Научная статья на тему 'О ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

О ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / образовательные организации МВД России / курсанты / слушатели / глобализация / обучающие цифровые платфор

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канукоев А.М., Кодзоков А.Х.

Современный этап общественного развития характеризуется возросшей ролью информации, технологий и знаний. Образовательные организации МВД России также вовлечены в процессы цифровизации, и это заставляет профессорско-преподавательский состав получать соответствующие компетенции. С точки зрения ведомственного образования переход на обучающие цифровые платформы оправдан тем, что они делают обучение более доступным. Анализируя российскую систему ведомственного высшего образования, можно выделить ряд ключевых проблем, которые потребуют времени для их решения. При развитии цифрового образовательного процесса неизбежно появление и рисков, чем выше запросы и технический прогресс, тем выше будут и опасности. Именно поэтому образовательным организациям МВД России необходимо разработать четкие алгоритмы, за счет которых можно будет свести негативные последствия к минимуму или вовсе исключить их появление. Популяризация онлайн-проектов и повышение компьютерной грамотности преподавательского состава выступают ключами к решению многих проблем. Необходимо создать удобные и доступные онлайн-платформы, которые помогут внедрить цифровые технологии в образовательное процессы любого уровня, наладить общение между разными учебными заведениями. Для внедрения информационных технологий в ведомственное образование университеты МВД России должны использовать обе формы обучения, применять веб-технологии активнее. Идеальным решением станет создание единой платформы, которая будет включать и онлайн, и традиционные методы обучения. Курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России смогут учиться комфортнее, научатся ориентироваться в цифровом мире, делать запросы и находить на них быстрые ответы. Сделан вывод о том. что что главная цель ведомственного образования – это подготовка высококвалифицированных кадров для системы МВД России, умеющих и готовых оперативно решать служебные задачи. Получение определенных навыков, которые потребуются на будущей работе, является одним из самых важных направлений в любой учебе. Для этого преподаватель и обучающиеся должны тесно взаимодействовать, обмениваться опытом и знаниями в компьютерной сф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канукоев А.М., Кодзоков А.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

КАНУКОЕВ Астемир Мусович,

капитан полиции, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, e-mail: mail@law-books.ru

КОДЗОКОВ Азнаур Хасанович,

майор полиции, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

e-mail: amv_1978@mail.ru,

О ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аннотация. Современный этап общественного развития характеризуется возросшей ролью информации, технологий и знаний. Образовательные организации МВД России также вовлечены в процессы цифровизации, и это заставляет профессорско-преподавательский состав получать соответствующие компетенции. С точки зрения ведомственного образования переход на обучающие цифровые платформы оправдан тем, что они делают обучение более доступным. Анализируя российскую систему ведомственного высшего образования, можно выделить ряд ключевых проблем, которые потребуют времени для их решения. При развитии цифрового образовательного процесса неизбежно появление и рисков, чем выше запросы и технический прогресс, тем выше будут и опасности. Именно поэтому образовательным организациям МВД России необходимо разработать четкие алгоритмы, за счет которых можно будет свести негативные последствия к минимуму или вовсе исключить их появление. Популяризация онлайн-проектов и повышение компьютерной грамотности преподавательского состава выступают ключами к решению многих проблем. Необходимо создать удобные и доступные онлайн-платформы, которые помогут внедрить цифровые технологии в образовательное процессы любого уровня, наладить общение между разными учебными заведениями. Для внедрения информационных технологий в ведомственное образование университеты МВД России должны использовать обе формы обучения, применять веб-технологии активнее. Идеальным решением станет создание единой платформы, которая будет включать и онлайн, и традиционные методы обучения. Курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России смогут учиться комфортнее, научатся ориентироваться в цифровом мире, делать запросы и находить на них быстрые ответы. Сделан вывод о том. что что главная цель ведомственного образования - это подготовка высококвалифицированных кадров для системы МВД России, умеющих и готовых оперативно решать служебные задачи. Получение определенных навыков, которые потребуются на будущей работе, является одним из самых важных направлений в любой учебе. Для этого преподаватель и обучающиеся должны тесно взаимодействовать, обмениваться опытом и знаниями в компьютерной сфере.

Ключевые слова: цифровизация, образовательные организации МВД России, курсанты, слушатели, глобализация, обучающие цифровые платформы.

KANUKOEV Astemir Musovich,

police captain, candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer of the Department of Physical Training

KODZOKOV Aznaur Khasanovich,

police major, candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer of the Department of Physical Training North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ON THE PROSPECTS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-3-125-129 NIION: 2021-0079-3/23-157 MOSURED: 77/27-025-2023-03-157

Annotation. The current stage of social development is characterized by the increased role of information, technology and knowledge. Educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are also involved in the processes of digitalization, and this forces the teaching staff to acquire the appropriate competencies. From the point of view of departmental education, the transition to educational digital platforms is justified by the fact that they make learning more accessible. Analyzing the Russian system of departmental higher education, we can identify a number of key problems that will take time to solve. With the development of the digital educational process, the emergence of risks is inevitable, the higher the demands and technical progress, the higher the dangers will be. That is why the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia need to develop clear algorithms, due to which it will be possible to minimize the negative consequences or completely eliminate their occurrence. Popularization of online projects and improving the computer literacy of the teaching staff are the keys to solving many problems. It is necessary to create convenient and accessible online platforms that will help to introduce digital technologies into educational processes at any level, to establish communication between different educational institutions. In order to introduce information technologies into departmental education, the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia should use both forms of education and use web technologies more actively. The ideal solution would be to create a single platform that will include both online and traditional teaching methods. Cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia will be able to study more comfortably, learn to navigate the digital world, make requests and find quick answers to them. It is concluded that. that the main goal of departmental education is the training of highly qualified personnel for the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, who are able and ready to quickly solve official tasks. Acquiring certain skills that will be required in a future job is one of the most important areas in any study. To do this, the teacher and students should interact closely, exchange experience and knowledge in the computer field.

Key words: digitalization, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cadets, students, globalization, educational digital platforms.

Постановка проблемы. Современный этап общественного развития характеризуется возросшей ролью информации, технологий и знаний. Образовательные организации МВД России также вовлечены в процессы цифровизации, и это заставляет профессорско-преподавательский состав получать соответствующие компетенции.

Следует отметить, что глобализация экономических процессов отражается на каждом отдельном человеке вне зависимости от места его работы, рода занятий или географического местоположения. В таких условиях важно, чтобы процессы в рамках одной страны были синхронизированы. Это важно и для образования, которое постепенно развивает сферу подачи и информации онлайн.

Методология исследования. Современный мир трудно представить без информационных технологий. Они активно применяются и в сфере ведомственного образования. Этот вид технологий постоянно развивается, улучшается, получает дополнения и обновление, внедряются новые решения. Из-за этого преподавателям образовательных организаций МВД России приходится вникать в развитие данной отрасли, развивать свои навыки и изучать инфраструктуру. Цифровой переход является многогранным сложным процессом. Каждый участник образовательного процесса так или иначе взаимодействует с

глобальной сетью, современными цифровыми технологиями. Постепенно образуется переходная ступень от традиционных методов, применимых в образовательном процессе, до цифровых технологий.

Инновационные способы во многом вытесняют работу преподавателей в традиционном понимании. Для них становится затруднительным организовать правильное управление временем, подобрать информационные материалы. Цифровой подход позволяет быстрее искать данные и экономить время, материалов нужно готовить меньше, систему можно автоматизировать. Однако такой подход не всегда лучший из-за качества связи и большого потока информации, которая не является истиной.

Обучающимся в образовательных организациях МВД России и преподавателям предлагается большое количество ресурсов, которые позволяют управлять процессом обучения за счет специального инструмента, делать это из любой географической точки. Это актуально практически для любых учебных заведений, включая не только вузы, но и школы, библиотеки. Возможности современных методик обучения сильно отличаются от традиционных. Наряду с этим следует отметить, что цифровые методы не всегда снижают затраты на обучение и облегчают работу преподавателей. Вместе с тем, цифровое обучение не может полностью заменить традици-

онное, однако может его существенно дополнить. И следует обратить внимание на то, что в обоих случаях преподавателю отводится важная роль, поскольку именно от него зависит организация и регулирование учебного процесса, контроль, коррекция, а также подача информации [1-3; 5-8].

С точки зрения ведомственного образования переход на обучающие цифровые платформы оправдан тем, что они делают обучение более доступным. Для того чтобы цифровое образование было более качественным, для участников процесса важно выделить следующее:

1. Необходимо обеспечить всех участников техникой, подходящей для выполнения поставленных задач.

2. Организация образовательного процесса, условий подключения к глобальной сети, создание курсов и возможности подключения к ним.

3. Формирование навыков работы с цифровыми инструментами, как у преподавателей, так и у контингента обучающихся.

4. Разработка методических материалов для преподавателей и обучающихся [4-6].

Цифровые технологии вносят определенные изменения в образовательный процесс. Они прежде всего касаются высших учебных заведений МВД России. Внедрение технологий положительным образом влияет на общественную жизнь, делает образование более доступным для большого контингента обучающихся.

Анализируя российскую систему ведомственного высшего образования, можно выделить ряд ключевых проблем, которые потребуют времени для их решения. Например, многие европейские страны имеют электронные кафедры ведущих университетов. Это позволяет им принимать обучающихся из любой точки своей страны, которым для обучения не требуется переезд. Такие университеты могут выдавать электронные дипломы, которые действуют наравне с физическими носителями.

В нашей стране существует только один вуз указанной направленности - это Университет 20.35, цифровое учебное заведение, которое в качестве основной цели имеет не обучение студентов и преподавателей, а помощь другим вузам в переходе на цифровое обучение. Для российской системы образования особенно актуальны и некоторые другие проблемы, в числе которых следует назвать:

1. Неготовность большого числа преподавателей вести обучение в электронном формате. Трудности обусловлены неумением пользоваться современными технологиями, особенно это касается пожилых педагогов. У ряда молодых преподавателей также может наблюдаться низкий уровень компьютерной грамотности.

2. Слаборазвитость информационных и цифровых систем.

3. Невозможность обучаться в онлайн-фор-мате ввиду отсутствия у преподавателей и обучающихся подходящих технических средств.

4. Плохая оснащенность вузов подходящими техническими средствами [8; 9].

Решение перечисленных проблем лежит в плоскости популяризации онлайн-проектов и повышении компьютерной грамотности преподавательского состава. Необходимо создать удобные и доступные онлайн-платформы, которые помогут внедрить цифровые технологии в образовательное процессы любого уровня, наладить общение между разными учебными заведениями.

Для внедрения информационных технологий в ведомственное образование университеты МВД России должны использовать обе формы обучения, применять веб-технологии активнее. Идеальным решением станет создание единой платформы, которая будет включать и онлайн, и традиционные методы обучения. Курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России смогут учиться комфортнее, научатся ориентироваться в цифровом мире, делать запросы и находить на них быстрые ответы.

Для этого учебные заведения должны уделить больше внимания проблемам, которые имеют стратегически важное значение. К ним можно отнести, например, способность обучающихся самостоятельно формировать и развивать свои интересы, способности, обучаться без участия преподавателя. Во главе методики в любом случае должна стоять непрерывность образовательного процесса. Преподаватели сами должны повышать свою квалификацию, постоянно обучаться, а курсантов и слушателей учить самостоятельно добывать дополнительные знания.

При этом следует помнить о том, что главная цель ведомственного образования - это подготовка высококвалифицированных кадров для системы МВД России, умеющих и готовых оперативно решать служебные задачи. Получение определенных навыков, которые потребуются на будущей работе, является одним из самых важных направлений в любой учебе. Для этого преподаватель и обучающиеся должны тесно взаимодействовать, обмениваться опытом и знаниями в компьютерной сфере.

Задачей преподавателя является обучить курсантов (слушателей) пользоваться знаниями, творчески подходить к обучению, получать новые данные самостоятельно, поддерживать хорошие инициативы. Творческая активность является одним из основных двигателей образовательного процесса. Перед обучающимися следует ставить такие задачи, при которых они смогут подойти к

их решению творчески, научиться делать выводы и получать знания, получить опыт от работы.

На заключительных этапах обучения курсанты (слушатели) должны показывать высокие результаты итоговых аттестаций. Изначально обучающийся должен знать, что на цель, которой он должен достичь, выделено ограниченное время. То же самое касается цифрового образования. Чем лучше образовательную платформу удастся проработать, тем выше результаты можно будет получить [11].

Проанализировав какое место занимает сектор высшего образования в России, обнаруживается положительная динамика: например, с 2022 года величина сектора составила 470 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы позволяют создать платформу в цифровом формате, которая не будет уступать традиционной по качеству и эффективности, позволит добиться высокой конкурентоспособности не только внутри страны, но и на международном рынке. Доступные цифровые образовательные платформы России на самом деле принадлежат западным компаниям. Они имеют вектор направленности на разные сферы образования, но не ориентированы на конкретную страну.

Многие российские университеты системы МВД России не имеют соответствующих программы для обучения онлайн, поэтому заимствуют их у зарубежных компаний. Это приводит к работе образования по стандартам других стран, что несет не только определенные риски, но и сложности для обучающихся в будущем, так как российская правоохранительная система не работает по западным стандартам, и полученные навыки при обучении по иностранному стандарту не всегда им подходят [7; 10; 11].

Заключение. Таким образом, чтобы педагог мог ориентироваться в новом формате работы, необходимо подготовить его к новому виду подачи информации. Потребуется разработка новой научной стратегии по подготовке персонала учебных заведений. В данном случае рассматривается не просто внедрение новых форм обучения, но и разработка методов и алгоритмов, по которым будет осуществляться профессиональная деятельность. Нужно разработать специальные методы для подготовки кадров, внедрить их в профессиональную деятельность. При этом педагог должен сохранить способность подходить к процессу обучения творчески, развиваться внутри профессии.

При развитии цифрового образовательного процесса неизбежно появление и рисков, чем выше запросы и технический прогресс, тем выше будут и опасности. Именно поэтому образовательным организациям МВД России необходимо разработать четкие алгоритмы, за счет которых можно будет свести негативные последствия к минимуму или вовсе исключить их появление. Для развития и совершенствования цифрового образования необходимо осуществлять всесторонний подход, который позволит учесть риски и увеличить перспективы дальнейшего развития данного направления. И несмотря на все трудности, полномерное использование цифрового варианта образования является острой необходимостью. Конечно, оно не сможет полностью заменить традиционные способы обучения, однако должно быть представлено в полном, хорошо развитом виде для тех курсантов и слушателей, которые захотят им воспользоваться.

Список литературы:

[1] Антоновский А.В. Достоинства и ограничения дистанционного обучения в условиях цифрови-зации образования // Информационные технологии в УИС. 2021. № 4. С. 37-44.

[2] Жамборов А.А., Шафиева Э.Т., Кокурхаева Р.М.Б. Роль цифровых технологий в формировании информационного общества // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 17-21.

[3] Карданов А.К. О Некоторых вопросах применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе системы МВД России // Евразийский юридический журнал. 2021. № 9 (160). С. 482-483.

[4] Киндеева А.А., Зуева А.С. Цифровизация образования в России: проблемы и перспективы // Теория и практика проектного образования. 2021. № 2 (18). С. 60-64.

[5] Козловская Г.Е., Казенина А.А. Цифровизация образования: модернизация или трансформация // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2020. № 1 (33). С. 38-43.

[6] Кокурхаева Р.М.Б., Жамборов А.А. Роль информационных технологий в организации образовательного процесса // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 29-32.

[7] Молоков В.В. Проблемы цифровизации ведомственного образования // В сборнике: Современные цифровые технологии в деятельсноти образовательных организаций силовых ведомств: концепция, практика, инновации. сборник материалов 3-й Международной конференции. Уфа, 2021. С. 64-67.

[8] Немеш А.И. Цифровизация образовательной системы в России // В сборнике: Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. Сборник научных статей по результатам IV Международной научно-практической конференции. Ответственная за выпуск Е.И., 2019. С. 237-241.

[9] Панова О.С., Мануйленко Э.В., Лемайкина С.В., Демьянова Л.М., Лунин А.А. Проблемы и перспективы цифровизации в образовательных организациях МВД России // Перспективы науки. 2022. № 11 (158). С. 196-199.

[10] Пунтус С.А. Развитие образования в системе МВД России в условиях цифровой трансформации // В сборнике: Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией А.С. Душкина, Н.Ф. Гейжан; сост.: А. В. Демидов, М.Г. Баринова, Ю.А. Новикова. Санкт-Петербург, 2021. С. 248-253.

[11] Тимощук А.С. Цифровизация ведомственного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2021. № 2 (77). С. 124-131.

[1] Antonovskij A.V. Dostoinstva i ogranicheniya distancionnogo obucheniya v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya //Informacionnye tekhnologii v UIS. 2021. № 4. S. 37-44.

[2] ZHamborov A.A., SHafieva E.T., Kokurhaeva R.M.B. Rol' cifrovyh tekhnologij v formirovanii informa-cionnogo obshchestva // ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2022. T. 1. № 9. S. 17-21.

[3] Kardanov A.K. O Nekotoryh voprosah primeneniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe sistemy MVD Rossii // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 9 (160). S. 482-483.

[4] Kindeeva A.A., Zueva A.S. Cifrovizaciya obrazovaniya v Rossii: problemy i perspektivy // Teoriya i praktika proektnogo obrazovaniya. 2021. № 2 (18). S. 60-64.

[5] Kozlovskaya G.E., Kazenina A.A. Cifrovizaciya obrazovaniya: modernizaciya ili transformaciya // Vest-nik MGPU. Seriya: Filosofskie nauki. 2020. № 1 (33). S. 38-43.

[6] Kokurhaeva R.M.B., ZHamborov A.A. Rol' informacionnyh tekhnologij v organizacii obrazovatel'nogo processa // ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2022. T. 1. № 9. S. 29-32.

[7] Molokov V.V. Problemy cifrovizacii vedomstvennogo obrazovaniya // V sbornike: Sovremennye cifrovye tekhnologii v deyatel'snoti obrazovatel'nyh organizacij silovyh vedomstv: koncepciya, praktika, inno-vacii. sbornik materialov 3-j Mezhdunarodnoj konferencii. Ufa, 2021. S. 64-67.

[8] Nemesh A.I. Cifrovizaciya obrazovatel'noj sistemy v Rossii// Vsbornike: Sovremennye issledovaniya problem upravleniya kadrovymi resursami. Sbornik nauchnyh statej po rezul'tatam IV Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennaya za vypusk E.I., 2019. S. 237-241.

[9] Panova O.S., Manujlenko E.V., Lemajkina S.V., Dem'yanova L.M., Lunin A.A. Problemy i perspektivy cifrovizacii v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii // Perspektivy nauki. 2022. № 11 (158). S. 196-199.

[10] Puntus S.A. Razvitie obrazovaniya v sisteme MVD Rossii v usloviyah cifrovoj transformacii // V sbornike: Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obshchej redakciej A.S. Dushkina, N.F. Gejzhan; sost.: A. V. Demidov, M.G. Barinova, YU.A. Novikova. Sankt-Peterburg, 2021. S. 248-253.

[11] Timoshchuk A.S. Cifrovizaciya vedomstvennogo obrazovaniya // Aktual'nye problemy gumani-tarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk. 2021. № 2 (77). S. 124-131.

Spisok literatury:

ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.