Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
481
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ / УРОВЕНЬ МОНЕТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ / ИПОТЕКА / BANKING SYSTEM / MONETARY POLICY / MONETARY UNITS / ECONOMY MONETIZATION LEVEL / MORTGAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мавлонкулов П. К., Джураев Б. М.

Банковская система Республики Таджикистан, как в целом и экономика республики, находится на стадии становления. Поэтому в данной сфере присутствуют много проблем, решение которых способствует развитию банковской системы и экономики в целом. К числу существующих проблем в банковской системе можно отнести неопределённость денежно-кредитной политики страны на долгосрочный период; низкий уровень монетизации экономики; нестабильность развития банковской системы и т.д.. Мы считаем, что для решения этих проблем важную роль играет Национальный банк Таджикистана. Предложенные нами меры в статье могут в определенной степени способствовать развитию банковской системы, благоприятствовать макроэкономической стабилизации и развитию экономики страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF TAJIKISTAN BANKING SYSTEM IN CONTEXT OF WORLD ECONOMY UNCERTAINTY

Banking system and the economy of the Republic of Tajikistan is at the formation level, that`s why there are a lot of problems and their solution results in the development of a banking system and economy. Long-term monetary policy uncertainty, low monetization level, banking instability are referred to current problems. The article considers that the National bank of Tajikistan plays an important role in solving these problems. The article suggests the measures that enable to develop the banking system and encourage macroeconomic stabilization and country economy development.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

П. К. Мавлонкулов, аспирант, Оренбургский государственный институт менеджмента e-mail: pmavlonkulov@mail.ru

Б. М. Джураев, кандидат экономических наук, Институт предпринимательства и сервиса

e-mail: ju.behzod@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Банковская система Республики Таджикистан, как в целом и экономика республики, находится на стадии становления. Поэтому в данной сфере присутствуют много проблем, решение которых способствует развитию банковской системы и экономики в целом. К числу существующих проблем в банковской системе можно отнести неопределённость денежно-кредитной политики страны на долгосрочный период; низкий уровень монетизации экономики; нестабильность развития банковской системы и т.д.. Мы считаем, что для решения этих проблем важную роль играет Национальный банк Таджикистана. Предложенные нами меры в статье могут в определенной степени способствовать развитию банковской системы, благоприятствовать макроэкономической стабилизации и развитию экономики страны в целом.

Ключевые слова: Банковская система; денежно-кредитная политика; денежные агрегаты; уровень монетизации экономики; ипотека.

В условиях начального этапа развития рыночных институтов банковская система Республики Таджикистана еще не реализовала всех своих стимулирующих возможностей. После преодоления трудностей и последствий гражданской войны банковская система Таджикистана до сих не приобрела необходимого запаса прочности и испытывает затруднения в наращивании своей капитальной базы.

Вопросы становления и развития банковской системы в период независимости изучались со стороны таких отечественных ученных, как Р. К. Рахимова, Шарифа Рахимзода, Х. У. Умарова, Б. Шарипова и других.

Несмотря на множество публикаций по проблемам становления и развития банковской системы, уровень разработки проблем остается недостаточным для целостного осмысления направлений повышения конкурентоспособности банковской системы Таджикистана, а также ее интеграции в мировую финансово-кредитную архитектуру.

Актуальность и практическая значимость данной статьи связана с тем, что создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской системы - одна из чрезвычайно сложных и важных задач экономической реформы в Таджикистане.

На современном этапе возникла необходимость уточнить роль банковской системы в обеспечении экономического роста в стране, выявить факторы ее устойчивости. Имеется и практическая необходимость изучения данной проблемы в связи с тем, что в настоящее время идет обсуждение стратегии развития банковского сектора Республики Таджикистана на период до 2020 года.

В условиях рыночной экономики банковская система в Республике Таджикистан является отраслью, при помощи которой можно стимулировать или сдерживать экономическое развитие страны. Стимулирующая же роль этой системы проявляется в полной мере, если она функционирует с учетом особенностей национальной экономики.

Экономике Таджикистана присущи следующие особенности. Во-первых, это экономика, которая функционирует как экономика суверенного государства, с точки зрения накопления опыта, непродолжительное время (с 1991 года). Во-вторых, это экономика, которая в результате гражданской войны понесла огромные материальные потери (по некоторым оценкам от 6 до 10 миллиардов долларов) и человеческие жертвы (более 150 тысяч человек). В-третьих, это

экономика, которая находится на переходном этапе - от централизованно-плановой к рыночной. В-четвёртых, в силу развития экономики республики в строгом соответствии с принципами разделения труда и специализации в рамках единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, развитие и размещение производительных сил республики происходило в ущерб комплексному и пропорциональному развитию народного хозяйства. В-пятых, из-за нестабильности политической ситуации на протяжении продолжительного времени реальное реформирование экономики с целью перехода на рыночные отношения началось лишь после установления мира и согласия в обществе, т.е. после 1997 года.

Вышеотмеченные особенности экономики Таджикистана предопределили динамику и уровень экономического развития, характер решения многочисленных социально-экономических проблем. Если говорить более конкретно, то следует отметить, что здесь ещё значителен разрыв современного объема производства продукции от начала спада в экономике (ВВП 2010 года, к ВВП 1990 года составляет 85,5%), уровень бедности - более 40%. Как показывает практика зарубежных стран, при таких условиях роль банковской системы в обеспечении дальнейшего роста экономики велика.

Банковская система, являясь ключевым звеном рыночной экономики, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, но и является ключевым звеном расчетного и платежного механизма хозяйственной системы страны [1].

От состояния финансово-кредитной системы государства существенным образом зависит степень защищенности и устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам, что имеет первостепенное значение для государственного суверенитета.

Не менее важно для государства устойчивое, надежное функционирование банковской системы страны. Без такой системы невозможно успешное осуществление государственных экономических, социальных, политико-правовых, экологических и других программ и проектов.

Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации. Изобретённая и построенная человеком, она воплотила в себе многогранный тончайший инструмент воздействия через валюту, деньги, банкноты, ценные бумаги на социально-экономические процессы, регулируя структуру, задавая направления развития и умело поддерживая стабильность функционирования денежного обращения, а посредствам него и всей экономики.

Банковская система Таджикистана является двухуровневой, схематически двухуровневая банковская система выглядит следующим образом (см. рис. 1):

Рис. 1. Структура банковской системы Таджикистана

Источник: составлено авторами.

Роль Национального банка Таджикистана в развитии экономики Таджикистана

Основными функциями Национального банка Таджикистана, как первого звена банковской системы являются:

1. Разработка и реализация денежно-кредитной политики Республики Таджикистан;

Национальный банк Таджикистана для осуществления своих задач в области денежно-кредитной и валютной политики использует следующие основные инструменты и методы:

- процентные ставки по операциям Национального банка Таджикистана (резервные требования);

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование банков;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров роста денежной массы.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 18% обязательств банка и другой кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных членов кредитных организаций.

Действующие нормативы обязательных резервов являются высокими в сравнении с разви-

тыми странами, где этот показатель колеблется в пределах 5-12%.

2. Проведение экономического и денежного анализа и внесение на его основе Правительству Республики Таджикистан предложения, а также доведение результатов анализа до сведения общественности.

Данная функция взаимосвязана с контролем уровня монетизации экономики. От уровня монетизации экономики зависит процесс товарооборота в стране.

Под монетизацией экономики понимают обеспеченность ее деньгами, так как недостаток денег, равно как и их избыток, отрицательно сказываются на товарообмене и, соответственно, на развитии рыночных отношений.

Обеспеченность деньгами товарооборота может быть измерена с помощью коэффициента монетизации экономики (Кт).

Коэффициента монетизации экономики (Кт) предлагается рассчитывать путем отнесения «широких» денег (по денежному агрегату М2 в условиях республики Таджикистана) к ВВП.

Исходя из сказанного, Кт исчисляется (в %) по формуле:

Кт = М2 / ВВП

Значение коэффициента монетизации ВВП является основным индикатором усилий государства и его Национального банка по обеспечению контроля за денежной массой, недопущения бесконтрольного роста денежного оборота в условиях недостаточности товарного предложения.

Международная практика показывает, что для проведения расчетов (нормального обмена товарами и услугами) необходима монетизация на уровне 40%. Для осуществления нормальных инвестиций в основной капитал уровень монетизации экономики должен быть не ниже 80%. В Китае уровень монетизации экономики находится на уровне 160%.

По состоянию на январь 2012 года в Таджикистане уровень монетизации составляет 13,8% (то есть соотношение денежного агрегата - М2 - 4,3 млрд сомони к ВВП - 31 млрд сомони). Повышению уровня монетизации в нашей экономике препятствует экономическая политика, проводимая Минфином и Нацбанком Таджикистана.

3. Выдача лицензии кредитным организациям для осуществления банковских операций, регулирование и надзор за их деятельностью.

В соответствии с законом РТ «О банковской деятельности» банки на основе получении лицензии НБТ могут провести следующие операции:

- привлечение депозитов и сбережений;

- выдача кредитов (обеспеченных и необеспеченных), в том числе:

а) потребительские, ипотечные и межбанковские кредиты;

б) факторинг;

в) форфейтинг;

- открытие и ведение банковских счетов;

- купля и продажа для себя или клиентов следующих средств:

а) инструментов денежного рынка (включая чеки, векселя, гарантийные письма и депозитные сертификаты);

б) иностранной валюты;

в) акций и других передаваемых ценных бумаг;

г) форвардных контрактов, соглашений о свопах, фьючерсах, опционах и других производных, касающихся валют, акций, облигаций, драгоценных металлов и камней или курсов и процентных ставок;

- предоставление банковских гарантий, учёт условных обязательств,

включая гарантии и аккредитивы для себя и клиентов;

- дистанционные банковские, клиринговые, расчётные и переводные

услуги, связанные с денежными инструментами, ценными бумагами, платёжными поручениями и другими платёжными инструментами (в том числе банковские платёжные карточки, чеки, дорожные чеки, вексели и другие);

- посредничество на денежном рынке;

- сейфовые операции, хранение ценностей (деньги, ценные бумаги, металлы, драгоценности и другое) и управление ими;

- оказание трастовых услуг (управление денежными средствами, ценными бумагами и другое в интересах и по поручению доверителя);

- кассовые операции: прием, пересчет, размен, обмен, упаковка и

хранение банкнот и монет;

- инкассация и пересылка банкнот, монет и ценностей;

- выдача поручительства, предусматривающего исполнение денежного обязательства перед третьим лицом;

- финансовая аренда (лизинг);

- операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в

соответствии с законодательством;

- предоставление услуг в качестве финансового агента;

- предоставление услуг в качестве советника или финансового консультанта;

- услуги по предоставлению финансовой и кредитной информации.

4. Выдача лицензии Бюро кредитным организациям для осуществления их деятельности, регулирования и надзора за их деятельностью;

Национальный банк Таджикистана дает лицензии банкам для осуществление своей деятельности на территории Таджикистана. В Республике Таджикистан по состоянию на 1 ноября 2012 года функционировали 16 банков, 299 их филиалов, 2 небанковские кредитные организации и 124 микрофинансовых организаций. Ежегодно наблюдается рост количества кредитных организации в РТ, о чём свидетельствует таблица 1.

5. Монопольное осуществление эмиссии денежной наличности, организация их обращения и их изъятия из обращения.

В соответствии с требованиями законодательства Республики Таджикистана Национальный банк Таджикистана имеет монопольное право на эмиссию национальной валюты Таджикистана.

Под эмиссией же понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Денежная масса - весь объём выпущенных в обращение бумажных банкнот и металлических монет, денежные средства на текущих счетах в банках. В статистических отчётах зачастую выделяется особо из общего объёма денежных средств в хозяйственном обороте сумма наличных денег.

Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. Чаще всего используют следующие агрегаты: МО = наличные деньги в обращении (бумажные и металлические деньги);

М1 = МО + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты). М2 = М1 + срочные вклады М3 = М2 + сберегательные вклады L = М3 + ценные бумаги В Таджикистане в последние годы используется 5 денежных агрегатов: М0, М1, М2, М3 и М4. В первый агрегат (М0) включаются наличные деньги (в национальной валюте). М1 содержит М0 и депозиты до востребования (в национальной валюте). М2 - еще один агрегат, в который, помимо агрегата М1 включены срочные депозиты. М3 - состоит из агрегата М2, а также включены облигации государственных займов. М4 - состоит аз агрегата М3 и депозиты в иностранной валюте. Структура денежной массы за последние годы в Таджикистане приведено в таблице 2.

Как видно на таблице 2, ежегодно денежная масса в обращении увеличивается в среднем от 21 до 35%%.

6. Хранение и управление золотовалютными резервами;

Одной из важных задач НБТ - это хранение и управление золотовалютными резервами страны. Важной функцией Национального Банка Таджикистана является хранение, умножение и рациональное использование золотовалютных резервов по поручению и в интересах общества. Надо отметит, что золотовалютный резерв страны ежегодно увеличивается. В 2012

Таблица 1

Количество кредитных и микрофинансовых организаций в Республике Таджикистан*

Годы Показатели 2008 2009 2010 2011 2012

Банки 12 13 14 15 16

Филиалы банков 238 240 242 272 299

Небанковские кредитные организации и микрофинансовые организации 112 121 123 124 126

году золотовалютные резервы Республики Таджикистан составили порядка 972 млн долларов. Объем золотовалютных резервов Таджикистана вырос за год к 1 января 2012 года на 170,4 млн долларов. В 2011 году этот показатель составлял 806 млн долларов в 2009 году он составил 358 млн долларов. Общий объем золота в резервах достиг 11000 килограммов [4].

Доллар США является основной резервной валютой мира. В течение последнего десятилетия более 60 % от общего объема золотовалютных резервов стран мира были в долларах США. Евро в настоящее время вторая по использованию резервная валюта, на его долю приходится 26%.

На сегодняшний день почти 50% золотовалютных резервов страны составляет золото. Остальные 50 % переведены на американский доллар, Евро и российский рубль.

Нахождение оптимального соотношения между накоплением и использованием золотовалютных резервов имеет большое экономическое и социальное значение. Для определения минимального необходимого объема золотовалютных резервов применяется несколько критериев используемых в международной практике. Во-первых, их уровень должен быть достаточным для покрытия объема трехмесячного импорта товаров и услуг. Во-вторых, их величина должна покрывать годовой объем выплат по внешнему долгу страны (критерий Гвидотти). В третьих, требуется обеспечение одновременного покрытия резервами и трехмесячного импорта, и годового объема выплат по внешнему долгу (критерий Редди).

На сегодняшний день объем золотовалютных резервов нашей страны вполне отвечает этим требованиям.

Главная задача Национального банка Таджикистана заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т.е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций. Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Национального банка. Национальный банк Таджикистана устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Национальным банком определяется также официальный курс национальной валюты к иностранным денежным единицам, который публикуется в печати.

Для дальнейшего совершенствования функционирования Национального Банка Таджикистана можно предложить следующие меры:

1. Создать условия для функционирования зарубежных банков на территории республики Таджикистан. Разрешить зарубежным банкам приобрести пакет акций наших банков, но не более 50%.

2. Необходимо поддержать золотовалютные резервы на должном уровне. С учетом изменения роли доллара в мировом масштабе, диверсифицировать валютные резервы в надежные мировые валюты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. С целью увеличения инвестиций в экономику и развития предпринимательства, снизить ставки рефинансирования до 6%.

4. Сейчас Национальный банк применяет и прямые и косвенные методы денежно-кре-

Таблица 2

Структура денежной массы в Таджикистане (тыс. сомони)*

Годы Денежный агрегат М0 (наличные деньги) Денежный агрегат М1 (М0+Безналичные средства) Денежный агрегат М2

2008 1 402 988 1 955 000 1 955 000

2009 1 768319 2 601 888 2 601 888

2010 2 002 602 3 214 294 3 214 294

2011 2 708 722 3 467 654 4 334 434*

2012 2 836 761 3 654 343 4 567 839

М2 - рассчитан с учетом облигации государственного займа

дитного регулирования. Однако уже назрела необходимость расширения косвенных методов регулирования и интенсивного развития финансовых рынков. Переход в большей мере к косвенным методам в дальнейшем будет эффективен при стабилизации денежного мультипликатора.

5. Желательно расширение участия государства в капиталах отдельных банков для расширения их работы с реальным сектором и направления кредитных ресурсов в жизненно важные отрасли экономики.

6. Для повышения доверия к Национальной валюте, увеличения предельной склонности к сбережениям и таким образом увеличение суммы привлечённых средств банков, нужно разработать систему государственного гарантирования вкладов или, другими словами, систему страхования депозитов до 20 тысяч со-мони;

7. Государство должно всячески способствовать развитию негосударственных пенси-

онных фондов и страховых компаний, так как они также играют большую роль в аккумуляции временно свободных денежных ресурсов и их перераспределении.

8. Национальный банк должен вести политику предупреждения банкротств банков, ибо банкротство банка имеет последствием «эффект домино» и более выгодно его предотвратить, чем эти последствия в дальнейшем «залечивать».

9. Влияние национального банка должно возрастать с расширением его операций на открытом рынке, с использованием как государственных, так и корпоративных ценных бумаг. Причем объемы операций будут служить целям обеспечения наилучших соотношений и размеров денежных агрегатов.

Предложенные меры могут в определенной степени способствовать денежной и кредитной политике государства, благоприятствовать макроэкономической стабилизации и развитию экономики страны в целом.

Литература

1. Усоскин, В. М. Современный коммерческий банк. Управление и операции / В. М. Усоскин. М., 1994.

2. Банковское дело : учебник / под. ред. Г. Г. Коробовой. - М., 2004.

3. Закон РТ «О банковской деятельности» Республики Таджикистан г. Душанбе, 19 мая 2009 года. - № 524.

4. Рахимзода, Ш. Денежное обращение и кредит / Ш. Рахимзода. - Душанбе, 2009. - 286 с.

5. URL: http://news.tj/ru/news/zolotovalyutnye-rezervy-tadzhikistana-sostavlyayut-972-mln.

References

1. Usoskin, V. M. (1994) Modern commercial bank. Management and operations. [Sovremenniy kommercheskiy bank. Upravlenie i opperatsii]. - M., 1994/

2. Banking [Bankovskoe delo: Ucheb / Pod. red. G.G. Korobovoy]. - M., 2004.

3. Law of Tadjikistan "On banking" of 19 May, 2009 [Zakon RT «O bankovskoy deyatelnosti» Respubliki Tajikistan g. Dushanbe, 19 maya 2009 goda] № 524.

4. Sharif Rahimzoda Currency circulation and credit [Sharif Rahimzoda: denejnoe obrashenie i credit]. - Dushanbe, 2009. - 286 p.

5. URL: http://news.tj/ru/news/zolotovalyutnye-rezervy-tadzhikistana-sostavlyayut-972-mln

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.