ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 336.711: 336.719 ЗОИДОВ КОБИЛЖОН ХОДЖИЕВИЧ
к.ф-м.н., доцент, заведующий лабораторией Интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
ФГБУН Институт проблем рынка РАН, e-mail: kobiljonz@mail.ru
УРУНОВ АСРОР АЛИЖОНОВИЧ
д.э.н., профессор ФГБОУ «Государственный университет управления», профессор кафедры экономики и управления, Худжандский политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими, e-mail: urunov@rambler.ru
ЮСУПОВА ГУЛНОРА АБДУМАНОНОВНА
к.э.н., доцент, Худжандский политехнический институт Таджикского политехнического университета им. акад. М.С.Осими,
e-mail: yusupova@rambler.ru
DOI: 10.26726/1812-7096-2020-12-127-134 РЫНОК БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ1
Аннотация. Предмет. В статье рассматриваются основные направления развития банковского сектора национальной экономики на примере Республики Таджикистан. Цель работы. Целью статьи является анализ состояния банковских продуктов финансового рынка и перспективы его развития в Таджикистане. Методология исследования. В процессе исследования использованы методы эволюционно-институциональной теории, эко-нометрического моделирования и аналитической оценки. Результаты исследования. В работе сделан обзор подходов к толкованию понятия банковский продукт, рассмотрен общий объем депозитов, депозитный сегмент по видам кредитных организаций в разрезе клиентских отношений. Проанализированы кредиты банковской системы по видам собственности, по видам кредитных организаций, динамика банковских счетов, денежных переводов. Сделан вывод по результатам анализа о необходимости роста их конкурентных преимуществ. Область применения результатов. Результаты исследования могут служить основой для разработки стратегических планов развития банковских продуктов и создания благоприятных условий развития конкуренции хозяйствующих субъектов, а также для разработки более совершенных механизмов рыночной экономики на финансовом рынке.
Ключевые слова: банковский продукт, банковские услуги, банковские технологии, эволю-ционно-институциональный подход, эконометрическое моделирование, анализ, депозитный сегмент, кредитный сегмент, денежные переводы, клиент.
ZOIDOV KOBILZHON KHODZHIEVICH
Ph. D. in Physics and Mathematics, associate Professor, head of laboratory Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow,
e-mail: kobiljonz@mail.ru
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00440 а.
URUNOVASROR ALIZHONOVICH
Dr.Sc. of Economics, Professor of the State University of Management, Professor of the Department of Economics and Management, Khujand Polytechnic Institute of the Tajik Technical University named after Academician M. S. Oshimi,
e-mail: urunov@rambler.ru
YUSUPOVA GULNORA ABDUMANONOVNA
Ph. D. in Economics., associate Professor, Khujand Polytechnic Institute of Tajik Polytechnic University. akad. M. S. Osimi,
e-mail: yusupova@rambler.ru
THE MARKET OF BANKING PRODUCTS OF THE NATIONAL ECONOMY: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND PROSPECTS OF THEIR DEVELOPMENT
Abstract. Subject. The article considers the main directions of development of the banking sector of the national economy on the example of the Republic of Tajikistan. The purpose of the work. The purpose of the article is to analyze the state of banking products of the financial market and the prospects for its development in Tajikistan. Research methodology. The research uses the methods of evolutionary and institutional theory, econometric modeling, and analytical evaluation. The results of the study. The paper provides an overview of approaches to the interpretation of the concept of a bank product, considers the total volume of deposits, the deposit segment by type of credit institutions in the context of customer relations. The loans of the banking system by type of ownership, by type of credit institutions, the dynamics of bank accounts, money transfers are analyzed. The conclusion is made based on the results of the analysis about the need to increase their competitive advantages. The scope of the results. The results of the study can serve as a basis for the development of strategic plans for the development of banking products and the creation of favorable conditions for the development of competition of economic entities, as well as for the development of more advanced mechanisms of the market economy in the financial market.
Keywords: banking product, banking services, banking technologies, evolutionary and institutional approach, econometric modeling, analysis, deposit segment, credit segment, money transfers, client.
Введение. В стержневых направлениях развития финансового рынка многих стран, который ставит, как правило, Центральный банк, входят следующие задачи: а) создание доверительной среды; б) формирование конкуренции на финансовом рынке; в) поддержание финансовой стабильности; г) обеспечение доступности финансовых услуг и капитала. Безусловно, развитию конкуренции в сфере банковской системы регулятор придает ключевую роль, представив ее как одну из четырех важных задач, без решения которых достичь устойчивости финансового рынка невозможно. Формирование банковского дела основано на целом ряде фундаментальных категорий. В частности, категория банковского продукта и услуги - из числа таковых. Следует отметить, что в методологическом, теоретическом и прикладном отношениях данные понятия предшествуют банковскому маркетингу [1-18].
Цель исследования состоит в разработке мер по развитию банковского продукта финансового рынка Республики Таджикистан на основе анализа деятельности финансовых институтов страны за период с 2015 по 2018 гг. Методологической основой исследования являются методы эволюционно-институциональной теории, эконометрического моделирования, аналитической оценки и принципов системно-комплексного, детерминированного подходов, анализ и синтез в комплексе с принципом динамичности. В качестве объекта исследования была выбрана банковская система и соответственно ее статистические данные на материалах хозяйствующих субъектов Республики Таджикистан.
Результаты исследования в области рынка банковских продуктов национальной экономики
Начнем исследование, прежде всего, с уточнения термина объекта купли-продажи на рын-
ке банковских услуг, т. е. понятия банковского продукта. Мнение целого ряда отечественных и зарубежных исследователей объединяет выстраивание ими иерархической взаимосвязи между банковскими операциями, услугами и продуктами. В них банковский продукт рассматривается как комплекс взаимосвязанных банковских услуг и набор типичных банковских операций, выполняемых при предоставлении соответствующей услуги по удовлетворению потребностей клиентов в отдельных видах банковской деятельности посредством единой и завершенной технологии их обслуживания клиента, а потому - конечный результат банковской деятельности по удовлетворению потребностей клиентов в различных услугах [11, с. 25-26].
Рассматривая подход, который представили ученые А. А. Максютов, Е.И. Кузнецова, можно сделать вывод касательно прикладных аспектов характеристики банковского продукта. В данном случае банковский продукт понимается как конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказать ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, то есть упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента [6, с. 567].
Банковская сфера постоянно подвержена институциональным изменениям. Это обусловлено внешними и внутренними факторами и условиями, в частности, развитием экономики страны, мировых финансовых институтов и рынков, внешнеэкономических отношений, а также государственным регулированием банковской деятельности.
В двухуровневой банковской системе Республики Таджикистан Национальный банк страны, являясь эмиссионным и резервным банком, представляет ее первый уровень, а второй уровень представлен коммерческими банками, микрофинансовыми и небанковскими кредитными организациями.
В настоящее время в Республике Таджикистан реально функционируют 79 кредитных организаций, из них 17 банков; 25 микрокредитных депозитных организаций (МДО); 6 микрокредитных организаций и 31 микрокредитных фондов.
На рынке услуг депозитов кредитные организации ведут соперничество за вклады физических лиц и наблюдается рост конкуренции среди коммерческих банков и микрофинансовых
Годы Банковские депозиты
Всего В % к ВВП
2015 8 613 529 17,80
2016 9 243 235 16,98
2017 9283 516 15,20
2018 9 723 803 14,12
*Источник: составлено авторами На основе Статистического банковского бюллетеня
Из табл. 1 видно, что за анализируемый период с 2015 по 2018 гг. абсолютное значение банковских депозитов, как в национальной, так и в иностранной валюте, выросло на 1,1104 тыс. сомони, но при этом темпы их роста резко снизились в период с 2016 на 2017 г. на 7%. Что касается их относительной величины к ВВП, то ее удельный вес снизился с 17,8% до 14,12%. Кстати, регрессионная связь между ВВП страны и объемом банковских депозитов ф) свидетельствует о высокой тесноте связи, и коэффициент корреляции составляет 0,925% (ВВП = -37955,6 + 5,815 D), что повышение данного показателя считается существенным драйвером роста, так как депозиты превращаются во внутренние продуцированные инвестиции. Исследования показывает, что при однопроцентном снижении объема депозитов ожидается падение ВВП страны на 1,056%. За период 2017-2018 гг. темпы падения депозитов составили 4,7%, соответственно за указанный период сократились рабочие места на 4,96%. Кроме того, из-за низкого уровня инвестиционного климата в стране наблюдается снижение доли иностранных инвестиций [12].
Следует отметить, что среди кредитных организаций доминирующая доля в предоставле-
нии банковских услуг по сравнению с микродепозитными, микрозаемными организациями, микрофинансовыми фондами и кредитными союзами принадлежит крупным банкам.
Из рис. 1 видно, что депозитный сегмент рынка банковских услуг Таджикистана является быстро растущим. Так, объемы депозитов, привлеченные кредитными организациями за период с 2015 и по 2018 гг., выросли на 12,89%, с 8613529 тыс. сомони в 2015 г. до 9723803 тыс. сомони в 2018 г. При этом доминирующая роль на рынке депозитных банковских продуктов и
Рис.1. Депозитный сегмент по видам кредитных организаций за период 2015-2018 гг. (в тыс. сомони)
Также наблюдаются тенденции как роста абсолютных объемов привлечений депозитов микрофинансовыми организациями, так и повышения их доли - с 5,12% в 2015 г. до 7,1% в 2018 г. (+ 1,9 %).
За рассматриваемый период наблюдается снижение абсолютных размеров депозитов физических лиц - с 5111562 тыс. сомони в 2015 г. до 4107891 тыс. сомони в 2018 г., или же на 20%. Наблюдается рост абсолютных размеров депозитов юридических лиц - с 3060825 тыс. сомони в 2015 г. до 4933248 тыс. сомони в 2018 г., или же на 61 %. Высокие темпы роста привлечения депозитов от юридических лиц стали причиной повышения их доли в общем объеме привлечений - с 37,45% в 2015 г. до 54,56% в 2018 г., или на (+17,11%), и соответственного снижения доли привлечения депозитов от населения.
Динамику выдачи кредитных продуктов в банковской системе по видам собственности рассмотрим в табл. 2.
Таблица 2
Формы собственности Год Изменения 2018/2015
2015 2016 2017 2018 Абсолют. +- Относит. %
Государственные предприятия 1 626 028 1 669 850 2 182 565 2 168 176 542 148 33,34
Частные предприятия 4 981 871 4 027 374 2 672 592 2 609 952 -2 371 919 -47,61
Частные лица 1 858 906 1 665 351 1 577 713 1 827 418 -31 488 -1,69
Лизинг 5 654 6 369 2 068 2 812 -2 842 -50,26
Ипотека 166 052 167 709 185 829 209 132 43 080 25,94
Овердрафт 102 534 271 854 141 845 108 642 6 108 5,95
Предприниматели 2 595 942 2 095 205 1 836 452 1 814 563 -781 379 -30,10
Другие ^Источник: составле 4 673 но авторами на 26 338 основе Статис 9 016 Эпического банк 666 овского бюллеп -4 007 - -85,74
Из данных табл. 2 видно, что за период с 2015 по 2018 г. величина кредитов, предоставленных кредитными организациями, резко колеблется в зависимости от видов собственности организаций и форм кредитования. Стабильный рост наблюдается по выдаче кредитов для государственных предприятий и предоставления кредитов под ипотеку. В целом за анализируемый период величина выданных кредитов государственным предприятиям увеличилась на 542148 тыс. сомони или 33,34% и, соответственно, для ипотечной формы кредитования на 43080 тыс. сомони или 25,94%. Кредиты, выданные государственным предприятиям, как правило, направлялись на так называемые «юбилейные объекты». Последние мало коррелируют с ростом экономики и снижением уровня безработицы [13]. К сожалению, не сулит приятных вестей для экономики страны резкое снижение кредитования для частного сектора. Так, величина кредитов, выданных предприятиям негосударственной собственности за период с 20152018 г. сократилась на 2371919 тыс. сомони или же на 47%, а сектор предпринимательства пострадал от снижения уровня его кредитования на 30,1%. Также на развитие сектора экономики, в частности, на обновление основных фондов предприятий, отрицательно влияет заметное сокращение предоставления кредитов под лизинг, которое составляет 50,26%. Результат такой кредитной политики сказывается из года в год на увеличении безработицы, снижении по душевому доходу населения, так как малый и средний бизнес пассивно участвует в увеличении рабочих мест и обновлении основного капитала [15].
Рис. 2. Выданные кредиты по видам кредитных организаций за период 2015-2018 гг. (в тыс. сомони)
Так, объемы кредитов, выданных экономике всеми кредитными организациями за рассматриваемый период, сократились на 23% с 11,342 млрд сомони в 2015 г. до 874, 2 млн сомони в 2018 г. Учитывая ухудшение ситуации в банковской системе Республики Таджикистан за 2015 -2016 гг., оказавшей отрицательное влияние, объем рынка кредитов сократился. Доминирующая роль на рынке кредитных услуг за рассматриваемый период остается за банками, несмотря на падение их доли (- 6,34%). Объемы выданных банками кредитов сократились с 9350044 тыс. сомони в 2015 г. до 6700735 тыс. сомони в 2018 гг., или на 28%. За рассматриваемый период наблюдается тенденция роста абсолютных объемов кредитных услуг, оказанных населению. В микрофинансовых организациях (МФО) объемы выдачи кредитов выросли с 1991616 тыс. сомони в 2015 г. до 2040626 тыс. сомони в 2018 г., или увеличились на 2,46%. Однако удельный вес таких кредитов и в микрофинансовых организациях (МФО) за этот период увеличился с 17,5% в 2015 г. до 23,3% в 2018 г., или на 5,78%. По данным Национального банка Таджикистана, сегодня 28,6% населения страны имеют хотя бы один счет в банке, 81,2% населения осуществляют особые операции в банках (это прежде всего перевод денег, оплата по кредитам и т.д.). Это говорит о том, что с каждым годом количество счетов физических и юридических лиц увеличивается [16].
По итогам 2015-2018 гг. общий рост банковской клиентуры составил 21,1%. В результате этого количество клиентов банков среди населения впервые превысило 864 тысячи человек и увеличилось до 3431110. Также тенденцию роста можно увидеть в количестве счетов физических лиц, которые в 2018 г. по сравнению с 2018 г. увеличились на 610087 шт., или на 21,62%. Статистика счетов частных предпринимателей и юридических лиц в 2018 г. также демонстри-
рует рост на 2662 или на 3,19%.
Показатели Год Изменения 2015 г./2018 г.
2015 2016 2017 2018 Абсолют. Относит.
Общее количество счетов(шт.) 2 904 511 3 163 334 3 229 363 3 517 260 612 749 21,1
Счета физических лиц 2 821 023 3 087 569 3 150101 3 431 110 610 087 21,62
Счета юрид. лиц 83 488 75 765 79 262 86 150 2 662 3,19
Денежные переводы 2259 2160 2035 1986 -273 -12,1
^Источник: составлено авторами на основе статистического банковского бюллетеня.
Данные табл. 3 свидетельствуют о значительном сокращении суммы денежных переводов в Республике Таджикистан в 2018 г. по сравнению с 2015 г., снижение составило 273 млрд долл. (-12,1%). Понятно, что денежные переводы способствует увеличению источников доходов домашних хозяйств. Вместе с тем ряд многочисленных исследований, проведенных различными институтами и группами авторов в разные годы, показали, что из 100% поступивших переводов извне в республику 77% потребляется населением на потребительские расходы, а доля сбережений составляет 23% от их доходов, в т. ч. 12% процентов из них составляют краткосрочные и 11% долгосрочные. К сожалению, из них менее 30% попадают в банковскую сферу.
Таким образом, суммируя проанализированный материал по объекту исследования, можно определить следующие ориентиры на перспективу. Существующая в стране ситуация на рынке банковских продуктов в условиях цифровизации экономики не отвечает современным требованиям, наблюдается недостаточно эффективный механизм взаимодействия между потребителями и игроками рынка по поводу рационального использования денежных средств и современных банковских технологий. В перспективе важнейшим компонентом развития цифровой экономики являются создание технологической платформы, представляющей собой ключевую организационную инновацию в формировании конкурентоспособного банковского продукта и реализации его на финансовом рынке. Технологические платформы обеспечивают эффективное взаимодействие государства и бизнеса вокруг общей проблемы. На современном этапе одним из основных направлений развития на рынке банковских продуктов является внедрение информационных технологий и развитие дистанционного банковского обслуживания, в т. ч. посредством системы «Мобильный банк» для физических лиц и через системы «Интернет-банкинг» для физических и юридических лиц. Интернет-услугами на сегодняшний день пользуются всего лишь 20% населения Таджикистана, что является низким показателем [13].
Увеличение количества банковских счетов физических лиц, управляемых посредством Интернета, в 2018 г. по сравнению с 2015 г. на 154,4%, с одной стороны, говорит о развитии банковского обслуживания дистанционными каналами, с другой - требует их активного и эффективного развития.
Проблемой осуществления операций с помощью «Интернет-банкинга» является их ограничение некоторыми информационными и финансовыми услугами, из-за чего данная форма дистанционных банковских услуг развита на недостаточном уровне.
Как показывает практика, наиболее успешны на рынке банковских услуг те банки, которые используют современные информационные технологии в виде развитых автоматизированных банковских систем (АБС-Банк): ЦФТ - Банк, R-Style Softlab, Oracle FlexCube.
Использование развитой автоматизированной банковской системы с широким возможностями позволяет на базе конкретного банковского продукта, как базы, сформировать широкий ряд и расширить традиционный ассортимент банковских услуг с отличающимися параметрами обслуживания, тем самым позволяя максимально учесть все аспекты, намерения и определить поведенческие модели клиентов, двигаясь к более полному охвату населения банковскими услугами, привлекая их к использованию финансовых инструментов.
В целях дальнейшего развития и совершенствования платежной системы Республики Таджикистан Национальному банку следует сотрудничать с заинтересованными сторонами и поставщиками платежных услуг в целях создания условий для внедрения инновационных ре-
шений в систему розничных платежей, внедрения и развития технологий мобильных платежей.
Заключение. Отметим новизну и практические рекомендации исследования.
1. Анализ рынка банковских услуг Республики Таджикистан показывает, что ресурсная база банков формируется в основном за счет депозитов, что, в свою очередь, обеспечивает увеличение темпов развития предоставления кредитов и тем самым способствует стабильному развитию экономики страны, об этом говорят наиболее динамично развивающиеся сегменты депозитных и кредитных услуг. Однопроцентное увеличения депозитов банков способствуют росту ВВП страны на 0,56%, что является заметным драйвером роста.
2. Наблюдается в динамике серьёзное сокращение объемов кредитования малого и среднего бизнеса (за четыре года -47%), что сигнализирует о наличии отрицательных моментов в кредитной политике правительства и низком инвестиционном климате в стране. Положительной тенденцией в развитии сектора банковских услуг страны является увеличение количества счетов физических и юридических лиц. Но при этом особое внимание следует обратить на неравномерное развитие кредитного сегмента рынка банковских услуг среди предприятий разных форм собственности и форм кредитования.
3. С целью привлечения сбережений населения финансовым институтам страны необходимо разработать соответствующие механизмы, обеспечивающие сохранность и надежность вкладов населения через создание новых банковских продуктов, технологий и финансовых инструментов, что приведет к дальнейшему развитию банковских услуг на территории страны. Так как кредитные организации предоставляют услуги по международным и внутренним денежным переводам без открытия счетов для населения, можно сделать вывод о том, что с ростом доверия последних к кредитным институтам тенденция открытия новых банковских счетов населением будет увеличиваться, соответственно и вырастут объемы депозитов.
4. Установлено, что существующая в стране ситуация на рынке банковских продуктов в условиях цифровизации экономики не отвечает современным требованиям, наблюдается недостаточно эффективный механизм взаимодействия между потребителями и игроками рынка по поводу рационального использования денежных средств и современных технологий. В среднесрочной перспективе важнейшим компонентом развития цифровой экономики являются создание технологической платформы, представляющей собой ключевую организационную
Литература
1. Банковский статистический бюллетень, Официальное издание 2018 г. № 10 (219). - URL : http:// www.nbt.tj/upload/iblock/7eb/december_2018.pdf/ (дата обращения: 14.04.2019).
2. Ефремов, В. С. Бизнес-системы постиндустриального общества //Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 5.
3. Закон Республики Таджикистан о банковской деятельности от 26.12.2011 г. №782. Душанбе, 2009. -URL : zakon_o_bank_deyatel_s_30082018.pdf (дата обращения 20.04.2019).
4. Зиядуллаев, Н. С., Зоидов, К. Х., Зиядуллаев, У. С., Рахматова, З. И., Симонова, Ю. С., Зоидов, З. К. Экономическая безопасность национальной банковской системы в условиях глобализации ; под ред. чл. -корр. РАНВ.А. Цветкова, к.ф.-м.н., доцента К.Х. Зоидова. -М. : ИПР РАН, 2017.
5. Зоидов, К. Х., Урунов, А. А., Юсупова, Г. А., Юсупова, М. Р. Формирование инновационного пространства и регулирование тенденций развития банковских продуктов и технологий на финансовом рынке национальной экономики ; под ред. к.ф.-м.н., доцента К.Х. Зоидова. -М. : ИПР РАН, 2020.
6. Кузнецова, Е. И. Деньги, кредит, банки. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
7. Лаврушин, О. И., Афанасьев, О. Н., Корниенко, С. Л., Банковское дело : современная система кредитования. -М. : КНОРУС, 2012.
8. Лаврушин, О. И., Банковский менеджмент : учеб. Пособие. - М. : Омега-Л, 2014.
9. Масленченков, Ю. С. Технология и организация работы банка : теория и практика. - М. : Изд.-консалтинговая компания «Дека», 1998.
10. Перехожев, В. А. Современные подходы к пониманию категорий «банковский продукт», «банковская услуга» и «банковская операция» /В. А. Перехожев // Финансы и кредит. 2012. № 21. С. 32.
11. Тавасиев, А. М. Банковское дело. Управление и технологии. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
12. Урунов, А. А. Институциональный анализ особенности конструкции единого и общего экономического пространства // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. 2017. № 3 (97). С. 18.
13. Урунов, А. А., Родина, И. Б. Влияние искусственного интеллекта и интернет-технологий на национальный рынок труда // Фундаментальные исследования. 2018. № 1. С.138-142.
14. Черкашнев, Р. М. Использование современных информационных технологий в дистанционном обслуживании клиентов коммерческого банка : дис. канд. экон. наук: 2014/Р.М.Черкашнев ; Тамб. гос. ун
-т им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2014.
15. Юсупова, Г. А. Процентные ставки в условиях инфляции при оценке эффективности инвестиционных проектов // Вестник Бохтарского гос. ун-та имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. 2019. №1/2.(62). С. 205-208.
16. Юсупова, Г. А. Роль оценки денежных потоков в реализации инвестиционных проектов //Научные горизонты. 2019. № 5(21). С. 392-398.
17. Zoidov, K. Kh., Rakhmatova, Z. R., Zoidov, Z. K. Analysis and regulation of the national banking system as a factor of increasing the level of ensuring economic safety in the conditions of instability // Today and tomorrow of the Russian economy. 2018. No. 89-90. P. 86-108.
18. Zoidov, K. Kh., Rakhmatova, Z. R., Zoidov, Z. K. Modeling the impact of uneven external and internal threats on the economic security of the Russian banking system in conditions of instability // Scientific review. Series 1. Economics and law. 2018. No. 6 (December). P. 236-254.
References:
1. Bankovskij statisticheskij byulleten', Oficial'noe izdanie 2018 g. № 10 (219). - URL : http://www.nbt.tj/ upload/iblock/7eb/december_2018.pdf/ (data obrashcheniya: 14.04.2019).
2. Efremov, V. S. Biznes-sistemy postindustrial'nogo obshchestva //Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 1999. № 5.
3. Zakon Respubliki Tadzhikistan o bankovskoj deyatel'nosti ot 26.12.2011 g. №782. Dushanbe, 2009. -URL : zakon_o_bank_deyatel_s_30082018.pdf (data obrashcheniya 20.04.2019).
4. Ziyadullaev, N. S., Zoidov, K. H., Ziyadullaev, U. S., Rahmatova, Z. I., Simonova, YU. S., Zoidov, Z. K. Ekonomicheskaya bezopasnost' nacional'noj bankovskoj sistemy v usloviyah globalizacii ; pod red. chl.-korr. RAN V.A. Cvetkova, k.f.-m.n., docenta K.H. Zoidova. -M. : IPR RAN, 2017.
5. Zoidov, K. H., Urunov, A. A., YUsupova, G. A., YUsupova, M. R. Formirovanie innovacionnogo prostranstva i regulirovanie tendencij razvitiya bankovskih produktov i tekhnologij na finansovom rynke nacional'noj ekonomiki; pod red. k.f.-m.n., docenta K.H. Zoidova. - M. : IPR RAN, 2020.
6. Kuznecova, E. I. Den'gi, kredit, banki. -M. : YUNITI-DANA, 2014.
7. Lavrushin, O. I., Afanas'ev, O. N., Kornienko, S. L., Bankovskoe delo : sovremennaya sistema kreditovaniya. -M. : KNORUS, 2012.
8. Lavrushin, O. I., Bankovskij menedzhment: ucheb. Posobie. -M. : Omega-L, 2014.
9. Maslenchenkov, YU. S. Tekhnologiya i organizaciya raboty banka : teoriya i praktika. - M. : Izd.-konsaltingovaya kompaniya «Deka», 1998.
10. Perekhozhev, V. A. Sovremennye podhody k ponimaniyu kategorij «bankovskij produkt», «bankovskaya usluga» i «bankovskaya operaciya» / V. A. Perekhozhev //Finansy i kredit. 2012. № 21. S. 32.
11. Tavasiev, A. M. Bankovskoe delo. Upravlenie i tekhnologii. -M. : YUNITI-DANA, 2012.
12. Urunov, A. A. Institucional'nyj analiz osobennosti konstrukcii edinogo i obshchego ekonomicheskogo prostranstva // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2017. № 3 (97). S. 18.
13. Urunov, A. A., Rodina, I. B. Vliyanie iskusstvennogo intellekta i internet-tekhnologij na nacional'nyj rynok truda //Fundamental'nye issledovaniya. 2018. № 1. S.138-142.
14. CHerkashnev, R. M. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tekhnologij v distancionnom obsluzhivanii klientov kommercheskogo banka : dis. kand. ekon. nauk: 2014 / R.M.CHerkashnev ; Tamb. gos. un-t im. G. R. Derzhavina. - Tambov, 2014.
15. YUsupova, G. A. Procentnye stavki v usloviyah inflyacii pri ocenke effektivnosti investicionnyh proektov // Vestnik Bohtarskogo gos. un-ta imeni Nosira Husrava. Seriya gumanitarnyh i ekonomicheskih nauk. 2019. №1/2.(62). S. 205-208.
16. YUsupova, G. A. Rol' ocenki denezhnyh potokov v realizacii investicionnyh proektov // Nauchnye gorizonty. 2019. № 5(21). S. 392-398.
17. Zoidov, K. Kh., Rakhmatova, Z. R., Zoidov, Z. K. Analysis and regulation of the national banking system as a factor of increasing the level of ensuring economic safety in the conditions of instability // Today and tomorrow of the Russian economy. 2018. No. 89-90. P. 86-108.
18. Zoidov, K. Kh., Rakhmatova, Z. R., Zoidov, Z. K. Modeling the impact of uneven external and internal threats on the economic security of the Russian banking system in conditions of instability // Scientific review. Series 1. Economics and law. 2018. No. 6 (December). P. 236-254.