Научная статья
УДК: 372.881.111.1; ББК: 74.48 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-209-211 NIION: 2018-0077-3/22-206 MOSURED: 77/27-024-2022-03-405
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)
Цифровой образовательный ресурс как учебное, методическое и организационное обеспечение профессионального образования
Илюза Харисовна Телякова1, Роман Играмеддинович Гамидуллаев2
1 2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия
1 ilyuza@inbox.ru
2 Romangamidullaev@mail.ru
Аннотация. Внедрение цифровых образовательных ресурсов во все без исключения сферы жизнедеятельности осуществляется непрерывно и постоянно наращивает свои темпы, не становится исключением и система высшего образования. Целью данного исследования стал не только обзор и анализ существующих и широко применяемых сегодня цифровых образовательных платформ, но и создание практической разработки - прототипа электронной платформы для создания цифрового онлайн курса для обучения иностранному языку курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России.
Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс, цифровая платформа, электронное обучение, онлайн-обучение, цифровые компетенции
Для цитирования: Телякова И. Х., Гамидуллаев Р. И. Цифровой образовательный ресурс как учебное, методическое и организационное обеспечение профессионального образования // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 209-211. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-209-211.
Original article
Digital educational resource as educational, methodological and organizational support of professional education
Ilyuza Kh. Telyakova1, Roman I. Gamidullaev2
1 2 Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint-Petersburg, Russia
1 ilyuza@inbox.ru
2 Romangamidullaev@mail.ru.
Abstract. The introduction of digital educational resources in all spheres of our life is constantly increasing, and the education is not an exception. This article is dedicated to the description of existing digital educational tools and resources, and first of all, from their functionality point of view. However, the purpose of this study was not only to review and analyze the existing and widely used digital educational platforms, but also to achieve the practical result - to design a prototype of digital platform for foreign language teaching of cadets in St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: digital education resource, digital platform, e-learning, online learning, digital competencies
For citation: Telyakova I. Kh., Gamidullaev R. I. Digital educational resource as educational, methodological and organizational support of professional education // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):209-211. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-209-211.
В соответствии с концепцией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в целях развития рынка образовательных услуг, повышения качества и уровня доступности образования для всех членов
общества сегодня во все без исключения сферы жизнедеятельности активно внедряются цифровые образовательные ресурсы [1, 2]. И сегодня мы с точностью констатируем тот факт, что количество их неконтроли-
© Телякова И. Х., Гамидуллаев Р. И., 2022
№ 3 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
руемо растет, и уже не поддается какому-либо строгому учету, несмотря на все предпринимающийся попытки «навести порядок» в этой сфере, все логично структурировать и организовать по типу, например, федерального портала «Мое образование», где на сегодняшний день сконцентрировано более 70 платформ с более чем 1500 курсов [3].
В литературном обзоре данной работы исследовалось текущее состояние цифровизации различных уровней системы образования, тенденции, масштаб. Анализ существующих проблем, проведенный по рассматриваемой теме, позволяет говорить о том, что на сегодняшний день не существует не то что общепринятой классификации цифровых образовательных ресурсов, но даже и простого лаконичного определения термина. Что же говорить о глубинном понимании и толковании сущности цифровых компетенций преподавателя высшей школы, хотя, следует отметить, что, безусловно, такая работа ведется и ведется постоянно, пусть даже не быстрыми темпами, но кропотливо и на всех уровнях.
На основании полученной из разных источников информации о многообразии представленных толкований, терминов, понятий для себя примем такое определение цифровых образовательных ресурсов - некий электронный информационный источник, в который интегрированы взаимосвязанные между собой структурно и логически графическая, текстовая, аудио- и видео-информация, посредством которой осуществляется взаимодействие субъектов образовательной системы в различных формах (гибридных, «£асе4о^асе», дистанционных) по реализации и достижению конкретных образовательных целей и задач.
Каждая образовательная организация самостоятельно отдает предпочтение той или иной платформе или электронным ресурсам, с помощью которых будет осуществляться процесс обучения. И в нашей стране завоевали популярность некоторые из систем. Перед нами не стоит задача по пересказу всех тонкостей организации и функционирования перечисленных выше образовательные платформ, в литературе данный круг вопросов достаточно широко освещен [4]. Отметим только тот факт, что перечисленные платформы действительно обладают мощным потенциалом, достаточно непросты в применении, требуют к себе очень внимательного отношения, погружения в непрерывный процесс познания их таинств. И в этом, очевидно, и объяснение одной из причин, почему сегодня они не приобрели массового использования в образовательной среде. К сожалению, проблемы повышения цифровых компетенций преподавателя все так же актуальны, и об этом много раз упомянуто в литературе [5].
На следующем этапе исследования стоял вопрос о создании некого прототипа электронного образовательного ресурса, предназначенного для внедрения в образовательный процесс, в частности, касаемый обучения иностранному языку курсантов и слушателей Университета. В соответствии с общими рекомендациями экспертов в данной области [6, 7], была
210 РЕйДООО1СДЬ
разработана структура будущего электронного образовательного ресурса применительно к иностранному языку, представленная следующими разделами: «Units и Lessons», содержащие основной учебный материал - ситуации, развивающие тему выбранного занятия, «Grammar» - грамматический материал, «Reader» - дополнительные тексты для чтения с «начиткой» носителя языка, «Glossary» - словарь-минимум также с возможностью прослушивания; для удобства работы была дана ссылка на программу-переводчик («Translator») и контрольно-измерительные материалы - «Test».
Таким образом, в ходе исследования, состоящего из двух направлений и представляющего из себя некий экспресс-анализ, проведен обзор данных об имеющихся сегодня цифровых образовательных инструментах и цифровых образовательных средах, применяющихся в системе высшего образования, осуществлена попытка их обобщения и структурирования по функциональным возможностям с точки зрения их дидактической ценности применительно к обучению иностранным языкам.
Библиографический список
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/.
2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http:// government.ru/info/35568/.
3. Федеральный портал «Мое образование». URL: https://online.edu.ru/public/promo.
4. Куликова Е. В. Обзор и дидактические возможности интегрированного и специализированного программного обеспечения для организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2020. Т. 34. № 2. С. 36-42.
5. Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование, 2018. Т. 22. № 3. С. 61-33.
6. Махмутова М. В., Сеничева Е. И., Акимова О. А. Технология разработки и применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза // Открытое образование, 2019. Т. 23. № 6. С. 50-58.
7. Комлев Н. В., Вилявин Д. А. Цифровая платформа для создания персонализированных адаптивных онлайн курсов // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 2. С. 65-72.
Bibliographic list
1. The program «Digital Economy of the Russian Federation»: approved by the decree of the Government of the Russian Federation dated 28.07.2017 No. 1632r. URL: http://static.government.ru/media/files/.
2. Passport of the national program «Digital Economy of the Russian Federation» URL: http:// government.ru/ info/35568/.
SCIENCES
3. The Federal portal «My education». URL: https:// online.edu.ru/public/promo.
4. Kulikova E. V. Overview and didactic possibilities of integrated and specialized software for the organization of the educational process using remote technologies // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies, 2020. Vol. 34. No. 2. PP. 36-42.
5. Kalimullina O. V., Trotsenko I. V. Modern digital educational tools and digital competence: analysis of exist-
ing problems and trends // Open Education, 2018. Vol. 22. No. 3. PP. 61-33.
6. Makhmutova M. V., Senicheva E. I., Akimova O. A. Technology of development and application of electronic educational resources in the educational process of the university // Open education, 2019. Vol. 23. No. 6. PP. 50-58.
7. Komlev N. V., Vilyavin D. A. Digital platform for creating personalized adaptive online courses // Open education. 2020. Vol. 24. No. 2. PP. 65-72.
Дополнительная информация об авторах И. Х. Телякова - доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук;
Р. И. Гамидуллаев - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Санкт-Петербургского университета МВД России.
Additional information about the authors
I. Kh. Telyakova - PhD in Pedagogical Sciences, Assistant Professor of the Department of Foreign Languages of the Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia;
R. I. Gamidullaev - graduated in Research and teaching staff training department of the Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 11.05.2022; одобрена после рецензирования 25.05.2022; принята к публикации 05.09.2022.
The article was submitted 11.05.2022; approved after reviewing 25.05.2022; accepted for publication 05.09.2022.
Журнал «Судебная экспертиза и исследования» приглашает к сотрудничеству аспирантов, докторантов и соискателей, а также всех заинтересованных лиц.
Главный редактор журнала: заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный профессор Университета правоохранительной службы Монголии, почетный член Литовского криминалистического общества, член Международного сообщества судебных экспертов, доктор юридических наук, профессор Надежда Павловна Майлис.
Журнал расширяет платформу для дискуссий ученых и практиков по насущным вопросам назначения, организации, проведения всех видов судебных экспертиз, а также производства исследований, в том числе с применением инновационных технологий.
Адрес редакции:123298, г. Москва, ул. Ирины Левченко, д.1.
E-mail: sud-ekspertiz@mail.ru
Телефон: +7 499 740-68-30
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ИССЛЕДОВАНИЯ
V1
1