Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗРАБОТКА КОНТЕНТА / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнуллин Дмитрий Евгеньевич, Кодзов Теймураз Нашудинович

В последние годы наблюдается процесс развития ведомственного образования и его переход в цифровую форму. Цифровые технологии прочно внедрились в образовательный процесс системы МВД России и на законодательном уровне получили даже определенный статус. В России уже представлены передовые педагогические технологии, относящиеся к третьему поколению. Так, при определении роли цифровых технологий следует учитывать, что они представляют собой постоянный источник повышения качества жизни людей. Электронное образование в системе МВД России является не единой задачей, а комплексом, в структуре которого приоритетные позиции занимают: повышение компьютерной грамотности среди преподавательского состава образовательных организаций МВД России; развитие инфраструктуры, которая сможет обеспечить материальную сторону процесса обучения; развитие онлайн-обучения в системе МВД России; использование специального программного обеспечения; разработка специальных программ и методических материалов для удаленного ведения занятий. Со стороны исследователей большое внимание уделяется вопросам влияния цифрового формата обучения на изменения на рынке труда, который заставит меняться в том числе и образовательный процесс. Роль педагога также будет переосмыслена с тем чтобы интегрироваться в пространство цифрового формата. Таким образом, можно отметить возрастающую актуальность создания цифровой образовательной среды вузов МВД России. И задача реализации данного процесса состоят в обеспечении качества на всех уровнях. В этой связи следует помнить о том, что цифровизация реализует возможность сделать информацию максимально доступной вне зависимости от того, в каком формате она будет подаваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайнуллин Дмитрий Евгеньевич, Кодзов Теймураз Нашудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DIGITAL LEARNING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

In recent years, there has been a process of development of departmental education and its transition to digital form. Digital technologies have firmly taken root in the educational process of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and have even received a certain status at the legislative level. In Russia, advanced pedagogical technologies related to the third generation are already presented. Thus, when determining the role of digital technologies, it should be taken into account that they are a constant source of improving the quality of life of people. Electronic education in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is not a single task, but a complex, in the structure of which priority positions are occupied by: increasing computer literacy among the teaching staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; development of infrastructure that can provide the material side of the learning process; development of online education in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia; use of special software; development of special programs and methodological materials for remote teaching. On the part of researchers, much attention is paid to the impact of the digital learning format on changes in the labor market, which will also force the educational process to change. The role of the teacher will also be rethought in order to integrate into the digital space. Thus, we can note the increasing relevance of creating a digital educational environment for universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. And the task of implementing this process is to ensure quality at all levels. In this regard, it should be remembered that digitalization realizes the ability to make information as accessible as possible, regardless of the format in which it will be submitted.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

8. Мамедова, Е.Н. Влияние стилей руководства педагога на психологическое развитие ученика младшей школы / Е.Н. Мамедова // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - № 2 (48). - С. 50-56

9. Милина, И.Г. Авторитет педагога как важный фактор формирования учебной мотивации младших школьников / И.Г. Милина // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 2. - С. 51-54

10. Осолодкова, Е.В. Влияние стиля педагогического общения на здоровье и развитие младших школьников в процессе учебной деятельности / Е.В. Осолодкова // Инновационная наука. - 2017. - № 4-2. - С. 125-226

11. Перова, Г.М. Изменения в деятельности учителя начальных классов / Г.М. Пезова // Начальная школа. - 2013. -№ 7. - С. 70-74

12. Пищик, В.И. Социально-психологические предикторы стилей взаимодействия педагогов и студентов, различных поколений / В.И. Пищик // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2018. - № 1-2. -С.111-117

13. Попенкова, Д.И. Исследование конфликта «ученик-учитель» в школе / Д.И. Николаева // Вестник Государственного университета управления. - 2020. - № 8. - С. 194-199

14. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент кафедры тактико-специальной и огневой подготовки, подполковник полиции Гайнуллин Дмитрий Евгеньевич

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань); преподаватель кафедры огневой подготовки, старший лейтенант полиции Кодзов Теймураз Нашудинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД

РОССИИ

Аннотация. В последние годы наблюдается процесс развития ведомственного образования и его переход в цифровую форму. Цифровые технологии прочно внедрились в образовательный процесс системы МВД России и на законодательном уровне получили даже определенный статус. В России уже представлены передовые педагогические технологии, относящиеся к третьему поколению. Так, при определении роли цифровых технологий следует учитывать, что они представляют собой постоянный источник повышения качества жизни людей. Электронное образование в системе МВД России является не единой задачей, а комплексом, в структуре которого приоритетные позиции занимают: повышение компьютерной грамотности среди преподавательского состава образовательных организаций МВД России; развитие инфраструктуры, которая сможет обеспечить материальную сторону процесса обучения; развитие онлайн-обучения в системе МВД России; использование специального программного обеспечения; разработка специальных программ и методических материалов для удаленного ведения занятий. Со стороны исследователей большое внимание уделяется вопросам влияния цифрового формата обучения на изменения на рынке труда, который заставит меняться в том числе и образовательный процесс. Роль педагога также будет переосмыслена с тем чтобы интегрироваться в пространство цифрового формата. Таким образом, можно отметить возрастающую актуальность создания цифровой образовательной среды вузов МВД России. И задача реализации данного процесса состоят в обеспечении качества на всех уровнях. В этой связи следует помнить о том, что цифровизация реализует возможность сделать информацию максимально доступной вне зависимости от того, в каком формате она будет подаваться.

Ключевые слова: образовательные организации МВД России, цифровизация, дистанционное обучение, разработка контента, цифровые инструменты, концепция цифрового образования, цифровые технологии, профессиональная подготовка.

Annotation. In recent years, there has been a process of development of departmental education and its transition to digital form. Digital technologies have firmly taken root in the educational process of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and have even received a certain status at the legislative level. In Russia, advanced pedagogical technologies related to the third generation are already presented. Thus, when determining the role of digital technologies, it should be taken into account that they are a constant source of improving the quality of life of people. Electronic education in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is not a single task, but a complex, in the structure of which priority positions are occupied by: increasing computer literacy among the teaching staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; development of infrastructure that can provide the material side of the learning process; development of online education in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia; use of special software; development of special programs and methodological materials for remote teaching. On the part of researchers, much attention is paid to the impact of the digital learning format on changes in the labor market, which will also force the educational process to change. The role of the teacher will also be rethought in order to integrate into the digital space. Thus, we can note the increasing relevance of creating a digital educational environment for universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. And the task of implementing this process is to ensure quality at all levels. In this regard, it should be remembered that digitalization realizes the ability to make information as accessible as possible, regardless of the format in which it will be submitted.

Key words: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, digitalization, distance learning, content development, digital tools, concept of digital education, digital technologies, professional training.

Введение. В последние годы наблюдается процесс развития ведомственного образования и его переход в цифровую форму. Цифровые технологии прочно внедрились в образовательный процесс системы МВД России и на законодательном уровне получили даже определенный статус. Электронными инструментами выступают смартфоны, компьютеры, онлайн-курсы, базы данных, интернет-словари и сервисы. Электронные системы получили широкое развитие и предлагают пользователям большое разнообразие. Появляются системы электронного обучения, онлайн-курсы, возможности автономного цифрового обучения. Наблюдается активная динамика развития цифрового образования в системе МВД России.

В целом кроме ведомственного образовательного пространства политика цифрововизации внедряется во все сферы жизни людей и государства. Система образования МВД России является частью социума и наметила для себя масштабные цели и задачи. Педагогическое общество образовательных организаций МВД России готово к появлению новых технологий и активному участию в процессе цифрового обучения.

Изложение основного материала статьи. В России уже представлены передовые педагогические технологии, относящиеся к третьему поколению. Так, при определении роли цифровых технологий следует учитывать, что они представляют собой постоянный источник повышения качества жизни людей. Также они выступили ключевым инструментом в условиях карантина, пригодятся и в будущем. Поэтому реализация национальных проектов должна получить приоритет, изменить к лучшему общественную ситуацию [4; 7; 8].

В современных реалиях термин «цифровизация» активно применяется не только в научной среде и образовании, но и в экономике и многих других сферах. При этом у него нет точного определения. На сегодняшний день под этим термином подразумевается развитие цифровых технологий в общественной жизни, их внедрение в разнообразные сферы. В процесс включается повышение эффективности учебного процесса, а также работы компаний, предприятий, оптимизация бизнеса, организация согласованной работы IT-систем.

Электронное образование в системе МВД России является не единой задачей, а комплексом, в структуре которого приоритетные позиции занимают:

- повышение компьютерной грамотности среди преподавательского состава образовательных организаций МВД России;

- развитие инфраструктуры, которая сможет обеспечить материальную сторону процесса обучения;

- развитие онлайн-обучения в системе МВД России;

- использование специального программного обеспечения;

- разработка специальных программ и методических материалов для удаленного ведения занятий.

В системе МВД России цифровое образование представляет собой деятельность профессорско-преподавательского состава, направленная на передачу знаний в цифровом виде, а также обработка и хранение передаваемых данных. При помощи современных технологий реализуется возможность повышения качества образования, улучшения управленческого процесса [2; 8].

«Цифровизацию» целесообразно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае данный процесс предполагает переход привычных источников информации в цифровую форму, что позволяет снизить финансовые и временные ресурсы, раскрыть новые возможности для обучающихся и преподавателей. Некоторые преобразования помогут извлечь пользу из глобального процесса, что позволяет прийти к пониманию широкого смысла цифровизации [6; 10]. Так, в широком смысле данное явление представляет собой общественный тренд, который планомерно развивается не только в самом обществе, но и в экономике. Переход информации в цифровой формат помогает ускорить обмен данными, обеспечить лучший контроль информационного потока, повысить эффективность экономики, улучшить качество жизни общества в целом.

Цифровизация образовательного процесса системы МВД России - это более продвинутый этап компьютеризации, который имеет широкий спектр применения, требует привлечение большого количества разнообразной вычислительной техники, способной решать поставленные задачи, не исключая и образовательные. Предоставление информации в цифровом формате позволяет пользоваться широкими возможностями, образовывать развитую технологическую среду, в которой можно создать подходящее по смыслу лояльное окружение на одной из выбранных платформ. Цифровое общество может активно общаться и взаимодействовать, решать сложные задачи [1; 2; 5].

Со стороны исследователей большое внимание уделяется вопросам влияния цифрового формата обучения на изменения на рынке труда, который заставит меняться в том числе и образовательный процесс. Роль педагога также будет переосмыслена с тем чтобы интегрироваться в пространство цифрового формата. Таким образом, можно отметить возрастающую актуальность создания цифровой образовательной среды вузов МВД России. И задача реализации данного процесса состоят в обеспечении качества на всех уровнях. Основа цифровизации образования системы МВД России может быть сильно отличной от классической, в какой-то мере она подрывает стандартные видения, однако доказывает эффективность и перспективы своего существования. В этой связи следует помнить о том, что цифровизация реализует возможность сделать информацию максимально доступной вне зависимости от того, в каком формате она будет подаваться. Например, можно пользоваться текстовым контентом, видео, фотофайлами, передавать аудиозаписи. Кроме упрощенного доступа к информации, цифровизация дает возможность более глубокого ее изучения. Например, используя технологии виртуальной реальности, она дает возможность использовать цифровые тренажеры, например, в огневой подготовке. Можно применить технологию мобильного обучения, за счет которой не будет иметь значения, в какой точке мира физически находится обучающийся, он сможет принимать участие в занятиях удаленно [3, 10].

Все изложенное лишний раз подтверждает необходимость подбора контингента обучающихся, который подходит для проведения занятий. От них требуется обработка информации, способность подать ее в максимально доступном и понятном виде. Для того чтобы выполнить эти задачи, потребуются навыки общего характера в soft skills, а также определенные личностные качества, которые помогут сформировать приоритеты при подборе информации.

Следует отметить, что обучающиеся намного быстрее воспринимают информацию в цифровом виде, в особенности если имеют первоначальные навыки работы с ней. Адаптация происходит достаточно быстро, так как обучающаяся молодежь активно использует разнообразные гаджеты для общения и развлечения. Люди старшего возраста меньше пользуются цифровыми технологиями, поэтому им сложнее в них разобраться, соответственно, переход в цифровой формат работы или обучения требует от них больше времени для адаптации.

Переход на цифровую форму образования напрямую зависит от технического оснащения образовательной организации. От современного педагога требуется уметь пользоваться современными технологиями, иметь возможность применять максимально широкий спектр ресурсов информации, в том числе и из сети Интернет. Технологические инструменты в современном образовании имеют высокое значение.

Ведомственное образование имеет единую концепцию, которая выступает в качестве основной опоры. Что касается его цифровой формы, она имеет целенаправленное развитие и реализует себя в следующих направлениях:

- дистанционное обучение;

- педагогическая концепция цифрового образования;

- использование цифровых технологий в образовательной деятельности [1, 11].

Активное применение перечисленных технологий позволяет охватить большую аудиторию обучающихся.

Для системы МВД России характерно дальнейшее развитие образовательной политики, которое проходит в весьма активном темпе. Вопросы, связанные с цифровизацией пространства, приобретают все большее значение. Они могут быть использованы в самых разных отраслях образовательной сферы, в том числе в направлении получения профориентации.

Так, проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС), рассмотрение которого доступно на территории всех регионов государства вне зависимости от их местоположения и размера обеспечивает каждого участника возможностью выполнять функции не только слушателя, но и ментора или экспертного специалиста, дискутировать с другими на разные темы, ставить актуальные для социума вопросы и заниматься в составе интенсивов при наличии возможностей [4; 9].

Формулировка ключевой цели проекта подразумевает формирование современной цифровой среды в сфере ведомственного образования, которая будет отвечать требованиям безопасности, обеспечивать доступное получение образования любого типа и в любом направлении, а также повышать его уровень качества. По этой причине ЦОС можно охарактеризовать как безопасное цифровое пространство для получения образования на высоком уровне. В рамках проекта каждое учреждение, занятое в образовательной отрасли, может смоделировать собственное цифровое пространство, которое будет заполняться полезным и безопасным контентом, тем самым повышая степень цифровой грамотности слушателей, положительно влияя на коммуникативные навыки и освоение медиапространства. В настоящее время требуется учесть, что для эффективного и динамичного развития цифровой системы от каждого преподавателя требуется готовность принять участие в ее формировании, а в дальнейшем уметь работать в ее поле. Подобные требования подразумевают высокую степень профессионализма как педагога, а также гибкость и способность к адаптации, усвоению новых механизмов образовательной деятельности.

Тот факт, что понятийное поле ЦОС было дополнено большим количеством терминов, обусловил потребность в составлении тематического словаря, в который вошли все определения, использующиеся в изучении управления цифровизацией непосредственно в отрасли образовательной деятельности. Вместе с тем надо отметить, что база данного проекта сформирована с применением комплекса организационных тезисов ЦОС, к которым относятся следующие принципы: единообразие; открытый доступ; конкурентность; ответственность; полноценное содержание и структура; польза. Данный проект стартовал в 2019 году, с первых дней по настоящее время довольно много мер уже внедрено на самых разных уровнях. В частности, проводится активное подключение субъектов к высокоскоростной сети, выполняются поставки нового оборудования и программного обеспечения, современные «Точки роста» комплектуются соответствующей техникой, а преподаватели повышают квалификацию и получают должный уровень компетентности в данном направлении. Кроме того, слушатели регулярно посещают уроки цифры, а повышение соответствующих навыков подкрепляется внеклассными процессами по обучению безопасного пользования интернетом. Методические материалы ЦОС выполняют значимую функцию в смысловом и технологическом плане, способствуя эффективной реализации всего нацпроекта. Данный проект направлен на развитие технологий внутри образовательных учреждений, в частности принятие мер, связанных с обеспечением школ качественным, стабильным скоростным интернетом. Потребуется создать единую образовательную платформу, которая сумеет стать основой для большинства учебных заведений, которые смогут работать сообща на всех уровнях образования. Все участники образовательного процесса, как преподаватели, так и обучающиеся, должны повышать уровень компьютерной грамотности, это позволит получить целостный, высокоорганизованный образовательный процесс [3; 4].

Выводы. В заключение отметим, что использование цифрового варианта образования является острой необходимостью. Без сомнения, оно не сможет полностью заменить традиционные способы обучения, однако должно быть представлено в полном, хорошо развитом виде для тех обучающихся, которые захотят им воспользоваться.

Литература:

1. Байдаев, М.М. Подготовка кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в условиях цифровой трансформации / М.М. Байдаев // Прикладная психология и педагогика. - 2022. - Т. 7. - № 4. - С. 203-214

2. Гайнуллин, Д.Е. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / Д.Е. Гайнуллин, Р.И. Чанышев // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар. -2022. - С. 77-81

3. Жамборов, А.А. Роль цифровых технологий в формировании информационного общества / А.А. Жамборов, Э.Т. Шафиева, Р.М.Б. Кокурхаева // Журнал прикладных исследований. - 2022. - Т. 1. - № 9. - С. 17-21

4. Жуковская, И.Е. Цифровые платформы - важный аспект цифровизации высшего образования / И.Е. Жуковская // Открытое образование. - 2022. - Т. 26. - № 4. - С. 30-40

5. Козловская, Г.Е. Цифровизация образования: модернизация или трансформация / Г.Е. Козловская, А.А. Казенина // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. - 2020. - № 1 (33). - С. 38-43

6. Кокурхаева, Р.М.Б. Эффективность применения информационных технологий при подготовке и отборе кандидатов на службу / Р.М.Б. Кокурхаева, А.А. Жамборов, А.Ж. Хитиева // Журнал прикладных исследований. - 2022. - Т. 8. - № 6. -С. 751-755

7. Кокурхаева, Р.М.Б. Роль информационных технологий в организации образовательного процесса / Р.М.Б. Кокурхаева, А.А. Жамборов // Журнал прикладных исследований. - 2022. - Т. 1. - № 9. - С. 29-32

8. Малацион, С.Ф. Цифровизация образования: ожидания и риски / С.Ф. Малацион, С.М. Куценко // Russian Journal of Education and Psychology. - 2022. - Т. 13. - №2-3. - С. 34-38

9. Масейчук, Ю.М. Цифровизация образования в системе МВД России как необходимое условие обеспечения права на качественное образование в современных условиях / Ю.М. Масейчук // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2021. - № 1. - С. 221-228

10. Хуснетдинов, Г.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе образовательных организаций МВД РФ / Г.Р. Хуснетдинов, Р.В. Карамельский // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 1. - С. 156 -161

11. Чудаева, Д.А. Цифровизация системы образования / Д.А. Чудаева // В сборнике: Цифровизация региона: проблемы и перспективы. Материалы II национальной научно-практической конференции. Редколлегия: Г.Я. Казакова [и др.]. - 2020. - С. 56-59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.