противопожарном страховании. URL: http://ria.ru/online/20100205/208238596.html (дата обращения: 24.01.201б).

6. Калач Е.В. Из истории противопожарного страхования в Российской империи 1B67-1915 гг.: на материалах Воронежской губернии // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2014. № 3 (12).

7. Георгиев В.В. Подразделения добровольной пожарной охраны как механизм реализации органами местного самоуправления вопроса местного значения в виде обеспечения первичных мер пожарной безопасности (на примере г. Сочи) // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2010. № 1.

B. Сметанкина Г.И., Шуткина С.А. Правовое регулирование деятельности добровольной пожарной охраны // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2015. № 4 (17).

9. Серёгин С.Н. О концепции основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России. URL: http://avtoritet.net/library/press/245/1753B/articles/175B7 (дата обращения: 24.01.201б).

10. Борзенкова Е.Н., Харлан А. С., Богатский Ю.М., Калач А.В. Проблематика развития пропаганды в области противопожарной безопасности в современном медиапространстве // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2012. № 4 (5).

11. Сметанкина Г.И., Вытовтов А.В. Проведение противопожарной пропаганды и обучение мерам пожарной безопасности // Материалы II научно-практической конференции. Воронеж, 2007. С. 2B7-291.

12. Папсуев М. А., Амельчугова С. А., Папсуев С. М. Состояние и перспективы противопожарной подготовки населения // Инженерный вестник Дона. Т. 22. 2012. № 4-1.

13. Заиграева О. В. Полномочия органов местного самоуправления в обеспечении пожарной безопасности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. № 3.

14. Макаркин С.В. Муниципальная система обеспечения пожарной безопасности (сравнительно-правовой анализ) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. 200б. № 13 (6B).

15. Греков А.С. Муниципальная пожарная охрана, обучение мерам пожарной безопасности и противопожарная пропаганда как необходимые элементы обеспечения пожарной безопасности муниципального образования // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2009. № 2.

16. Бондаренко Ю.А. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам, связанным с нарушениями требований пожарной безопасности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 3-2.

References

1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 4 dek. 2014 g. // Ros. gaz. 5 dekabrya. 2014. №

27B.

2. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 17 noyab. 200B g. № 1662-г // Sobr. zakonoda-tel'stva Ros. Federatsii. 200B. № 47, st. 54B9.

3. Sklyarenko Z.A. Nezavisimaya otsenka pozharnogo riska (audit pozharnoi bezopasnosti) i deklarirova-nie pozharnoi bezopasnosti // Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh. 2010. № 3.

4. Dubrovskaya Yu.A., Bragish A.V. Ob audite pozharnoi bezopasnosti // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. 2015. № 6-1 (37).

5. Makarevich A., Kozlov V. O protivopozharnom strakhovanii. URL: http://ria.ru/online/20100205/20B23B596.html (data obrashcheniya: 24.01.2016).

6. Kalach E.V. Iz istorii protivopozharnogo strakhovaniya v Rossiiskoi imperii 1B67-1915 gg.: na mate-rialakh Voronezhskoi gubernii // Vestnik Voronezhskogo instituta GPS MChS Rossii. 2014. № 3 (12).

б7

7. Georgiev V.V. Podrazdeleniya dobrovol'noi pozharnoi okhrany kak mekhanizm realizatsii organami mestnogo samoupravleniya voprosa mestnogo znacheniya v vide obespecheniya pervichnykh mer pozharnoi be-zopasnosti (na primere g. Sochi) // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 1.

8. Smetankina G.I., Shutkina S.A. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti dobrovol'noi pozharnoi okhrany // Vestnik Voronezhskogo instituta GPS MChS Rossii. 2015. № 4 (17).

9. Seregin S.N. O kontseptsii osnovnykh napravlenii sovershenstvovaniya deyatel'nosti nadzornykh orga-nov MChS Rossii. URL: http://avtoritet.net/library/press/245/17538/articles/17587 (data obrashcheniya: 24.01.2016).

10. Borzenkova E.N., Kharlan A.S., Bogatskii Yu.M., Kalach A.V. Problematika razvitiya propagandy v oblasti protivopozharnoi bezopasnosti v sovremennom mediaprostranstve // Vestnik Voronezhskogo instituta GPS MChS Rossii. 2012. № 4 (5).

11. Smetankina G.I., VytovtovA.V. Provedenie protivopozharnoi propagandy i obuchenie meram pozharnoi bezopasnosti // Materialy II nauchno-prakticheskoi konferentsii. Voronezh, 2007. S. 287-291.

12. PapsuevM. A., Amel'chugova S. A., Papsuev S. M. Sostoyanie i perspektivy protivopozharnoi podgo-tovki naseleniya // Inzhenernyi vestnik Dona. T. 22. 2012. № 4-1.

13. Zaigraeva O.V. Polnomochiya organov mestnogo samoupravleniya v obespechenii pozharnoi bezo-pasnosti // Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2012. № 3.

14. Makarkin S.V. Munitsipal'naya sistema obespecheniya pozharnoi bezopasnosti (sravnitel'no-pravovoi analiz) // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pravo. 2006. № 13 (68).

15. Grekov A.S. Munitsipal'naya pozharnaya okhrana, obuchenie meram pozharnoi bezopasnosti i proti-vopozharnaya propaganda kak neobkhodimye elementy obespecheniya pozharnoi bezopasnosti munitsipal'nogo obrazovaniya // Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskii zhurnal. 2009. № 2.

16. Bondarenko Yu.A. Obstoyatel'stva, podlezhashchie dokazyvaniyu po delam, svyazannym s narusheniyami trebovanii pozharnoi bezopasnosti // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2013. № 3-2.

Поступила в редакцию 6 февраля 2016 г.

Received 6 February, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.