Научная статья на тему 'ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕФОРМ В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕФОРМ В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урунов Асрор Алижонович, Зоидов Кобилджон Ходжиевич, Морозова Ирина Михайловна

Поднимается проблема нерешенности вопросов методологического, методического и организационного обеспечения процессов внедрения в обучение новых технологий, обусловленных, с одной стороны, сменой образовательной парадигмы, а с другой - особенностями функционирования вузов в условиях пандемии COVID-19. Обоснована необходимость сохранения базовых структур, образующих институциональное ядро университета и поддерживающих основополагающие образовательные процессы, и придания им характера устойчивости. Результаты исследования могут быть полезны в образовательном процессе и разработки нормативных документов в системе высшего образования в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урунов Асрор Алижонович, Зоидов Кобилджон Ходжиевич, Морозова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIALECTICS OF INSTITUTIONAL REFORMS IN THE SPHERE OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION

The problem of unresolved issues of methodological, methodological and organizational support of the processes of introducing new technologies into education is raised, due, on the one hand, to the change of the educational paradigm, and, on the other, to the peculiarities of the functioning of universities in the conditions of the COVID-19 pandemic. The necessity of preserving the basic structures forming the institutional core of the university and supporting the fundamental educational processes and giving them the character of sustainability is substantiated. The results of the study can be useful in the educational process and the development of regulatory documents in the higher education system in the country.

Текст научной работы на тему «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕФОРМ В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья

УДК: 378.14.015.62: 378.048.2; ББК: 74.48 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-212-215 NIION: 2018-0077-3/22-207 MOSURED: 77/27-024-2022-03-406

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Плюсы и минусы институциональных реформ в сфере российского высшего образования

Асрор Алижонович Урунов1, Кобилджон Ходжиевич Зоидов2, Ирина Михайловна Морозова3

1 3 Государственный университет управления, Москва, Россия

1 urunov@rambler.ru

2 Институт проблем рынка, Москва, Россия, kobiljonz@mail.ru

3 natoecon@mail.ru

Аннотация. Поднимается проблема нерешенности вопросов методологического, методического и организационного обеспечения процессов внедрения в обучение новых технологий, обусловленных, с одной стороны, сменой образовательной парадигмы, а с другой - особенностями функционирования вузов в условиях пандемии COVID-19. Обоснована необходимость сохранения базовых структур, образующих институциональное ядро университета и поддерживающих основополагающие образовательные процессы, и придания им характера устойчивости. Результаты исследования могут быть полезны в образовательном процессе и разработки нормативных документов в системе высшего образования в стране.

Ключевые слова: институциональные реформы, противоречия, учебный процесс, онлайн-обучение, методическое обеспечение, воспитание

Для цитирования: Урунов А. А., Зоидов К. Х., Морозова И. М. Плюсы и минусы институциональных реформ в сфере российского высшего образования // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 212215. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-212-215.

Original article

The dialectics of institutional reforms in the sphere of russian

higher education

Asror A. Urunov1, Kobiljon K. Zoidov2, Irina M. Morozova3

1 3 State University of Management, Moscow, Russia

1 urunov@rambler.ru

2 Institute of Market Problems, Moscow, Russia, kobiljonz@mail.ru

3 natoecon@mail.ru

Abstract. The problem of unresolved issues of methodological, methodological and organizational support of the processes of introducing new technologies into education is raised, due, on the one hand, to the change of the educational paradigm, and, on the other, to the peculiarities of the functioning of universities in the conditions of the COVID-19 pandemic. The necessity of preserving the basic structures forming the institutional core of the university and supporting the fundamental educational processes and giving them the character of sustainability is substantiated. The results of the study can be useful in the educational process and the development of regulatory documents in the higher education system in the country.

Keywords: institutional reforms, contradictions, educational process, online learning, methodological support, education

For citation: Urunov A. A., Zoidov K. H., Morozova I. M. The dialectics of institutional reforms in the sphere of russian higher education // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):212-215. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-212-215.

Введение. Реформа системы высшего образования в России с момента замены специалитета бакалавриатом и магистратурой в основном завершилась, став

во многом пагубной для будущего развития страны. Дальнейшее движение в области реформирования высшего образования остановилось на распутье:

© Урунов А. А., Зоидов К. Х., Морозова И. М., 2022

212 PEDAGOGICAL SCIENCES

- продолжать следование в русле Болонского процесса, задуманного как процесс сближения и гармонизации национальных систем образования с целью создания единого европейского образовательного пространства, к которому Россия присоединилась в 2003 году на берлинской встрече министров образования европейских стран;

- или обратиться к российской образовательной традиции с ее ориентацией на формирование синтетического мышления и, на базе этого, обеспечить основу экономического и технологического рывка.

Изначальные сомнения в целесообразности присоединения России к Болонскому процессу сегодня подкрепляются осознанием не просто различий, но все более углубляющегося противостояния ценностных систем российской и современной западной цивилизаций. Цель исследования состоит в осмыслении результатов и выявлении противоречий институциональных реформ системы российского высшего образования с учетом экономических, технологических, эпидемиологических и иных вызовов современности.

Материал и методы исследования. В основе исследования лежит комплексный системный подход.

Исследование опирается на работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области высшего образования, в том числе онлайн-образования, личный опыт педагогической деятельности авторов, результаты опросов в среде обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, а также аспирантов.

Результаты исследования и их обсуждение. В современной высшей школе необходимо узаконить статус преподавателя, то есть его права, обязанности и зону ответственности. Нередки случаи, когда преподаватель оказывается не защищен от клеветы недобросовестных студентов, а иногда возникает угроза самой его жизни. Особенно это касается случаев, когда преподаватель ужесточает требования к освоению предмета и к организации проведения экзамена или зачета, во время которых зачастую возникают конфликтные ситуации.

Поэтому, во избежание конфликтов со студентами, при проведении занятий по дисциплине и контроле результатов ее освоения следует придерживаться очевидных правил, которые должны быть, однако, институционализированы.

1. Накануне занятия преподаватель осуществляет выкладку материалов в личные кабинеты студентов.

2. В начале и в конце занятия проводится перекличка в присутствии старосты группы.

3. Преподаватель приходит на занятие с презентационными материалами, оснащенный демонстрационным оборудованием. На каждом занятии он обращает внимание на его тему, цель, задачи и практическую ценность с указанием основной и дополнительной литературы, а также на элементы компетенций, которые должны формироваться у студентов в процессе освоения текущей темы дисциплины.

4. В ходе занятия преподаватель излагает материал, соотнося его с планируемыми результатами

обучения (дескрипторами), отраженными в рабочей программе дисциплины. При этом всегда необходимо предусматривать время для ответов на вопросы студентов по пройденной теме.

5. В конце занятия студентам выдается домашнее задание для практического освоения и закрепления темы с указанием дополнительных источников информации.

6. По завершении курса лекций и семинаров по дисциплине преподаватель подводит итоги на основе данных по успеваемости студентов и посещению ими занятий, назначает день консультации. Отстающим студентам выдается предписание о выполнении до дня консультации дополнительных заданий, соответствующих минимальным требованиям для допуска к экзамену. Копию этого предписания в форме рапорта преподаватель представляет в деканат.

7. В ходе промежуточной аттестации оценка обучающемуся выставляется строго по шкале оценивания рабочей программы соответствующей дисциплины в соответствии с требованиями к степени сформиро-ванности компетенций.

В последнее время все более заявляет о себе прагматичный подход к онлайн-образованию, который делает упор на коммерческом потенциале последнего, имея в виду, прежде всего, возможности сокращения издержек обучения и повышения пропускной способности вузов. Влияние онлайн-обучения на экономику высшего образования подробно рассматривает в своих лекциях почетный ректор Принстонского университета У Боуэн [2]. Однако увлечение коммерческим потенциалом новых технологий, которое все больше утверждается в вузах, ведет к вытеснению традиционной культуры высшей школы и несет в себе риски потерь преимуществ очного обучения.

Комментируя лекции У Боуэна, профессор Колумбийского университета Э. Дельбанко задается вопросом о возможности приложения онлайн-образова-ния к гуманитарным дисциплинам (каковой является и экономика), где велико различие между «обучением» и «побуждением» Сторонники интернет-образования указывают на то, что перевод «обучения» в онлайн-среду якобы позволит больше внимания уделять «побуждению». Однако, по мнению профессора Э. Дельбанко, это, в сущности, будет означать разделение высшего образования на основное и специализированное. Для гуманитарного образования такое разделение едва ли оправдано, ибо гуманитарные дисциплины имеют отношение не только к познанию, но и к пониманию, а значит к ценностям [2, с. 171-173].

Трудно переоценить значение «живой» аудиторной лекции, которая принадлежит к сути высшей школы и первой доводит идеи до сознания слушателей. В ходе нее лектор воспроизводит процесс собственного познания, излагая знание под углом зрения его становления и текущего состояния. Передача личного опыта возможна только в условиях непосредственного общения. Личный характер лекции является существенным признаком ее природы. Русский философ,

СКИЕ НАУКИ 213

богослов, ученый, инженер, поэт Павел Флоренский подчеркивал: «Если бы слушатели были не вы, то другие лекции. А если бы не были другие, - это было бы безнравственно» [3, с. 436].

Специфика технологии онлайн-обучения и главный его недостаток состоит в сокращении времени непосредственного общения между учащим и учащимися, замена его на малоэффективные эпизодические контакты, выполняющие лишь контрольные функции [4]. Преподаватель оказывается едва ли не лишним звеном в этой технологии.

Онлайн-образование, по существу, нацелено на обеспечение предоставления образовательных услуг миллионам людей при сокращении затрат на обучение. Профессор Гарвардского университета Г. Гарднер в своих комментариях к лекциям Уильяма Боуэна называет такую менее дорогую форму образования «неким фастфудом от высшего образования» [2, с. 132]. При таком подходе в скором времени непосредственное общение окажется доступным только привилегированным студентам.

Следует констатировать, что институциональная среда вузов подвижна, подвергается постоянным и разнообразным изменениям. Однако, базовые структуры, образующие институциональное ядро университета и поддерживающие основополагающие образовательные процессы мы обязаны сохранить неизменными и, более того, придать им характер устойчивости. Это не отменяет того, что конкретные формы воплощения ключевых содержаний образовательного процесса могут меняться адекватно развивающейся реальной практике при условии соответствия критериям минимума трансакционных издержек и максимума результата (качество обучения). Возникает вопрос, насколько заинтересованы в этом вузы? Ибо платное образование заключает в себе коренное, а потому трудно разрешимое противоречие между стремлением университета к увеличению дохода и заботой о качестве образования обучающихся. Этот конфликт целей можно отнести к «провалам рынка» [6]. Очевидно, что бесплатное образование подобного противоречия лишено, хотя несвободно от иных негативных сторон.

Заключение. С одной стороны, эволюция институтов высшего образования следует закону единства и борьбы противоположностей, которые являются внутренним источником развития. С другой стороны, сфера высшего образования подвержена внешнему реформированию, при осуществлении которого следует осознавать, что одно необдуманное институциональное изменение может привести к череде институциональных «ловушек» и как следствие, к серьезным разрушениям в национальном масштабе [7].

Библиографический список

1. Хасьминский М. И. Есть ли будущее у наших детей? URL: https://azbyka.ru/deti/est-li-budushhee-u-nashikh-detejj. (дата обращения 11.12.21).

2. Боуэн У Г. Высшее образование в цифровую эпоху. М. : Изд. Дом ВШЭ, 2018. 224 с.

3. Флоренский Павел, священник. Из истории античной философии. М. : Академический проспект, 2015. 524 с.

4. Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 125-134.

5. Розанов В. В. В нашей смуте: Статьи 1908г. Письма к Э. Ф. Голлербаху: Собр. соч. М. : Республика, 2004. 428 с.

6. Урунов А. А. Институты образования: эволюция развития или эволюция разрушения? Сборник научных статей V Международной научной конференции. 2017. С. 341-345.

7. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Петросянц В. А. Формирование механизма функционирования региональных инновационных кластеров на базе ведущих российских университетов в контексте сотрудничества в рамках ЕАЭС. Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Пленарные доклады / Материалы Пятого Международного форума. Москва, 06, 08-09 декабря 2016 г. ; под ред. чл. корр. РАН В. А. Цветкова. М. : ИПР РАН, 2016. 393 с.

Bibliographic list

1. Khasminsky M. I. Do our children have a future? Electronic resource. Access mode: https://azbyka.ru/deti/ est-li-budushhee-u-nashikh-detejj (Accessed 11.12.21).

2. Bowen, U. G. Higher education in the digital Age. M. : Ed. HSE House, 2018. 224 p.

3. Pavel Florensky, priest. From the history of ancient philosophy /P. Florensky M.: Akademicheskiy Prospekt,

2015. 524 p.

4. Grechushkina N. V. Online course: definition and classification // Higher education in Russia. 2018. No. 6. PP. 125-134.

5. Rozanov, V. V. In our turmoil: Articles of 1908. Letters to E. F.Gollerbach: Collected works / V. V.Rozanov M.: Republic, 2004. 428 p.

6. Urunov A. A. Institutes of education: evolution of development or evolution of destruction? Collection of scientific articles of the V International Scientific Conference. 2017. PP. 341-345.

7. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Petrosyants V. A. Formation of the mechanism of functioning of regional innovation clusters on the basis of leading Russian universities in the context of cooperation within the EAEU. Russia in the XXI Century: global challenges and development prospects. Plenary reports / Proceedings of the Fifth International Forum. Moscow, 06, 08-09 December

2016. Edited by Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences V. A. Tsvetkov M. : MEI RAS, 2016. 393 p.

214

PEDAGOGICAL SCIENCES

Дополнительная информация об авторах

А. А. Урунов - доктор экономических наук, профессор;

К. X. Зоидов - заведующий лабораторией Института проблем рынка РАН, кандидат физико-математических наук, доцент;

И. М. Морозова - кандидат экономических наук, доцент.

Additional information about the authors

A. A. Urunov - Doctor of Economics, Professor, State University of Management;

K. K. Zoidov - Head of the Laboratory of the Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor;

I. M. Morozova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 05.09.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 05.09.2022.

Педагогика: учебник для студентов юридических вузов и специальностей / под науч. ред. А. А. Реана, Н. В. Сердюк; под общ. ред. В. Ф. Родина, Л. А. Казанцевой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 463 с.

ISBN 978-5-238-03627-4

В учебнике изложены основные положения и содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения, воспитания и развития слушателей. Представлены способы контроля и оценки результатов образовательного процесса в вузах. Особое внимание уделено специфике обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России.

Для студентов юридических вузов, а также практических работников.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.