Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ'

ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / ИННОВАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВО / КОНЦЕПЦИЯ / ЭВОЛЮЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зоидов Кобилжон Ходжиевич, Урунов Асрор Алижонович, Харчилава Гоча Патаевич, Джабаров Абдуфаттох Абдувалиевич

Цель. Проанализировать общее состояние, обосновать необходимость формирования и перспективы развития таджикской модели инновационного пространства. Задачи. Исследовать проблемы формирования национального инновационного пространства в таджикской экономике и обосновать перспективы его развития как ключевого фактора социально-экономического прогресса на современном этапе технологической цивилизации. Методология. Методологической базой работы послужили методы эволюционно-институциональной теории, системного анализа, теории производственно-технологический сбалансированности как совокупность ключевых принципов и методов, реализация и использование которых позволит научно-обоснованно подойти к созданию инновационного пространства в национальной экономике. Результаты. Анализ состояния экономики страны показывает неготовность экономической системы к инновациям. Существует барьеры, тормозящие данный процесс. Доказано, что главной особенностью инновационного пространства на современном этапе развития является сложность, многофункциональность, определяющая необходимость принципиально новых подходов к управлению процессами его создания. Выводы. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обосновании приоритетов и перспектив развития инновационного пространства страны. Результаты работы могут служить основой для разработки стратегических планов технолого-инновационного развития республики, а также для формирования более совершенных механизмов технологической политики, включая инновационную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зоидов Кобилжон Ходжиевич, Урунов Асрор Алижонович, Харчилава Гоча Патаевич, Джабаров Абдуфаттох Абдувалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE SPACE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: ANALYSIS OF THE STATE AND DEVELOPMENT OPPORTUNITIES

Goal. To analyze the general state, to justify the need for the formation and prospects for the development of the Tajik model of the innovation space. Tasks. To investigate the problems of the formation of the national innovation space in the Tajik economy and to substantiate the prospects for its development as a key factor of socio-economic progress at the present stage of technological civilization. Methodology. The methodological basis of the work was the methods of evolutionary and institutional theory, system analysis, the theory of production and technological balance as a set of key principles and methods, the implementation and use of which will allow a scientifically sound approach to the creation of an innovative space in the national economy. Results. The analysis of the state of the country's economy shows that the economic system is not ready for innovation. There are barriers that hinder this process. It is proved that the main feature of the innovation space at the present stage of development is the complexity, versatility, which determines the need for fundamentally new approaches to managing the processes of its creation. Conclusions. The theoretical and practical significance of the work is to substantiate the priorities and prospects for the development of the country's innovation space. The results of the work can serve as a basis for the development of strategic plans for the technological and innovative development of the republic, as well as for the formation of more advanced mechanisms of technological policy, including innovation policy.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ»

УДК.330.341.13 ЗОИДОВ КОБИЛЖОН ХОДЖИ-

ЕВИЧ

к.ф-м.н., доцент, заведующий лабораторией Интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

ФГБУН Институт проблем рынка РАН, e-mail: kobiljonz@mail.ru

УРУНОВ АСРОР АЛИЖОНОВИЧ

д.э.н., профессор ФГБОУ «Государственный университет управления»,

e-mail: urunov@rambler.ru

ХАРЧИЛАВА ГОЧА ПАТАЕВИЧ

к.э.н., доцент ФГБОУ «Государственный университет управления»,

e-mail: ts-5@mail .ru

ДЖАБАРОВ АБДУФА ТТОХ АБДУВАЛИЕВИЧ

Аспирант, Худжандский политехнический институт Таджикского технического университета им. акад. М.С. Осими,

e-mail:

DOI: 10.26726/1812-7096-2021-7-112-120 ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Цель. Проанализировать общее состояние, обосновать необходимость формирования и перспективы развития таджикской модели инновационного пространства. Задачи. Исследовать проблемы формирования национального инновационного пространства в таджикской экономике и обосновать перспективы его развития как ключевого фактора социально-экономического прогресса на современном этапе технологической цивилизации. Методология. Методологической базой работы послужили методы эволюци-онно-институциональной теории, системного анализа, теории производственно -технологический сбалансированности как совокупность ключевых принципов и методов, реализация и использование которых позволит научно-обоснованно подойти к созданию инновационного пространства в национальной экономике. Результаты. Анализ состояния экономики страны показывает неготовность экономической системы к инновациям. Существует барьеры, тормозящие данный процесс. Доказано, что главной особенностью инновационного пространства на современном этапе развития является сложность, многофункциональность, определяющая необходимость принципиально новых подходов к управлению процессами его создания. Выводы. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обосновании приоритетов и перспектив развития инновационного пространства страны. Результаты работы могут служить основой для разработки стратегических планов технолого-инновационного развития республики, а также для формирования более совершенных механизмов технологической политики, включая инновационную политику.

Ключевые слова: национальная экономика, регион, инновация, пространство, концепция, эволюционно-институциональная теория, системный анализ, теория производственно-технологический сбалансированности, технологическая политика, инновационная система, экономические кризисы._

ZOIDOV KOBILZHON KHODZHIEVICH

Ph. D. in Physics and Mathematics, associate Professor, head of laboratory Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow, e-mail: kobiljonz@mail.ru

URUNOVASROR ALIZHONOVICH

Dr.Sc. of Economics, Professor of the State University of Management,

e-mail: urunov@rambler.ru

KHARCHILAVA GOCHA PATAEVICH

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the State University of Management,

e-mail: ts-5@mail .ru

D JABAROV ABDUFATTOKH ABDUVALIEVICH

Postgraduate student, Khujand Polytechnic Institute of the Tajik Technical University named after akad. M. S. Osimi,

e-mail:

INNOVATIVE SPACE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: ANALYSIS OF THE STATE AND DEVELOPMENT OPPORTUNITIES

Abstract. Goal. To analyze the general state, to justify the need for the formation and prospects for the development of the Tajik model of the innovation space. Tasks. To investigate the problems of the formation of the national innovation space in the Tajik economy and to substantiate the prospects for its development as a key factor of socio-economic progress at the present stage of technological civilization. Methodology. The methodological basis of the work was the methods of evolutionary and institutional theory, system analysis, the theory of production and technological balance as a set of key principles and methods, the implementation and use of which will allow a scientifically sound approach to the creation of an innovative space in the national economy. Results. The analysis of the state of the country's economy shows that the economic system is not ready for innovation. There are barriers that hinder this process. It is proved that the main feature of the innovation space at the present stage of development is the complexity, versatility, which determines the need for fundamentally new approaches to managing the processes of its creation. Conclusions. The theoretical and practical significance of the work is to substantiate the priorities and prospects for the development of the country's innovation space. The results of the work can serve as a basis for the development of strategic plans for the technological and innovative development of the republic, as well as for the formation of more advanced mechanisms of technological policy, including innovation policy.

Keywords: national economy, region, innovation, space, concept, evolutionary and institutional theory, system analysis, theory of production and technological balance, technological policy, in-

Введение. Процессы инновационного развития современных экономик интенсивно изучаются в последнее время российскими и зарубежными учеными. Исследуемой проблематике посвящены работы Глазьева С.Ю., Голиченко О.Г., Фроловой Н.Н., Дынкина А.С., Ивановой Н.В., Калмыквой Г.Р., Татаркина А.В., Ткаченко В.Н., Яременко Ю.В., Черевко И.В. и др., а также Лундвалла Б., Нельсона Р., Шумпетера Й. Ими изучены различные аспекты проблемы в области инновационных процессов, формирования национальных инновационных систем экономики как ключевого фактора развития [1-6].

Предварительное изучение опыта экономически развитых стран в области формирования инновационного пространства позволило выделить инновационные тренды, характеризующие их инновационную политику в этой области. Происходит упрочение взаимосвязей на национальном и международном уровнях, расширение кооперации инновационных систем и формирование так называемых «регионов знаний», создается и реализуется система стимулов для повышения общей интенсивности инновационной активности. Важнейшим трендом за рубежом является усиление государственного долгосрочного регулирования развития инновационной сферы экономики.

По степени активности вмешательства государства в управление инновационной экономикой выделяем три группы стран:

- в первой - реализуется концепция активного вмешательства (Япония, Германия и Франция);

- во второй - делается акцент на приоритет рыночного механизма (США и Великобритания);

- в третьей - характерен «промежуточный вариант» (КНР, Россия и др.).

Необходимость изучения, обобщения и использования положительного опыта других стран

в этой области не вызывает сомнения. Однако следует, прежде всего, учитывать принципиально новые характеристики современного этапа технолого-инновационного развития, а также таджикские национальные приоритеты, что требует создания национальной модели инновационного пространства. К сожалению, сегодня у правительства республики нет четких ориентиров на мобилизацию сил и средств для создания инновационно-активных предприятий и предоставления им комплекса преференций.

Целью статьи является анализ состояния и обоснование необходимости формирования национальной модели инновационного пространства и перспективы его развития. Объектом исследования является современное мировое и таджикское инновационное пространство, а предметом - механизм управления формированием прогрессивного инновационного пространства республики.

Методология исследования. Выявление перспективных направлений создания инновационного пространства должно иметь соответствующую методологическую базу. Определяющими принципами являются системно-комплексный, эволюционно-институциональный и детерминированный подходы, а также теория производственно-технологический сбалансированности. Методологической основой исследования также являются использование методов динамического, статистического и структурного анализа. Фактологическую базу исследования составили статистические и отчетные данные по промышленным предприятиям Республики Таджикистан.

Основные результаты исследования. При формировании и определении перспектив развития инновационного пространства Республики Таджикистан необходима объективная оценка динамики процессов, которые произошли с начала 90-х годов прошлого века в инновационной сфере, чтобы оценить приоритеты и наметить исходную базу дальнейших трансформаций. В 90-е годы ХХ века «наследственное ядро» технологического сектора экономики оказалось в значительной мере разрушенным, особенно в сферах военно-промышленного комплекса (ВПК), машиностроения, а технологические ценности, сложившиеся в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и СССР, разорваны. Спад таджикской экономики с начала 90-х годов ХХ века происходил на основе реализации принципа расчленения единых технологических комплексов на отдельные звенья, разрушая при этом целостность Единого народнохозяйственного комплекса (ЕНХК) СССР. Поэтому сегодня при оценке ситуации в республике необходимо учитывать упущенные возможности инновационного развития экономики из-за нарушения воспроизводства производственного и научного потенциалов. После открытия отечественного рынка соприкосновение Республики Таджикистана с мировым выявило низкую конкурентоспособность продукции, прежде всего, в гражданском секторе. Интенсивная импортная интервенция резко стимулировала спад производства, ослабление инновационной активности в производственных отраслях, эмиграцию отечественной научно-технической интеллигенции и «утечку» интеллектуальной собственности из страны и вдобавок - разруха от гражданской войны [7].

После 1991 г. доля наукоемкой продукции в экспорте отечественной обрабатывающей промышленности сократилась в 28 раз. Научно-технические кадры уменьшились в разы.

С начала 1990-х годов наука развивается в качественно новых экономических, социальных условиях, которые не соответствуют её институциональной структуре, закономерностям развития. Адаптация науки к новым условиям осуществляется при отсутствии четкой концепции реформирования. Сегодня экономическая наука намного политизирована и часто оправдает неверный курс правительства. Это касается, прежде всего, вопросов установления ставки рефинансирования, тарифов на электроэнергию, экспортно-импортных сделок, установления квоты, всяких поборов, связанных с оформлением недвижимости, технических средств передвижения, тарифов на авиаперевозки и многого другого, которые способствуют в целом

уменьшению платежеспособности людей и, как следствие, - снижению уровня и качества жизни.

Парадокс реформирования в Таджикистане заключается в ориентации, с одной стороны, на интеграцию с Россией и СНГ с развитием рыночных отношений, а с другой стороны, на фактическое уничтожение накопленного научно-технического потенциала страны.

При оценке возможности любой страны проводить независимую национальную экономическую политику, включая технологическую и инновационную, необходимо исходить из наличия собственного потенциала, а именно, наличия самодостаточной ресурсной базы, значительного интеллектуального потенциала; развитой промышленности, крупного рынка сбыта и инновационной инфраструктуры. При этом важным фактором инновационной активности является фактор общественного климата, который характеризует отношение общества к науке, развитию технологий, созданию и внедрению инноваций и его готовность осуществлять соответствующие инвестиции на эти цели. Сегодня, к сожалению, молодые научно -технические кадры не способны на инновационные идеи и творчества, а производственная и учебная база вузов и НИИ отраслей находятся в плачевном состоянии.

Анализ ресурсного потенциала инновационной сферы в Таджикистане показывает, что он находится в глубоком кризисе, во многом снижающем возможности, включая его рост и конкурентоспособность. В стране работает недостаточное количество ученых, а доля её на мировом рынке наукоемкой продукции составляет не более 0,0001%. Доля высокотехнологических производств в реальном секторе экономики страны и экспорта её наукоемкой продукции не обеспечивают необходимый уровень конкурентоспособности не только на мировых рынках, но и на рынке СНГ. Пока по уровню конкурентоспособности Таджикистан занимает 104-е место из числа 141 стран мира [8]. Имеет место сильное технологическое отставание, страна находится между IV и V технологическим укладом. Напомним, что сейчас в мире развивается VI технологический уклад по измерению акад. Глазьева С.Ю. Получается, республика отстает, как минимум, на 40-50 лет от мирового развития (примерно на один технологический уклад) [9]. Только 0,05% доли прироста ВВП Таджикистана достигается за счет высокотехнологического сектора, в то время как в развитых странах - более 60% [10-11], а в России около 8%.

Переход Таджикистана к инновационной экономике, к сожалению, при нынешнем базисе и надстройке нереален, так как она не обладает важнейшим условием - наличием национальных экономико-географических конкурентных преимуществ и научно-техническим заделом.

Энергетические и другие природные ресурсы, уникальное транспортно-географическое положение страны в будущем может создать стратегические преимущества для формирования многосторонних внешнеэкономических связей.

Основой обеспечения устойчивого и стабильного развития национальной экономики Республики Таджикистан является развитие инновационного потенциала промышленных предприятий. Оно в современных условиях является фундаментом их деятельности и способствует созданию высококачественных конкурентоспособных продукции и услуг, пользующихся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В 2019 г. по глобальному индексу инновационного развития (GII) Республика Таджикистан занимала 100-е место, в 2020 г. - 109-е место из числа 127 стран мира [8]. Рейтинг составлен на основе разработок шести научно-исследовательских организаций, среди которых такие крупнейшие научные структуры, как Корнелльский университет, Школа бизнеса INSEAD и WIPO - Всемирная организация интеллектуальной собственности. Глобальный инновационный индекс содержит подробные показатели инновационной деятельности 127 стран по всему миру. Рейтинг составляется на основе 81-го показателя отражающих, в т. ч., состояние политической среды, образования, инфраструктуры и бизнес-утонченности.

В настоящее время для ускорения темпов экономического роста и инновационного развития регионов с целью создания благоприятной институциональной среды формирования предпринимательского сектора в стране в 2016 г. Правительством Таджикистана принят ряд законодательных актов, среди которых документ под названием «Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 г. (НСР 2030)» [12].

Следует отметить, что в системе государственной политики, направленной на формирование инновационной экономики, основанной на знаниях, ключевое место занимает его регио-

нальный аспект. В связи с этим в вышеуказанном документе в качестве приоритетов инновационного развития поставлена задача в перспективе создания на уровне регионов страны различных видов инновационных инфраструктур, свободных экономических зон, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров инноваций и др.

Основной задачей и целью инфраструктурного обеспечения регионов, обозначенных в НСР 2030, является формирование в стране территории инкубаторов, способствующих повышению уровня социально-экономического и инновационного развития промышленных предприятий региона [12, 13]. Инновационный потенциал промышленных предприятий - один из важнейших элементов, которые будут определять будущее не только отдельных предприятий, регионов, но и всей страны в целом. Промышленные предприятия Согдийской области представляют собой самостоятельный хозяйствующий субъект в предпринимательском секторе региона, который производит и реализует промышленную продукцию. Конкурентоспособность произведенной продукции на рынке и в то же время развитие предприятия возможно только при эффективном использовании инновационного потенциала предприятия: разработки и широкого распространения новых продуктов, внедрения 1Т-технологий в процессе производства и управления бизнес-деятельности. Вместе с тем для создания благоприятной среды для инновационного развития, в первую очередь, необходимо наращивать уровень накопленного инновационного потенциала промышленных предприятий региона как базового условия развития экономики страны в целом. По мере наращивания уровня инновационного потенциала промышленных предприятий региона создается новая инновационная продукция и формируется рынок инноваций. В целом, высокий уровень использования инновационного потенциала предприятий является гарантией устойчивого роста экономики региона и способствует повышению уровня социально-экономической стабильности.

По данным Министерства промышленности и новых технологий республики, в Согдийской области работают 688 различных промпредприятий, что составляет 30,8% от общего количества всех фабрик и заводов по стране. Второй по количеству предприятий стала Хатлонская область, в которой на сегодня функционируют 606 или 27,2% предприятий. На третьем месте Душанбе - в столице в полном объеме функционируют 468 объектов, а это 21% от общего числа предприятий. Далее следуют районы республиканского подчинения - 423 промпредпри-ятия, что составляет 19%, и Горно-Бадахшанская автономная область, в которой зафиксировано 47 действующих предприятий или 2,1% от общего объема. Так, объем производства в Душанбе с января по август 2020 г. составил 6128 млн сомони, в Согдийской области - 3470 млн сомони, а в Хатлонской области - 496 млн сомони. Кроме того, в структуре производства продукции наибольший удельный вес - 51,4% от общего республиканского объема - приходится на Согдийскую область [14]. В регионе сконцентрированы, относительно крупные промышленные предприятия, имеется достаточно развитый кадровый потенциал, что свидетельствует о высоком инновационном потенциале. Однако ограниченность финансовых ресурсов, так же как недостаточная развитость инновационной инфраструктуры в регионе, усложняет эффективную реализацию инновационного потенциала промышленных предприятий.

Социально-экономические и политические факторы, препятствующие инновационному развитию страны:

- высокая ставка рефинансирования с 10,75%;

- высокая инфляция от 6 до 9%. Уровень инфляции, вероятно, превысит целевой показатель Национального банка, отражая последствия влияния девальвации обменного курса национальной валюты;

- неоправданно высокие тарифы на электроэнергию. Нигде в мире домохозяйства не платят за электроэнергию от 15 до 28% доли месячного дохода семьи, причем при совокупном среднем доходе в 200 долл. США;

- низкий уровень сбережения населения;

- неэффективное функционирование институтов рынка и неоправданно высокие трансак-ционные издержки их во взаимодействии с бизнесом;

- утраты доверия бизнеса в правильности курса реформ и развития в целом экономики страны;

- неоправданно долгое затягивание вопроса присоединения страны в Евразийский эконо-

мический союз.

Инновационный потенциал предприятия, региона и страны в целом во многом связан со спросом на инновационные продукты, а данный вид спроса коррелируется напрямую с уровнем сбережения. Очевидно, что при низком или отсутствием сбережения люди часто удовлетворяют свою нужду покупкой товаров и услуг низкого качества. Таковыми могут быть товары секонд-хенд. Сбережения - часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей. А будущие потребности, как правило, связаны либо с инновационными продуктами, либо с восстановлением здоровья. Поэтому в стране не зря последние годы увеличиваются торговые точки с товарами б/у из стран Европы и Китая. Рост экономики в этом случае происходит за счет растущего удовлетворения внутреннего спроса, связанного с приростом численности населения, а не благодаря инновационным товарам, т. е. видно, что происходит интенсивный тип развития.

Предпосылки перехода Республики Таджикистан к инновационному пути развития требуют ускоренного институционального преобразования в сферах образования, здравоохранения и, конечно же, промышленности. В перспективе это может быть достигнуто, но лишь при условии технологического прорыва, прежде всего, в управленческой деятельности, включая деятельность в области формирования инновационного пространства и при формировании наивысшего инвестиционного климата, чего сегодня либо нет, либо на низком уровне и считается более актуальным.

В экономически развитых странах создание высокотехнологичных отраслевых кластеров привело при минимуме бюджетных средств к достижениям в развитии отраслей и регионов в силу наличия у них таких системных свойств, как интегративность и саморазвитие - самоорганизация с возникновением эффекта синергии [15].

Эффекты от деятельности кластеров имеют место как на уровне отдельных или нескольких его элементов (внутренний эффект), так и на уровне экономики региона или страны (внешний эффект). Внутренний эффект обусловлен синергетикой, которая проявляется при взаимодействии участников кластера. Внешние эффекты являются результатами преимуществ, возникающих на основе кластера (налоговые поступления, инвестиционная привлекательность, занятость населения).

Инновационный кластер следует рассматривать как сложную подсистему национальной и региональной инновационной системы, так как он представляет совокупность следующих элементов, имеющих свою внутреннюю структуру: наука, образование, организации инфраструктуры, крупные предприятия, малый и средний бизнес. Кластер является открытой системой, базирующейся на экономическом взаимодействии научных, образовательных, производственных организаций. В СССР существовали так называемые «научно-производственные комплексы» или «территориально-производственные комплексы (ТПК)». В частности, в Таджикской ССР имелся «Южно-Таджикский территориально-производственный комплекс» [16].

По мнению специалистов, главное отличие кластера от ТПК состоит в том, что кластер учитывает рыночный механизм, т. е. создается самими предприятиями для повышения собственной конкурентоспособности. Для создания эффективного инновационного пространства необходимо развитие такой организационной формы, которая обеспечивает новые формы интеграции науки с производством.

Перспектива развития инновационного экономического пространства республики связана с дальнейшим развитием сетевых структур, кластеров и технологических платформ. Об этом свидетельствуют ряд публикации авторов в республике [17, 18].

Основными направлениями развития современных интегрированных структур являются:

- усиление влияния конечного потребителя на основе интегрированного взаимодействия субъектов сети;

- обеспечение прозрачности, адресности результатов деятельности звеньев сети для принятия решений по совместному управлению активами;

- концентрация материальных и нематериальных активов в ядре управления сетью;

- создание единой системы управления качеством;

- превращение инновационной составляющей в основу стратегического развития.

Важнейшим механизмом развития инновационного пространства являются технологиче-

ские платформы, представляющие собой ключевую организационную инновацию в создании и использовании благоприятных к инновациям рынков. Технологические платформы обеспечивают взаимодействие государства, бизнеса, науки и образования в общем видении научно -технологической революции и общих подходах к разработке соответствующих технологий. Они являются новым инструментом формирования инновационной инфраструктуры. Технологические платформы объединяют заинтересованные стороны, включая региональный уровень, в определении и решении долгосрочных задач инновационного развития.

Функционирование рассмотренных механизмов, способствующих развитию инновационного экономического пространства, возможно только на базе адекватного механизма государственного регулирования в этой области.

Механизм государственного регулирования развития инновационного пространства должен учитывать, во-первых, экономическую специфику данного образования; во-вторых, особенности его формирования в национальной экономике и, в-третьих, положительный опыт регулирования инновационных систем в развитых странах.

В целом ориентация государственной политики в Таджикистане на данном этапе должна быть направлена на создание современной инновационной системы, так называемой инновационной экосистемы, обладающей такими свойствами, как: высокая степень самоорганизации на основе динамического гомеостаза; коэволюция, обеспечивающая взаимное развитие при взаимодействии; эмерджентность - целостность при наличии свойств системы не присущих ее элементам.

Эффективность и качество такой инновационной системы будет определяться, прежде всего, инновационностью экономики, инновационным потенциалом и инновационной безопасностью.

Для формирования инновационного пространства должна быть создана сеть прогностического обеспечения инновационного развития. Данная сеть призвана дополнить действующие на региональном, местных уровнях такие сетевые структуры, как информационная сеть для исследований и образования, центры обмена инновациями, инновационные контактные пункты, центры инновационной поддержки, сеть учреждений по оценке технолого-инновационного развития. Функционирование сети прогностического обеспечения инновационного развития должно базироваться на реализации целостного подхода к оценке национальных и региональных систем.

Основу сети прогнозирования должно составить стратегическое информирование, которое представляет собой комплекс мероприятий по поиску, переработке, распространению информации с целью предоставления ее надлежащим лицам в нужное время для принятия рациональных решений.

Необходимо разрабатывать также карту инновационных тенденций как инструмента мониторинга инновационного развития. Карта представляет так называемую платформу для сбора, регулярного обновления и анализа информации на коммуникативном и страновом уровнях по вопросам инновационного финансирования, бизнеса, защиты интеллектуальной собственности и передачи технологий.

Основные компоненты, которые должны содержаться в данной карте: инновационное табло, включающее набор агрегированных данных для сравнения и анализа активности стран в различных областях инновационной деятельности; тематические обзоры инновационной политики как платформы для оценки эффективности, применяемых в странах инновационных

Литература

1. Акаев, А. А., Коротаев, А. В. О начале фазы подъема шестой кондратьевской волны и проблемах глобального устойчивого роста //Век глобализации. 2019. Т. 29. № 1. С. 3-17.

2. Голиченко, О. Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы /Центральный экономико-математический институт РАН. - М. : Наука, 2011.

3. Занг, В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории ; пер. с англ. - М. : Мир, 1999.

4. Зоидов, К. X Инновационная экономика : опыт, проблемы, пути формирования. - М. : ИПР РАН, 2006.

5. Иванова, Н. И. Национальные инновационные системы. - М. : Наука, 2002.

6. Нельсон, Р., Уинтер, С. Эволюционная теория экономических изменений. - М. : Дело, 2002. Серия «Современная институционально-эволюционная теория».

7. Авезов, А. Х., Урунов, А. А., Рахими, Ш. Стратегическое управление устойчивым развитием промышленности РТ // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия: Естественные и экономические науки. 2017. M 2 (41). С. 190-194.

8. Глобальный индекс инноваций [Электронный ресурс]. - URL : https://www.globalinnovationindex.org/ analysis-indicator.

9. Глазьев, С. Рывок в будущее : Россия в технологическом и мирохозяйственном укладе. - М. : Книжный мир, 2018.

10. Нурдинов, Б. X. Формирование и эффективное использование регионального инновационного потенциала (на материалах Центрального Таджикистана) : дис. ... канд. экон. наук. -Душанбе, 2019.

11. Файзуллоев, М. К. Формирование и развитие национальной инновационной системы Республики Таджикистан (методологические подходы и механизм управления) : дис. ... д-ра экон. наук /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2012.

12. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 г. Утв. Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 1 декабря 2016 г. M 636. - Душанбе, 2016. С. 38.

13. Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 гг. Утв. Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 30.04.2011 г. M 227. - Душанбе, 2011. С. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Аминджанова, М. М. Институциональные изменения в развитии регионального предпринимательского сектора // Россия в XXI в. : глобальные вызовы и перспективы развития : материалы Восьмого международного форума. 2019. С. 317-320.

15. Бетелин, В. О новой технологической революции и готовности к ней экономики России // Экономист. 2018. M 2. С. 3-9.

16. Матвейкин, В. Г., Дворецкий, С. И. и др. Инновационный потенциал : современное состояние и перспективы развития. - М. : Машиностроение, 2007..

17. Урунов, А. А. Современные противоречия экономической интеграции в региональном объединении ЕАЭС//Экономика и предпринимательство. 2017. M 8-3 (85-3). С. 132-137.

18. Юсупова, Г. А. Теория формирования инвестиционно-финансового механизма управления развитием регионов // Ученые записки Худжандского гос. ун-та им. академика Б. Гафурова. Серия: Естественные и экономические науки. 2017. M 1 (40). С. 366-376.

19. Porter, M. E. Competitive Advantage of Nations. - New York : Free Press, 1990. - 2nd ed. - New York : Free Press, 1998.

20. Зоидов, К. X., Урунов, А. А., Юсупова, Г. А., Юсупова, М. Р. Формирование инновационного пространства и регулирование тенденций развития банковских продуктов и технологий на финансовом рынке национальной экономики ; под ред. к.ф.-м.н., доц. К.Х. Зоидова. - М. : ИПР РАН, 2020.

References:

1. Akaev, A. A., Korotaev, A. V. O nachale fazy podëma shestoj kondrat'evskoj volny i problemah global'nogo ustojchivogo rosta // Vek globalizacii. 2019. T. 29. № 1. S. 3-17.

2. Golichenko, O. G. Osnovnye faktory razvitiya nacional'noj innovacionnoj sistemy / Central'nyj ekonomiko-matematicheskij institut RAN. - M. : Nauka, 2011.

3. Zang, V.-B. Sinergeticheskaya ekonomika. Vremya i peremeny v nelinejnoj ekonomicheskoj teorii ; per. s angl. - M. : Mir, 1999.

4. Zoidov, K. H. Innovacionnaya ekonomika : opyt, problemy, puti formirovaniya. - M. : IPR RAN, 2006.

5. Ivanova, N. I. Nacional'nye innovacionnye sistemy. - M. : Nauka, 2002.

6. Nel'son, R., Uinter, S. Evolyucionnaya teoriya ekonomicheskih izmenenij. - M. : Delo, 2002. Seriya «Sovremennaya institucional'no-evolyucionnaya teoriya».

7. Avezov, A. H., Urunov, A. A., Rahimi, SH. Strategicheskoe upravlenie ustojchivym razvitiem promyshlennosti RT // Uchenye zapiski Hudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Seriya: Estestvennye i ekonomicheskie nauki. 2017. № 2 (41). S. 190-194.

8. Global'nyj indeks innovacij [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.globalinnovationindex.org/analysis-indicator.

9. Glaz'ev, S. Ryvok v budushchee : Rossiya v tekhnologicheskom i mirohozyajstvennom uklade. - M. : Knizh-nyj mir, 2018.

10. Nurdinov, B. H. Formirovanie i effektivnoe ispol'zovanie regional'nogo innovacionnogo potenciala (na materialah Central'nogo Tadzhikistana) : dis. ... kand. ekon. nauk. -Dushanbe, 2019.

11. Fajzulloev, M. K. Formirovanie i razvitie nacional'noj innovacionnoj sistemy Respubliki Tadzhikistan (metodologicheskie podhody i mekhanizm upravleniya) : dis. ... d-ra ekon. nauk /Moskovskij gosudarstvennyj universitet ekonomiki, statistiki i informatiki. - M., 2012.

12. Nacional'naya strategiya razvitiya Respubliki Tadzhikistan na period do 2030 g. Utv. Postanovleniem Madzhlisi namoyandagon Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan ot 1 dekabrya 2016 g. № 636. - Dushanbe, 2016. S. 38.

13. Programma innovacionnogo razvitiya Respubliki Tadzhikistan na 2011-2020 gg. Utv. Postanovleniem Madzhlisi namoyandagon Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan ot 30.04.2011 g. № 227. - Dushanbe, 2011. S. 5.

14. Amindzhanova, M. M. Institucional'nye izmeneniya v razvitii regional'nogo predprinimatel'skogo sektora // Rossiya v XXI v. : global'nye vyzovy i perspektivy razvitiya : materialy Vos'mogo mezhdunarodnogo foruma. 2019. S. 317-320.

15. Betelin, V. O novoj tekhnologicheskoj revolyucii i gotovnosti k nej ekonomiki Rossii // Ekonomist. 2018.

№ 2. S. 3-9.

16. Matvejkin, V. G., Dvoreckij, S. I. i dr. Innovacionnyj potencial : sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. -M. : Mashinostroenie, 2007..

17. Urunov, A. A. Sovremennye protivorechiya ekonomicheskoj integracii v regional'nom obSdinenii EAES // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 8-3 (85-3). S. 132-137.

18. YUsupova, G. A. Teoriya formirovaniya investicionno-finansovogo mekhanizma upravleniya razvitiem re-gionov // Uchenye zapiski Hudzhandskogo gos. un-ta im. akademika B. Gafurova. Seriya: Estestvennye i ekonomicheskie nauki. 2017. № 1 (40). S. 366-376.

19. Porter, M. E. Competitive Advantage of Nations. - New York : Free Press, 1990. - 2nd ed. - New York : Free Press, 1998.

20. Zoidov, K. H., Urunov, A. A., YUsupova, G. A., YUsupova, M. R. Formirovanie innovacionnogo pros-transtva i regulirovanie tendencij razvitiya bankovskih produktov i tekhnologij na finansovom rynke nacion-al'noj ekonomiki; pod red. k.f.-m.n., doc. K.H. Zoidova. - M. : IPR RAN, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.